Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous]
NIKA_ROOT INDEX ФИО Отт Владимир Васильевич Дела o60.97 => o60.97 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
5
    Рукоположение
      иерей 
      1953 
      День 16 
      Месяц 10 
      Был рукоположен во иерея через 11 дней после своего увольнения со светской работы
    Служение
      Брянская о., Кромский р., с.Шахово, Троицкая церковь 
      иерей 
      Должность настоятель 
      Год начала 1953 
      День начала 16 
      Месяц начала 10 
      Год окончания 1958 
      Троицкая церковь относилась к Кромскому благочинническому округу.
      Уже 18 октября 1953г. о.Владимир служил свою первую литургию в Троицкой церкви.
      Прихожане отнеслись к нему с любовью и уважением.
      На первую службу пришли 22 человека, на вторую — уже около пятидесяти.
      Ему всегда были свойственны точность и аккуратность, и эти качества он проявлял
      и в церковном служении. Он наводил порядок в ризнице, готовил южный придел к
      освящению в честь свт.Митрофана Воронежского, старался смягчать и сглаживать
      назревавшие в приходе взаимные споры и конфликты.
      О.Владимира полюбили в селе. К нему потянулись не только прихожане, но и другие
      священники.
      В 1957г. благочинный Кромского округа протоиерей Василий Прохоров писал:
            
      "Отец Владимир высоко религиозен, любезен в обращении, отзывчив на нужды
             и печали, довольный при скромном вознаграждении за требоисполнение.
             Любит богослужение. В окружающем населении снискал любовь и уважение.
             При нем поднялись доходы свечного ящика.
             За три года священнослужения в селе Шахово о.Владимир провел большой
             ремонт храма: произвел перекрытие кровли храма, занес ограду, произвел
             древонасаждение".

      О.Владимир для благоустройства прихода использовал свои инженерные знания.
      Один из трех приделов он отделил стеклянной перегородкой, устроил там печное
      отопление и служил в этом алтаре зимой.
      Все свои действия он смиренно согласовывал со священноначалием, регулярно
      отчитывался епископу и благочинному о проделанной работе.
      Деловые отношения о.Владимира и о.Василия Прохорова (также отбывшему заключение)
      переросли в крепкую многолетнюю дружбу, продолжавшуюся четверть века.
      О.Владимир прослужил в с.Шахово четыре с половиной года.
      Летом 1958г. о.Владимира перевели на служение в г.Орел в Афанасьевскую церковь
      Орел, Афанасьевская церковь 
      иерей 
      Должность настоятель 
      Год начала 1958 
      Год окончания 1960 
      О.Владимир не ограничивался совершением богослужения в храме и исполнением треб.
      Часто произносил проповеди, к которым тщательно готовился. Отец Владимир оживлял
      церковную жизнь города. Он стремился к созданию церковной общины, подобной той,
      которая была в церкви свт.Николая на Маросейке.
      В Орле был период, когда он служил литургию почти ежедневно.
      В местных органах власти нарастало недовольство деятельностью "афанасьевского попа".
      В 1960г. о.Владимир участвовал в освидетельствовании мощей свт.Тихона Задонского
      после этого в журнале "Крокодил" появился пасквиль, в котором о.Владимиру была дана
      язвительная характеристика и критиковалась атеистическая работа в регионе.
      В результате уполномоченный по делам религии потребовал убрать примелькавшегося
      священника "с глаз долой".
      О.Владимир был вынужден официально стать "уволенным на покой согласно прошению".
      Вынужденный перерыв в служении о.Владимир использовал с пользой для души.
      Побывал в Москве, в Троице-Сергиевой лавре, жил близ Глинской пустыни
      Белгородская о., с.Жуково, Знаменская церковь 
      иерей 
      Должность настоятель 
      Год начала 1960 
      День начала 21 
      Месяц начала 9 
      Год окончания 1961 
      Месяц окончания 10 
      К осени 1960г. епископ Курско-Белгородской епархии Леонид (Поляков) назначил
      о.Владимира настоятелем Знаменской церкви с.Жуково в 15 км от Старого Оскола.
      21 сентября, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, о.Владимир отслужил
      свою первую литургию в Знаменской церкви.
      О.Владимир сообщал в письме своему сыну Сергею, проживавшему в Риге:
            "Этот сельский храм, наполовину реставрированный, был когда-то симпатичным".
      Работы по продолжению реставрации предстояло много.
      Надо было еще перевезти вещи из Орла.
      Из ответного письма сына о.Владимиру:
            "Как трудно служить в деревне теперь тебе с твоими силами!
             Единственно, что службы не каждый день, — а ведь надо пешком ходить,
             отсутствие всякого благоустройства, вопрос с жильем, питанием...".

