Выписка из журналов заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2019 года под председательством Святейшего Патриарха Кирилла
 
СЛУШАЛИ:

Рапорт Преосвященного епископа Троицкого Панкратия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, относительно ходатайства Преосвященного Владивостокского включить имя иерея Павла Лазарева в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Справка:

Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: "В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной комиссией по канонизации святых" (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении Новомучеников и исповедников Российских).

Священник Павел Андреевич Лазарев родился в городе Колывани на реке Обь в 1877 году в семье мещанина. Обучался в Томской губернской ветеринарно-фельдшерской школе, затем три года проходил службу фельдшером в Сибирском резервном артиллерийском дивизионе. В 1904 году он состоял регентом Никольской церкви в Никольск-Уссурийском. В 1908 году - женился, впоследствии в его семье родилось четверо детей.

Павел Лазарев был рукоположен архиепископом Владивостокским и Камчатским Евсевием (Никольским) в сан диакона в 1912 году, в сан священника - в 1915 году. В 1918 году он служил штатным священником Свято-Троицкой церкви села Антоновка Приморской области. Священник Павел собирал среди прихожан продовольственную помощь для обедневших людей и сам развозил ее нуждающимся. Он обучал детей основам религиозной жизни, Закону Божиему.

В канун праздника Пятидесятницы 1919 года один из жителей села предупредил отца Павла, что ночью за ним придут "красные партизаны". Прихожанин просил священника скрыться у родственников в близлежащем городе Спасск, однако священник отказался от такого предложения. Когда ночью в его дом вошли девять вооруженных людей и объявили, что он арестован, отец Павел был уже одет и ждал их. Он встал перед образами Спасителя и Божией Матери, помолился, надел наперсный крест, простился и благословил детей. Своей жене сказал: "Не горюй! Молись Царице Небесной. Она не оставит вас".

"Партизаны" отвезли отца Павла в соседнюю деревню Никитовку, где в помещении начальной школы устроили допрос. Невольными свидетелями ложного "суда" над священником стали школьный сторож Татьяна и ее муж. Согласно их рассказу один из членов отряда заявил священнику, что Бога нет, а священники выдумали Его, чтоб держать народ в страхе и подчинении. В качестве условия освобождения священнику Павлу было предложено объявить народу, что он всех обманывал, а также прилюдно снять крест и рясу. На это священник твердо заявил, что не откажется от Бога и что готов принять смерть за веру Христову.

Мученическая кончина иерея Павла Лазарева наступила в Пятидесятницу 1919 года. Тяжелораненного после расстрела священника бросили умирать в лесу близ Никитовки.

По записи в метрической книге Спасо-Преображенской церкви села Спасское смерть священника Павла Андреевича Лазарева наступила 20 мая / 2 июня 1919 года.

Сохранились дневниковые записи супруги отца Павла - Клавдии Николаевны. Она записала такие его слова "...Я ясно вижу, что задача людей не переделывать государственный строй, а работать над человеческой личностью, и самому быть лучше и за Истину Святую даже идти на страдания". Своей жене он часто советовал: "Молись за меня Господу, чтобы я не устрашился страданий и мук, а бодро стоял за веру в Господа Христа до смерти...".

ПОСТАНОВИЛИ:

  1. Включить имя иерея Павла Лазарева в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.
  2. Память священномученика Павла Лазарева совершать 20 мая / 2 июня в день его мученической кончины.
  3. Честные останки священномученика Павла Лазарева, в случае их обретения, считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание.
  4. Писать новопрославленному святому иконы для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора.

СЛУШАЛИ: Рапорты Преосвященного митрополита Петрозаводского и Карельского Константина, председателя Синодальной богослужебной комиссии, и Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского совета Русской Православной Церкви, о представлении на утверждение Священного Синода ряда богослужебных текстов и текстов акафистов.

ПОСТАНОВИЛИ:

  1. Утвердить к общецерковному богослужебному употреблению представленные тексты служб:
    • Пресвятой Богородице в честь иконы Ее "Всецарица";
    • преподобномученицам Анне и Матроне Алексиевским;
    • преподобному Мисаилу Абалакскому.
  2. Одобрить для употребления за богослужением и в домашней молитве предложенные тексты:
    • акафиста Рождеству Христову;
    • акафиста Пресвятой Богородице пред иконой Ее "Донская";
    • акафиста Пресвятой Богородице пред иконой Ее "Млекопитательница";
    • акафиста Пресвятой Богородице пред иконой Ее "Отрада" ("Утешение");
    • акафиста преподобной Александре Дивеевской;
    • акафиста преподобному Севастиану Карагандинскому;
    • акафиста праведному Алексию, пресвитеру Московскому;
    • акафиста праведной Софии, княгине Слуцкой.
  3. Направить утвержденные богослужебные тексты и тексты акафистов в Издательство Московской Патриархии для включения в богослужебные сборники
Месяца марта в 1-й день
Преподобномучениц Анны и Матроны (Макандиных) Алексиевских
Тропарь, глас 5:
Христа Господа Иисуса верныя ученицы,/ Церкве Русския избранныя агницы,/ обители Алексиевския славо и украшение,/ преподобныя страстотерпицы Анно и Матроно,/ легкое иго и язвы Его любовию носяще,/ лествицею мучений к Нему, яко Небесному Жениху, востекли есте,/ Егоже молите сохранити в благочестии люди земли Русския/ и спасти души наша.
Кондак, глас 4:
Яко крини багряновиднии,/ посреде терний безбожия/ в земнем Отечестве вашем процвели есте,/ преподобномученицы Анно и Матроно честныя,/ подвиги воздержания страданием украсившя,/ востекли есте к Небесному Жениху Христу,/ Иже увенча вы красотою славы нетленныя.
Преподобному Севастиану Карагандинскому, исповеднику, Кондак 1
Избранный преемниче благодати старчества Оптинскаго, в годину гонений лютых кроткий за веру Православную страдальче, граду Караганде богодарованный светильниче и всея страны Казахстанския неусыпный хранителю, Церкве Русския похвало и всех христоименитых людей радование, ублажаем подвиги твоя и с любовию вопием ти: Радуйся, преподобне отче Севастиане, веры Православныя исповедниче.
Материал официального сайта Русской Православной Церкви (patriarchia.ru)