Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Средневолжский край, г.Мелекесс (ныне Ульяновская о., г.Дмитровград) епископ Год начала1933 Год окончания1937
В Мелекессе весной 1933г. Владыка Вениамин организовал автокефальный приход
"непоминающих андреевского течения". Первую службу совершил на Пасху 1933г.
Он получил разрешение властей совершать богослужения в одном из двух
открытых в городе храмов (в другом служили обновленцы).
Из рассказа об этом инокини Марии (Артемьевой):
"Последний раз я виделась с ним [Владыкой Вениамином] в Мелекессе в Пасху,
тут я героем была.
У них в Мелекессе два храма было, в одном обновленцы служили, а другой старого
направления, но он пустовал. Власти разрешили Владыке служить: берите, мол, храм и
служите, только чтоб по домам не служили. Но у него же ничего не было, он ссыльный.
Кто-то из наших священников спрашивает: "Маня, сумеешь 8 часов выстоять, не сходя
с места?" Я глаза вытаращила: "Зачем?" Владыке нужно было отправить антиминс,
так они антиминс положили в Евангелие, Евангелие закрыли, положили в сумочку, и
эту сумочку повесили на меня, а в поезде меня к окну поставили там, где в вагон
входишь. Ногами немного переступала, но все равно они онемели, лишний раз не
дотрагивалась антиминс, святыня. Приехали в Мелекесс, зашел Владыка, снял с
меня эту сумку, сошел. Тогда и я сошла.
В день приезда была Страстная Пятница, вынос Плащаницы. Храм вымыли, из другого
храма, наверное, кое-что еще принесли. Бух в колокол народ сбежался, а
обновленческий храм был почти пустой. И Пасху отслужил Владыка Вениамин". В 1934г. Владыка Вениамин разорвал отношения с архиепископом Андреем (Ухтомским),
написав последнему резкое письмо с обвинениями в переходе его в старообрядчество.
Из рассказа Ольги Петровны Якиной, верной сторонница Владыки Андрея:
"В Мелекессе я у него [Владыки Вениамина] была. Как живут такие опальные епископы,
сами знаете: кто что привезет, кто что даст...
В 1934г. он написал Владыке Андрею.... письмо... Он обвинил Владыку Андрея, что
он старообрядец. Владыка Андрей, конечно, никогда старообрядцем не был; он за
них заступался, он считал их такими же православными, как и мы, он не считал их
еретиками, но вторым чином он не перемазывался, это мне сам Владыка [Андрей]
говорил, когда я была нелегально в Алма-Ате... Владыка Андрей переписал это письмо
и послал мне. Я поехала к Вениамину, но, знаете, ни до чего не договорились.
Поплакал он со мной, но извинительного письма Владыке не послал".
Этот разрыв с епископом Андреем (Ухтомским) поначалу не означал разрыва с
Уфимской епархией и с самой идеей автокефалии.
Однако к 1936г., размышляя о судьбах Церкви, Владыка Вениамин (по данным
протокола допроса 1937г.), пришел к выводу, что путь, предложенный в церковном
строительстве епископом Андреем, не верен.
Из показаний епископа Вениамина (18 декабря 1937г.):
"Моя деятельность в этой части активная переписка с епископом Руфином, духовенством
и верующими Уфимской епархии, стремление укрепить автокефалию и проч. вызывалась
тем, что до 1936г. я имел в виду по окончании ссылки вернуться в Уфу...
И лишь с 1936г.... я своими помыслами отошел от церковной работы... Свою деятельность в этой области за время адмвысылки (г.Мелекесс) я считаю
пассивной, с намерениями уничтожить Уфимскую автокефалию и присоединить к
высшему церковному совету... "
Средневолжский край, г.Мелекесс Год ареста1937 День ареста29 Месяц ареста7 Обвинение при аресте"участие в контрреволюционной, церковно-сектантской монархической организации, объединяющей в своем составе кулацкие, белогвардейские, поповско-монашеские и церковно-сектантские элементы"
тройка при УНКВД СССР по Куйбышевской обл. 22/12/1937 Обвинение"один из руководителей контрреволюционной церковно-сектантской монархической организации" Статьяст.5810 ч.2,5811,17588 УК РСФСР Приговорвысшая мера наказания расстрел Групповое дело"дело контрреволюционной группы, возглавляемой епископом Вениамином (Троицким), г.Мелекесс, 1937г."
По данным [6], [Зв2] был осужден 21.12.1937г.
Был обвинен по делу о якобы существовавшей на территории Куйбышевской обл.
"контрреволюционной церковно-сектантской монархической организации,
объединявшей в своем составе кулацкие, белогвардейские, поповско-монашеские и
церковно-сектантские элементы", по которому было репрессировано 269 человек.
Из обвинительного заключения:
"Входил в состав руководящего областного центра контрреволюционной церковно-сектантской
организации, объединявшей многочисленные церковные течения
"тихоновцев", "григорьянцев", "обновленцев", "христианской студенческой
молодежи", "тайный скит", "иоаниты", "истинных иосифлян", организацию
монашеского типа, состоявшую из 8 подпольных монастырей, группу
католиков-униатов, организацию "андреевцев", группу сектантов "мормонов",
организацию сектантов-старообрядцев "спасовцев-поморцев", организации
сектантов-баптистов, евангелистов, пятидесятников и молокан".
Вопрос:
"Вы арестованы за активное участие в церковно-сектантской контрреволюционной организации.
Признаете ли эту причину уместной?"
Ответ:
"Активным участником церковно-сектантской контрреволюционной организации по выходе из концлагерей
я не был и быть не мог по причине ограничения моей свободы адмвысылкой и, кроме
того, желания в этом направлении окончательно рушились моим отходом от церковных
дел с 1936г. ".
Виновным в предъявленных обвинениях себя не признал