Священномученик Серафим (Самойлович), архиепископ Угличский - период игуменства в Толгском мужском монастыре
диакон Сергий Николаев,
сотрудник научно-исследовательского отдела
Новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ
31 июля 2020г. -- 140 лет со дня рождения архиепископа Серафима Самойловича

Отмечая 700-летие Ярославского Толгского монасты?ря, небезынтересно обратиться к временам 100-летней давности, когда праздновался 600-летний юбилей монастыря. В это время наместником монастыря был игумен Серафим (Самойлович), бу?дущий архиепископ Угличский, пострадавший впоследствии за Христа и теперь причисленный к лику новомучеников. Сначала иеромонах, потом игумен Серафим возглавлял монастырь пример?но 4,5 года, с июня 1910 г. по сентябрь 1915 г.

В единственном известном житии священномученика Сера?фима об этом периоде его жизни говорится совсем немного, чуть больше пол страницы текста[1]. В данной работе использованы ма?териалы Государственного архива Ярославской области, фонда Ярославского Толгского монастыря ь 245, в котором сохранилось примерно 50 единиц хранения (дел) документов указанного пери?ода жизнедеятельности монастыря. Также использованы перио?дические издания тех лет, а именно ?Ярославских Епархиальных Ведомостей? и ярославской газеты ?Голос?. Важное место в ра?боте заняло юбилейное издание 1913 г. ?Ярославский первокласс?ный Толгский монастырь. Историко-статистический очерк. 1314- 1914?[2].

Будущий архиепископ Серафим (Симеон Николаевич Самойлович) родился 19 июля 1880 г.[3] В 1902 г. по окончании Полтавской духовной семинарии был командирован в Алеутско-Аляскинскую епархию, во главе которой в то время стоял будущий Патриарх епископ Тихон (Белавин). Будучи преподавателем миссионерской школы сначала в г. Уналашка[4], а потом в г. Ситка[5], Симеон Самойлович усердно проходил свое служение. В 1905 г. епископом Аля?скинским Иннокентием (Пустынским)[6] он был пострижен в мона?шество с именем Серафим и вскоре посвящен в сан иеродиакона. В 1906 г. рукоположен в сан иеромонаха, после чего назначен в Нучекский[7] приход и начальником Нучекской духовной миссии. Следует отметить, что святитель Тихон ценил иеромонаха Серафи?ма как ревностного и умелого миссионера. В 1907 г. архиепископ Тихон уезжает в Россию на Ярославскую кафедру[8], а вслед за ним в конце 1908 г. возвращается на Родину и иеромонах Серафим.

В 1909 г. иеромонах Серафим продолжает свое служение мис?сионера во Владикавказской епархии. 13 апреля 1910 г.[9] отец Се?рафим был назначен в г. Могилев наместником Могилево-Братского монастыря, однако принять управление монастырем он, по-видимому, не успел[10].

Совсем скоро, 29 апреля 1910 года, скончался наместник Ярос?лавского Толгского мужского монастыря архимандрит Порфирий (Кулаков)[11]. Настоятель монастыря Высопреосвященный Тихон (Белавин), архиепископ Ярославский, назначил временно управля?ющим монастырем казначея иеромонаха Афанасия, который, од?нако, был не склонен управлять монастырем, а позднее отказался и от казначейства[12].

Вопрос выбора наместника был обострен тем, что через не?сколько лет предстояло отметить важнейший юбилей для всей Ярославской земли - 600-летие Толгского монастыря. Этот вопрос висел в воздухе. Так, предыдущий наместник, почивший архиман?дрит Порфирий имел глубокую заботу о предстоящем юбилее оби?тели и, проявляя особую бережливость, сохранял свои сбережения для ремонта монастыря[13]. Видимо, хорошо помня по Американской епархии успешное ревностное служение иеромонаха Серафима (Самойловича), архи?епископ Тихон выбрал именно его, быть может, последний и сам просился под его архипастырское руководство. Во всяком случае, несмотря на уже совершившееся назначение в г. Могилев, архи?епископ Тихон сумел добиться в Синоде назначения иеромонаха Серафима на освободившуюся должность наместника Толгского первоклассного монастыря.

Официальное назначение состоялось резолюцией архиепископа Тихона от 23 июня 1910 г.[14] Однако реально обязанности намест?ника иеромонах Серафим принял несколько раньше, о чем говорят следующие документы. С одной стороны, сохранившийся доку?мент от 13 мая резолюцией архиепископа Тихона был направлен казначею монастыря иеромонаху Афанасию, исполняющему обя?занности начальника монастыря[15]. С другой стороны, уже 28 мая архиепископ Тихон жалобу о недостойном поведении одного ие?ромонаха Толгского монастыря своей резолюцией направляет На?местнику Толгского монастыря иеромонаху Серафиму. Содержа?ние жалобы состояло в том, что при посещении с Толгской иконой Божией Матери ярославского купца И. В. Егорова этот иеромонах в грубой форме в присутствии гостей потребовал увеличить плату за молебен, чем и оскорбил последнего. Как видно из документа, в исполнение резолюции, иеромонах Серафим сначала сделал про?винившемуся внушение лично, а потом вместе с ним ездил раз?бираться к купцу Егорову, в результате чего указанный иеромонах признал свою порочность и просил прощения у купца Егорова[16]. Отсюда видно, что иеромонах Серафим действует в этой ситуации уже как признанный наместник монастыря. Таким образом, где-то в промежуток между 13 и 28 мая новый наместник иеромонах Се?рафим (Самойлович) прибыл в Толгский монастырь.

