База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в."
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ГодОсуждения 1925
Дела o18.132
    Околович Михаил Федорович 
    Фамилия Околович 
    Год рождения 1888 
    День рождения 15 
    Месяц рождения 10 
    Место рождения Витебская губ., г.Полоцк 
    протоиерей 
    Специальность кандидат богословия 
    Сын священника о.Феодора Околовича, служившего в Спасо-Евфросиниевском женском
    монастыре.
    Окончил начальную школу
    Родство Фотографии[1] [2] [3] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1899-1921гг.] [1921-1925гг.] [1925-1928гг.] [1928-1938гг.] [1938г.]
      Образование
        Полоцкое духовное училище
        Год поступления 1899 
        Год окончания 1904 
        Витебская Духовная Семинария
        Год поступления 1904 
        Санкт-Петербургская Духовная Академия
        Год поступления 1910 
        Год окончания 1914 
        Месяц окончания 9 
        кандидат богословия 
        В 1914г. окончил по I разряду СПбДА со степенью кандидата богословия
        Во время учебы в 1913г. познакомился со своей будущей женой, студенткой Бестужевских
        женских курсов Марией Максимовной Мастрюкович, уроженкой г.Моршанска, дед
        которой был крепостным крестьянином, но уже отец стал обеспеченным, зажиточным
        человеком.
        В 1914г., после окончания СПбДА они обвенчались
      Рукоположение
        иерей 
        1914 
        День 23 
        Месяц 11 
        Место Иркутск 
        13 сентября 1914г. Учебный Комитет при Святейшем Синоде постановил назначить
        на должность законоучителя и инспектора Иркутского духовного училища Михаила
        Околовича с принятием им священного сана.
        23 ноября 1914г. он был рукоположен во священника к училищному храму
      Служение
        Иркутск, церковь при Иркутском духовном училище 
        иерей 
        Должность инспектор и законоучитель духовного училища, член Иркутского Епархиального училищного совета (с июня 1917г.), инспектор и законоучитель епархиального женского училища 
        Год начала 1914 
        День начала 23 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1917 
        Служил в училищном храме Иркутского духовного училища.
        Являлся законоучителем и инспектором училища.
        Преподавал Закон Божий в Императорском Иркутском институте благородных девиц.
        В марте 1915г. был избран членом училищного совета.
        В июне 1917г. избран членом Иркутского Епархиального училищного совета
        Священный Собор Российской Православной Церкви 1917–1918гг. 
        священник 
        Должность Член Священного Собора Российской Православной Церкви 
        Год начала 1917 
        Год окончания 1918 
        Собранием духовенства и мирян Иркутской епархии в 1917г. о.Михаил был избран членом
        Всероссийского Поместного Церковного Собора и участвовал в выборах Патриарха
        Иркутск, Крестовоздвиженская церковь 
        священник 
        Должность настоятель 
        Год начала 1918 
        Год окончания 1921 
        В 1918г. в связи с закрытием духовного училища, согласно избранию прихожан
        Иркутской Крестовоздвиженской церкви, о.Михаил был назначен священником
        этой церкви.
        К этому времени о.Михаил стал одним из наиболее известных и уважаемых пастырей
        города. Его любили за истовое благоговейное служение, глубокую, сердечную
        проповедь, сострадание к людям, готовность всегда прийти на помощь.
        Из-за популярности священника Иркутская ЧК установила за ним постоянное
        наблюдение
      Аресты
        Иркутск 
        Год ареста 1921 
        Месяц ареста 2 
        В феврале 1921г. сотрудники ЧК произвели на чердаке Крестовоздвиженского храма
        обыск и нашли патроны, порох и одну гранату.
        О.Михаил и сторож храма были обвинены в хранении оружия
      Осуждения
        Заседание Ревтрибунала 
        26/05/1921 
        Обвинение "хранение в церкви пороха" 
        Приговор 1 год лишения свободы (условно) 
        Обвиняемые отказались признать себя виновными.
        26 мая 1921г. состоялось заседание Революционного трибунала, который не смог
        доказать виновность священника и сторожа в хранении оружия, к чему они и
        в действительности не были причастны.
        Вскоре обвиняемые в связи с четырехлетней годовщиной Октябрьского переворота
        были освобождены.
      Служение
        Иркутск, Крестовоздвиженская церковь 
        иерей 
        Должность настоятель, временно управляющий Иркутской епархией, член Временного епархиального совета при епископе Нижнетагильском Кирилле 
        Год начала 1921 
        Год окончания 1925 
        После освобождения о.Михаил вернулся к служению в Крестовоздвиженской церкви.
        Активно противодействовал обновленцам.
        В 1924г. решением духовенства Иркутской епархии он был направлен в Москву
        к Патриарху Тихону. Он поставил в известность Патриарха о положении дел
        в епархии во время отсутствия на кафедре православного архиерея, и о назначении
        правящего епископа. О.Михаил выразил твердое суждение иркутского православного
        духовенства и паствы, о том, что с обновленцами не следует вступать ни в какие
        переговоры. О.Михаил был противником примирения с обновленцем Красницким.
        О.Михаилу часто приходилось выступать с проповедями во время богослужений
        управляющего Иркутской епархией епископа Нижнеудинского Кирилла (Соколова).
        27 октября 1924г. на торжественном богослужении в Тихвинской церкви запричастным
        стихом о.Михаил сказал слово о евангельском Сеятеле,
           
