База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в."
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ГодРукоположения 1944
Дела o35.577
    Товия (Остроумов Александр Ильич) 
    Фамилия Остроумов 
    Год рождения 1884 
    День рождения 25 
    Месяц рождения 3 
    Место рождения Московская губ., г.Коломна 
    архиепископ 
    Специальность ученый-археолог 
    Родился в день Благовещения в семье священника Борисоглебской церкви (что в
    "Запрудах") г.Коломны Ильи Федоровича Остроумова. Мать — урожденная Гусева
    Елизавета Григорьевна. В семье было четверо детей, три дочери и младший сын
    Александр. По семейному преданию дед о.Илии имел фамилию Кедров, но отправляя
    в семинарию двух сыновей, дал одному из них фамилию "Остроумов", откуда она и
    распространилась на весь последующий род. Семья была дружная, трудолюбивая и
    материально обеспеченная. Отец был увлеченным садоводом и даже написал книгу
    "Краткое практическое руководство к садоводству и огородничеству в вопросах и
    ответах", изданную в 1895 году. Помимо садоводства, в родительском доме Александру
    была привита любовь к классической литературе, истории и философии. Мальчик с
    романтичным и мягким характером был воспитан человеком, любящим природу, простым
    в обхождении с людьми и в то же время обладающим сильной волей и твердыми
    нравственными принципами
    Фотографии[1] [2] [3] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1910-х годов] [до 1943г.] [1944г.] [1944-1953гг.] [1953-1957гг.]
      Образование
        Коломенское духовное училище
        Год окончания 1898 
        Московская Духовная Семинария
        Год поступления 1898 
        Месяц поступления 8 
        Год окончания 1905 
        День окончания 19 
        Месяц окончания 5 
        Александр Остроумов не шел первым учеником, но учился неплохо. "Очень хорошие"
        успехи по ряду предметов свидетельствуют о его склонности к гуманитарным наукам
        и художественному творчеству. Имея талант художника, в свободное время он любил
        что-нибудь мастерить, выстругивать по дереву, и впоследствии у него дома всегда
        было много поделок. Александр писал иконы, и позднее, уже будучи священником, он
        реставрировал икону Христа-Спасителя в Голутвинском Никольском храме.
        19 мая 1905г. Александру Остроумову было выдано свидетельство об окончании
        семинарии за подписью ее ректора, архимандрита Анастасия (Грибановского) —
        известного в то время проповедника, а в будущем одного из выдающихся иерархов
        Русской Православной Церкви
      Служение
        Московская губ., Богородский у., с.Евсеево, церковно-приходская школа 
        Должность учитель 
        Год начала 1905 
        Год окончания 1907 
        По окончании семинарии Александр Ильич был принят преподавателем Закона Божия
        в Евсевиевскую церковно-приходскую школу. В этой должности трудился два года.
        В 1907г. женился на Надежде Сергеевне Митропольской, дочери потомственного
        священника Сергея Михайловича Митропольского, служившего в церкви свт.Николая
        на Болвановке г.Москвы. Надежда Сергеевна окончила Московское Мариинское
        Епархиальное женское училище и работала учительницей в Дрезненском фабричном
        училище
        Москва, церковь свт.Николая в Голутвине 
        Должность псаломщик 
        Год начала 1910 
        По источнику [6] — в 1908г. уже был псаломщиком в церкви свт.Николая в Голутвине
        (Замоскворечье, 1 Голутвинский пер., д.14), в которой прослужил до 1930-х годов,
        пройдя путь от причетника до заслуженного протоиерея. В том же году у Остроумовых
        родилась первая дочь — Елизавета. Молодая семья жила в большой церковной квартире
        в центре Москвы, прямо напротив храма Христа-Спасителя. Имея множество родных и
        знакомых потомственного духовного сословия, Остроумовы со всеми поддерживали
        крепкие дружественные отношения, часто устраивая совместные встречи
      Образование
        Московский Археологический институт
        Год окончания 1912 
        ученый археолог 
        По источнику [5] окончил Археологический институт в 1915г.
        По источнику [6] имеется две даты окончания Александром института:
        1912г. — со ссылкой на некролог в ЖМП, 1957г. N 6.
        1915г. — со ссылкой на Журнал Свящ. Синода от 5.12.1944г. N 81.
