Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ФИО Вениамин (Глебов Василий Алексеевич) Дела oea.13 => oea.13
    ( * ) Вениамин (Глебов Василий Алексеевич) 
    Фамилия Глебов 
    Год рождения 1885 
    День рождения 31 
    Месяц рождения 12 
    Место рождения Смоленск 
    епископ 
    Епископ Вениамин, в миру Василий Алексеевич Глебов, родился 31 декабря 1885г.
    в семье потомственного дворянина, надворного советника, секретаря канцелярии
    Смоленского архиерея, с 1887г. — старосты кафедрального Богоявленского собора
    Архиерейского дома, позже священника Алексея Степановича Глебова и его жены
    Ольги Михайловны (25.03.1864–1894), в девичестве Потаповой.
    Дед будущего епископа по материнской линии Михаил Михайлович Потапов
    (14.05.1831–03.04.1899) был надворным советником, из вольноотпущенных,
    кавалером многих орденов (св.Владимира IV степени, св.Анны и св.Станислава
    III ст.) участковым приставом Тверской части в Москве.
    Бабушка будущего епископа Екатерина Александровна Потапова (1842–25.03.1864),
    урожденная Виноградова, умерла при родах Ольги Михайловны, матери епископа.
    Прадед будущего епископа, отец Екатерины Александровны Александр Апполонович
    Виноградов, был священником Николо-Голутвинской церкви в Москве.
    Василий, будущий епископ, был старшим из пятерых детей в семье Глебовых.
    Известно, что у Василия были сестры Ольга Алексеевна (в замужестве Архарова)
    и Александра Алексеевна. Мать семейства Ольга Михайловна умерла в 1894г.,
    также при родах (последнего сына, Алексея)
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1913г.] [1915-1918гг.] [1918-1920гг.] [1920-1923гг.] [1923-1925гг.] [с 1926г.] [1930-1938гг.]
      Образование
        Смоленское духовное училище
        Год окончания 1900 
        Смоленская Духовная Семинария
        Год окончания 1906 
        Харьковский университет, юридический факультет
        Год окончания 1911 
      Служение
        Калужская губ. (Калужская о.), г.Боровск, Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев-Боровский мужской монастырь 
        Должность послушник 
        Год начала 1913 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1915 
        В октябре 1913г. поступил в Пафнутьев-Боровский мужской монастырь
      Рукоположение
        монах 
        Вениамин 
        1915 
        Место Смоленск, Смоленский Архиерейский дом 
      Служение
        Калужская губ. (Калужская о.), г.Боровск, Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев-Боровский мужской монастырь 
        монах 
        Год начала 1915 
        Год окончания 1916 
        Смоленск, Троицкий монастырь (при Архиерейском доме) 
        иеромонах 
        Год начала 1916 
        Год окончания 1918 
        С 1916г. состоял в братии Смоленского Троицкого мужского монастыря
        (резиденции смоленских архиереев).
        Был возведен в сан иеромонаха.
        При Советской власти лишен избирательных прав как священнослужитель
      Места проживания
        Смоленск, тыловое ополчение Красной Армии 
        Год начала 1918 
        Год окончания 1918 
        В 1918г., как "лишенец", был мобилизован в тыловое ополчение Красной Армии
        в Смоленске
      Служение
        Смоленск, Троицкий монастырь (Архиерейский Дом) 
        иеромонах 
        Год начала 1918 
        Год окончания 1920 
      Рукоположение
        епископ 
        1920 
        День 13 
        Месяц 9 
        Место Москва, храм св.прп.Сергия Радонежского в Рогожской Слободе 
        13/26 сентября 1920г. хиротонисан во епископа Рославльского, викария Смоленской
        епархии. Хиротонию в московском храме св.прп.Сергия Радонежского в Рогожской Слободе
        возглавил Патриарх Тихон (Беллавин)
      Служение
        Смоленская епархия 
        епископ 
        Должность епископ Рославльский, викарий Смоленской епархии 
        Год начала 1920 
        День начала 13 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1923 
        Во время кампании по изъятию церковных ценностей, пытаясь предотвратить столкновения,
        29 марта 1920г. обратился к приходам Рославльского уезда с воззванием, в котором
        призывал:
            
        "Выполнить все требования комиссии по изъятию. При изъятии попросить лишь
             оставить священные сосуды, но если бы и их потребовали, то отдать со спокойным
             сердцем, испросить лишь самое необходимое для богослужения".

