Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX
ФИО
Иоанн (Поярков Виктор Алексеевич)
    Иоанн (Поярков Виктор Алексеевич) 
    Фамилия Поярков 
    Год рождения 1883 
    День рождения 10 
    Месяц рождения 11 
    Место рождения Пермская губ. (Пермский край), г.Кунгур 
    архиепископ 
    Родился 10 ноября 1883г. в потомственной казачьей семье.
    Отец был учителем. Виктор рано осиротел
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1892-1902гг.] [1902-1907гг.] [1907-1912гг.] [1912-1922гг.] [1922-1923гг.] [1923г.] [1923-1931гг.] [1931-1933гг.]
      Образование
        Уральское Казачье войсковое реальное училище
        Год поступления 1892 
        Год окончания 1902 
        В 1892г. поступил в Уральское казачье войсковое реальное училище в г.Уральске.
        Получал стипендию и помощь от Общества вспомоществования недостаточным ученикам
      Служение
        Уральск, училищный храм Уральского казачьего войскового училища 
        Должность чтец, псаломщик 
        Год начала 1892 
        Год окончания 1902 
        С юности отличался благочестием, посещал все службы в храме училища.
        Исполнял обязанности чтеца и псаломщика.
        Интересовался церковным бытом уральских единоверцев, изучал старую обрядность.
        В 1900г. окончил училище по основному отделению, а в 1902г. — по дополнительному
        классу, получив право поступать в высшие специальные училища
      Образование
        Казанская Духовная Семинария
        Год поступления 1902 
        Год окончания 1903 
        Месяц окончания 8 
        В августе 1903г. выдержал экзамены по богословским предметам семинарского курса
        в Казанской Духовной Семинарии
        Казанская Духовная Академия
        Год поступления 1903 
        Месяц поступления 8 
        Год окончания 1907 
        В 1903г. был принят на казенное содержание в Казанскую Духовную Академию
      Служение
        Казань, единоверческая церковь во имя Четырех Евангелистов 
        Должность чтец, псаломщик 
        Год начала 1903 
        Год окончания 1907 
        Во период учебы в Академии посещал казанский единоверческий храм во имя
        Четырех Евангелистов. Принимал участие в чтениях и богослужениях.
        Духовно сблизился с настоятелем храма, видным деятелем единоверия о.Симеоном
        Шлеевым (впоследствии священномучеником), их духовная связь продолжалась и после
        перевода о.Симеона в Никольскую единоверческую церковь Санкт-Петербурга.
            
        "17 апреля 1905г. Государь-Император Николай II издал манифест "Об укреплении
             основ веротерпимости", разрешивший старообрядцам богослужения и отменивший
             наказание за отпадение от православия... О.Симеон позже писал:
               "Манифест 17 апреля... составил эру в жизни старообрядцев и единоверцев.
                Первые получили милости и льготы, каких прежде не имели, а вторые выросли
                в своем самосознании, как никогда раньше...".
            Первая надежда, воскресшая у единоверцев после 17 апреля, — это возродившееся
            ожидание иметь у себя единомысленных епископов.
            Свобода вероисповедания поставила единоверие в очень сложное положение.
            После 17 апреля, когда прекратилось государственное давление на раскольников,
            появились случаи перехода верующих из единоверия обратно в старообрядчество.
            Изменить положение и вернуть, наконец, старообрядцев в лоно Церкви могла теперь
            лишь одна мера — поставление единоверческого епископа.
            Так посмотрел на это и Высокопреосвященный покровитель Единоверия,
            Архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий)...
            Архиепископ Антоний простер даже до того, что обещался быть первым
            единоверческим епископом, если на то будет воля Святейшего Синода и Государя...
            На Фоминой неделе 30-го апреля Архиепископ имел продолжительную беседу
            с единоверцами. Плодом этой беседы было то, что Высокопреосвященный одобрил
            планы петербургских единоверцев просить себе епископа.
            1-го мая 1905г. они составили в частной квартире большое собрание,...
            На собрании постановили обратиться частным образом к г.Обер-Прокурору и
            просить его содействия... Он не возражал.
            Петербургские единоверцы и в первых о.Симеон Шлеев составили особую
            организационную комиссию, которая списалась с единоверцами Москвы, многих
            провинциальных городов России, разослала телеграммы в разные города
            с запросами о согласии ходатайствовать епископа.