      О.Владимира морально и физически поддерживали знакомые из Орла. Приезжали,
      чтобы принять участие в ремонтных работах знакомые из Орла.
      Одна из духовных дочерей о.Владимира — Маруся (Мария Андреевна Дорохова) решила
      всю жизнь посвятить помощи батюшке. Протоиерей Василий Прохоров в каждом своем
      письме передавал благословение Марусе, называл ее продолжательницей дела святых
      жен мироносиц, следовавших за Христом.
      Маруся жила на квартире у одной из прихожанок храма, фактически все свое время
      отдавала церковным послушаниям: занималась шитьем и перешивкой облачений,
      помогала на богослужениях в храме, вместе ходила с о.Владимиром по домам
      на причащение, и на отпевание, и на прочие требы.
      К концу Великого Поста 1961г. число служб в храме увеличилось, он служил почти
      ежедневно. Местное население, видя ревность пастыря, стало чаще ходить в церковь.
      О.Владимир позже рассказывал:
           "Несмотря на скромный деревенский храм и еще более скромную его отделку
            внутри, службы шли бодро и некоторые (Вербное, Четверг, Благовещение)
            прошли при порядочном стечении народа и многочисленных причастниках".

      После Пасхи о.Владимир приступил к ремонту храма и благоустройству территории.
      Сын Сергей, занимавшийся ремонтом кораблей, писал отцу:
           "У тебя тоже работа ремонтная, только ты ремонтируешь людей! Души людские!
            А это во сто крат сложнее! А по совместительству — ремонт храмов —
            опять-таки, чтобы лучше ремонтировать души...Тут уж брак не не допускается".

      В конце лета 1961г. его сын приезжал к нему на побывку в отпуск.
      За короткое пребывание о.Владимира в с.Жуково он успел организовать и провести
      большую работу. Храм был подштукатурен. В ограду церкви была перенесена сторожка.
      Планировалось начать ремонт окон.
      На праздник Преображения Господня только причастников было на службе 87 человек.
      Однако во время Хрущевских гонений на Церковь было решено закрыть приход в Жуково.
      Осенью 1961г., перед праздником Покрова Пресвятой Богородицы, о.Владимир, несмотря
      на его просьбы не переводить его из Жуково, был переведен в Ильинский храм слоб.Ездоцкой
      под Старым Осколом.
      Уже будучи настоятелем Ездоцкого храма, о.Владимир просил добровольных помощников
      довести до конца ремонтные работы в храме с.Жуково:
           "Мне лично, конечно, хорошо, но кровью обливается сердце за оставшихся
            [в Жуково] овечек. Очень жаль прихожан и храм в Жуково, который могут
            закрыть".

      Однако приход в Жуково был все-таки упразднен. Со временем пришел в запустение
      храм, а за ним и само село Жуково
      Белгородская о., Казацкий с/с, слоб.Ездоцкая (ныне в черте г.Старый Оскол), Ильинская церковь 
      иерей, протоиерей 
      Должность настоятель 
      Год начала 1961 
      Месяц начала 10 
      Год окончания 1984 
      Слобода Ездоцкая в 1961г. считалась пригородом Старого Оскола и относилась к
      Казацкому сельсовету.
      О.Владимир поселился в церковной ограде в каменной сторожке.
      Из письма к сыну:
          "Теперь вообще я буду служить гораздо чаще: по вторникам, четвергам, субботам
           и воскресеньям. В новом приходе меня приняли очень хорошо, даже с тортом...
           В Жукове, конечно, скорбят, а те, кто менее благочестив, говорят, что я, де,
           стал искать лучшего, польстился на город. Но моя совесть чиста, и я даже
           просил своего начальника не переводить. Но это было неизбежно...".