        В период острого кризиса высшей церковной власти, когда Патриарх Тихон
        находился под арестом (9 мая 1922 — 25 июня 1923) и власть узурпировало
        обновленческое Высшее церковное управление, епископ Вениамин склонялся
        к признанию полномочий последнего и, как свидетельствует письмо епископа
        Вениамина архиепископу Антонину (Грановскому) от 23 апреля 1923г.,
        не отрицал возможности церковных реформ, которые должны были осуществляться
        по программе "Союза церковного возрождения", возглавляемого архиепископом
        Антонином, а не по программе "Живой церкви", руководимой В.Д.Красницким
        (Антонин выступал против требований "Живой церкви" о введении второбрачия
        духовенства, закрытии всех монастырей, упразднении епископата и др.).
        В Рославле к конце 1922г. существовала небольшая группа сторонников
        "Живой церкви", значительное количество общин во главе с настоятелем
        Преображенского монастыря архимандритом Рафаилом (Баутиным) разделяло
        программу "Союза церковного возрождения".
        Епископ Вениамин пытался примирить общины викариатства, однако все его усилия
        закончились тем, что 31 октября 1922г. ВЦУ уволило Вениамина
        "на покой... с назначением местожительства в г.Задонске Воронежской губ."
        (20 сентября "был уволен на покой" архимандрит Рафаил (Баутин)).
        Осенью 1922г. епископ Вениамин, по-видимому, предполагал уехать из Рославля.
        13–24 ноября 1922г. совет православной общины, принявшей в пользование
        рославльский Преображенский монастырь, постановил:
            "Никакого ВЦУ как духовного руководителя над собой не признавать
             и в молитвенное общение с ним не входить.
             Оставаясь строго православными, признавать своим духовным руководителем
             и главою епископа Вениамина Рославльского, просить его оставаться
             в г.Рославле".

        5 февраля 1923г. совет полоцкого Софийского православного братства направил
        епископу Вениамину письмо с просьбой в случае, если слухи о его намерении
        оставить Рославль ("из-за своих строго православных взглядов на обновленческое
        движение") и уйти на покой правдивы, возглавить православных в Полоцке
        в их противостоянии обновленцам.
        Постановление об "увольнении на покой" епископа Вениамина и архимандрита
        Рафаила и сообщение о том, что они не подчинились этому постановлению и
        остаются в Рославле, ВЦУ направило в Смоленский губполитотдел
        (поступило 23 декабря 1922г.)
        Смоленская епархия 
        епископ 
        Должность временно управляющий 
        Год начала 1921 
        День начала 14 
        Месяц начала 9 
        На 14 сентября 1921г. — временно управляющий Смоленской епархией
      Аресты
        Смоленская губ. (Смоленская о.), г.Рославль 
        Год ареста 1923 
        День ареста 8 
        Месяц ареста 3 
        27 февраля 1923г. губотдел ГПУ предложил уполномоченному по Рославльскому уезду
        арестовать епископа Вениамина и архимандрита Рафаила.
        8 марта 1923г. епископ Вениамин был арестован, заключен в Смоленский исправдом.
        27 марта переведен в дом предварительного заключения N 2
      Осуждения
        Коллегия ОГПУ 
        08/08/1923 
        Обвинение "антисоветская деятельность и контрреволюционная агитация" 
        Статья ст.73–10 УК РСФСР 
        Приговор дело прекратить, из-под стражи освободить 
        Архив УФСБ России по Смоленской обл. Д.10912-с.
        На вопрос следователя об отношении к проблеме церковного управления в новых
        исторических условиях епископ Вениамин сказал:
            "Высшая церковная власть в Православной Церкви должна принадлежать
             Поместному Российскому Собору Православной Церкви и тем органам, которые
             он создаст, и до созыва Собора право созвать Собор принадлежит Высшему
             церковному управлению... Реформы в Церкви необходимы, и я им сочувствую".

        Вскоре в ГПУ поступило ходатайство верующих (с многочисленными подписями)
        об освобождении епископа Вениамина и архимандрита Рафаила.
        В ходатайстве, в частности, говорилось:
            "Епископ Вениамин и архимандрит Рафаил никогда не были против Советской
             власти...
             Оба они истинные христиане. Учили нас и словом, и примером любви
             и нравственности в духе христианской веры, чем способствовали уменьшению
             хулиганства и разного рода проступков и пороков (пьянство и проч.)...
             Оба никогда не были корыстными, всегда довольствовались тем весьма
             немногим, что мы могли дать им (епископ Вениамин заявлял, что ему нужно
             только иметь 1 фунт хлеба в день), чем и учили нас довольствоваться
             тем же в настоящее тяжелое время и не искать богатства и прочих благ мира".

