Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ФИО Вениамин (Троицкий Александр Васильевич) Дела oep.13 => oep.13 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
7
Служение
    Служение
    Средневолжский край, г.Мелекесс (ныне Ульяновская о., г.Дмитровград) 
    епископ 
    Год начала 1933 
    Год окончания 1937 
    В Мелекессе весной 1933г. Владыка Вениамин организовал автокефальный приход
    "непоминающих андреевского течения". Первую службу совершил на Пасху 1933г.
    Он получил разрешение властей совершать богослужения в одном из двух
    открытых в городе храмов (в другом служили обновленцы).
    Из рассказа об этом инокини Марии (Артемьевой):
    "Последний раз я виделась с ним [Владыкой Вениамином] в Мелекессе в Пасху,
    тут я героем была.
    У них в Мелекессе два храма было, в одном обновленцы служили, а другой — старого
    направления, но он пустовал. Власти разрешили Владыке служить: берите, мол, храм и
    служите, только чтоб по домам не служили. Но у него же ничего не было, он ссыльный.
    Кто-то из наших священников спрашивает: "Маня, сумеешь 8 часов выстоять, не сходя
    с места?" Я глаза вытаращила: "Зачем?" Владыке нужно было отправить антиминс,
    так они антиминс положили в Евангелие, Евангелие закрыли, положили в сумочку, и
    эту сумочку повесили на меня, а в поезде меня к окну поставили там, где в вагон
    входишь. Ногами немного переступала, но все равно они онемели, лишний раз не
    дотрагивалась — антиминс, святыня. Приехали в Мелекесс, зашел Владыка, снял с
    меня эту сумку, сошел. Тогда и я сошла.
    В день приезда была Страстная Пятница, вынос Плащаницы. Храм вымыли, из другого
    храма, наверное, кое-что еще принесли. Бух в колокол — народ сбежался, а
    обновленческий храм был почти пустой. И Пасху отслужил Владыка Вениамин".
      
    В 1934г. Владыка Вениамин разорвал отношения с архиепископом Андреем (Ухтомским),
    написав последнему резкое письмо с обвинениями в переходе его в старообрядчество.
    Из рассказа Ольги Петровны Якиной, верной сторонница Владыки Андрея:
    "В Мелекессе я у него [Владыки Вениамина] была. Как живут такие опальные епископы,
    сами знаете: кто что привезет, кто что даст...
    В 1934г. он написал Владыке Андрею.... письмо... Он обвинил Владыку Андрея, что
    он старообрядец. Владыка Андрей, конечно, никогда старообрядцем не был; он за
    них заступался, он считал их такими же православными, как и мы, он не считал их
    еретиками, — но вторым чином он не перемазывался, — это мне сам Владыка [Андрей]
    говорил, когда я была нелегально в Алма-Ате... Владыка Андрей переписал это письмо
    и послал мне. Я поехала к Вениамину, но, знаете, ни до чего не договорились.
    Поплакал он со мной, но извинительного письма Владыке не послал".

    Этот разрыв с епископом Андреем (Ухтомским) поначалу не означал разрыва с
    Уфимской епархией и с самой идеей автокефалии.
    Однако к 1936г., размышляя о судьбах Церкви, Владыка Вениамин (по данным
    протокола допроса 1937г.), пришел к выводу, что путь, предложенный в церковном
    строительстве епископом Андреем, не верен.
    Из показаний епископа Вениамина (18 декабря 1937г.):
    "Моя деятельность в этой части — активная переписка с епископом Руфином, духовенством
    и верующими Уфимской епархии, стремление укрепить автокефалию и проч. — вызывалась
    тем, что до 1936г. я имел в виду по окончании ссылки вернуться в Уфу...
    И лишь с 1936г.... я своими помыслами отошел от церковной работы...
     Свою деятельность в этой области за время адмвысылки (г.Мелекесс) я считаю
    пассивной, с намерениями уничтожить Уфимскую автокефалию и присоединить к
    высшему церковному совету... "

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