        По сведениям [7,8] Археологический ин-т окончил в 1912г. в Москве
      Рукоположение
        иерей 
        1919 
        День 20 
        Месяц 12 
      Служение
        Москва, церковь свт.Николая в Голутвине 
        иерей, протоиерей 
        Должность настоятель 
        Год начала 1919 
        День начала 20 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1933 
        До рукоположения в иерея был диаконом в церкви свт.Николая Чудотворца в Голутвине,
        затем стал священником и настоятелем этой же церкви. Возведен в сан протоиерея.
        В должности настоятеля в столь тяжелое время о.Александр прикладывал много усилий
        для активизации приходской жизни. Регулярные паломничества прихожан с отцом-
        настоятелем к святыням Русской земли стали крепкой традицией. Неоднократны были
        путешествия в Николо-Угрешский монастырь, в Саровскую пустынь. В одно из таких
        паломничеств в Саров о.Александра встретила известная на всю Россию блаженная
        Паша Саровская, которая подойдя к нему, молча подала шест и также молча ушла.
        Так прозорливая старица указала молодому священнику на предстоящее архипастырское
        служение. Отец Александр также заботился и о духовном просвещении своей паствы.
        По его приглашению в Голутвинском храме проводил регулярные лекции известный
        канонист и богослов, профессор Николай Дмитриевич Кудрявцев. На великие и
        престольные праздники в церковь приезжал служить архиепископ Трифон (Туркестанов),
        бывший, по-видимому, близким другом о.Александра.
        В мае 1917г. у Остроумовых родилась вторая дочь, названная Софией, как и ее
        бабушка (мать Надежды Сергеевны). Родители Надежды Сергеевны до самой смерти
        жили вместе с детьми и чем могли помогали своим чадам и внучкам.
        По свидетельству дочери о.Александра одной из главных черт его характера была
        простота в общении с паствой. Его семью всегда окружали бедные богомольные
        старушки: "Авдотьюшка", "Настасьюшка", "Марьюшка", "Евдокиньюшка"... Это не
        исключало общения "запросто" и с образованными прихожанами: адвокатами, докторами.
        Известна дружба о.Александра с басом Большого театра А.Н.Содомовым.
        Страшный голод в Поволжье и на юге России в 1921–1922гг. так или иначе задел все
        население страны. Надежде Сергеевне пришлось устроиться на работу, младшую дочь
        отдали в детский сад. Однако вскоре маленькую Софьюшку пришлось оттуда забрать, и
        папа был вынужден брать ее всюду по служебным делам. Резкое ухудшение материального
        положения вынудило о.Александра давать тайно платные уроки Закона Божия на дому,
        т.к. декретом Совнаркома "Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви"
        все образовательные учреждения Православной Церкви были ликвидированы, а частное
        преподавание богословских дисциплин могло быть чревато обвинением в к/р агитации.
        Во время "изъятия церковных ценностей" пострадала и Голутвинская церковь. Маленькой
        Софье запомнилось, как она, напуганная, присутствовала при снятии окладов с икон.
        Атмосфера тревоги и страха почти не покидала семью Остроумовых.
        После начала обновленческого раскола о.Александр оставался в числе тех, кто
        сохранил верность святому Патриарху-исповеднику, а впоследствии — канонической
        церковной власти в лице Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра и его
        Заместителя митрополита Сергия.
        Несмотря на тяготы жизни о.Александр сохранял прежний распорядок дня. По утрам
        долго молился, потом шел служить обедню. После обедни — чай, а в два часа — обед,
        затем получасовой отдых. В шесть часов вечернее богослужение. Часто о.Александр
        занимался за огромным письменным столом, готовился к "Слову" (проповеди).
        Приходилось много помогать в домашних делах: колоть дрова, носить из колонки воду,
        поддерживать скудеющее хозяйство. Бедность вынуждала продавать ценные книги,
        мебель. В конце 1920-х в квартире началось "уплотнение", власти подселяли соседей.
        В 1931г. был взорван храм Христа-Спасителя, и это произошло на глазах семьи
        Остроумовых, повергнув ее в состояние скорби и ужаса.