        "Который и теперь сеет Слово через Святое Евангелие. Сеятели бывают разные.
            В настоящее время сеют при дороге — в театрах, кинематографах и других местах
            развращенных. Вот приезжал ложный митрополит и сеял человеческое слово.
            Вот едет новый разрушитель сердец человеческих — он будет сеять слово дьявольское.
            Не следует туда ходить, ибо слушать их опасно...".

        Осенью 1924г. Иркутск посетил один из основателей обновленчества, сложивший с себя
        сан священника, Калиновский. Для участия в диспуте с ним были приглашены епископ
        Нижнеудинский Кирилл (Соколов), многие известные священники Иркутска, и, в частности,
        о.Михаил Околович. Осенив себя крестным знамением, о.Михаил говорил, возражая
        Калиновскому:
            "... Калиновский, говоря о Боге, не доказал, можно ли познать его эмпирически,
             т.е. постигнуть умом,... и ему этого никогда не доказать, потому что наука
             имеет известный предел, далее которого она проникнуть бессильна. Но эта
             область непостижимого внешним опытом постигается внутренним чувством человека.
             Человек сердцем входит в общение с Богом и здесь познает и постигает Его.
             Мы верим в существующее, вы — в несуществующее, наша вера положительная,
             ваша — отрицательная, наша вера разумная, ваша — безумная...".

        О.Михаил долго говорил, пытаясь убедить слушающих в соответствии Священного Писания
        истине, приводил слова знаменитого ученого Пастера, "который сказал: "Я глубоко верующий". —
        "Как же Вы верите? Ведь Вы много знаете!" — спросили его академисты. Пастер
        ответил: "Потому и верую в Бога, что много знаю, и чем больше у меня будет знаний,
        тем больше буду веровать". Что такое Библия? ... Это Книга ученая из ученых"
        ОГПУ пристально наблюдало за церковной жизнью в городе и за каждым
        сколько-нибудь выдающимся пастырем.
        Отца Михаила неоднократно в те годы вызывали в ОГПУ, предлагали снять сан,
        поменять деятельность священника на деятельность педагога, предлагали
        стать осведомителем, поддержать обновленцев, обещая высокое положение
        в обновленческой иерархии, но все эти предложения священник категорически
        отверг, и власти приняли решение его арестовать
      Рукоположение
        протоиерей 
        1925 
        Место Иркутск 
        Незадолго перед арестом отец Михаил был возведен в сан протоиерея
      Служение
        Иркутск, Крестовоздвиженская церковь 
        протоиерей 
        Должность настоятель, временно управляющий Иркутской епархией, член Временного епархиального совета при епископе Нижнетагильском Кирилле 
        Год начала 1925 
        Год окончания 1925 
        День окончания 17 
        Месяц окончания 2 
      Места проживания
        Иркутск, Н-Красноармейская, 31 
        Год окончания 1925 
        День окончания 17 
        Месяц окончания 2 
      Аресты
        Иркутск 
        Год ареста 1925 
        День ареста 17 
        Месяц ареста 2 
        17 февраля 1925г. о.Михаил был арестован как член Временного епархиального
        совета при епископе Нижнетагильском Кирилле вместе с некоторыми другими
        выдающимися пастырями города и заключен в иркутскую тюрьму.
        Из рапорта сотрудника ОГПУ после обыска в квартире о.Михаила:
           "Околович, судя по его разговору и по книгам, имеющимся у него, поп
            не простой, а современный, просвещенный.
            Так, у него, кроме книг религиозно-нравственного, духовного содержания
            и беллетристики, есть немало книг по философии, социологии...
            Характерно, что Околович имеет книги антирелигиозного содержания...
            имеются газеты...
            У Околовича оказались деньги, собранные комитетом прихода Крестовоздвиженской
            церкви (он секретарь комитета)... Деньги разделены по отдельным мешочкам:
            так, есть деньги, собранные для бедных, для заключенных домзака, для больных
            в домзаке.
            Есть порядочное количество прошений и заявлений о выдаче пособий ввиду
            бедности, болезни.
            Есть записки с выражением благодарности и признательности за оказанную
            помощь из домзака за подписями врачей больницы домзака.
            Есть несколько уведомлений о получении продуктов, денег с выражением
            благодарности от имени больных"
      Осуждения
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
        13/11/1925 
        Обвинение "член нелегального епархиального совета, проведение нелегальных собраний" 
        Статья ст.73,61 УК РСФСР 
        Приговор 3 года концлагерей 
        Групповое дело "Дело Околович М.Ф., Верномудрова Ф.Ф. и др., г.Иркутск, 1925г." 
        Из протокола допроса:

           "— Скажите, каковы ваши политические убеждения в настоящий момент?

            — Я не имею определенных политических убеждений. Советской власти я
              не вполне симпатизирую; как человек религиозный и священник, я отвергаю
              в принципе компартию, как антирелигиозную.

            — Вы состоите членом совета при епископе Кирилле?

            — Мне никто не объявлял, что я член совета. Я участвую в совещаниях
              при епископе по его приглашению.

            — Вы ездили по поручению иркутского духовенства к Патриарху Тихону?

            — Да, по просьбе духовенства, проездом на родину я заезжал к Патриарху
              в Донской монастырь.

            — Какие вы разрешали вопросы?

            — О назначении православного епископа, о примирении Патриарха с Красницким,
              и получил информацию по церковным вопросам.

            — Скажите, гражданин Околович, существует ли у вас комитет помощи заключенным?

            — Есть у нас при совете церковном благотворительные суммы, которые
              выдаются всем, кто обращается за помощью, но фактически в Иркутске
              особого комитета помощи заключенным не существует и не существовало".

        После окончания допроса, прочитав текст записанных следователем ответов,
        о.Михаил написал пояснение:
            "...Считаю нужным дополнить, что ответ на вопрос об отношении к советской
             власти и партии уполномоченным записан сжато, а подробно я говорил,
             что вообще мое отношение лояльное, и только на вопрос, во всем ли я
             сочувствую ей, я ответил, что не могу сочувствовать антирелигиозным целям
             ее.
             Точно так же и к компартии отрицательное отношение по вопросам религии".