9 июля, почти сразу после назначения иеромонаха Серафима, архиепископ Тихон приезжает в Толгский Монастырь для обо?зрения[17]. Следует отметить, что Толгский монастырь находится в девяти километрах выше по течению р. Волги от Ярославля, и са?мым удобным способом до него добраться было путешествие на пароходе. По всей видимости, это было первое посещение архи?епископом Тихоном Толгского монастыря при новом наместнике, и вероятно именно тогда архиепископ Тихон поручил отцу Сера?фиму разработать вопрос о достойном ознаменовании 600-летнего юбилея монастыря[18].

По приезде в Ярославль иеромонах Серафим сразу становит?ся в кругу высшего городского духовенства и постоянно служит с архиепископом Тихоном на всех больших церковных торжествах Ярославской епархии. Так, только за 1910 год, не считая праздника Толгской иконы Божией Матери, иеромонах Серафим участвовал в следующих богослужениях: 7-8 июля ? день 300-летия Казанского женского монастыря г. Ярославля; 19-20 июля ? 50-летие основа?ния Софийского женского монастыря в г. Рыбинске; 5-6 августа - праздник Преображения Господня в Спасо-Преображенском мо?настыре; 18-19 сентября в день памяти Ярославских чудотворцев Феодора, Давида и Константина; 21-го октября, в день восшествия на престол Государя Императора Николая Александровича[19]. То же продолжалось и в последующие года пребывания архиепископа Тихона на Ярославской кафедре[20].

Наместничество иеромонаха Серафима началось с наведения порядка внутри самой братии монастыря. Вскоре за указанной выше жалобой последовала еще одна жалоба от 2-го июня 1910 г. о нетрезвом иеродьяконе Толгского монастыря, непотребно ру?гавшемся в присутствии дам за то, что его не пустили в лодку. Пришлось сделать дознание, запретить его в священнослужении, а через некоторое время он был отправлен в Юрский монастырь[21] на исправление[22]. Другого иеродьякона, замеченного до бессозна?тельного состояния пьяным, пришлось отстранить от должности у свечного ящика, а самого оштрафовать на 10 рублей в пользу монастыря[23]. Также отец Наместник был вынужден провести рас?следование по поводу статей в газетах о недостойных поступках монахов Толгского монастыря. Не все оказалось правдой, однако нравы этих монахов желали быть лучшими. Еще одного монаха за зазорное поведение пришлось отправить опять же в Югский мо?настырь на черные работы с запрещением носить рясу и клобук[24]. Все это делалось с согласования и по распоряжению Высокопре?освященного Тихона.

Возникший убыток в братии отец Серафим старался скорее восполнять. Как можно видеть из сохранившихся указов Ярослав?ской Духовной Консистории за 1910-1915 гг., за пять лет намест?ничества отца Серафима были рукоположены из братии по край?ней мере 4 иеромонаха, три иеродьякона, пострижены 7 монахов, приукажены[25] 5 послушников из тех, кто находился на испытании. Кроме того, в 1912 г. в монастырь переведен казначей Тверского Успенского Желтикова монастыря иеромонах Спиридон, который в марте 1913 г. был назначен казначеем уже Толгского монастыря.

По ходатайству наместника заведующим подворья Толгского мо?настыря в г. Рыбинске становится иеромонах Ростовского Троице-Варницкого монастыря Аполлинарий[26]. Случалось и отказывать некоторым просителям попасть в братию Толгского монастыря за неимением места[27].

В 1913 году в монастыре было 35 человек братии: Наместник, Казначей, Духовник, Заведующий подворьем в г. Рыбинске, Ризни?чий, 10 рядовых иеромонахов, 7 иеродьяконов, 5 монахов и 8 по?слушников. Кроме того в монастыре жили еще 35 человек певчих и послушников на испытании. Всего 70 человек[28]. В 1915 году по ходатайству игумена Серафима восстановлена должность эконома монастыря, которая с давних пор была отменена, а обязанности нес так называемый рассадник монастыря[29].