        10 апреля 1923г. в Смоленском губотделе ГПУ было составлено обвинительное
        заключение, в котором говорилось, что "главная вина епископа Вениамина и
        архимандрита Рафаила состоит в противостоянии "Живой церкви":
            "Глебов... являлся главой реакционного духовенства и в целях активного
             противостояния обновленческому движению церкви бросил лозунг автокефальной
             церкви...
             Епископ Вениамин достиг того, что подчиненные ему в церковном отношении
             попы один за другим стали подавать заявления о непричастности их
             к т.н. "Живой Церкви".
             И вообще гр-н Глебов, как епископ, своим авторитетом, отмежевавшись
             под давлением архимандрита Рафаила от всех обновленческих групп...
             хотел создать в Рославле крепкую автокефальную церковь с тихоновской
             окраской...
             Этим фактом они объявили беспощадную и успешную борьбу с обновленцами
             и тем самым создали бы невозможность обновленческому движению иметь
             желательное развитие".

        Предлагалось выслать епископа Вениамина и архимандрита Рафаила
        "в места отдаленные Сибири и Севера".
        22 мая 1923г. епископ Вениамин направил в ГПУ прошение, в котором заявлял:
            "Никогда не занимался измышлением и распространением ложных слухов или
             непроверенных сведений, могущих... возбудить недоверие к власти или
             дискредитировать ее".

        Он просил поскорее рассмотреть дело и освободить его из заключения
        "ввиду слабости здоровья".
        7 июня 1923г. он был переведен в Москву в Бутырскую тюрьму.
        Здесь обвинение было переформулировано в стандартное —
        "антисоветская деятельность и контрреволюционная агитация".
        По постановлению Коллегии ОГПУ от 8 августа 1923г. архиерей был освобожден,
        дело следствием прекращено
      Места заключения
        Смоленск, Исправдом 
        Год начала 1923 
        День начала 8 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1923 
        День окончания 27 
        Месяц окончания 3 
        Смоленск, ДПЗ N 2 
        Год начала 1923 
        День начала 27 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1923 
        День окончания 7 
        Месяц окончания 6 
        Москва, Бутырская тюрьма 
        Год начала 1923 
        День начала 7 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1923 
        Месяц окончания 8 
        Освобожден
      Служение
        Смоленская епархия 
        епископ 
        Должность епископ Рославльский 
        Год начала 1923 
        Год окончания 1925 
        Москва, церковь свт.Николая Явленного и придельная церковь свт.Митрофана Воронежского на Арбате 
        епископ 
        Год начала 1923 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1925 
        После освобождения епископ Вениамин жил в Москве у родственников.
        Служил в церквах свт.Митрофана Воронежского и свт.Николая Явленного на Арбате.
        Церковь Николы Явленного (закрыта в 1929г. и снесена в 1931г.) на перекрестке
        Арбата и Серебряного пер. имела престолы: правый — Покрова Пресвятой Богородицы,
        левый — Кирилла и Мефодия, а в трапезной был правый придел Ахтырской иконы Божией
        Матери и левый — свт.Митрофана Воронежского.
        12 апреля 1925г. епископ Вениамин подписал акт о передаче высшей церковной
        власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому)
      Аресты
        Москва 
        Год ареста 1925 
        День ареста 28 
        Месяц ареста 4 
        28 апреля 1925г. епископ Вениамин был вновь арестован и заключен
        в Бутырскую тюрьму
      Осуждения
        22/05/1925 
        Обвинение "контрреволюционная агитация, распространении злостных непроверенных слухов с целью дискредитации Соввласти" 
        Статья ст.73–10 УК РСФСР 
        Приговор дело прекратить, из-под стражи освободить 
        Обвинялся в "контрреволюционной агитации и распространении злостных
        непроверенных слухов с целью дискредитирования Советской власти".