        8 апреля 1925г. помощник губернского прокурора составил заключение:
            "Произведенным следствием... надлежит признать установленным значительное
             усиление влияния на массы Православной Церкви тихоновского направления,
             факт обостренной борьбы с обновленчеством, теряющим авторитет среди
             масс, стремление тихоновцев расширить и закрепить свое влияние...
             Хотя произведенным следствием формально не установлено конкретных данных
             о контрреволюционной деятельности... и... нет оснований к преданию
             обвиняемых суду, тем не менее прошлое социальное положение обвиняемых и
             их контрреволюционная деятельность при царском строе... и в первый период
             советской власти, активное выявление себя при Колчаке и наконец судимость...
             за контрреволюционную деятельность во второй период советской власти в Сибири
             дает полное основание считать, что деятельность обвиняемых... принимает
             характер, угрожающий основам советского правопорядка..." .
        Дело было отправлено в Москву на изучение сотрудников 6-го отделения СПО ОГПУ,
        которые рекомендовали заключить священников на три года в лагерь.
        13 ноября 1925г. решением ОСО протоиерей Михаил и другие священники были
        приговорен к 3 годам концлагерей
      Места заключения
        Иркутск, Домзак 
        Год начала 1925 
        День начала 17 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1926 
        Во время следствия содержался в Иркутском домзаке
        Соловецкий лагерь особого назначения, Вишерское отделение 
        Год начала 1926 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1928 
        По данным [Д4] был в заключении в Свирлаге.
        В лагере работал табельщиком и счетоводом.
        Освобожден в 1928г. без права проживания в 12 городах, в том числе и в Иркутске
        с запрещением проведения церковных служб и выступлений с проповедью.
        В силу этого вскоре был выслан из Иркутска и вынужден переехать в г.Минусинск
      Служение
        Красноярский край, г.Минусинск 
        протоиерей 
        Должность певчий церковного хора 
        Год начала 1928 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1933 
        В июне 1928г. о.Михаил прибыл в г.Минусинск.
        Здесь он познакомился с епископом Минусинским Димитрием (Вологодским) и местным
        духовенством. Сюда к нему приехала жена, оставив дочь Анну на попечение близких.
        Служить в храме ему запретили, на светскую работу не принимали.
        О.Михаил пел в храме на клиросе. Жили тем, что продавали последние оставшиеся
        у них вещи
      Места проживания
        Красноярский край, г.Минусинск 
        Год окончания 1933 
        День окончания 6 
        Месяц окончания 2 
      Аресты
        Красноярский край, г.Минусинск 
        Год ареста 1933 
        День ареста 26 
        Месяц ареста 2 
        О.Михаил был арестован 26 февраля 1933г. в числе других священнослужителей и мирян
        по "Делу епископа Димитрия (Вологодского) и др.".
        Всего по этому было арестовано 82 человека
      Осуждения
        тройка при ПП ОГПУ СССР по Западно-Сибирскому краю 
        10/06/1933 
        Обвинение "систематическая а/с агитация, направленная к срыву мероприятий советской власти" 
        Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
        Приговор 10 лет ИТЛ 
        Групповое дело "Дело епископа Димитрия (Вологодского) и др. Минусинск, 1933г." -> 
        Из обвинительного заключения:
           "Возникновение контрреволюционно-монархической организации относится
            к 1929–1930гг., т.е. к периоду важнейшего мероприятия правительства —
            ликвидации кулачества как класса на основе сплошной коллективизации.
            Деятельность староцерковников, проходившая до того времени в пределах общины,
            направленная на борьбу с обновлением и сохранением численности своих общин, резко изменила свое направление, став на путь активной борьбы с проводимыми на селе партией и правительством мероприятиями. В
            воскресные дни, когда верующие собирались в церковь на богослужение,
            священники в проповедях, обращаясь к народу, говорили, что
               "Слово Божие" начинает сбываться, антихрист вводит смуту среди народа"
            и т.д. К этому приводили пример: выселение и распродажу крестьянских хозяйств...
            Вербуя членов для контрреволюционной организации, вели борьбу против
            проводимых партией и правительством мероприятий в деревне, в особенности
            против колхозов, подрывающих основу религии".

        Вызванный на допрос, прот.Михаил виновным себя не признал и в своих
        собственноручных показаниях написал:
           "По вопросу существования какой-то организации, направленной к противодействию
            начинаниям советской власти, я ни от кого ничего не слыхал.
            Не слыхал и разговоров о необходимости создания какого-либо объединения
            для подобной цели".

        10 июня 1933г. тройка при ПП ОГПУ приговорила прот.Михаила к 10 годам ИТЛ
      Места заключения
        Западно-Сибирский край, г.Минусинск, тюрьма ОГПУ 
        Год начала 1933 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1933 
        День окончания 10 
        Месяц окончания 6 
        Во время следствия содержался в Минусинской тюрьме.
        После приговора он был отправлен в 4-е отделение Дальлага НКВД Паха,
        в лагпункт Балынь, заключенные которого занимались строительством
        г.Комсомольска-на-Амуре
        Хабаровский край, г.Комсомольск-на-Амуре (Бамлаг) 
        Год начала 1933 
        Месяц начала 2 
        Работал на строительстве Комсомольска-на-Амуре. Последние годы там
        заведовал аптекой.
        Из заключения он писал письма супруге и духовным детям.
        Из всех писем сохранилось только одно, написанное 24 июля 1935г. и адресованное
        одной из его духовных дочерей
        Дальлаг НКВД (Паха), 4-е отделение, лагпункт "Балынь" 
        Год окончания 1938 
        По данным [Зв1] выслан в 1936–37г. на Колыму
        Работал в лагере на заводе счетоводом
      Аресты
        Дальлаг НКВД (Паха), 4-е отделение, лагпункт "Балынь" 
        Год ареста 1938 
        День ареста 11 
        Месяц ареста 3 
        В лагере о.Михаил оказался в одном бараке с учителем из Ишима и крестьянином
        из Тамбова, с которыми у него сложились хорошие отношения.
        7 марта 1938г. осведомитель, по кличке Огарок, написал в донесении оперуполномоченному:
             "Эти трое заключенных находятся в хороших отношениях...
              Околович, как священник, говорил:
                 "Все, что написано в Библии, сбывается".
              Другие же поддакивали ему".