С самого начала своего наместничества иеромонах Серафим взялся за благоустройство жизни в обители. Так, уже в августе 1910 г. отец Серафим добился разрешения приобрести и носить оружие лесному сторожу и садовнику монастыря[30]. В октябре того же года получил благословение архиепископа Тихона о проведении в монастырь телефонного сообщения и направил об этом заявле?ние в Уездную управу[31]. Точно известно, что за 1913 год Толгский монастырь уже платил за пользование одним телефонным аппа?ратом[32]. А в июле 1914 года благодаря телефонному звонку были вовремя предприняты меры по тушению пожара, возникшего на лесной даче[33] монастыря[34]. Отец Серафим привел в порядок мона?стырскую пристань в соответствии с новыми правилами, причем Костромская комиссия по освидетельствованию судов в августе 1912 г., по осмотре, признала пристань отвечающей своему назна?чению[35]. В 1913 году был проведен осмотр лесных дач монастыря лесником из Лесоохранительного комитета Ярославской Губернии. Лесник сделал замечания по формированию границ участков и не?правильной высадке молодняка, а также предлагал их исправить[36].

В рамках подготовки к юбилею в 1911 г. начались большие ре?монтные работы. В Спасской больничной церкви были покрашены внутренние и наружные стены, каменный пол заменен деревян?ным, заново позолочен иконостас, некрашеные прежде купола по?крыты алюминием. В этом же году была обновлена наружная по?краска надвратной Никольской церкви, а также заново вызолочен ее купол. В часовне на могиле убиенных поляками иноков проби?ты два окна, а стены покрашены краской и расписаны живописью. Покрашена колокольня, а новые купол и крест покрыты железом и позолочены. Была отреставрирована обветшавшая живопись под Святыми вратами. Вся ограда Кедрового сада была покрыта желе?зом и покрашена[37].

Накануне празднования Толгской иконы Божией Матери 7 авгу?ста 1911 г. перед началом Божественной литургии архиепископ Ти?хон совершил освящение престола в теплом зимнем храме в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня[38].

В 1912 г. монастырь переходит к реставрационным работам бо?лее затратным и профессиональным. В ответ на запрос архиепи?скопа Тихона Святейший Синод разрешил произвести работы по ремонту храмов монастыря с израсходованием на сей предмет из монастырских средств до 24384 р.[39] Во Введенском соборе Толгско?го монастыря была произведена промывка всего иконостаса, были позолочены нижний его ярус и киоты с резьбой на двух колоннах. В южном приделе святых князей Федора, Давида и Константина Ярославских чудотворцев были промыты стены и иконостас, от?реставрирована арка и стена при входе с паперти, при этом был восстановлен открывшийся под старой краской древний орнамент.

В теплой Воздвиженской церкви была обновлена живопись вну?три храма, прописано около 40 новых изображений, перезолочены все иконостасы и киоты. Расширен Толгский придел за счет при?мыкавшего к нему коридора, пол выложен железными плитами[40]. Со второй попытки, после исправления недостатков первого про?екта, игумен Серафим утвердил проект устройства нового крыльца в теплую церковь монастыря в Императорской Археологической Комиссии, после чего началась ее постройка. Строительство шло за счет средств, оставшихся от почившего наместника архимандрита Порфирия[41]. Все работы производились под наблюдением академика Члена Императорской Археологической Комиссии Тай?ного Советника Е.А. Сабанеева[42].

Был произведен ремонт церковной утвари монастыря, выделе?ны средства на позолоту и серебрение подсвечников, киотов, панихидника и евангелия; были заказаны свечи для паникадила и гробница для частичек мощей[43]. В ?Ярославских епархиальных ве?домостях? духовенство и все чада епархии в ознаменование гряду?щего юбилея призывались поучаствовать в сооружении надгроб?ной раки над могилой основателя монастыря святителя Трифона[44].

Иеромонах Серафим привлекался и к общеепархиальной дея?тельности. Весной 1912 г. Ярославский комитет Православного миссионерского общества в специальном обращении за подписью Председателя общества архиепископа Тихона просит его ?при?нять на себя звание Действительного члена Ярославского коми?тета Православного миссионерского общества и принять участие в правлении сего комитета?[45]. 11 мая 1912 г. иеромонах Серафим был возведен в сан игумена[46].

В начале 1913 г. Толгский монастырь получил от Главного Управления Землеустройства и Земледелия около пяти десятин казенной земли с лесом из урочища ?Красный бор? в полутора верстах от монастыря и 4000 рублей на переноску туда трех мона?стырских деревянных зданий и устройства школы пчеловодства и огородничества для мальчиков. Еще в 1910 г. на рапорте иеромона?ха Серафима о подготовке к юбилею архиепископ Тихон поставил следующую резолюцию: ?хорошо было бы еще при монастыре устроить какое-либо благотворительно-просветительское учреж?дение, в роде, например, приюта для мальчиков с ремесленными классами?. Все силы теперь были направлены на реализацию это?го замысла. Обучение предполагалось трехлетнее с практически?ми занятиями и обучением ремесленным навыкам[47].

В 1913 году проходило празднование 300-летия дома Романо?вых, в рамках которого планировалась поездка Императора и Его Августейшей Семьи по городам России, в том числе и в Ярославль. В связи с чем ожидалось посещение Ими и Толгского монастыря.

К этому времени монастырь был уже хорошо отреставрирован, так что белоснежная громада монастыря, с сияньем его куполов и крестов, представляла необыкновенно красивый вид[48]. В северо-западной стороне монастыря находился пруд, который, загнивая летом, представлял неудобство для монастыря. К Царскому при?езду этот пруд был засыпан, и на его месте разведен цветник[49].