        В 1932г. все семьи священнослужителей были лишены продовольственных карточек и
        получили статус "лишенцев". Без всяких просьб о.Александра прихожане храма
        обеспечивали его кто продовольственной карточкой, кто талонами на хлеб, кто
        продуктами. От позорного статуса пострадали дети священника. Так старшая дочь
        Елизавета по окончании школы не смогла поступить в высшее учебное заведение и
        была вынуждена пойти на тяжелую физическую работу. Лишь впоследствии, окончив
        промышленно-экономические курсы, она устроилась на работу бухгалтером и всю
        жизнь проработала по этой специальности. Младшая дочь Софья в 1933г. вынуждена
        была уйти из школы как дочь "нетрудового элемента". Отец, при помощи прихожан,
        сумел устроить ее на работу счетоводом. В том же году власти "попросили" семью
        священника освободить занимаемую квартиру, и семья переселилась в Останкино.
        Тогда же был закрыт Голутвинский Никольский храм, в котором о.Александр прослужил
        около 25 лет, и протоиерей Остроумов был переведен в церковь свт.Григория
        Неокесарийского на Б.Полянке
        Москва, церковь свт.Григория Неокесарийского на Полянке 
        протоиерей 
        Год начала 1933 
        Прослужил недолго и был выслан на жительство из Москвы в г.Истру
        Московская о., с.Троицкое близ г.Истра (1930-е годы) 
        протоиерей 
        Должность настоятель 
        После высылки в Истру, назначен настоятелем храма в с.Троицком (близ города)
        Московская о., пос.Павшино (1930-е годы, до ареста) 
        протоиерей 
        Год окончания 1937 
        День окончания 10 
        Месяц окончания 12 
        В это время о.Александр оказался в одиночестве, т.к. его семья осталась в Москве,
        и лишь редкие приезды в столицу или посещения его родными скрашивали одиночество
        священника
      Аресты
        Московская о., г.Павшино 
        Год ареста 1937 
        День ареста 10 
        Месяц ареста 12 
        12 декабря 1937г. о.Александра ждали домой из Павшино, но так и не дождались. На
        следующий день испуганная матушка бросилась в Павшино, где в церкви ей сообщили,
        что ее муж был арестован 10 декабря. В местном отделении милиции узнать ничего
        не удалось, последующие приезды также остались безрезультатными. Только в один
        из приездов в Павшинский отдел милиции Надежда Сергеевна случайно увидела мужа,
        которого, по-видимому, вели с допроса, и его лицо все было покрыто следами от
        побоев. Это зрелище явилось для матушки страшным ударом и повлияло на резкое
        ухудшение ее здоровья
      Осуждения
        тройка при НКВД СССР по Московской обл. 
        ././1937 
        Статья ст.58–10 УК РСФСР 
        Приговор 10 лет ИТЛ 
        Через некоторое время семья о.Александра узнала, что он был осужден и отправлен
        в ИТЛ на валку леса для строительства канала им.Москвы. За все время заключения
        о.Александра Надежда Сергеевна неоднократно пыталась добиться свидания с мужем,
        но тщетно. Так же и ее многократные прошения о снисхождении на имя наркома
        внутренних дел Берии Л.П. и председателя Президиума Верховного Совета СССР
        Калинина М.И. оставались без ответа
      Места заключения
        Калининская о., г.Весьегонск, ст.Овенище, лесоповал в районе р.Мологи 
        Год начала 1937 
        Год окончания 1943 
        День окончания 23 
        Месяц окончания 4 
        Работал на лесоповале в районе будущего Рыбинского водохранилища.
        Во время войны дочери священника взяли на себя подвиг донорства. Надежда
        Сергеевна была уже серьезно больна. Бесконечные переживания и скорби привели к
        декомпенсированному пороку сердца, но несмотря на болезнь она продолжала трудиться
        не покладая рук.
        Протоиерей Александр Остроумов был освобожден 23 апреля 1943г. с назначением
        места жительства в г.Муроме без права посещения Москвы. По освобождении поступил
        на счетную работу в контору коммунального треста г.Мурома.