        Обвинение не подтвердилось.
        22 мая 1925г. епископ был освобожден, дело следствием прекращено
      Места заключения
        Москва, Бутырская тюрьма 
        Год начала 1925 
        День начала 28 
        Месяц начала 4 
        Год окончания 1925 
        День окончания 22 
        Месяц окончания 5 
      Места проживания
        Ленинградская о., Бологовский р., хут.Громова (Крутяки) 
        Год начала 1926 
        Год окончания 1927 
        С 1926г. жил на хуторе Крутяки Бологовского района на иждивении своих сестер
        Ольги и Александры.
        В 1927г. уволен за штат
        Новгородская губ., Валдайский у. (Тверская о., Бологовский р.), с.Ригодищи 
        Год начала 1928 
        Год окончания 1928 
        Месяц окончания 3 
        С 1928г. проживал и работал в Ригодищенской сельскохозяйственной монашеской
        артели
      Аресты
        Ленинградская о. (Тверская о., Бологовский р.), с.Ригодищи 
        Год ареста 1928 
        Месяц ареста 3 
      Осуждения
        ././1928 
        Приговор 3 года ссылки 
        Владыка был выслан из Смоленской епархии
      Места заключения
        Киргизия (?) 
        Год начала 1928 
      Места проживания
        Ленинградская (Новгородская с 1944г.) о., г.Валдай, ул.Сиверсова, 46 
        Год начала 1930 
        Год окончания 1938 
        День окончания 16 
        Месяц окончания 2 
        С 1930г. проживал в г.Валдае.
        Вел крайне замкнутый образ жизни, отличался крайней осторожностью,
        квартиру его посещали лишь несколько монахинь и священников.
        По показаниям его на допросе в 1938г.:
           "Мои официальные знакомые: отец Иван Иванович Плодовитов, ныне арестован и
            отец Александр Николаевич Надеждин, оба в сане протоиерея.
            Бельская Антонина Александровна Лосева — соседка, ее муж Василий Алексеевич
            работает в шоссейной конторе.
            Бойцова Елена — у нее беру молоко... Федорова (или Андреева) — она тоже
            носит мне молоко.
            Ко мне в 1937г. приезжала Заболоцкая, жена священника с.Медведево.
            Из Бологова навещала племянница. Приезжала из Москвы ее двоюродная
            сестра Александра, она работает в Москве домашней работницей и каждый год
            приезжает пожить недели на две.
            Больше никто ко мне не приезжал, и знакомых больше не имею.
            В 1932г. я ездил в Москву лечиться.
            В 1936г.ездил в пос.Мста к священнику Варсонофию Антипову исповедоваться.
            Больше никуда из г.Валдая не выезжал".

        Однако в его таком малом окружении была завербована женщина,
        получившая псевдоним "Своя" и около года собиравшая компрометирующий
        материал на Владыку. В одном из донесений в 1937г. она писала:
        "10 апреля с.г. я заметила, что священник Надеждин пошел к епископу. Видя это,
        пошла и я. В разговоре с приживалкой епископа я слышала, что разговор между попами
        идет о церкви, причем Надеждин говорил, что на Пасху ему, по-видимому, служить не
        придется, так как НКВД, по слухам, думает арестовать его. Епископ стушевался,
        указал глазами на меня и сказал: "На все воля Божья, надо пережить все"..."
      Аресты
        Ленинградская (Новгородская с 1944г.) о., г.Валдай 
        Год ареста 1938 
        День ареста 17 
        Месяц ареста 2 
        16 февраля 1938г. в его квартире был произведен обыск.
        Арестован 17 февраля 1938г. органами Валдайского РО НКВД.
        "Состав семьи: холост. Сестра Ольга Алексеевна Архарова, проживает в Москве,
        ул.Молчановка, д.11, библиотекарь на рабфаке; сын сестры (племянник епископа)
        Алексей Михайлович Архаров, студент; двоюродная племянница Осипова Евдокия Михайловна,
        инвалид, проживает в моей квартире"
      Осуждения
        Особая тройка при НКВД Ленинградской обл. 
        04/03/1938 
        Обвинение "систематическая контрреволюционная агитация, проведение контрреволюционных сборищ под видом религиозных обрядов" 
        Статья ст.58–10 УК РСФСР 
        Приговор высшая мера наказания — расстрел, лично принадлежащее имущество конфисковать 
        Архив УФСБ России по Новгородской обл. Д.1а/10909.
        Проходил по делу вместе с протоиереем Александром Николаевичем Надеждиным.
        Из протокола допроса 21 февраля 1938г.:

           "— Вы обвиняетесь в контрреволюционной деятельности, которую Вы проводили
              среди жителей Валдая...

