Слово ректора ПСТГУ в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Исполнилось 20 лет прославления новомучеников и исповедников Российских

Поздравляю Вас, дорогие отцы, братия и сестры с великим праздником Русской Церкви - днем памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Господь сподобил нас, представителей моего поколения, принять от своих родителей горькую и в то же время святую весть - о страдальцах за веру. Мое поколение уже почти их не застало, хотя некоторых из этих святых подвижников мы видели и знали. Большая же часть этих святых мучеников и исповедников окончила свою жизнь в первой половине ХХ века.

Как только в нашем Отечестве явилась свобода, мы сразу постарались воскресить эту весть о страдальцах за веру в памяти нашего народа. Мы стали искать сведения о пострадавших за веру, работать в архивах, искать родных, собирать воспоминания, письма, документы, которые сохранились от них. Перед нами открылось огромное поле деятельности. Все больше и больше людей принимали участие в этом деле, и оно дало удивительный плод - появилась База данных о пострадавших за веру, стало известно о расстрелянных и погребенных на Бутовском полигоне, о котором никто ничего не знал, открылись имена всех, кто там был расстрелян, хотя ранее все это было тщательно скрыто.

Нашему университету удалось поучаствовать в подготовке прославления Собора новых мучеников и исповедников Церкви Русской в 2000 году, у нас была написана икона Новомучеников, большую копию которой вы можете видеть на стене в Соборной палате. Мы в университете трудились как могли для прославления новомучеников, и Господь дал нам удивительный дар - это здание, два храма, Соборную палату, святое место, из которого вышло на подвиг воинство новых мучеников и исповедников Российских, показавших путь и благословивших весь церковный народ на стояние за веру. Они были первыми, а за ними пошли многие тысячи других воинов Христовых.

Здесь, в Соборной палате, мы находимся у истоков подвига, который можно сравнить только с подвигами древних величайших святых. Им предстоял неравный бой, у них не было никакой власти, не было никакого оружия. Они могли противостоять только духовно - верой и любовью. Почти все они были убиты, как овцы заколения, они не сопротивлялись, не бунтовали. Они шли на смерть, сознавая, что их долг - свидетельствовать о своей вере, и она обязывает их отдать свою жизнь за Христа. А те из них, кто остался в живых - исповедники, пережили невыразимые страдания, пытки и муки. В то время казалось, что все они потерпели поражение, потому что были уничтожены или изгнаны. Церкви были закрыты или взорваны, монастыри, духовные школы закрыты, многие святыни уничтожены.

В моем детстве найти Евангелие было почти невозможно, можно было иногда найти старую, потрепанную книжечку у знакомых старушек. В то время уже никто не говорил о вере, о Христе - теперь это уже трудно представить. В моей школе не было ни одного верующего ученика или преподавателя, в университете на курсе из 600 человек не было ни одного верующего: все были комсомольцы, и меня старались заставить вступить в комсомол. Приходилось скрывать свою веру. Нас учили наши духовные наставники, что отрекаться от веры нельзя, но скрывать - нужно. Это было время после самых страшных кровавых гонений, но гонение еще продолжалось, и Церковь наша была поистине мученицей.

Все священнослужители были в каком-то смысле мучениками, потому что каждый день своей жизни они были гонимы. Тогда казалось, что все погибло, что Россия стала атеистической страной. За границей ее называли страшными словами - <империя зла>. Но прошло семьдесят лет после начала гонений, и пришла свобода, Церковь за короткое время возродилась, как птица-феникс из пепла. Народ вернулся в Церковь, а коммунизм и воинствующий атеизм исчезли, как дым от лица огня.

Наши святые мученики победили, и это важнейший урок для всех нас. Они нам показали пример веры, верности, любви к Богу и ближнему, показали нам цену этого призрачного мира.

Теперь мы живем в другое время, но духовная брань продолжается. Воинствующий атеизм побежден и низложен, но пришла другая напасть - новые идолы вместо истинного Бога, и самый главный из них - мамона, деньги. Этому языческому божеству теперь поклоняется большая часть людей в мире. Люди не ищут истинного Бога, для них бог - это деньги, ради которых они готовы на все. Победить эту напасть будет не легче, чем атеизм.

В наше время тоже нужны вера, умение жертвовать своим благополучием, имуществом, деньгами, пристрастиями к земному благополучию, комфорту для того, чтобы сберечь самые главные ценности, которые нас ожидают на небе. Для того, чтобы путь к небу не был забыт или утрачен нашим народом, мы должны свидетельствовать о вере не только словами, но и делами. Мы должны жить, пренебрегая всем остальным ради Христа, и учиться этому у святых мучеников во главе с нашим покровителем, святым Патриархом Тихоном, у святых отцов Поместного Собора и всех мучеников, имена которых теперь уже известны.

Сегодня мы здесь совершаем Божественную Литургию в память о новомучениках и исповедниках. Смерть стоит на пороге у каждого из нас, и наше вечное будущее зависит от того, как мы сейчас будем жить. Будем ли мы верить, очищать наше сердце для благодати Божией, искать настоящей любви к Богу и к ближнему, хранить чистоту и истинную веру нашу? Этот подвиг стояния за веру требуется всегда от всех христиан, во всех поколениях, во всех обстоятельствах. Чтобы устоять в вере, будем просить помощи у Бога и у наших святых, которые часто ценой своей земной жизни сохранили веру для нас.

Еще раз поздравляю вас с этим праздником и желаю вам полюбить мучеников всем сердцем своим!

9 февраля 2020г.