За полтора месяца до приезда Императорской Семьи в монасты?ре был поселен сотрудник из жандармерии, командированный для несения службы по охране. Просьба о его размещении в монастыре пришла из Ярославского Губернского Жандармского Управления с грифом ?Совершенно-секретно?. Наместника монастыря обязали составить список лиц, которые будут присутствовать в монастыре во время Их посещения[50].

21 мая 1913 г. Его Императорское Величество с Августейшей Семьей посетили город Ярославль и Толгский монастырь. Духо?венство прибрежных храмов, расположенных между городом и монастырем с обеих сторон реки Волги, выходило в полном об?лачении с хоругвями на берег реки к специально оборудованным аркам, украшенным цветами, и при движении Царского парохода осеняли крестом Августейших Особ[51].

На пристани Толгского монастыря при встрече парохода ?на?местник игумен Серафим имел счастье выразить Его Императорскому Величеству одушевляющие Толгскую обитель верноподданнические чувства и просить милостиво осчастливить посещением Толгскую обитель?, - говорилось в рапорте о посе?щении монастыря Его императорским Величеством. В самом мо?настыре Августейшую Семью встречал архиепископ Тихон с бра?тией монастыря. После краткого молебна игумен Серафим ?имел счастье давать объяснения об истории монастыря и стенной жи?вописи?. Посмотрев ризницу, они отправились в кедровую рощу, которая произвела глубокое впечатление своими дивными высо?кими, могучими кедрами. ?При прощании у кедровой рощи Госу?дарь Император, благоизволил милостиво благодарить и вы?разить, что Их Величества много слыхали о Толгском монастыре и давно хотели посетить его, а теперь Им было приятно провести здесь это время?[52].

Позже Император Николай II прислал телеграмму, в которой вместе с Императрицей благодарил Владыку и братию Толгского монастыря за молитвенные благожелания к Ним и всей Их Семье: ?С искренней радостью вспоминаем посещение Нами святой оби?тели?, - писал Император[53].

В память этого радостного события Толгская обитель выстро?ила храм-часовню при готовящейся к открытию школе пчеловод?ства и огородничества, посвященный Небесному Покровителю Наследника Цесаревича и Великого Князя Алексея Николаевича - святителя Алексия Московского. 29 сентября 1913 г. прошло тор?жественное открытие школы, которое было ознаменовано освяще?нием храма-часовни. После совершения Божественной литургии в Толгском монастыре торжественный крестный ход двинулся в сторону школы, где его уже ожидали архиепископ Тихон и епископ Рыбинский Сильвестр (Братоновский). После совершения молеб?на было провозглашено многолетие Императору и всему Царству?ющему дому, а отец Наместник обратился к собравшемуся в боль?шом количестве народу с объяснением значения происшедшего события. Школа пчеловодства и огородничества со столярным, токарным и корзиночным мастерством была открыта на средства Толгского монастыря и благотворителей города Ярославля. Школа предназначалась для детей окрестного населения и была рассчита?на на обучение 25 мальчиков, при школе имелся приют[54].

В 1913г. был отремонтирован странноприимный дом - гостини?ца для паломников, расположенный с северной стороны за оградой монастыря. Ремонт проведен на 5000 рублей, пожертвованных к юбилею архиепископом Тихоном[55]. Основательный ремонт произ?веден и на подворьях в гг. Рыбинске и Ярославле[56]. 9 октября 1913 г. архиепископ Тихон перед началом Божественной литургии в хра?ме Рыбинского Толгского подворья совершает освящение вновь устроенного придела в честь Всех Святых[57]. К юбилею под руко?водством игумена Серафима Дмитрием Орловым был составлен историко-статистический очерк на 172 страницы с фотографиями: ?Ярославский первоклассный Толгский монастырь. 1314-1914?[58].

1914 г. начался с больших перемен в Ярославской церкви. 2 ян?варя 1914 г. указом Святейшего Синода архиепископ Тихон пере?водился на Литовскую кафедру, а с Литовской кафедры на Яро?славскую переводился митрополит Агафангел (Преображенский)[59]. Накануне отъезда 19 января архиепископ Тихон служил свою про?щальную Литургию, на которой ему сослужил и игумен Серафим[60]. Почти три года отец Серафим трудился под руководством Высоко?преосвященного Тихона, являясь близким его сослуживцем и по?мощником. Получив от него в послушание настоятельство Толг?ского монастыря и подготовку его к юбилею, игумен Серафим, как видно, вполне оправдал доверие своего архипастыря. Совсем скоро, 5 февраля, игумен Серафим в составе ярослав?ского духовенства встречал на вокзале нового Ярославского архие?рея архиепископа Агафангела (Преображенского)[61], он же являлся и новым настоятелем Толгского монастыря.