        2 декабря 1943г. овдовел. Отец Александр тяжело пережил смерть горячо любимой
        жены, тем более, что ему даже не удалось добиться разрешения приехать на ее
        похороны
      Служение
        Ивановская о., Курловский р., с.Цикуль, Преображенский храм 
        протоиерей 
        Должность настоятель 
        Год начала 1944 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1944 
        По источнику [6] — село Цикуль находилось в пределах Владимирской епархии
      Рукоположение
        иеромонах 
        Товия 
        1944 
        День 7 
        Месяц 12 
        5 декабря 1944г. на заседании Священного Синода было выслушано прошение благочинного
        церквей Свердловской епархии протоиерея Николая Адриановского о назначении на
        вдовствующую Свердловскую кафедру Правящего Архиерея и было принято Определение:
        "Протоиерею Александру Ильичу Остроумову... по пострижении в монашество быть
        епископом Свердловским и Челябинским с тем, чтобы наречение и хиротония совершены
        были в городе Москве по указанию Патриаршего Местоблюстителя". Отец Александр
        был срочно вызван в Москву и пострижен в монахи с именем Товия
        епископ 
        1944 
        День 10 
        Месяц 12 
        Место Москва, церковь св.Трифона 
        Кто рукоположил Патриарший Местоблюститель митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, митрополит Крутицкий Николай, архиепископ Ярославский и Ростовский Алексий 
        По источнику [6] — "10 декабря 1944г. в церкви Знамения, что на Переяславской
        слободе города Москвы, ... рукоположен во епископа Свердловского и Челябинского".

        (выписка из "Удостоверительной грамоты" от 12.12.1944г. N 2081).
        Рукоположен в праздник Знаменской иконы Божьей Матери
      Служение
        Свердловская и Челябинская епархия 
        епископ 
        Должность епископ Свердловский и Челябинский 
        Год начала 1944 
        День начала 10 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1947 
        День окончания 12 
        Месяц окончания 5 
        По прибытии в епархию началось знакомство нового архипастыря с своей паствой.
        Простота и терпение в обхождении, мягкий и добродушный характер владыки быстро
        снискали ему любовь и привязанность немногочисленного духовенства и мирян.
        Много сделал епископ Товия для преодоления последствий обновленческого раскола.
        В 1945г. последние обновленческие общины вернулись под омофор Московской Патриархии
        В 1947г. епископ Товия, заручившись поддержкой Уполномоченного по Свердловской
        области В.Н.Смирнова, посетил в Москве председателя Совета по делам РПЦ Карпова
        и обратился к нему с просьбой рассмотреть вопрос о передаче мощей праведного
        Симеона Верхотурского из краеведческого музея, где они хранились с 1920-х годов,
        в Иоанно-Предтеченский кафедральный собор. Свердловский епископ рассчитывал на
        положительное решение вопроса, но мощи не вернули, а уполномоченный Смирнов за
        "пособничество Церкви" получил от Карпова нарекание
        Молотовская епархия 
        епископ 
        Должность временно управляющий 
        Год начала 1945 
        Год окончания 1945 
        Кировская епархия 
        епископ 
        Должность временно управляющий 
        Год начала 1945 
        Год окончания 1945 
        По источнику [6] — в 1945г. епископ Свердловский и Челябинский Товия был также
        назначен временно управлять Молотовской, Кировской епархиями, и приходами
        Кустанайской области.
        В 1945г. был членом Поместного Собора Русской Православной Церкви, участвовал в
        обряде интронизации Святейшего Патриарха Алексия I
        Свердловская епархия 
        епископ 
        Должность епископ Свердловский и Ирбитский 
        Год начала 1947 
        День начала 12 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1953 
        День окончания 25 
        Месяц окончания 2 
        На протяжении всех двенадцати лет архипастырства епископа Товии в Свердловске
        его старшим иподиаконом был Сергей Николаевич Можайский, глубоко верующий человек,
        всецело преданный своему архипастырю. В годы Великой Отечественной войны он
        ежедневно посещал церковь и молился за своего сына — солдата Сергея Сергеевича.
        В 1948 году младшая дочь епископа Товии Софья Александровна, приезжавшая в гости
        к отцу (в то время она проживала в Москве, закончила ГИТИС по специальности
        театровед), познакомилась с Сергеем Сергеевичем Можайским и спустя год вышла за
        него замуж. Венчание состоялось в Москве, в церкви Архангела Гавриила (Подворье
        Антиохийского Патриархата). В 1949 году семья Можайских переехала в Свердловск,
        в 1950 году у них родилась дочь Надежда. Переезд младшей дочери в Свердловск и
        рождение внучки явились великой радостью для епископа Товии, теперь его вновь
        окружали близкие люди, и в их кругу он мог найти утешение и успокоение от своих
        трудов. Старшая дочь владыки Елизавета почти до самой смерти жила в Москве,
        работая бухгалтером. Приезжая в Москву по делам, владыка всегда навещал ее и
        помогал ей. Однажды они вместе ездили в паломническую поездку на Украину, где
        имели возможность разделить трапезу со Святейшим Патриархом Алексием I.