            Комиссия предполагала созвать особый единоверческий съезд в Петербурге,
            но дело не устроилось, и тогда петербургские единоверцы решили завязать
            более тесные отношения с прочими через особых посланцев.
            Посланцами были избраны те люди, которые показали свою преданность
            единоверию и любили святую старожитность.
            Особенно упрашивали отправиться по провинциальным единоверцам князя Алексея
            Алексеевича Ухтомского (брата будущего Уфимского епископа Андрея).
            Другим посланцем, которому доверено было столь важное дело, довелось
            стать Виктору Алексеевичу Пояркову.
            Третьим послом был уставщик Никольской единоверческой церкви Петербурга
            Григорий Фомич Громов" [6].
        В конце мая — начале лета 1905г. Виктор Поярков, как полномочный представитель,
        объехал единоверческие приходы Нижней Волги и Уральской обл. для сбора подписей
        под ходатайством о даровании всероссийскому единоверию особого архиерея —
        члена Св.Синода и о назначении на эту должность епископа Волынского и Житомирского
        Антония (Храповицкого).
        В 1907г. Виктор Поярков окончил Казанскую Духовную Академию без аттестата,
        т.к. не представил работ, обязательных по окончании 3-го и 4-го курсов,
        и итогового сочинения.
        Он получил приглашение от архиепископа Волынского Антония (Храповицкого) стать
        клириком Волынской епархии.
        Женился
      Рукоположение
        иерей 
        1907 
        После бракосочетания был рукоположен во иерея
      Служение
        Волынская губ., Житомирский у. (Украина, Житомирская о., Чудновский р.), с.Галиевка 
        иерей 
        Год начала 1907 
        По данным на 1908г. о.Иоанн служил в церкви с.Галиевка Волынской губ.
        В 1909г., по представлению в КазДА не сданных ранее поучений, получил звание
        действительного студента
        Казань 
        иерей 
        Год начала 1910 
        День начала 1 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1910 
        День окончания 13 
        Месяц окончания 10 
        С 1 августа до 13 октября 1910г. о.Иоанн состоял законоучителем Казанского
        учительского института [2]
        Волынская губ. (Украина, Житомирская о.), г.Овруч, Овручский Васильевский женский монастырь 
        иерей 
        Год окончания 1912 
        По данным на 1911г. служил в церкви Овручского Васильевского женского монастыря
        По отзыву Высокопреосвященного Антония (Храповицкого):
            "О.Поярков... образцовый, ревностный пастырь — проповедник строго церковного
             настроения и безупречного образа жизни"
                   [Зв1 (Православный собеседник. 1911. Июнь. С.108.)].
        В 1911г. удостоен степени кандидата богословия за сочинение "Благодать и свобода
        в деле спасения человека (по творениям преосв.Феофана Затворника)"
      Рукоположение
        протоиерей 
        1912 
        В начале 1912г. назначен настоятелем казанской единоверческой церкви Четырех
        Евангелистов, стал благочинным единоверческих церквей Казани в сане протоиерея
      Служение
        Казань, единоверческая церковь во имя Четырех Евангелистов 
        протоиерей 
        Должность настоятель, благочинный единоверческих церквей Казани 
        Год начала 1912 
        Год окончания 1914 
        Уфа, училищная церковь свт.Тихона Задонского Уфимского женского епархиального училища 
        протоиерей 
        Должность настоятель, инспектор и преподаватель женского епархиального училища, член Епархиального училищного совета (с 1916г.) 
        Год начала 1914 
        Год окончания 1917 
        С конца 1914г. являлся настоятелем училищной церкви во имя свт.Тихона Задонского.
        Уфимского епархиального женского училища и состоял инспектором классов и
        преподавателем училища.
        С 1916г. — член Епархиального училищного совета.
        Являлся сторонником идей Уфимского епископа Андрея (Ухтомского) о возрождении
        приходской жизни.
        О.Виктор Поярков стал одним из основателей и активных деятелей Восточно-Русского
        культурно-просветительского общества, учрежденного по инициативе епископа
        Андрея (Ухтомского). Общество было призвано содействовать "сближению местного
        инородческого населения с русским народом на почве взаимного уважения и приобщения
        к русской образованности и гражданственности; развитию образования и воспитания
        среди местного русского и инородческого населения"
           [Зв1 (Уфимские ЕВ. 1916. N 8. С.254–255.)].
