Назарий (Андреев Николай Иванович) 
    Фамилия Андреев 
    Год рождения 1865 
    День рождения 27 
    Месяц рождения 9 
    Место рождения Симбирская губ., Ардатовский у. (Мордовия, Дубенский р), с.Кочкурово 
    епископ 
    Из семьи священника
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1888г.] [1888-1907гг.] [1907-1912гг.] [1912-1920гг.] [с 1920г.] [1922-1928гг.] [1928-1932гг.] [1932-1940гг.]
      Образование
        Алатырское духовное училище
        Год окончания 1880 
        Симбирская Духовная Семинария
        Год окончания 1887 
        В 1887г. окончил Симбирскую Духовную Семинарию. Вскоре женился
      Рукоположение
        диакон 
        1887 
        День 26 
        Месяц 8 
      Служение
        Симбирская губ., Карсунский у. (Мордовия, Большеберезниковский р.), с.Большие Березники, Троицкая церковь 
        диакон 
        Год начала 1887 
        Год окончания 1888 
        День окончания 4 
        Месяц окончания 9 
      Рукоположение
        священник 
        1888 
        День 4 
        Месяц 9 
      Служение
        Симбирская губ., Сызранский у. (Чувашия), с.Шемурша, Христорождественская церковь 
        священник 
        Должность законоучитель 
        Год начала 1888 
        Год окончания 1889 
        Симбирская губ., Ардатовский у., с.Хлыстовка (Мордовия, Чамзинский р., с.Отрадное), церковь свт.Николая 
        священник 
        Должность законоучитель 
        Год начала 1889 
        Год окончания 1891 
        День окончания 25 
        Месяц окончания 2 
        До 1907г. служил в селах Ардатовского и Симбирского уездов Симбирской губернии
        Симбирская губ., Ардатовский у. (Мордовия, Чамзинский р.), с.Кочкуши, Троицкая церковь 
        священник 
        Должность законоучитель, заведующий церковно-приходской школы 
        Год начала 1891 
        День начала 25 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1894 
        День окончания 30 
        Месяц окончания 6 
        Симбирская губ., Симбирский у. (Ульяновская о., Цильнинский р.), с.Кашинка, Троицкая церковь 
        священник 
        Должность законоучитель, заведующий церковно-приходской школы 
        Год начала 1894 
        День начала 30 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1898 
        День окончания 20 
        Месяц окончания 6 
        Симбирская губ., Алатырский у. (Мордовия, Атяшевский р.), с.Алово, Михаило-Архангельская церковь 
        священник 
        Должность законоучитель, заведующий церковно-приходской школы 
        Год начала 1898 
        День начала 20 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1903 
        День окончания 26 
        Месяц окончания 2 
        Симбирская губ., Карсунский у., с.Папузы (Ульяновская о., Базарносызганский р.), Казанская церковь 
        священник 
        Должность законоучитель, заведующий церковно-приходской школы 
        Год начала 1903 
        День начала 26 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1904 
        День окончания 30 
        Месяц окончания 4 
        Симбирская губ., Симбирский у., с.Опалиха (Ульяновская о., Майнский р., с.Апалиха), Иоанно-Богословская церковь 
        священник 
        Должность законоучитель, заведующий церковно-приходской школы 
        Год начала 1904 
        День начала 30 
        Месяц начала 4 
        Год окончания 1907 
        Будущий епископ Назарий, а тогда о.Николай Андреев, был далек от политических
        баталий своего времени. Впоследствии, отвечая на вопрос о первой русской революции
        1905г., он заявил:
            
        "Служил в это время в с.Опалиха, где никакого движения не было". "Газет тоже
             почти не было" и "революцию 1905г. не представлял".
        К 1906г. овдовел.
        На его попечении остались сыновья Виктор (1889г.р.) и Павел (1892г.р.)
      Награды
        набедренник 
        Год награждения 1896 
        День 3 
        Месяц 1 
        фиолетовая скуфья 
        Год награждения 1902 
        День 7 
        Месяц 4 
      Образование
        Казанская Духовная Академия
        Год поступления 1907 
        Год окончания 1911 
        кандидат богословия 
        В 1907г. поступил в Казанскую Духовную Академию.
        В период обучения в Академии получал стипендию.
        Одновременно с учебой служил священником.
        Окончил Духовную Академию в 1911г. со степенью кандидата богословия с правом
        преподавания в Духовной Семинарии.
        Кандидатское сочинение — о православной миссии среди астраханских калмыков
      Рукоположение
        иеромонах 
        Назарий 
        1910 
        День 24 
        Месяц 9 
        Учась в Академии, принял монашеский постриг с именем Назарий.