      Несмотря на немолодой возраст, о.Владимир был полон сил и планов.
      Он вел оживленную переписку. В иной день ему приходило до семидесяти писем.
      Собирался поступить на заочный сектор Московской Духовной Академии.
      Поддерживал связь с редакцией "Журнала Московской Патриархии".
      Часть своей библиотеки (мешка три книг дореволюционного издания) отец Владимир
      передал в дар Курской Духовной Семинарии. В период дефицита церковной литературы
      это был бесценный подарок.
      В 1964г. он начал писать воспоминания о своих родных, которым дал название
      "Сага о нашей семье". Протоиерей Владимир Русин писал о "Саге":
           "Это не просто мемуары, но и своеобразный учебник по истории Русской
            Церкви XX века... Книга воспоминаний батюшки, прошедшего путь исповедничества,
            это еще и проповедь о Христе и еще ее можно считать практическим руководством
            для желающих жить по-христиански — в любви к Богу и ближнему".

      "Сага" была издана только после его смерти в 1993г. мизерным тиражом (500 экз.).
      Прихожане любили и уважали о.Владимира. Он не жалея своих сил, служил в храме,
      исповедовал, причащал больных.
      До конца своих дней о.Владимир сокрушался, переживая одно свое промедление:
      ночью его пригласили причастить больного. Путь был не близкий и опасный, и
      батюшка отложил это дело до утра, а к утру больной уже умер. Это был
      единственный такой случай. Больше он никогда в жизни не откладывал выход к
      нуждающемуся в напутствии Святыми Дарами. Звали — шел, невзирая на время суток,
      на время года, на расстояние, на состояние собственного здоровья. Приходилось
      ему, рискуя жизнью, перебираться по шаткому деревянному мосту через реку Оскол
      в период ледохода. Приходилось преодолевать путь в 52 км (большей частью пешком),
      а в конце пути видеть больную за обеденным столом. Она, отчаявшись дождаться
      священника, уже принималась за трапезу.
      Первым вопросом тому, кто испытывал трудности во время исповеди, было:
                   "Давно ли Вы были у Причастия?"
      Духовный опыт, а может быть и дар, позволяли ему многое узнать о человеке и без
      наводящих вопросов. Порой проницательность о.Владимира граничила с прозорливостью.
      Одно время прихожане опасались (и не без основания), что батюшку переведут в Москву.
      Ценили и любили о.Владимира и правящие архиереи.
      О.Владимир был возведен в сан протоиерея.
      Из характеристики, данной протоиерею Владимиру владыкой Николаем (Бычковским):
          "Ревностный и добросовестный в исполнении пастырских обязанностей. Пользуется
           большим уважением прихожан. Поведения отличного. Весьма дисциплинирован.
           Как священник, заслуживает поощрения".

      Владыка Хризостом (Мартишкин) так характеризовал о.Владимира:
          "Глубокой веры и духовности пастырь. Он своим проникновенным и самоотверженным
           служением Богу и людям завоевал преданную любовь и подлинное уважение прихожан".

      В 1977г. о.Владимир был награжден орденом св.кн.Владимира III степени, в 1980г.
      удостоен права ношения митры.
      Чрезвычайно взволнованный этой наградой, о.Владимир отправил владыке Хризостому
      благодарственную телеграмму:
          "Получил Ваше извещение о награде. Глубоко тронут вниманием и любовью.
           Ходатайством Вашего Преосвященства благодарю и его Святейшество.
           Сознаю себя совершенно недостойным и неспособным.
           Горю желанием дальше служить Церкви".