        Протоиерея Виктор являлся автором программной статьи "Церковь, община и приход"
        Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917–1918гг. 
        протоиерей 
        Должность член Собора от Уфимской епархии 
        Год начала 1917 
        Год окончания 1918 
        В августе 1917г. избран от духовенства Уфимской епархии членом Поместного Собора.
        Российской Православной Церкви. Активно участвовал в работе 1-й и 2-й сессий Собора.
        Выступал за восстановление Патриаршества. Выступал в защиту как правовых, так и
        имущественных интересов Церкви в России, за осуществление освобождения Церкви от
        госконтроля в делах милосердия и духовного просвещения народа.
        Принимал участие в дискуссиях на Соборе по вопросам о единоверии, по положениям
        о ВЦУ, о православном приходе.
        Поддержал учреждение особых кафедр единоверческих епископов, в т.ч. Саткинской
        кафедры в Уфимской епархии
        Уфа, училищная церковь свт.Тихона Задонского женского епархиального училища 
        протоиерей 
        Должность настоятель, инспектор и преподаватель женского епархиального училища, член Епархиального училищного совета 
        Год окончания 1919 
        В 1919г. женское епархиальное училище было закрыто
        Уфа, Никольская церковь 
        протоиерей 
        Должность настоятель 
        Год начала 1919 
        О.Виктор Поярков перешел служить настоятелем в уфимскую Никольскую церковь.
        Во время обновленческого раскола сохранил верность Православию, поддержал
        переход Уфимской епархии на положении временной автокефалии. Автокефальное церковное
        управление было вынужденной мерой в связи с арестом Патриарха Тихона и отсутствием
        законной высшей церковной власти. Согласно постановлению Патриарха Тихона, Священного
        Синода и ВЦС от 07/20.11.1920г. за N 362 и посланию митрополита Ярославского
        Агафангела (Преображенского) от 05/18.06.1922г. в ноябре 1922г. была провозглашена
        временная автокефалия Уфимской православной епархии Томским епископом
        Андреем (Ухтомским). Автокефалия была подтверждена епархиальным собранием,
        избравшим епископа Андрея временно управляющим епархией.
        Для сохранения православной иерархии в случае арестов в Уфимской автокефальной
        епархии был совершен ряд тайных архиерейских хиротоний.
        Одним из кандидатов на епископство совет Союза уфимских приходов выдвинул протоиерея
        Виктора Пояркова
      Награды
        камилавка 
        Год награждения 1915 
      Рукоположение
        иеромонах 
        Иоанн 
        1922 
        В конце 1922г. о.Виктор Поярков принял монашеский постриг (вместе с женой)
        епископ 
        1922 
        День 12 
        Месяц 12 
        Место Башкирия, г.Уфа 
        Кто рукоположил епископ Стерлитамакский Марк (Боголюбов), епископ Бирский Трофим (Якобчук), епископ Староуфимский Аввакум (Боровков) 
        29.11/12.12.1922г., по благословению арестованного
        к тому времени епископа Томского, в.у. Уфимской епархией Андрея (Ухтомского)
        в период заключения Патриарха Тихона, о.Иоанн (Поярков) был тайно хиротонисан
        во епископа Давлекановского, викария Уфимской епархии (титул — по названию села
        Давлеканово в Белебеевском уезде).
        Хиротонию совершали викарии Уфимской автокефальной епархии: ранее рукоположенные
        епископом Андреем епископы Стерлитамакский Марк (Боголюбов) и Бирский Трофим (Якобчук)
        и поставленный ими накануне епископ Староуфимский Аввакум (Боровков).
        Хиротония была впоследствии признана Патриархом Тихоном
      Служение
        Уфимская епархия 
        епископ 
        Должность викарный епископ Давлекановский 
        Год начала 1922 
        День начала 12 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1923 
        27 декабря 1922г. в Уфе было созвано чрезвычайное епархиальное собрание духовенства
        и мирян. Несмотря на давление со стороны властей, большинство присутствовавших
        на собрании поддержало автокефальных епископов и просило епископа Иоанна, ввиду
        ареста епископа Андрея, принять на себя временное управление Уфимской епархией.
