Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 23.07.1956
Дела ows.586
    Устинов Павел Сергеевич 
    Фамилия Устинов 
    Год рождения 1890 
    Место рождения Владимир 
    протоиерей 
    Сын бакалейного торговца
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1917г.] [1917-1921гг.] [1921-1932гг.] [по 1937г.]
      Образование
        Московская Духовная Академия
        Год окончания 1914 
      Служение
        Вятка, Вятская Духовная Семинария 
        Должность преподаватель Священного Писания и психологии 
        Год начала 1914 
        Год окончания 1917 
        Преподавал в Духовной Семинарии до ее закрытия
      Рукоположение
        иерей 
        1917 
      Служение
        Владимир 
        иерей 
        Год начала 1917 
        Год окончания 1921 
      Аресты
        Владимир 
        Год ареста 1921 
        Из материалов дела 1937г.:
        "Еще в 1920г., будучи не согласен с политическим строем в СССР, произносил с церковного амвона к/р
        проповеди с призывами вести борьбу против Советской власти. Принимал деятельное
        участие в диспутах и под видом споров о религии пропагандировал к/р мысли,
        клевеща на марксизм-ленинизм, показывая несостоятельность этого учения".

        Был арестован и вскоре освобожден
      Служение
        Владимирская губ., Владимирский у., с.Богослово 
        иерей 
        Должность настоятель 
        Год начала 1921 
        Год окончания 1925 
        Был лишен избирательных прав как священник
        Владимир, Николо-Кремлевская церковь (церковь "Никола-Город") 
        протоиерей 
        Должность настоятель, духовник окружного духовенства 
        Год окончания 1931 
        Месяц окончания 11 
        Из материалов дела: "Показал себя как хороший диспутант и проповедник,
        являлся духовником-советчиком не только своего прихода, но и верующих
        и духовенства других городов".

        Не признал "Декларацию" митрополита Сергия (Страгородского), не поминал власть
        за богослужением.
        Из материалов дела:
        "Устинов — личность хитрая, умная, сумевшая отделаться от показательного суда
        в 1928–1929гг., уговорив выставленных им свидетелей ничего не показывать
        /показания Горбатова/, что и было исполнено, а в момент, когда митрополит
        Сергий опубликовал свою Декларацию — Устинов пошел против Сергия, не стал
        принимать Управляющего Владимирской епархией — сергиевца Павла, за что был
        запрещен в служении, и, не желая подорвать свой авторитет, вынужден был
        покаяться, после чего был допущен вновь к служению, но, несмотря на покаяние,
        он настроен против Сергия и не выполняет отдельные его распоряжения, в
        частности, о поминовении властей. В его церкви и в большинстве городских
        церквей поминаются сосланные архиереи.
        С благочинным Авроровым у него получился конфликт: благочинный прислал
        приказание о поминовении властей. Устинов написал ему открытое письмо с отказом,
        в котором пишет, что прежде чем рассылать такие приказания, нужно знать
        настроения верующих.
        Была организована специальная касса для помощи ссыльному духовенству и
        заключенным в местный изолятор.
        В результате таких мероприятий Устинова, Потапова и Жабинского во Владимире
        существовали кружки для помощи ссыльным в разных местах, в частности,
        находящемуся в ссылке епископу Афанасию (Сахарову) и другим духовным особам,
        существовала тройка (секретная) по сбору средств для помощи заключенным в
        местный изолятор, бывшим людям, и в ссылку духовенству — "мученикам за Христа".
        Устинов с амвона обратился с просьбой: "Ко мне многие обращаются с просьбами —
        у кого нет — обуви, у кого — не во что одеться, кому — нечего кушать и т.п. Я
        эти все просьбы, как человек неимущий, выполнить не могу, почему и обращаюсь к
        вам: помогите кто чем может — все будет принято с благодарностью".

        Установлен факт исходящей от Устинова пропаганды действием: выйдя после одной
        из служб из церкви, Устинов увидел на паперти нищую. Возвратясь в церковь,
        он взял кусок полотна и демонстративно собственноручно обернул женщине ногу,
        предложив ей прийти за сапогами, которые и были принесены одной из молящихся
        и починены диаконом Бухтояровым... Свою популярность Устинов усугублял еще и
        тем, что, ходя по приходу с крестом, он незаметно выкладывал нуждающимся
        по 3–4 рубля...".

