Сайт "Протоиерей Всеволод Шпиллер. Проповеди. Живой голос."
Прот. Всеволод Шпиллер. Слово в день Крещения Господня (19 января 1980г.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

"Явился еси днесь вселенней и свет Твой, Господи, знаменася на нас" - так поет сегодня церковь в кондаке празднику Богоявления. Сегодняшний праздник называется Богоявлением. Но разве, когда родился Иисус Христос, разве не Бог явился миру тогда? Разве тогда не было Богоявления? Конечно - да! И тогда было Богоявление миру, явился Бог миру. И сегодня Он является миру. Но всё-таки между одним Богоявлением - в Рождестве и другим Богоявлением - в Крещении Господнем, которые Церковь очень сближает и готовит к их празднованию, одновременно есть разница.

Тогда (в Рождестве) родился Бог-Слово, второе Лице Пресвятыя Троицы в лице Иисуса и, приняв на Себя человеческое естество, человеческую природу, Бог сохранил нерушимыми все сроки, возрасты и времена этой человеческой природы. Он не насиловал ничем человеческую природу. Он изнутри преодолевал все её немощи: был беспомощным младенцем, был отроком, был юношей и потом, наконец, вошел в зрелость, стал совершенным Богомужем. И вот, когда Он достиг этой зрелости, то вместе с нею пришла и решимость явиться в этом мире Агнцем его, по воле Отца сделать Себя Агнцем Отцу Своему. И вот из тишины, из безвестности, в которой Он возрастал до сих пор, соделавшись уже зрелым мужем, Он идёт на реку Иордан к Иоанну, крестившему там кающихся грешников, чтобы "исполнить всякую правду" - говорится в Евангелии. То есть по закону омовением в водах Иорданских очистить всякую скверну, которой у Него не было. Греха у Него не было, но чтобы всякую правду исполнить, Он идёт к Иоанну Крестителю, который сначала как бы не хочет Его принимать: "я у Тебя должен креститься, а не Ты у меня!" А потом встречает Его замечательными словами, имеющими совершенно особенный смысл: "Се грядет Агнец Божий, вземляй на Себя грехи мира!"

Что значат эти слова, которыми встретил Иоанн Креститель Спасителя? А они значат вот что: "Вот - пришёл Мессия!" Или иначе - Христос, потому что Христос - это и значит Мессия, о котором говорит Библия. "Вот Мессия днесь (сегодня) пришёл, явился миру его Спаситель." Мессия, которого мир ждал столько времени, и об ожидании Которого так много говорит Библия, вот, Он пришел, явился в этот мир! На реке Иордан в этот час открыл Себя Христос...

И когда Иоанн крестил Христа и объявил о том, что это - Христос, тогда разверзлись небеса, и над водами Иордана раздались слова гласа Божьего, гласа Бога-Отца, свидетельствующие о Сыне Божием, явившемся миру в это время. И был виден в образе голубя Дух Святый, сходящий на Иисуса Христа. Так произошло явление всей Пресвятой Троицы в тот час над водами Иордана. И поэтому Сам Христос велел всем крещающимся, всем верующим в Бога Единого в трёх лицах креститься всегда во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Крещенская благодать несет с собой силу, присносущный свет всей Пресвятой Троицы.

И пусть же распахнутся как можно шире наши сердца навстречу идущему к нам свету Божьему в крещенской благодати и силе Самой Пресвятой Троицы, спасающей нас здесь и вводящей нас в свет Царства Небесного!

"Троическое явися поклонение" - сказано. Вот каково было Богоявление на реке Иордан, и вот в чём оно отличается от явления Бога, от Богоявления в Рождестве Христовом.

Будем же раскрывать с вами наши сердца шире и шире навстречу этому присносущному свету и этой силе Самой Пресвятой Троицы.

Аминь! С праздником!

Сайт "Протоиерей Всеволод Шпиллер. Проповеди. Живой голос."