        Епископ Иоанн согласился взять на себя временное управление епархией при условии
        если новый состав Епархиального совета откажется от признания обновленческого ВЦУ.
        Президиум собрания состоял, в основном, из обновленцев и объявил собрание закрытым.
        Однако состоявшийся в тот же день совет Союза приходских советов постановил передать
        временное управление епархией четырем викарным епископам. Епископы Стерлитамакский
        Марк, Бирский Трофим и Староуфимский Аввакум вместе с епископом Иоанном (Поярковым)
        приняли решение, что каждый будет управлять своей частью епархии вплоть до возвращения
        епископа Андрея (Ухтомского).
        Епископу Иоанну было поручено председательствовать в "составившемся малом соборе
        епископов" и постоянно пребывать в Уфе.
        Для управления епархией организовали канцелярию.
        Вместе с собором автокефальных архиереев епископ Иоанн продолжил осуществление
        мер по защите Православия, выработанные епископом Андреем (Ухтомсктим).
        Епископ Иоанн сыграл важную роль в противодействии обновленческому расколу в Уфимской
        епархии и на Урале: совершал епископские хиротонии, учреждал новые викариатства,
        создавал и сохранял системы управления православными приходами, выступал с воззваниями
        против обновленцев.
        В первой половине 1923г. Уфимские викарии провели ряд епископских хиротоний,
        в т.ч. на викарные кафедры других епархий. Вскоре после ареста епископа Староуфимского
        Аввакума, для восполнения числа епископов, епископ Иоанн и епископ Бирский
        Трофим хиротонисали иеромонаха Петра (Гасилова) во епископа Нижегородского
        (титулованного по слободе Нижегородской г.Уфы). В начале февраля 1923г. по просьбе
        православных приходов, поддержанной находившимся в заключении Екатеринбургским
        архиепископом Григорием (Яцковским), епископ Иоанн вместе с епископом
        Петром (Гасиловым) совершили хиротонии иеромонаха Льва (Черепанова) во епископа
        Нижнетагильского и архимандрита Иринея (Шульмина) во епископа Кушвинского —
        викарием Екатеринбургской епархии. Епископ Иоанн совместно с Аскинским епископом
        Серафимом (Афанасьевым) (ранее хиротонисанным епископом Бирским Трофимом (Якобчуком)),
        совершил тайную хиротонию иеромонаха Иерофея (Афонина) во епископа Тайгинского, викария
        Томской епархии.
        27 марта 1923г. епископ Иоанн подписал соборное послание Уфимских викарных епископов,
        составленное в связи с "хиротонией" в Москве обновленческого "епископа
        Уфимского" Николая Орлова, которое давало православную оценку обновленческого
        раскола и предупреждало духовенство и мирян о незаконности какого бы то ни было
        общения с лжеепископом Уфимским.
        Епископ Иоанн выступал и с собственными воззваниями к пастырям и пастве с призывом
        сохранять верность Патриарху Тихону и активно рассылал их по епархии.
        Деятельность епископа Иоанна оказывала огромное влияние на верующих.
        Захваченные обновленцами при поддержке властей храмы Уфы, в т.ч. кафедральный
        Воскресенский собор, пришли в запустение.
        В то же время Никольская церковь, где служил епископ Иоанн, ставшая кафедральным
        собором православной Уфимской епархии, не могла вместить молящихся.
        За противодействие обновленцам епископ Иоанн подвергался частым обыскам, и только
        тяжелая болезнь на время отсрочила его арест.
        Обновленцы добились закрытия властями православной епархиальной канцелярии, только
        в мае 1923г. она нелегально возобновила свою деятельность
      Аресты
        Уфа 
        Год ареста 1923 
        День ареста 20 
        Месяц ареста 4 
        Епископ Иоанн (Поярков) был арестован в Уфе 20 апреля 1923г. за сопротивление
        обновленцам и заключен в тюрьму
      Места заключения
        Уфа, тюрьма 
        Год начала 1923 
        День начала 20 
        Месяц начала 4 
        Год окончания 1923 
        День окончания 2 
        Месяц окончания 5 
        2 мая 1923г. благодаря многочисленным ходатайствам верующих, а также в связи
        с болезнью "и в честь празднования Первого Мая" епископ Иоанн был из тюрьмы освобожден
      Служение
        Уфимская епархия 
        епископ 
        Должность викарный епископ Давлекановский 
        Год начала 1923 
        Викарный епископ Давлекановский Иоанн управлял также приходами в Бирском и
        Белебеевском кантонах Башкирской АССР, т.к. там многие викарии были высланы
        за пределы епархии.