        Из показаний прот.Павла:
        "Я призывал не к тому, чтобы организовать какое-то общество бедных, а к тому,
        чтобы верующие не убаюкивали свою совесть копейками и пятачками, а приближались
        к идеалу, указанному Христом: "Продаждь имение твое и даждь нищим", чтобы
        помогали по-настоящему: видишь в рубищах — одень, видишь разутого — обуй.
        А если у тебя самого нет, то потрудись для него у кого-нибудь попросить..."

        Из показаний свидетельницы Цветниковой:
        "Своей добротой и хорошим отношением к высланным он окружил себя административно-
        высланными священниками, предоставляя им право входить в церковь, в алтарь и
        даже возможность служить и зарабатывать деньги".

        Из показаний старосты церкви Иванова И.И.:
        "Павел Устинов очень добрый. Он каждую службу, выйдя из алтаря, собственноручно
        давал деньги нуждающимся, а по его приказаниям я выдавал из церковного ящика
        неоднократно деньги ссыльным священнослужителям Сеньковскому, Казанскому,
        Капацинскому, Белугину, Бухтоярову и др, Все они обычно около Устинова и в
        алтаре".

        Из материалов дела:
        "Устинов в политических беседах сам, лично, участия принимал мало, но его
        враждебность и непримиримость к существующему строю и его а/с работа достаточно
        ясна из его проповедей:
        "Признаки кончины мира мы уже видим: брат идет на брата, отец против сына,
        голод и болезни, ненависть людей друг к другу и т.п."

        Проповеди Устинова производят большое впечатление, большинство плачет.
        В частных беседах Устинов говорит: "Настало время — мы должны с крестом идти
        против тех, которые идут против религии и Бога. Если мы будем отступать от
        Бога, то мы сами будем себя распинать. Нужно держаться и никого не бояться,
        хотя нас и мало".

        Сравнивая настоящую жизнь с жизнью, когда христиане мучались и страдали за
        Христа, говорил: "Эту жизнь надо переносить так же, как когда-то переносил ее
        апостол Павел".

        В июле 1931г. в своей проповеди о Евангелии доказывал, что религия — не дурман,
        не опиум, как говорят нынешние проповедники, которые никогда Евангелия не
        открывали, призывал верующих читать каждый день Евангелие для того, чтобы знать,
        сколько неправды распространяют про веру "наши враги", считающие религию
        дурманом, в то время, когда дурманом нужно считать пороки, в которых погрязли
        неверующие люди.
        Говорил: "Нужно терпеть, нужно с крестом и верой
        идти против тех, кто идет против Бога, нужно детей учить молиться и веровать".

        О налогах говорил: "Пришло такое время — слышится плач и стон, но это нужно
        пережить, коммунисты сами не ведают, что творят!"

        В конце октября 1931г. в своей проповеди компрометировал доказательства о
        несуществовании Христа, называя это доказательство выдумкой, вымыслом, рассчитанным
        на невежество читателя.
        В июле 1930г. он говорил проповедь, содержание коей направлено на
        компрометацию советской культуры: "Теперешние люди слепы: они одобряют
        то, что нужно презирать и привел пример: "Кто не считает за грех бросить
        жену и детей — этот человек в понимании теперешней культуры — передовой,
        культурный".

        Эти проповеди, их красноречие, внешнее ласковое поведение Устинова популяризировали
        его как святого. Его церковь всегда была набита народом, даже специально
        приезжали крестьянки, работницы фабрик за советом, что он и делал после
        вечерних служб до 11–12 часов ночи. В таких случаях двери церкви закрывались
        на крючок, у двери оставалась одна "ревнительница" сторожить, а Устинов,
        при свете одной свечки, вел беседы с пришедшими за советом."