Главным событием 1914 года в Толгском монастыре были под?готовка и празднование юбилея монастыря. Сам праздник явле?ния Толгской иконы Божией Матери, ?Толгин день?, как его по-простому называли в народе, отмечался 8 августа и продолжался еще два дня, 9 и 10 числа. Рабочий люд, не имевший возможности приехать в дни праздника, по давно сложившейся традиции при?езжал в ближайшее после праздника воскресенье. В эти дни па?роходные кампании устанавливали специальные рейсы, которые доставляли множество богомольцев из Ярославля.

7-го вечером обычно совершалась малая вечерня и молебен у Толгской иконы Божией Матери. В 6 часов вечера начинался бла?говест ко Всенощной, которая заканчивалась только к 10 часам. На ночлег богомольцы размещались в гостинице, в широких трехсто?ронних папертях Введенского собора и в коридоре, проведенном от собора в теплый Крестовоздвиженский храм. В 5 и 7 утра на? чинались ранние Литургии во Введенском и Крестовоздвиженском храмах, оба храма переполнялись молящимися. К 8 часам утра на специальном пароходе прибывал крестный ход из города Ярос?лавля для участия в торжественном монастырском крестном ходу вокруг обители, который и совершался сразу после водосвятного молебна.

В 10 часов утра начинался благовест к поздней Литургии, ко?торая совершалась с особой торжественностью архиепископом Ярославским в сослужении высшего городского духовенства и старшей братии монастыря. На Литургии присутствовали высшие гражданские власти, многие именитые граждане Ярославля и та?кое множество народа, что им бывала покрыта вся монастырская площадь, а также пространство перед монастырем подле Святых ворот со стороны реки Волги. После поздней Литургии совершал?ся молебен у иконы Божией Матери, после чего Ярославский архи?епископ благословлял крестный ход для возвращения его в Ярос?лавль[62]. По окончании службы народ перемещался в кедровый сад. Желающим бесплатно раздавали монастырский хлеб и квас[63].

На второй день праздника после поздней Литургии соверша?лась торжественная панихида по основателю монастыря святите?лю Трифону. Эта традиция подчеркивала преемственность братии от своего давно почившего настоятеля[64].

Помимо церковного празднования эти дни сопровождались на?родными гуляниями, горожане часто приезжали просто весело провести время, погулять на природе. У пристани перед мона?стырскими стенами располагалось множество торговых палаток. ?Над чайными и другими палатками развеваются флаги. По земле стелется самоварный дым. Пахнет постным маслом от жарящихся пышек. Обычная картина праздничной Толги. Масса торговцев: со сластями, над которыми летают не то пчелы, не то осы, - с просты?ми игрушками, с булками, рыбой, яблоками и прочими фруктами, серебряными и медными кольцами; восточные человеки располо?жились на земле: с орехами, финиками, шепталой, изюмом вино?градом и т.п.?, - писали в то время в Ярославской газете ?Голос?.

У соседней деревни Жеребково была устроена карусель, откуда доносились звуки гармоники и барабана[65].

Подготовка празднования 600-летия монастыря проводилась на высшем уровне, с участием церковных и гражданских сил ярослав?ской губернии. Во главе с Преосвященным Сильвестром, еписко?пом Рыбинским, был создан специальный комитет по подготовке торжества. Среди 28 членов Комитета, прибывших на первое засе?дание, игумен Толгского монастыря Серафим числится только на девятом месте. Он вошел в Исполнительную Комиссию, которая должна была подготовить ряд вопросов к обсуждению на следу?ющих заседаниях Комитета и привести в исполнение вынесенные решения[66].

На совещаниях Комитета было решено следующее: обустроить три брезентовых навеса, каждый по 60 квадратных саженей для размещения паломников на ночлег; подготовить для бесплатной раздачи народу образки, брошюры и листки духовного содержа?ния; пригласить 300 дружинников из Союза Русского Народа для наблюдения за порядком среди богомольцев, распределения их на ночлег и раздачи хлеба и кипятка; установить около 200 военных палаток для размещения точек раздачи хлеба и литературы, разме?щения военных и дружинников и др.; помимо врача, размещение которого в монастыре на время праздника было ежегодной обязан?ностью наместника, выделить специальный дежурный пароход с медперсоналом для перевозки больных[67].

Трагические известия о вступлении России в войну за неделю до юбилея потрясли ярославцев. Началась Первая мировая война. 30 июля по просьбе командира Гроховского пехотного полка иеро?монах Толгского монастыря совершил молебствие в г. Рыбинске по случаю отправки полка на фронт[68]. Накануне праздника, 6 августа, начались боевые действия русской армии против Австро-Венгрии. Праздник Толгской иконы Божией Матери стал центром усилен?ной молитвы ко Пресвятой Владычице Богородице об успешном окончании войны и победе России. Торжества прошли под руко?водством архиепископа Ярославского Агафангела спокойно и бла?гополучно. Все запланированное было сделано в срок. Долгождан?ный юбилей был с достоинством отпразднован, а игумен Серафим за понесенные труды был удостоен ордена Святой Анны 3-й сте?пени[69].