        15 июля 1923г., после получения известия об освобождении из-под ареста Патриарха
        Тихона, епископ Иоанн направил Патриарху доклад с кратким изложением истории
        автокефалии Уфимской епархии с просьбой об утверждении сделанного и о дальнейших
        распоряжениях.
        Патриарх Тихон признал все совершенные в период автокефалии тайные хиротонии
      Аресты
        Уфа 
        Год ареста 1923 
        День ареста 28 
        Месяц ареста 7 
        Однако 15/28 июля 1923г. епископ Иоанн был вновь арестован по доносу обновленцев
      Осуждения
        Комиссия НКВД по административным высылкам 
        24/08/1923 
        Обвинение "распространение ложных слухов о руководстве органами ГПУ деятельностью обновленческого епархиального управления, чем дискредитировал в глазах трудящихся Советскую власть" 
        Приговор 2 года ссылки в Нарымский край условно 
        Проходил по одному делу с викарным Аскинским епископом Серафимом.
        Обвинялся в "распространении ложных слухов о руководстве органами ГПУ деятельностью
        обновленческого епархиального управления, чем дискредитировал в глазах трудящихся
        Советскую власть".

        Башкирский областной отдел ГПУ счел невозможным поддержать обвинение в открытом
        суде и направил материалы следствия в Москву в Секретный отдел ГПУ для применения
        к арестованным внесудебных мер.
        24 августа 1923г. Комиссией НКВД по административным высылкам епископ Иоанн
        был приговорен к 2 годам ссылки в Нарымский край.
        Однако, как было сообщено из Башкирского отдела ГПУ, "постановление о высылке
        условно, к Пояркову не применено ввиду того, что Поярков, как епископ, пользующийся
        среди верующих авторитетом, будет использован в работе духовенства"
      Места заключения
        Уфа 
        Год начала 1923 
        Год окончания 1923 
        Месяц окончания 8 
        В конце августа 1923г. епископ Иоанн был освобожден из-под стражи
      Служение
        Уфимская епархия 
        епископ 
        Должность викарный епископ Давлекановский, в.у. Уфимской епархией (18.07/31.07.1923–22.01/04.02.1924) 
        Год начала 1923 
        День начала 31 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1924 
        День окончания 4 
        Месяц окончания 2 
        Еще во время пребывания под стражей Давлекановский епископ Иоанн (Поярков)
        30.07.1923г. определением Святейшего Патриарха Тихона назначен в.у. Уфимской
        епархией (Указом от 18/31.07.1923г.) [Зв1 (РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.218. Л.320.)].
        В конце августа 1923г., после освобождения из-под стражи, епископ Иоанн фактически
        смог приступить к временному управлению Уфимской епархией.
        26 октября 1923г. Комиссия НКВД по административным высылкам официально отменила
        свое решение о ссылке епископа Иоанна в связи с тем, что в ходе следствия епископ
        Иоанн "выявил свое отрицательное отношение к черносотенным церковным группировкам".
        Политика епископа Иоанна в отношении обновленцев была двойственной.
        С одной стороны, имея большой авторитет среди верующих, епископ Иоанн продолжал
        противодействовать обновленческому расколу, отчего, по признанию ОГПУ, "обновленческое
        движение в Уфимской губернии развивалось слабо...".

        1 января 1924г. епископ Иоанн совместно с викарными епископами Байкинским
        Вениамином (Фроловым) и Стерлитамакским Марком (Боголюбовым) совершил в Уфе
        хиротонию иеромонаха Алексия (Буя) во епископа Бугульминского, викария Самарской
        епархии. Хиротония была совершена с целью сохранения православной иерархии в Поволжье
        в связи с арестом Самарского архиепископа Анатолия (Грисюка) и с его согласия,
        однако вопреки телеграмме Патриарха Тихона с просьбой воздержаться от хиротонии
        до выяснения всех обстоятельств дела, но впоследствии получила признание Патриарха.