        Из показаний прот.Павла на допросе:
        "Богомольцы задерживаются после богослужения иногда до 10–11 часов вечера,
        особенно во время Успенского, Рождественского и Великого постов, т.к. после
        богослужения случаются молебны, акафисты и др. требы, а потом — исповедники.
        Естественно, что задерживаешься до позднего часа"
      Места проживания
        Владимир, ул. III Интернационала, 68 
        Год окончания 1931 
        День окончания 3 
        Месяц окончания 11 
        О.Павел был женат. Супруга — Клавдия Ивановна (1892 г.р.). В семье было двое
        детей: сын Михаил (1916г.р.) и дочь Наталья (1924г.р.).
        В 1931г. отец протоиерея Павла проживал во Владимире, работал в артели.
        Во Владимире жила также сестра о.Павла — Екатерина Сергеевна Патерлина
      Аресты
        Владимир 
        Год ареста 1931 
        День ареста 3 
        Месяц ареста 11 
        Обвинение при аресте "организация а/с группы для компрометации существующего строя и срыв его мероприятий, вел а/с работу в стенах церкви, устраивая в ней ночью сборища женщин, а/с проповеди " 
        Был арестован в группе 18 человек — церковнослужителей и монахинь
      Осуждения
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
        07/03/1932 
        Обвинение "руководитель к/р группы церковников, близких еп. Афанасию (Сахарову), к/р деятельность, а/с агитация, а/с проповеди, а/с беседы в алтаре церкви, организация помощи ссыльным" 
        Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
        Приговор 3 года концлагерей, считая срок с 03.11.1931г. 
        Групповое дело "дело группы церковников, близких еп.Афанасию (Сахарову). Владимир, 1931г." 
        Из обвинительного заключения:
        "Была организована специальная касса для помощи ссыльному духовенству
        и заключенным местного изолятора ("Красный крест").
        Устинов, обладая даром слова, хитростью, умением подойти, внешней
        добродетельностью, сумел сколотить вокруг себя группу из к/р настроенных лиц
        преимущественно адм.-высланного духовенства и "женщин-ревнительниц", превратив
        свою церковь в место концентрации к/р духовенства.
        Идейное руководство в к/р группе принадлежало протоиерею Павлу Устинову,
        диакону Иосифу Потапову, иеромонаху Дамаскину (Жабинскому). Связь Дамаскина с
        Устиновым подтверждается тем, что он допускал Устинова (и только его одного)
        к соборной службе. Постоянными посетителями алтаря церкви Устинова были лица,
        привлеченные в качестве обвиняемых по настоящему делу.
        Светское духовенство, приближенное к Устинову, устраивало свои сборища, с
        целью конспирации, в стенах алтаря.
        Устинов, как популярный священник не только во Владимире, но и вне его,
        в своих проповедях и беседах, касаясь существующего строя, настраивал
        присутствующих против последнего.
        Амвон своей церкви Устинов систематически превращал посредством проповедей
        в а/с трибуну".