Паломники продолжали приезжать для поклонения Чудотвор?ной иконе и после праздника. Отец наместник всегда тепло и ра?душно принимал посетителей монастыря. Сохранился рассказ одной из учениц Рыбинской частной женской гимназии о таком теплом приеме[70], а также прошения и благодарности о посещении монастыря различными учебными заведениями[71].

По окончании торжеств игумен Серафим деятельно отреагиро?вал на бедственное военное положение страны. В конце августа он с братией монастыря пишет прошение на имя архиепископа Агафангела об устройстве и содержании при монастыре лазарета для раненых на 10 коек, об отчислении 500 рублей на нужды раненых, а также о разрешении в продолжение войны 3% братской кружки отдавать на нужды войны[72]. Кроме того в монастыре был открыт патронат для нижних чинов, признанных не годными к военной службе, но не могущих по каким-либо причинам отправиться на родину. В школу пчеловодства и огородничества были приняты двое детей лиц погибших в бою[73].

В 1915 году игумен Серафим продолжал заниматься делами мо?настыря. Нужно было защищать монастырский лес от желающих проделать через него дорогу, решать вопрос о продаже мельницы, находящейся в 12 верстах от монастыря, давать информацию Во?домерной комиссии при Академии наук, в которой, между прочим, говорилось, что в 1915 г. в дни разлива Волги вода входила в огра?ду монастыря и доходила до паперти Введенского собора, а в во?ротах стояла на полтора аршина[74]. Работал лазарет, патронат для военных и школа для мальчиков.

Отношения с архиепископом Агафангелом у наместника сложи?лись хорошие, но более формальные и сухие, чем с архиепископом Тихоном, не проявлялось той близости и взаимопонимания. Так, например, на рапорте игумена Серафима об отчете по школе за 1914 г. он написал: ?очень сожалею, что о[тец] Наместник, прежде чем предоставлять мне этот отчет, не прочитал его сам или про?читал невнимательно, иначе не было бы столько грамматических, стилистических и др[угих] ошибок?[75].

Следует отметить внимательность и доброту игумена Серафи?ма к простым людям. Свидетельствует об этом, например, письмо простого мужика, который состоял казенным при монастыре лес?ником до 1910 г. Его по какой-то причине уволили, на что мужик пожаловался отцу Серафиму, что его лишили куска хлеба. Отец Серафим предложил перейти в монастырь сторожем, но тот пере?йти не мог по причине работы лесником на другом участке леса. Тогда отец Серафим предложил ему обучить нового лесника для монастыря, за что назначил ему жалование 8 рублей в месяц. В на?чале 1915 года этому мужику отказали в жаловании, однако отец Серафим продолжал платить ему из своего кармана 6 рублей в ме?сяц[76].

В конце 1915 г. игумена Серафима переводят в Углич. Следу?ет особо внимательно разобрать вопрос о том, в какой монастырь был переведен игумен Серафим. В имеющейся по этому вопросу литературе сообщается о переводе в 1915 г. игумена Серафима на?стоятелем в Углический Алексеевский мужской монастырь, но без указания достоверных источников[77]. Однако в ?Ярославских епар?хиальных ведомостях? опубликована заметка, что определением Святейшего Синода от 5-23 сентября 1915 г. было постановлено уволить настоятеля Углического Покровского монастыря архиман?дрита Макария, вследствии преклонности лет и болезненного со?стояния, а на освободившуюся должность назначить наместника Ярославского Толгского монастыря игумена Серафима[78]. Кроме того, сохранилось письмо, написанное через год, в котором игумен Серафим подписывается как настоятель Покровского монастыря[79]. Настоятель же Углического Алексеевского монастыря архиман?дрит Птоломей продолжает нести свое послушание, по крайней мере, до 1916 года[80]. Создается впечатление, что авторы указанной выше литературы, используя личные воспоминания некоторых лиц, неточно определили место назначения перевода игумена Се?рафима в 1915 году.

Итак, игумен Серафим являлся наместником Толгского мона?стыря 4 года и 4 месяца, с 1 июня 1910 г. по 23 сентября 1915 г. За это время он проявил себя деятельным и успешным руководителем монастыря, успел многое сделать и полюбить это место. На долю его наместничества выпали такие заметные события, как посеще?ние монастыря Императором Николаем II с Его Августейшей се?мьей, а также празднование 600-летия Толгского монастыря. Все поставленные перед ним задачи были достойно выполнены. Те?перь игумен Серафим направлялся на новое служение управления Углическим Покровским Паисиевым монастырем.