        С другой стороны, епископ Иоанн пошел на уступки властям, требовавшим от него
        отделения от Патриаршей Церкви.
        В январе 1924г. епископ Иоанн обратился к Патриарху Тихону с ходатайством
        о "временном обособлении" (автономии) "Восточной Церкви" в составе Уфимской и некоторых
        соседних с ней епархий Поволжья и Урала. Согласно ходатайству, автономия
        предполагала возможность рукоположения епископов и учреждения новых епископий
        без согласия Патриарха, созыв Малого Восточного церковного Собора, прием
        обновленческих женатых епископов в сущем сане в случае их покаяния
        при одобрении Малого Восточного Собора.
        Постановлением Патриарха и Временного Патриаршего Синода от 08.01/21.01.1924г.
        епископ Иоанн был освобожден от временного управления Уфимской епархией.
        18/31 января 1924г. на совещании духовенства в канцелярии епископа Иоанна было
        принято решение об отмежевании от Патриарха Тихона.
        22.01/04.02.1924г. постановлением Патриарха Тихона и Временного Патриаршего Синода
        было подтверждено освобождение епископа Иоанна от в.у.Уфимской епархией
        с назначением его временно управляющим Екатеринбургской епархией. При этом ему
        напоминалось об архиерейской присяге и о церковных канонах
        [Зв1 (РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.209. Л.10–10об.)].
        Епископа Иоанна предупредили, что если он прекратит связь с Патриархом и Синодом,
        то будет подлежать суду архиереев.
        Управление Уфимской кафедрой поручалось вернувшемуся из заключения епископу
        Уфимскому и Мензелинскому Борису (Шипулину), но с него власти под угрозой высылки
        взяли подписку о невмешательстве в дела епархии
        Екатеринбургская епархия 
        епископ 
        Должность викарный епископ Давлекановский, в.у. Екатеринбургской епархией (22.01/04.02.1924–16.02/29.02.1924) 
        Год начала 1924 
        День начала 4 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1924 
        День окончания 29 
        Месяц окончания 2 
        Однако на Екатеринбургскую кафедру епископ Иоанн не прибыл и в управление не
        вступал, находясь в Уфе без права выезда.
        23.01./05.02.1924г. общее благочинническое собрание духовенства Уфы по докладу
        епископа Иоанна приняло предложенную им резолюцию о поддержке Советской власти
        и отмежевании от "контрреволюционных течений".
        Под влиянием верных Патриарху священников вопрос о "платформе по отношению к
        Патриарху Тихону" был снят с рассмотрения до пастырско-мирянского собрания Уфы.
        29 февраля 1924г. в главной советской газете Башкирской АССР
        "Власть труда" было опубликовано заявление епископа Иоанна, где говорилось, что
        он "отходит от реакционного политического тихоновского течения, с которым порывает
        всякую связь".

        Патриарх Тихон получил от епископа Бориса написанное под угрозой ареста
        прошение об увольнении на покой в связи с состоянием здоровья.
        16.02/29.02.1924г. Патриарх Тихон освободил епископа Иоанна от поручения временно
        управляющего Екатеринбургской кафедрой
        Уфимская епархия 
        епископ 
        Должность викарный епископ Давлекановский, в.у. Уфимской епархией (17.02/01.03.1924–02.1928) 
        Год начала 1924 
        День начала 29 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1928 
        Месяц окончания 2 
        Указом Патриарха от 17 февраля/1 марта 1924г. епископ Иоанн был вновь назначен
        временно управляющим Уфимской епархией в связи с увольнением на покой
        епископа Уфимского Бориса (Шипулина) [Зв1 (РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.272. Л.84.)].
        При этом епископ Иоанн больше не поднимал вопроса об автономной "Восточной Церкви"
        Однако публичное выступление епископа Иоанна против Патриарха Тихона привело
        к протестам православных, по просьбе которых продолжил руководить Уфимской кафедрой
        Преосвященный Борис (Шипулин), которому епископ Иоанн принес покаяние.
        Епископ Иоанн вступил во временное управление Уфимской епархией
        только после высылки епископа Бориса в апреле 1924г. Однако в рапорте Патриарху
        епископ Иоанн сообщил, что фактически дела епископу Борису не передавал и
        временное управление епархией не прекращал.
