Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX Публикация "Дело" митрополита Вениамина: (Петроград, 1922г.). М.: Студия "ТРИТЭ": Российский архив, 1991. Дела osl.1 => osl.1 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
6
Служение
    Служение
    Алма-Атинская епархия 
    епископ 
    Должность епископ Алма-Атинский 
    Год начала 1933 
    День начала 21 
    Месяц начала 8 
    Год окончания 1936 
    Бывший морской инженер, за свою чрезмерную строгость Владыка был прозван в
    народе "Иван Грозный". Алма-Атинская епархия была в очень тяжелом состоянии:
    в это время в Алма-Ате активно действовали обновленцы и "Союз воинствующих
    безбожников", проводивший в действие свой безбожный пятилетний план, резко
    участились материальные хищения, Владыке постоянно писали доносы.
    Владыка ревностно принялся за дело. Его прямодушие и крепкий морской характер,
    выработанная во флоте привычка повелительного обращения с подчиненными, вероятно,
    и делали его "грозным" в глазах алмаатинцев.
    В 1935г. из ссылки прибыл в Алма-Ату священник о.Иоанн Мельников, который
    стал служить в Никольской церкви.
    В Алма-Ату приехала также и сестра о.Иоанна, Мельникова Мария Афанасьевна,
    принявшая монашество в 16-летнем возрасте. Монахиня Мария неизменно следовала за
    Владыкой Александром (Толстопятовым), помогая ему и своему брату в лагерях и ссылках
    Епископ Александр поддерживал связь с монахами-пустынниками, жившими до 1936г.
    в алма-атинских горах (иеромонахом Пахомием (Русиным), иеромонахом
    Макарием (Ермоленко), странником Виктором Матвеевым, монахиней
    Магдалиной (Халиной), инокиней Феодорой и др.). Владыка совершил недельный поход,
    посещая тайные скиты и беседуя с местными пустынниками, высказывая
    при этом желание самому оставаться в горах и вести пустынный образ жизни.
    Из показаний инокини Феодоры:
        
    "Епископ Александр одобрял нашу жизнь в горах и беседовал с нами о жизни Святых
         Отцов в старину. Он говорил:
            "В настоящее время народ меньше верует в Бога, и наша жизнь мало похожа на
             жизнь Святых отцов".
         О жизни монахов он сказал, что "путь их верен, они, как Святые Отцы в старину,
         поддерживают факел веры"

    Из материалов дела:
       "17 декабря 1935г. еп.Александр говорил приближенным к нему монахам и монахиням:
            "Гонение на христиан и на церковь — явление временное: существующей ныне
             власти дано время мучить верующих — чад Христовых, но этому будет конец в
             недалеком будущем".
       "8 марта 1936г. Толстопятов выступил с проповедью, в которой призывал к изгнанию
        из рядов верующих "предателей" Церкви, призывал к активной борьбе с безбожниками".
       "...Толстопятов выступал против учения Дарвина в труде "Научное обоснование
        Библейского сказания о сотворении мира".
       " ...О закрытии Никольской церкви говорил, как о деле осквернения святыни руками
        безбожников".
       " ...В проповеди о Кресте перед закрытием церкви говорил, что свой Крест мы
       должны нести безропотно, поражая им безбожие"

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