        Начало 1949г. характеризовалось в Свердловской области целым рядом административных
        мер в отношении Церкви и духовенства. В храмах были отключены электрическое
        освещение, водопровод, сняты телефоны. Было усилено налогообложение священнослужителей.
        Произвол властей был настолько вопиющим, что для изменения ситуации в области
        потребовался приезд председателя Совета по делам РПЦ Карпова.
        Дочь владыки Товии предполагает, что, возможно, были какие-то трудности с новым
        Уполномоченным (прежний был уволен за либерализм в отношении к Церкви), но отец
        никогда ей об этом не говорил. И вообще в отношении всех своих дел он был строг,
        никогда не позволял окружавшим его родным людям вникать в суть его проблем и
        говорить на эти темы. Даже разговорам на, казалось бы, безобидные религиозные
        темы владыка не позволял распространяться за пределы семьи
        Челябинская епархия 
        епископ 
        Должность временно управляющий 
        Год начала 1950 
        День начала 17 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1953 
      Награды
        медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945г" 
        Свердловская епархия за годы войны собрала на патриотические цели и перечислила
        в фонд обороны страны в общей сложности 15 579 000 рублей. За такой значительный
        вклад государству епископ Товия с группой духовенства был награжден медалью
        "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945г."
      Рукоположение
        архиепископ 
        1953 
        День 25 
        Месяц 2 
        Патриаршим указом от 25 февраля 1953г. епископ Товия "во внимание к свыше
        сорокалетнему беспорочному служению Церкви Божией в священном сане " был удостоен
        сана архиепископа
      Служение
        Свердловская епархия 
        архиепископ 
        Должность архиепископ Свердловский и Ирбитский 
        Год начала 1953 
        День начала 25 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1957 
        День окончания 14 
        Месяц окончания 3 
        В 1955г. архиепископ Товия участвовал в торжественном праздновании десятилетия
        патриаршества Святейшего Патриарха Алексия I.
        Преосвященный Товия всегда ревностно относился к богослужению. Несмотря на
        естественную физическую немощь и болезнь, полученную еще в лагере, владыка не
        пропускал ни одного праздника, ни одного воскресного дня (за исключением острых
        приступов болезни). Прихожане замечали, как в церкви страдальческое выражение
        лица владыки становилось спокойным и просветленным.
        Великим Постом 1953г. архиепископ Товия тяжело заболел. Врачи настояли на
        госпитализации. В больнице у него произошел коллапс (поражение сердечной
        деятельности и центральной нервной системы). Владыка был на краю гибели.
        К счастью его спасли. Шла Страстная Седмица, о выписке из больницы не могло быть
        и речи, но владыка настоял на своем — и его отпустили с большим риском для жизни.
        В таком состоянии он все же отслужил Пасхальную заутреню и Литургию.
        По воспоминания протоиерея Василия Семенова, богослужения в кафедральном соборе
        в то время проходили, несмотря на недостаток внешнего благолепия и простое
        монастырское пение, более торжественно, чем в новейшее время. Простота и радость

        — этими двумя словами можно определить характер всех церковных служб, совершавшихся
        с участием владыки Товии. Простота и доступность архиерея выражалась и в совместной
        братской трапезе, устраиваемой после каждого богослужения. На нее приглашались
        и простые прихожане, и все сидели рядом как равные. Но иногда чрезмерная
        доверчивость и простодушие владыки оборачивались для него неприятностями,
        находились люди, которые пользовались его простотой в своих целях.
        Несмотря на большую богословскую эрудицию, в проповедях Преосвященный был также
        прост и безыскусен как в жизни, чем всегда располагал к себе сердца слушателей.
        С амвона он нередко рассказывал случаи из собственной жизни.
        Владыка никогда не отказывал нуждающимся, всегда помогая чем мог, всем искавшим
        у него и духовной и материальной помощи. Известно, что он постоянно посылал
        денежные пособия учащимся семинаристам из Свердловской епархии, ободряя их и
        словом.
        В частной жизни владыка был скромен и неприхотлив. Все двенадцать лет пребывания
        на Свердловской кафедре он прожил в маленьком деревянном доме (приемная, кабинет

        -спальня и кухонька), очень неудобным для ведения здесь епархиальных дел и приема
        посетителей. Рядом с домом был большой сад, что всегда радовало владыку. Он жил
        один, не имея никакой специальной обслуги. Единственное — пищу готовить приходила
        старушка, вдова священника, Евдокия Семеновна Остроумова. Посетителей владыка
        нередко встречал, выскакивая в одной нижней одежде, набросив на плечи дубленку.