        Из показаний о.Павла (30 ноября 1931г.):
        "Виновным себя в предъявленном обвинении не признаю, к/р деятельностью не
        занимался, врагом Соввласти не был и против нее не агитировал.
        Я никогда не возбуждал народ против Советской власти, но я не хочу скрывать
        боль верующей души: считаю Соввласть суровой и безбожной, особенно когда это
        касается закрытия и ломки храмов или запрещения религиозного воспитания детей.
        Я убежден, что когда я проповедовал на религиозно-нравственные темы, призывал
        к борьбе со страстями и пороками, обличал грехи, которые являются препятствием
        на пути к спасению, призывал к закаливанию воли и направлению ее к добру,
        я был убежден, что я не только не мешаю социалистическому строительству,
        но и влагаю малую лепту в общее народное дело. Прошу снять с меня обвинения в
        а/с агитации и к/р деятельности"
      Места заключения
        Владимир, Домзак 
        Год начала 1931 
        День начала 3 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1932 
      Служение
        Владимирская о., г.Муром, Благовещенская церковь 
        протоиерей 
        Год окончания 1937 
        Месяц окончания 11 
      Места проживания
        Владимирская о., г.Муром, ул.Воровского, 71 
        Год окончания 1937 
        Матушка Клавдия Ивановна с 13-летней дочерью Натальей в
        1937г. проживали во Владимире (ул.III Интернационала, 74). Сын Михаил в 1937г.
        проживал в Москве, работал слесарем
      Аресты
        Владимирская о., г.Муром 
        Год ареста 1937 
        День ареста 18 
        Месяц ареста 11 
      Осуждения
        тройка при УНКВД СССР по Горьковской обл. 
        17/12/1937 
        Обвинение "руководитель Муромского филиала к/р церковной диверсионно-террористической организации, а/с деятельность, направленная на свержение существующего строя, участие в нелегальных а/с сборищах, клевета на Соввласть" 
        Статья ст.58–10 ч.1,58–11 УК РСФСР 
        Приговор высшая мера наказания — расстрел 
        Групповое дело "дело протоиерея Павла Устинова и др. Муром, 1937г." 
        Из обвинительного заключения:
        "По заданию бывшего епископа Муромского Макария (Звездова) в Муромском
        районе под руководством благочинного Гладышева Ивана Ивановича была создана
        к/р церковная диверсионно-террористическая организация, которая в основу
        своей деятельности положила: вербовку новых членов,
        создание повстанческих ячеек и подготовку их к восстанию в момент интервенции
        против Советского Союза, подготовку кадров для совершения диверсионных и
        террористических актов, для воссоздания ликвидированных монастырей и объединения
        вокруг них бывших монашек и для вовлечения новых с тайным постригом,
        ведение к/р пропаганды, направленной на дискредитацию руководителей ВКП(б) и
        Советского правительства...
        Арестованные по этому делу попы Устинов П.С., Ацеров Д.В., Цветков С.С.
        и др. под руководством благочинного Гладышева и епископа Симеона (Михайлова)
        устраивали сборища в церкви, разрешая вопросы борьбы с Советской властью.
        Аналогичные сборища устраивались в квартире самого епископа Симеона (Михайлова),
        где обсуждали и истолковывали в к/р духе новую Конституцию СССР и положение о
        выборах в Верховный Совет...
        Устинов П.С. проводил активную борьбу с Советской властью.
        Еще с 1920г. произносил проповеди к/р содержания. Враждебных взглядов
        не изменял до настоящего времени. Проводил к/р клеветническую агитацию против
        Советской власти, направляя таковую на вызов недовольства ею у населения".

        Из протокола допроса о.Павла:
        "С церковного амвона проповедовал, что большевики ущемляют права религии...
        Затем мною было сделано несколько уроков детям в церкви, в которых я старался
        отвлечь их от большевистского воспитания. Говорил, что Новая Конституция СССР
        есть простая формальность, обман, что никаких тайных демократических выборов
        в Верховный Совет быть не может, что большевики себя уже сами выбрали и выберут.
        Среди духовенства высказывал мысль, что Советская власть арестовывает невинных
        людей и скоро арестует поголовно все духовенство, поэтому пора заготовить сухари
        на случай ареста".

        Протоиерей Павел Устинов виновным в участии в к/р церковной организации и
        а/с деятельности, направленной на свержение Советской власти, себя не признал.
        13 обвиняемых по делу (в т.ч. протоиерей Павел Устинов) были приговорены к
        расстрелу, четверо к 10 годам ИТЛ
      Места заключения
        Владимирская о., г.Муром, тюрьма 
        Год начала 1937 
        День начала 18 
        Месяц начала 11 
        Под следствием сначала находился в Муромской тюрьме
        Горький (Нижний Новгород), тюрьма 
        Год начала 1937 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1937 
        Месяц окончания 12 
    Кончина
      1937 
      День 26 
      Месяц 12 
      расстрел 
      Место Горький (Нижний Новгород) 
      Место захоронения Горький (Нижний Новгород), Бугровское кладбище 
      Был расстрелян в 15 часов 26 декабря 1937г. на основании предписания начальника
      УНКВД Горьковской обл. от 25 декабря 1937г.
    Реабилитация
      1
        Дата 23/07/1956 
        Кем реабилитирован Президиум Владимирского облсуда 
        По году репрессий 1937 
      2
        Дата 07/06/1989 
        По году репрессий 1932 
    Публикации ->
      1.Сергия, инокиня Свято-Успенского Александровского женского монастыря. За Христа пострадавшие в земле Владимирской. Краткий биографический справочник. Машинопись. С.104.
      2.За Христа пострадавшие в земле Владимирской: Синодик и биографический справочник. Свято-Успенский епархиальный женский монастырь. Александров, 2000. С.68.
    Документы ->
      1. Архив УФСБ по Владимирской обл. Д.П-9267.
      2. ЦА ФСБ РФ.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