            — Да, я действительно, будучи враждебно настроен к политике ВКП(б) и
              советского правительства при встречах с верующими (фамилии которых я назвать
              не могу) высказывал свои контрреволюционные взгляды, направленные против
              политики партии и советского правительства. Особенно мне хорошо памятно,
              когда я среди верующих доказывал мысль о неизбежности гибели Советской
              власти и приближении войны. Доказывал, что в эти годы народ бросил веровать
              в Бога, и поэтому люди сидят босые и голодные. Мне также приходилось
              доказывать верующим, что Советская власть всеми средствами лишает всех
              благ честных людей, начиная с закрытия церквей и кончая другими репрессиями.
              Я призывал верующих терпеть, доказывая им о скором времени, когда наступит
              конец Советской власти. Свою контрреволюционную работу я проводил большей
              частью у себя в квартире, куда заходили верующие женщины с просьбами
              о совершении религиозных обрядов, которые я проводил подпольно у себя на
              квартире, особенно в религиозные престольные праздники.
              Мои взгляды всегда поддерживал и разделял священник кладбищенской церкви
              Надеждин Александр Николаевич, который часто посещал мою квартиру, где мы
              и вели разговоры на политические темы, истолковывая их в контрреволюционном
              направлении.

            — Расскажите о Ваших связях с Плодовитовым И.И. и в чем они заключались.

            — До ареста Плодовитова И.И. я был с ним хорошо знаком, всегда мы сходились
              в своих контрреволюционных убеждениях в отношении политики партии и
              Советской власти по церковному и крестьянскому вопросах. Хорошо его знал
              также и священник Надеждин А.Н.
              Кроме этого, мне также приходилось встречаться с ныне арестованным органами
              НКВД бывшим благочинным Валдайского собора Дьяконовым, но разговоров у меня
              с ним на политические темы не было".

        22 февраля 1938г. Валдайский РО НКВД закончил рассмотрение дела.
        Из материалов дела:
            "ГЛЕБОВ В.А., будучи враждебно настроен к политике ВКП(б) и Советской власти, а
             также находясь ранее в контрреволюционной связях с участниками контрреволюционной
             организации церковников и ныне осужденными к В.М.Н. с ПЛОДОВИТОВЫМ и др.,
             находясь здесь, в Валдае совместно с НАДЕЖДИНЫМ А.Н. вел контрреволюционные
             беседы, направленные против существующего строя, высказывал недовольство
             по отношению к политике ВКП(б) и Советской власти.
             В 1937г. во время изъятия контрреволюционного враждебного элемента заявил:
                "На все Воля Божия, только надо переживать это все".
             Виновным себя признал и изобличается показаниями обвиняемого НАДЕЖДИНА А.Н...."

        Дело было направлено на рассмотрение тройки НКВД по Ленинградской обл.
        4 марта 1938г. тройкой при НКВД по ЛО епископ Вениамин (Глебов) и протоиерей
        Александр Надеждин были приговорены к расстрелу
      Места заключения
        Ленинградская (Новгородская с 1944г.) о., г.Старая Русса, тюрьма 
        Год начала 1938 
        День начала 17 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1938 
        День окончания 6 
        Месяц окончания 3 
    Кончина
      1938 
      День 6 
      Месяц 3 
      расстрел 
      Место Ленинград 
      Двоюродная племянница епископа Евдокия Михайловна Осипова подала жалобу,
      на которую 7 апреля 1940г. был дан ответ прокурора Ленобласти:
            1. Осужденный ГЛЕБОВ виновным в проведении им контрреволюционной агитации
               полностью себя признал и изобличается показаниями осужденного НАДЕЖДИНА,
               проходящего по этому делу.
            2. Осужденный НАДЕЖДИН виновным себя в проводимой им контрреволюционной
               агитации признал частично, однако изобличается показаниями свидетелей...,
               которые привели факты контрреволюционной агитации, проводимой НАДЕЖДИНЫМ..."
    Реабилитация
      Дата 25/04/1989 
      Кем реабилитирован Прокуратура Ленинградской обл. 
      По году репрессий 1938 
    Публикации ->
    Заявители ->
      1. игумения Сергия (Ежикова)
      Использованы материалы:
         Архив УФСБ России по Новгородской обл. Д.1а/10909.;
         Справка о реабилитации по делу 1938г.
    Документы ->
      1. ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Л.77,120 об.

(*Биографический справочник "За Христа пострадавшие", ПСТГУ, М. 1997г., 698с.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