      Из письма протоиерея о.Василия Прохорова о.Владимиру:
          "По количеству говеющих в ваших храмах видно, что религиозность горожан высока..."
      Еще в 1968г. о.Владимир услышал от врачей об угрозе потери зрения (глаукома),
      его направили на лечение в ин-т глазных болезней им.Гельмгольца. В дальнейшем он
      перенес три операции на глазах, но обратить процесс угасания зрения не удалось.
      О.Владимир ослеп и в мае 1984г. был вынужден уйти за штат на покой.
      Настоятелем Ильинского храма назначили другого священника
    Места проживания
      Белгородская о., г.Старый Оскол, слоб.Ездоцкая 
      Год начала 1984 
      Год окончания 1992 
      Месяц окончания 7 
      О.Владимир отошел от настоятельских забот, но до самой своей смерти оставался
      душою прихода. Участвовал по мере сил в церковной службе.
      Он остался жить в церковной сторожке Ильинского храма.
      Принимал посетителей, приезжавших к нему для духовных бесед из Губкино, Горшечного,
      Курска, Орла, из Москвы.
      Одним из последних духовников протоиерея Владимира Отта был известный архимандрит
      Серафим (Тяпочкин) из с.Ракитное.
      Многие священники избрали своим духовным наставником самого о.Владимира.
      Из воспоминаний об о.Владимире протоиерея Александра Геронимуса:
           "Отец Владимир стяжал много духовных даров. Он был необыкновенно тонким и
            деликатным человеком. В личном общении с отцом Владимиром мы приникали
            к той благодати, которую он воспринял от своих великих духовных наставников
            и по заповеди Спасителя: "даром получили, даром давайте" с великой щедростью
            передавал нам".