[1]Новомученики и исповедники Ярославской епархии. Ч. 2: Архиепископ Углический Серафим (Самойлович); Епископ Романовский Вениамин (Воскресенский); Ч. 3: Священнослужители и миряне /Под ред. прот. Н. Лихоманова. Тутаев: Правосл. братство св. блгв. кн. Бориса и Глеба, 2000. С. 6-7.
[2]Орлов Д. Ярославский первоклассный Толгский монастырь. Историко-статистический очерк. 1314-1914. Ярославль, 1913.
[3]Следует отметить, что в книге ?Новомученики и исповедники Ярославской епархии? приведен неправильный год рождения 1881. О том, что архиепископ Серафим родился в 1880 году, он сам многократно свидетельствовал при заполнении анкет заключенного и на допросах. См., например: ЦА ФСБ РФ. Д. Р-40943. Л. 4.
[4]Город Уналашка расположен на одноименном острове Алеутского архипелага.
[5]Город Ситка расположен на острове Баранова на самом востоке Аляски, являлся крупнейшим городом штата Аляски и ее столицей до 1906 г.
[6]Родился 6 октября 1868 г. В 1893 т. окончил Киевскую Духовную Академию. В 1994 г. постри?жен и рукоположен в сан иеромонаха. В 14 декабря 1903 г. хиротонисан в епископа Аляскинского, первого викария Северо-Американской епархии. В 1923 г. признал обновленческий синод. В 1933 г. арестован и отправлен в ссылку в Казахстан. В 1937 году в ссылке арестован и 3 декабря 1937 г. расстрелян в г. Алма-Ате.
[7]Поселение Нучек было расположено на острове Hinchinbrook (русское название Тхалха), прилегающем к южной стороне полуострова Аляски, в заливе Port Etches (залив Константина и Елены). Теперь заброшено. См.: Сергей Марков. Летопись Аляски. Л: Изд-во Главсевморпути. 1948. С. 49.; http://en.wikipedia.org/wiki/Port_Etches
[8]См.: Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943 / Сост. М. Е. Губонин. М.: Изд-во ПСТБИ, 1994. С. 897.
[9]По источнику ?Орлов Д. Ярославский первоклассный Толгский монастырь? на С. 123 дата назначения указана 23 апреля. Однако, учитывая, что источник ?Новомученики и исповедники Ярославской епархии? на С. 6 использует послужной список игумена Серафима (Самойловича) на 30 января 1914 г. (РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 787), за истинную берется дата 13 апреля.
[10]Жизнеописание архиепископа Серафима (Самойловича) см.: Новумученики и исповедники Ярославской епархии. С. 5-6.
[11]См. Орлов Д. С. 122. Архимандрит Парфирий (Кулаков) происходил из крестьянской семьи. По обоюдному согласию с женой оба они ушли в монастырь. Прожил в Толгском монастыре 30 лет, проходя все послушания. Начиная с 1897 г. в течение 13 лет нес послушание наместника Толгского монастыря.
[12]См.: ГАЯО. Ф. 245. On .1. Д. 357. Л. 34, 39, 159.
[13]См. Орлов Д. С. 122.
[14]В резолюции говорилось о назначении иеромонаха Серафима наместником с 1 июня 1910 г. ГАЯО. Ф. 245. Он .1. Д. 357. Л. 66.
[15]Там же. Л. 39.
[16]Там же. Л. 46, 185.
[17]Ярославские епархиальные ведомости (в дальнейшем ?ЯЕВ?), 1910 - ь 33. с. 633-634.
[18]Орлов Д. С. 124.
[19]См.: ЯЕВ, 1910 - ь 33. С. 632-633;- ь 38. С.7494 - ь 45. С. 94
[20]К списку добавляются еще следующие дни: 5 февраля 1911 г. в Ростовском Богоявленском Авраамиевом монастыре по случаю исполнившегося пятидесятилетия служения в священном сане настоятеля обители архимандрита Германа; 2 мая и 24 июля в память святых страстотерпцев Бо?риса и Глеба в Борисоглебском монастыре Ростова Великого; 13 августа по случаю тезоименитства архиепископа Тихона; 20-21 сентября в семинарском храме, по случаю храмового праздника свт. Димитрия Ростовского; 26 марта 1912 г. по случаю отпевания усопшего настоятеля сего Богоявлен?ского Авраамиева монастыря архимандрита Германа; 13 октября 1913 г. в Борисоглебском монасты?ре Ростовского уезда по случаю торжественного поднятия нового колокола весом в 606 пуд. 10 ф. и др. См. ЯЕВ, 1911 - ьь 11,42; 1912 - ьь 1,210,11, 13,14, 21, 27; 1913 - ь22, 47.
