Архиепископ Василий Богдашевский - толкователь Священного Писания

Архиеп. Василий Богдашевский
В 2011г. исполнилось 150 лет со дня рождения архиепископа Василия Каневского, викария Киевской епархии (родился 19 октября/31 октября 1861г.). Основными экзегетическими трудами архиеп. Василия являются толкования на Евангелие от Матфея (с 8 главы) и Послание к Ефесянам. За сочинение "Послание ап. Павла к Ефесянам. Исагогико-экзегетическое исследование" удостоин степени докт. богосл. в 1904г.

Его комментарии из "Евангелия от Матфея": "Корабль, в котором находился Христос на море Тивериадском, есть образ Церкви, обуреваемой в сем веке волнами всякого рода искушений и преследований; Господь как бы засыпает в силу Своего долготерпения; но придет время, когда Он восстанет, усмирит бурю и даст спокойствие Своим рабам..." Тема 23 недели: "Бесовская сила совершенно подавила свободу и самосознание человека; последний является органом говорящего в нем демона, находится как бы под демоническим гипнозом. Желая возвратить бесноватому сознание им своей личности, свободы, прежней его жизни, Спаситель спрашивает его: как твое имя. Легеон, - отвечает демон. Имя есть обозначение нашего "я"... Но эта сила бесов побеждена Христом, пред Которым они трепещут, видя в Нем своего Судью, и потому они просят у Него пощады..." Об исцелении кровоточивой Владыка пишет: "Как вера жены была опосредована чувственным (прикосновением), так и исцеляющая ее сила Христа посредствуется Его святейшим телом. Эта сила была не материальная, физическая, а духовная; она дается только верующим. Она не переходит с места на место, а, сообщаясь другим, остается во Христе неизменною. Она "изошла" в том смысле, что обнаружилось во вне ее действие..."

"В ходе полемики с зап. библеистами проявился апологетический характер трудов архиеп. Василия. Так, напр., несмотря на указание 1 Кор 5.9, архиеп. Василий отрицает возможность того, что нек-рые послания ап. Павла могли не сохраниться, на том основании, что это означало бы признать, что "некоторые писания Апостолов оказались бы бесполезными для жизни Церкви, или что последняя отнеслась к ним небрежно". Придерживаясь ранней датировки книги Деяния святых апостолов и доказывая историческую и лит. достоверность речей апостолов (Деян 2 и сл.), архиеп. Василий отвергает возможность использования ее автором, евангелистом Лукой, письменных источников. Архиеп. Василий защищал тезис об аутентичности Послания к Евреям, при этом он в решении вопроса об авторстве не основывал своих выводов на анализе языковых особенностей этого послания, его отличий от др. посланий ап. Павла и специфических черт богословия этого текста. Исследуя Евангелие от Матфея, он настаивал на том, что все притчи 13-й гл. произнесены в один день и евангелист не мог их редактировать, объединяя относящийся к разному времени материал в тематические блоки (напр., Мф 5-7; 8-9; 13)."

Кроме толкований существуют другие труды архиеп. Василия, например, "Учение о пастырстве в поучениях и посланиях русских митрополитов и епископов XII-XIV вв.", "Разбор древних и новейших мнений, противных учению о Промысле Божием" (1885-1887 гг.), "Святой Иоанн Златоуст по его письмам" (1908г.).

Архиепископ Василий (Богдашевский) скончался 25 февраля (10 марта н.ст.) 1933 года в Киеве. Согласно некоторым сведениям, его кончина последовала в результате сильного истощения, явившегося результатом голода. Владыка Василий был погребен на кладбище Никольского мужского монастыря в Киеве. Могила не сохранилась, будучи уничтоженной вместе с постройками обители.

Ссылки на материалы