        Он сам колол дрова, топил печку.
        Необыкновенная любовь владыки изливалась не только на людей, но и на животных.
        В его доме находили приют и уличные кошки, и голодные щенки. Кроме того, он
        держал лошадей и двух дворовых псов. На повозке с любимой лошадью ездил и на
        богослужения и по епархиальным делам
        Молотовская (Пермская) епархия 
        архиепископ 
        Должность архиепископ Молотовский и Соликамский 
        Год начала 1957 
        День начала 14 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1957 
        День окончания 5 
        Месяц окончания 5 
        С годами все чаще давал о себе знать лагерный недуг. Но у владыки была одна
        отличительная черта — он никогда ни на что не жаловался. Все его физические
        страдания окружавшие улавливали лишь по мимолетным, незаметным штрихам. В то же
        время владыка никогда, ни одним словом, не обмолвился о жизни в лагере, о работе
        на лесоповале. Всегда терпеливо он переносил и страшные приступы болезни.
        14 марта 1957г. состоялось очередное заседание Священного Синода, на котором
        было принято решение "Епископа Молотовского Алексия (Коноплева) назначить епископом
        Лужским, викарием Ленинградской епархии, и на освободившуюся Молотовскую кафедру
        перевести архиепископа Свердловского Товию". Престарелый владыка был вынужден
        начать срочные сборы, сопровождавшиеся волнениями, переживаниями, прощаниями с
        родными и паствой.
        5 апреля 1957г. архиепископ Товия прибыл в г.Молотов и начал знакомиться с новой
        епархией. С ним на новое место переехал его ближайший друг — протоиерей Орест
        Бычковский.
        Он часто служил в кафедральном соборе, принимал посетителей в епархиальной
        канцелярии. В напряженных трудах прошли Страстная неделя и Пасха. На Светлой
        седмице, 26 апреля, у владыки случился такой сильный приступ болезни, что он
        слег и больше уже не вставал. Усилия врачей ни к чему не привели
    Кончина
      1957 
      День 5 
      Месяц 5 
      Место Пермь 
      Место захоронения Пермь, у алтаря Свято-Троицкого собора 
      Скончался владыка на 73 году жизни в Неделю святых жен-мироносиц, в 4 часа 45 минут.
      6 мая тело усопшего было перенесено в кафедральный собор, где было совершено
      заупокойное Всенощное бдение (парастас), после чего началось прощание народа,
      затянувшееся до самой полуночи. На следующий день, 7 мая, Божественную Литургию
      и отпевание совершали Преосвященные Ювеналий (Килин) и назначенный на Свердловскую
      кафедру Донат (Щеголев), в сослужении многочисленного духовенства из Молотовской
      и Свердловской епархий.
      Могила архиепископа Товии находится напротив алтаря собора, между могилами двух
      Пермских архиепископов: Александра (Толстопятова), которого епископ Товия отпевал
      на первых порах своего пребывания в Свердловске, и Николая (Бычковского) — в пору
      своего священства близкого друга владыки, знавшего его как протоиерея Ореста
    Публикации ->
      1.Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т.6. С.317.
      2.Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 1917–1997. Т.9. М., 1997. С.766.
      3.Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.994.
      4.Дубинский А.Ю. Московская Духовная Семинария: Алфавитный список выпускников 1901–1917 годов (генеалогический справочник). М.: Прометей, 1998. 123 с. С.62.
      5.Лавринов В., протоиерей. Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. Екатеринбург: Изд-во Урал. университета, 2001. 336с. С.169.
      6.Мусихин В., иер. Преосвященный архиепископ Товия (Остроумов)/ Курсовая работа. М.: ПСТГУ, 2006. Машинопись.
      7.Сухих А., прот. Вспомним поименно: Кн.3. Киров (Вятка), 2004. 99с. С.68–69.
    Заявители ->
      1.Дочь Можайская Софья Александровна
      2. Ворошилин С.И. (краевед)
      3. Пятикрестовский Дмитрий Константинович
    Документы ->
      1. ГА РФ. Ф.6991. Оп.2. Д.76. Л.32.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