[21]Югская Дорофеевская пустынь в 17 км от г. Рыбинска. Почти полностью была затоплена при строительстве Рыбинского водохранилища.
[22]ГАЯО. Ф. 245. Оп .1. Д. 357. Л. 49-52,58, 74.
[23]Там же. Л. 72.
[24]Там же. Л. 138.
[25]Т.е. официально зачислены в послушники монастыря.
[26]ГАЯО. Ф. 245. Оп .1. Д. 384. Л. 6, 19, 111.
[27]О пополнении братии см. Указы Ярославской Духовной Консистории за 1910-1915 гг. см.: ГАЯО. ДД. 357,377,384, 390 и 409.
[28]Орлов Д. С. 125-126.
[29]ГАЯО. Ф. 245. Оп .1. Д. 409. л. 3
[30]ГАЯО. Ф. 245. Оп .1. Д. 357. Л. 73,95-96.
[31]Там же. Л. 136.
[32]ГАЯО. Ф. 245. Оп .1. Д. 384. Л. 168.
[33]Т.е. лесном угодье.
[34]ГАЯО. Ф. 245. Оп .1. Д. 409. Л. 47.
[35]ГАЯО. Ф. 245. Оп .1. Д. 377. Л. 20,180.
[36]ГАЯО. Ф. 245. Оп .1. Д. 384. Л. 77-78.
[37]Орлов Д. С. 45-47, 65.
[38]ЯЕВ, 1912.-ь 12.
[39]ГАЯО. Ф. 245. Оп .1. Д. 377. Л. 206.
[40]Орлов Д. С. 40,42-44.
[41]ГАЯО. Ф. 245. Оп .1. Д. 377. Л. 7-8, 38, 73. Проектные рисунки крыльца см. Д. 384.
[42]Орлов Д. С. 42; Д. 377. Л. 73.
[43]ГАЯО. Ф. 245. On. 1. Д. 377. Л. 10-11,23-25.
[44]ЯЕВ, 1913. -ь13. С. 280.
[45]ГАЯО. Ф. 245. On. 1. Д. 377. Л. 56.
[46]Орлов Д. С. 123.
[47]Орлов Д. С. 124-125. ГАЯО. Ф. 245. On. 1. Д. 384. Л. 89,92.
[48]Там же. С. 124.
[49]Там же. См. также: ГАЯО. Ф. 245. On. 1. Д. 390. Л. 1.
[50]ГАЯО. Ф. 245. On. 1. Д. 384. Л. 117,126.
[51]Там же. Л. 129.
[52]ЯЕВ. 1913 г. ь 28: неоф.часть. С. 544-545.
[53]ЯЕВ, 1913. - ь 34. С. 249-250.
[54]ЯЕВ, 1913. - ь 44. С. 876-877. О количестве учеников информация имеется только в источни?ке ?Новомученики и исповедники Ярославской епархии? без сносок на какой-либо источник.
[55]ГАЯО. Ф. 245. On. 1. Д. 390. Л. 7.
[56]Орлов Д. С. 124.
[57]ЯЕВ, 1912. - ь 4.
[58]Орлов Д. Следует отметить, что протопресвитер Михаил Польский приписывает авторство этого труда самому игумену Серафиму. (См. Польский М., протопр. Новые мученики Российские. Ч. 2. Джорданвилль, 1949-1957. С. 13.)
[59]ЯЕБ, 1914. - ь 1. С. 1.
[60]ЯЕВ, 1914,- ь6. С. 117.
[61]ЯЕВ, 1914. - ь 7 - Часть Неофициальная. С. 137.
[62]Орлов Д. С. 59-61.
[63]См. В Толгин день // Голос. 1910. - 10 (23) августа. С. 3.
[64]См.: Порядок богослужений в Толгском монастыре 7-10 августа 1915 г. ГАЯО. Ф.245. On. 1. Д. 409. Л. 168-170.
[65]См. Там же.
[66]ГАЯО. Ф. 245. On. 1. Д. 391. (Журнал заседания комитета о проведении празднования 600-летнего юбилея Толгского монастыря) Л. 1-4.
[67]ГАЯО. Ф. 245. On. 1. Д. 392. (Журнал заседания комитета о проведении праздника 600-летия Толгского монастыря) Л. 3-8. Ежегодное размещение врача см. ГАЯО. Ф. 245. On. 1. Д. 357. Л. 79; Д. 409. Л. 172.
[68]ГАЯО. Ф. 245. Он. 1. Д. 390. Л. 132.
[69]Орден был пожалован немного раньше, в июле 1914 г. См. там же. Л. 246.
[70]?Осматривали достопримечательности. Объяснения давал сам наместник... предложил пообе?дать в монастырской трапезной?. После же сам привез к ним в Рыбинск копию Толгской иконы в посеребренном окладе в дар от монастыря. ЯЕВ, 1915. - ь 6. С. 125-128.
[71]ГАЯО. Ф. 245. On. 1. Д. 390. Л. 158-168.
[72]Там же. Л. 152-153.
[73]ГАЯО. Ф. 245. On. 1. Д. 409. Л. 127.
[74]См. там же. Л. 11, 286, 78-79.
[75]Там же. Л. 30.
[76]ГАЯО. Ф. 245. On. 1. Д. 418. Л. 218.
[77]См. Новомученики и исповедники Ярославской епархии. С. 7.; Куликова Е? Колганова В. Пла?менный // ЯЕВ, Август, 2006. С. 16-17.
[78]ЯЕВ, 1915.-ь41. С. 315.
[79]ГАЯО. Ф. 245. Он. 1. Д. 418. Л. 325, 329.
[80]Известно, что архимандрит Птоломей, будучи настоятелем Углического Алексеевскою монастыря, в 1915 г. в Толгин день служил вместе с игуменом Серафимом в Толгском монастыре. С другой стороны, в послужном списке монаха Алексеевскою монастыря в 1916 году он также под?писывается как настоятель Углического Алексеевскою монастыря. См. ГАЯО. Ф. 245. On. 1. Д. 409. Л. 168-170; Д. 418. Л. 221-223.