      Протоиерей Алексий Бабанин, последние 5 с половиной лет причащавшийся с о.Владимиром
      из одной чаши, с теплотой отзывался о нем:
            "Доброй души был батюшка".
      Архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим (Лазебный), в детстве живший в соседнем
      со слоб.Ездоцкой с.Губкино, где тогда не было своего храма, считает о.Владимира
      своим первым священником:
            "Мы, дети, любили о.Владимира, как праздник. Любили запах ладана, шедший
             от него, сухую, горячую ладонь на голове. Если он наставлял, то один раз
             и так не обидно, что душа впитывала наставление, как жаждущая земля влагу.
             И все слушали, слышали и слушались...
             Школа о.Владимира существенно отличалась от светской. Прежде всего он учил
             своею жизнью, собственным примером.
             Помню его входящего во врата церкви. В стареньком подряснике, который он
             никогда не снимал, говоря: "...носить подрясник — это уже проповедь", с
             распухшими тетрадками в руках. Положив в церкви три поклона на все стороны,
             шел к свечной лавке и вставал в очередь. Ему ли, служащему батюшке,
             самому покупать просфоры и свечи? Но он не позволял себе никакого послабления,
             не говоря уже о дерзости в стенах храма. "Только дети в храме первые, —
             говорил он, — и своего места никто не знает. Чем смиреннее, тем надежнее".
             Я часто вспоминаю благоговейное отношение отца Владимира ко всему в храме...
             С прихожанами храма о.Владимир был особенно внимателен. Никогда не
             позволял он себе отвечать кому-либо на ходу, через плечо. Остановившись,
             внимательно выслушивал собеседника. А слушать он очень умел. Всегда
             задавал наводящие вопросы, и собеседник раскрывался весь, и тогда они
             вместе искали пути выхода из беды. Никто не уходил от него не утешенным.
             Шли к нему со всеми жизненными вопросами. Интеллигенты, крестьяне, дети,
             партийные работники.
             Сколько же любви, жалости, сколько души было в нем! Всех слышал, понимал,
             помогал...
             Он был немцем по национальности. В его сдержанности, учтивой собранности
             и вдумчивости угадывался человек европейской культуры и образования.
             Но я мало встречал в своей жизни батюшек, столь преданных Православию,
             столь пламенно приверженных строгой канонической старой русской православной
             школе. Именно он преподал мне первые уроки Православия, объяснил смысл
             богослужений, связывая его с корневой русской духовностью, историей и культурой,
             познакомил с православной русской древностью, преданиями и традициями
             нашего народа, изъяснив их отличие от других вероисповеданий.
             Я не раз был свидетелем, сколь тщательно, до щепетильности, готовился отец
             Владимир совершать Литургию. Сейчас, вспоминая его строгое, собранное в эти
             часы лицо, я провожу параллели с такими святыми подвижниками, как царица
             Александра Федоровна, ...великая княгиня Елизавета Федоровна и др.
             Их объединяет не столько иностранное происхождение и былая принадлежность
             к протестантству, а прежде всего, открытость сердец, с какой они приняли
             православную веру,... самооотверженная, беззаветная любовь к России и ее
             народу... Пламенные исповедники русской веры, они органично переплавили
             свою любовь к земле, на которой они стали православными, к ее устоям и
             истокам, становясь в итоге более русскими, чем, увы, многие и многие
             русские по крови...
             Он был очень красивым человеком. Высокий, стройный, худощавый, с благородной
             серебряной сединой, обрамлявшей его правильное лицо с большими светящимися
             глазами.
             Низко склонялся он над кающимся, и в прекрасном строгом лике его было столько
             любви и сочувствия, что люди раскрывались перед ним без боязней и оглядок.
             Воспринявший во всей полноте православие и глубинную мудрость от
             знаменитого отца Алексия Мечева, отец Владимир хорошо знал природу греха,
             умел отделить его от человека.
             Иногда он светился неземным светом над кающимся, иногда плакал и сетовал
             так, словно сам совершил исповедуемый грех.
             Много выстрадавший в жизни, он понимал и разделял страдания современника...
             Отец Владимир не замечал неудобств и, если ему говорили о его собственной
             нужде, он удивлялся, считая, что имеет все, что нужно священнику.
             Ведь главное счастье, весь смысл его жизни была Божественная Литургия.
             Чего было еще желать ему, любящему всем своим существом Богослужение?!
             Те немногие книги по богослужению, которые он имел, были для него
             драгоценны. Он не уставал переписывать в растерзанные от бесконечного
             употребления тетрадки недостающие фрагменты той или иной службы.
             Переписывал житийные материалы для проповедей, молитвы и месяцесловы.
             От него я узнал об Уставе Церкви и ее истории. Часослов был для него
             воздухом. С ним начинался его день, им и заканчивался...
             К проповедям батюшка готовился подолгу, допоздна склоняясь над своими
             тетрадками. До поздней ночи светилось окно церковной сторожки. Прохожие
             прихожане знали — отец Владимир молится...
             Проповеди он произносил негромко, ясным интеллигентным языком, четко
             выговаривая, как все лица иностранного происхождения. В его проповедях
             чувствовалась громадная начитанность, культура..., знание языков, истории
             народов, всемирной литературы. Это привлекало к нему студентов. Молодежь
             он любил, умел с нею разговаривать, без высоких и менторских нот.
             С изумительным тактом умел он поправить юную душу, если видел, что она
             встала на ложный путь, не оскорбив молодого человека и не разрушая ничего
             в его судьбе...
             Часто темой бесед его с молодежью была семейная,...личная тема.
             Прожив со своею матушкой Анной в любви и согласии, овдовев, он был верен
             ей до самой смерти. Хотя красивая внешность и образованность весьма
             привлекали к нему женское внимание. Верность — стержень его жизни.
            "В семье верность — основа, — говорил он... Враг не оставит семью, как
             богозаповеданное житие. Нападают страсти, нужды, болезни, испытания. Но все
             нужно пережить, а главное, воспитать детей, как добрых христиан. Нет
             личной жизни, и семья не принадлежит только тебе. Как плоды надо выращивать
             для других, так и деток — Господу и народу" ...
             С годами отец Владимир становился все более русским, ...органично влился в
             народную стихию.
             Чего стоят одни помянники батюшки — толстые тетради, сплошь исписанные
             именами!... Батюшка Владимир, кроме всех, кого знает и знал когда-то,
             выписывал имена из газет и журналов людей, близких ему по духу, деятелей,
             которых хотел бы поддержать в жизни своей молитвой. А также вырезал из
             газет и приклеивал на свои странички некрологи, имена прихожан, их
             родственников и близких.
             Молился он глубоко, подолгу, в слезах. И тогда отрешенное, исхудавшее его
             лицо исходило светом. Весь он был свет. Красивый человек ходил по нашей
             земле. Высокий, ясный, спокойный...
             Низкий мой поклон, благодарная и любовная память первому моему священнику,
             наставнику, ушедшему в бессмертие Владимиру Васильевичу Отту — отцу Владимиру"

      Многие старооскольцы сохранили об о.Владимире светлые воспоминания. Иных он крестил,
      иных утешил, иных заставил задуматься о своей душе.
      За несколько лет до своей кончины он пережил великую скорбь — смерть своего
      единственного сына Сергея
    Награды
      орден св.князя Владимира III степени 
      Год награждения 1977 
      митра 
      Год награждения 1980 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