Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX Публикация "Пастырь Добрый". Жизнь и труды московского старца протоиерея Алексея Мечева/ Сост. С.Фомин. М.: Паломник, 1997. 784 с. (Б-ка "Русское православие ХХ века). Дела okn.130 => okn.130 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
4
Места проживания
    Места проживания
    Москва 
    Год начала 1933 
    Год окончания 1936 
    Московская о., г.Болшево 
    Год начала 1936 
    Год окончания 1954 
    День окончания 14 
    Месяц окончания 12 
    С 1936г. проживал в Болшево под Москвой.
     
    В 1933–1943гг. работал в Литературном музее, Институте мировой литературы
    и в редакциях сборников "Звенья" и "Литературное наследство".
     В 1944г. защитил диссертацию на присвоение ученой степени доктора филологических
    наук. После окончания Великой Отечественной войны — профессор, заведующий кафедрой
    истории русского и советского театра в Государственном институте театрального
    искусства имени А.В.Луначарского.
     Сергей Николаевич и Ирина Алексеевна вместе дожили до старости.
    В их квартире был образ Спасителя, и перед ним никогда не угасала лампада.
     Долгое время, по некоторым мнениям, считалось, что по совету А.В.Луначарского
    Дурылин в 1922г., чтобы избежать расстрела, согласился снять с себя сан священника.
    Однако не обнаружено никаких документальных свидетельств, подтверждающих, что
    С.Н.Дурылин когда-либо снимал с себя сан священника, не говоря уже о публичном
    провозглашении подобного факта.
    Более того, люди, близко знавшие С.Н.Дурылина, свидетельствуют о противоположном.
    С.А.Голицын в мемуарах "Записки уцелевшего" (М., 1990) утверждает:
          "Он сана никогда не снимал".
    С.И.Фудель в своих воспоминаниях по этому поводу писал:
          "Передавали мне, что и епископ Стефан (Никитин), знавший его [С.Н.Дурылина]
           лично, говорил, что он никогда и нигде не отрекался от Церкви и не снимал
           сана".
          (Фудель С.И. Собр. соч. в трех томах. Т.1. С.55.).
    По свидетельству Н.М.Нестеровой (из личной беседы Э.Хасановой с Н.М.Нестеровой
    15 июня 2002г.)
         "обряд ее венчания с Ф.С.Булгаковым в 1945г. был тайно совершен С.Н.Дурылиным".
          (см.Хасанова Элеонора. Торопясь запечатлеть дорогие образы. К 145-летию со
          дня рождения М.В.Нестерова — http://www.hrono.ru/text/2007/has06 07.html).
    В комментариях Б.Селиверстова к публикации
          "В поисках Святой Руси. Из писем А.Н.Руднева к В.И.Леоновой "
    высказывается предположение, что Дурылин сана с себя не снимал, но причиной его
    прекращения его дальнейшего служения была женитьба на приезжавшей к нему в ссылку
    Ирине Алексеевне Комиссаровой
          (Надежда. Христианское чтение. Вып. 6. Frankfurt/Main, 1981. С.353.).
    По свидетельству Е.Крашенинниковой:
          "Ирина Алексеевна рассказала своему секретарю, моему лучшему другу, что
           Сергей Николаевич никогда не снимал с себя сан. Они воспользовались слухами
           о снятии сана и не опровергали этих слухов"
          (Крашенинникова Е. Храмы и пастыри// Альфа и омега. М., 1999. N 3. С.279.)
    Архив С.Н.Дурылина хранится в РГАЛИ (Ф.2980. Оп.1. Д.1822–1991)

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