        В октябре 1924г. епископу Иоанну удалось легализовать деятельность органов
        православного епархиального управления. Условием их признания со стороны
        властей явилось введение в состав Епархиального совета по требованию светских
        властей "лиц прогрессивного направления" и издание "декларации с выявлением
        политической и церковной платформы вновь организованного Совета".

        Среди прочих лиц в состав Епархиального совета вошел бывший уполномоченный
        обновленческого ВЦУ по Уфимской епархии прот.Михаил Севастьянов (автор доноса
        в 1923г., ставшего причиной ареста епископа Иоанна).
        В "Обращении к верующим православной Христовой Уфимской церкви" епископ Иоанн
        сделал заявление, с одной стороны, о лояльности к Советской власти, об отмежевании
        от какой бы то ни было политической работы и о "решительной борьбе с церковной
        контрреволюцией".

        С другой стороны, ссылаясь на заявление Патриарха Тихона о необходимости
        церковных реформ и созыва Собора, епископ Иоанн призвал в ожидании Поместного
        Собора объединиться всем верующим епархии (т.е. православным и обновленцам)
        будущего Собора.
        Регистрация Епархиального совета не способствовала объединению и ликвидации
        обновленческой Уфимской епархии, но, напротив, обострила борьбу обновленцев
        против епископа Иоанна.
        В то же время деятельность епископа Иоанна, направленная на достижение
        легализации путем компромисса с гражданской властью, привела к разделению
        среди православных в епархии.
        Декларация епископа Иоанна вызвала резко негативную реакцию находившегося
        в ссылке архиепископа Андрея (Ухтомского), который оставался избранным
        временно управляющим Уфимской епархии и в таком качестве поминался
        за богослужением во всех православных храмах после имени остававшегося
        формально правящим архиереем епископа Бориса (Шипулина).
        Архиепископ Андрей расценил политику епископа Иоанна как скрытое обновленчество,
        еще более опасное, чем обновленчество открытое.
        К концу 1924г. в епархии произошел раскол: одни поддерживали линию епископа
        Иоанна, другие — сторонников позиции, которую занимал архиепископ Андрей
        (андреевское течение).
        После кончины Патриарха Тихона по распоряжению епископа Иоанна во всех храмах
        Уфимской епархии совершались заупокойные литургии и панихиды, а в Православном
        календаре на 1926г., изданном Уфимской архиерейской кафедрой, была напечатана
        большая статья "Памяти в Бозе почившего Святейшего Патриарха Тихона",
        в которой отмечались многочисленные заслуги Патриарха Тихона перед Церковью.
        6 июля 1925г. права епископа Иоанна на временное управление Уфимской епархией
        были подтверждены Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Петром (Полянским).
        После ареста в конце 1925г. Местоблюстителя митрополита Петра епископ Иоанн
        признал полномочия Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия
        (Страгородского).
        Находившийся в ссылке архиепископ Андрей (Ухтомский) совместно с Нижнетагильским
        епископом Львом (Черепановым) совершил ряд архиерейских хиротоний викариев
        для Уфимской епархии.
        16 марта 1926г. епископ Иоанн созвал в Уфе епископское совещание "по вопросу
        о поставлениях, совершенных после смерти Патриарха Тихона для Уфимской и
        Златоустовской епархий архиепископом Андреем (Ухтомским) совместно с епископом
        Нижнетагильским Львом (Черепановым)".

        Совещание приняло решение о признании неканоничными поставлений архиепископа
        Андрея, о пресечении деятельности рукоположенных им лиц и запрещении их
        в священнослужении.
        Постановление было подписано епископом Иоанном, викариями Аскинским
        Серафимом (Афанасьевым) и Байкинским Вениамином (Фроловым), а также
        Златоустовским епископом Николаем (Ипатовым).
        Вернувшийся в Уфу весной 1926г. архиепископ Андрей (Ухтомский) не признал
        полномочий ни Местоблюстителя митрополита Петра, ни Заместителя Местоблюстителя
        митрополита Сергия, что послужило углублению возникшего ранее раскола в епархии.
        Епископ Иоанн энергично боролся с андреевским течением.
        Он попытался осуществить план по организации обширной церковной области
        с центром в Уфе для координации действий архиереев нескольких соседних епархий.