        Были вызваны дежурные "свидетели", которые показали, что о.Михаил и два его
        сокамерника тесно сдружились, защищают друг друга и:
            "Оправдываясь преклонными годами, стараются найти работу полегче.
             Пользуясь большим скоплением людей, ведут контрреволюционную работу, а именно:
             заключенный Околович, как бывший священник, часто вставляет фразы из Библии,
             доказывает, что библейское предсказание полностью оправдывается"
      Осуждения
        тройка при УНКВД по Дальневосточному краю 
        26/03/1938 
        Обвинение "участие в к/р группе, готовившей побег за границу, а/с повстанческая, пораженческая агитация в лагере, к/р деятельность" 
        Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
        Приговор высшая мера наказания — расстрел 
        Групповое дело "дело священника Околовича М.Ф., Назарова И.Д., Шикина А.В. в Дальлаге. Дальлаг, л/п Балынь. 1938г." 
        Архив УФСБ по Дальневосточному краю. Д.4319.
        11 марта отец Михаил был вызван на допрос:

          "— Следствию известно, что вы совместно с заключенными... вели
             контрреволюционную антисоветскую агитацию... Признаете вы себя виновным?

           — В предъявленном мне обвинении я себя виновным не признаю".

        26 марта 1938г. тройка НКВД приговорила о.Михаила и двух его сокамерников к расстрелу
    Кончина
      1938 
      День 20 
      Месяц 5 
      расстрел 
      Место Дальлаг НКВД (Паха), 4-е отделение, лагпункт "Балынь" 
      Место захоронения Дальлаг НКВД (Паха), 4-е отделение, лагпункт "Балынь", братское кладбище 
      Расстрелян 20 мая 1938г. в лагере и погребен в общей безвестной могиле [Архив УФСБ
      по Дальневосточному краю. Д.4319.].
      По данным игумена Дамаскина (Орловского) [3] и из выписки заседания Священного
      Синода [2] — расстрелян в день приговора 26 марта 1938г.
    Канонизация
      Священномученик протоиерей Михаил Околович 
      Дата 07/05/2003 
      Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. Священный Синод, Определение от 7 мая 2003г. 
      Кто представил Иркутской епархия 
      Дни памяти
        1
          Собор новомучеников и исповедников Российских 
          Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02
        2
          Старый стиль 07.05 
          Новый стиль 20.05 
          день расстрела (1938г.) 
    Реабилитация
      1
        Дата 13/02/1995 
        Кем реабилитирован Прокуратура Иркутской обл. 
        По году репрессий 1925 
      2
        Дата 15/11/1989 
        Кем реабилитирован Прокуратура Красноярского края 
        По году репрессий 1933 
      3
        Дата 05/10/1956 
        Кем реабилитирован Президиум Хабаровского краевого суда 
        По году репрессий 1938 
    Публикации ->
      1.Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918гг. (Документы. Материалы. Деяния I-XVI). М., 1994. Репр. воспр. изд. 1918г. Т.1. С.81.
      2.Выписка из журнала заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 мая 2003 года под председательством Патриарха Алексия II.
      3.Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Март. Тверь:"Булат", 2006. С.167–179.
    Заявители ->
      1.Дочь (умерла 26.01.2003) Околович Анна Михайловна
    Документы ->
      1. Архив УФСБ по Красноярскому краю. Д.П-11510.
      2. ГА РФ. Ф.353. Оп.3. Д.737.
      3. Архив УФСБ по Иркутской обл. Д.17839.
      4. Архив УФСБ по Дальневосточному краю. Д.4319.
      5. Список служителей религиозного культа, подвергшихся необоснованным репрессиям в 1920-х — 1950-х годах на территории Красноярского края

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