        Предполагалась и организация архиерейского суда над архиепископом Андреем.
        В июне 1926г. на регистрацию в Башкирский НКВД был подан "Устав Областного
        Епископского Совещания".

        Первое Совещание предполагалось созвать в декабре 1926г. под председательством
        епископа Иоанна с участием епископов Уфимской епархии, епископа Златоустовского,
        других архиереев Урала и Поволжья. Однако власти не позволили осуществить проект,
        опасаясь консолидации православного епископата.
        Епископ Иоанн поддержал митрополита Сергия в его действиях против григорианского
        раскола.
        10 августа 1927г. в связи с появлением в епархии сторонников епископа
        Григория (Яцковского) епископ Иоанн издал "Циркуляр духовенству, православным
        правлениям и общинам" с предупреждением о появлении нового раскола,
        который "состоит в противлении порядку законного иерархического преемства".
        В том же году епископ Иоанн поддержал "Декларацию" митрополита Сергия.
        Архиепископ Андрей (Ухтомский) (к тому времени вновь арестованный) и его сторонники
        выступили против "Декларации". Это привело к окончательному отделению части
        епархии и образованию самостоятельной андреевской Уфимской автокефальной
        епархии в составе течения "непоминающих"
        Уфимская епархия 
        епископ 
        Должность епископ Уфимский и Давлекановский, управляющий епархией 
        Год начала 1928 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1931 
        День окончания 2 
        Месяц окончания 4 
        В 1928г. епископ Иоанн был утвержден правящим архиереем Уфимской епархии
        с титулом "епископ Уфимский и Давлекановский".
        В ноябре 1930г. — апреле 1931г. вызывался к присутствию на зимней сессии
        Временного Священного Синода
      Рукоположение
        архиепископ 
        1931 
        День 2 
        Месяц 4 
        2 апреля 1931г. возведен в сан архиепископа
      Служение
        Уфимская епархия 
        архиепископ 
        Должность архиепископ Уфимский и Давлекановский 
        Год начала 1931 
        День начала 2 
        Месяц начала 4 
        Год окончания 1933 
        День окончания 30 
        Месяц окончания 1 
    Кончина
      1933 
      День 30 
      Месяц 1 
      Место Уфа 
      Место захоронения Уфа, у алтаря кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы 
      Перед смертью владыка Иоанн (Поярков) принял Великую схиму.
      Был похоронен на Сергиевском кладбище Уфы рядом с епископом Симоном (Шлеевым).
      В 2003г. перезахоронен у алтаря уфимского кафедрального собора в честь
      Рождества Пресвятой Богородицы
    Публикации ->
      1.Православная энциклопедия/ Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Т.23: Иннокентий-Иоанн Влах. М.: "Православная энциклопедия", 2010. С.435–438.
      3.Зимина Н.П. Стояние в вере: временная автокефалия Уфимской православной епархии в период заключения Святейшего Патриарха Тихона...// Вестник ПСТГУ. Сер.: История. История Русской Православной Церкви. 2007. Вып.3. С.79–117.
      4.Зимина Н.П. Уфимская автокефальная епархия "непоминающих", андреевского течения: история, иерархия, ликвидация (1927 — 1938) // Материалы XXIII ежегодной богословской конференции ПСТГУ. М., 2013. С.196–209.
      5.Зимина Н.П. "Полуобновленчество" и иные деструктивные явления в Патриаршей Церкви в 1923–1925гг. // XXVI Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М., 2016. С.93–98.
      6.Зимина Н.П. Путь на Голгофу. Т.1. Жизнеописание священномученика Симона, епископа Охтенского. М.: Изд-во ПСТГУ, 2005. 442с. С.84,262,292,318,319,320,329,347–348,394,396,400,403.
      7.Зимина Н.П. Путь на Голгофу. Т.2. Духовное наследие священномученика Симона, епископа Охтенского. М.: Изд-во ПСТГУ, 2005. 592с. С.372–373.
    Заявители ->
      1. Зимина Нина Павловна, исследователь
      Использованные материалы:
            Православный собеседник. 1911. Июнь. С.108.;
            Уфимские ЕВ. 1916. N 8. С.254–255;
            РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.218. Л.320.;
            РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.209. Л.10–10об.;
            РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.272. Л.84.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ

  SWITCH TO COPY/SCAN URL