        Назначен на должность настоятеля Алатырского Свято-Троицкого монастыря с возведением
        в сан архимандрита
        архимандрит 
        1911 
        Определением Святейшего Синода от 7–27 июня 1911г. за номером 4748 иеромонах
        Назарий был назначен на должность настоятеля Алатырского Свято-Троицкого
        монастыря с возведением в сан архимандрита [Зв1 (Определения Святейшего Синода
        // Церковные ведомости. 1911. N 28. С.251.)]
      Служение
        Симбирская губ. (Чувашия), г.Алатырь, Алатырский Свято-Троицкий мужской монастырь 
        архимандрит 
        Должность настоятель 
        Год начала 1911 
        День начала 27 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1912 
        День окончания 1 
        Месяц окончания 7 
        5 июня 1912г. состоялось Высочайшее повеление об учреждении в Симбирской епархии
        Алатырской викарной кафедры и о бытии ее первым епископом архимандриту Назарию,
        с тем, чтобы наречение и хиротония его были произведены в Санкт-Петербурге
        [Зв1 (Определения Святейшего Синода // Церковные ведомости. 1912. N 25. С.257.)]
      Рукоположение
        епископ 
        1912 
        День 1 
        Месяц 7 
        Место Санкт-Петербург, Казанский собор 
        Кто рукоположил архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский), архиепископ Северо-Американский Платон (Рождественский), епископ Пермский Палладий (Добронравов), епископ Феодосий (Феодосиев), епископ Никанор (Надеждин) 
        Чин наречения произошел 30 июня 1912г. в зале заседаний Святейшего Синода.
        В воскресенье 1 июля 1912г. в Казанском соборе Санкт-Петербурга состоялась
        хиротония архимандрита Назария во епископа Алатырского, викария Симбирской епархии.
        Хиротонию совершил архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский) в сослужении
        архиепископа Северо-Американского Платона (Рождественского), епископа Пермского
        Палладия (Добронравова), епископа Смоленского Феодосия (Феодосиева) и епископа
        Олонецкого Никанора (Надеждина)
        [Зв1 (Речь архимандрита Назария при наречении во епископа Алатырского, викария
        Симбирской епархии, 30 июня 1912г. // Прибавления к Церковным ведомостям. 1912.
        N 27. СС.1107–1108,1130.)].
        Местом пребывания нового епископа стал Алатырский Свято-Троицкий монастырь
      Служение
        Симбирская губ. (Чувашия), г.Алатырь, Алатырский Свято-Троицкий монастырь 
        епископ 
        Должность епископ Алатырский, викарий Симбирской епархии 
        Год начала 1912 
        День начала 1 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1917 
        Несмотря на то, что и в 1917г. епископ Назарий был по-прежнему далек от политических
        баталий, приближение Февральской революции епископ Назарий почувствовал и по
        газетным сообщениям, и по рассказам солдат о настроениях на фронте, и по недовольству
        крестьян нерешенным земельным вопросом. В материалах дела 1929г. имеются его слова:
           "К революции я относился безучастно, считая своей прямой обязанностью
            христианизацию общества".

        Весной 1917г. епископ Назарий активно выступил в защиту Церкви от обвинений
        либеральной печати в поддержке старой власти. 25 марта 1917г. в проповеди
        за литургией в Свято-Троицком монастыре он заявил:
           "Церковь всегда молилась за власть, не входя в рассуждения о том, будет ли
            эта власть монархическая, конституционная или республиканская. И теперь
            Церковь молится за власть и будет молиться о том, чтобы Господь направил
            правителей на путь добра и правды, чтобы они не носили меч без ума"
        Симбирская епархия 
        епископ 
        Должность епископ Алатырский, временно управляющий Симбирской епархией 
        Год начала 1917 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1917 
        Месяц окончания 9 
        С июля по сентябрь 1917г. епископ Назарий являлся временно управляющим Симбирской
        епархией в связи с отъездом правящего архиерея в Пензу на следствие по своему
        делу, а затем отъездом последнего в Москву на Всероссийский Церковный Собор
        [Зв1 (Архив УФСБ РФ по Челябинской обл. Д.П-4354. Л.32.)]
        Красноярская епархия 
        епископ 
        Должность временно управляющий Енисейской (Красноярской) епархией 
        Год начала 1917 
        День начала 26 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1918 
        День окончания 22 
        Месяц окончания 2 
        26 сентября 1917г. Указом Святейшего Синода Алатырский епископ Назарий был назначен
        временно управляющим Енисейской (Красноярской) епархией.
        [Зв1 (Указ из Святейшего Правительствующего Синода Енисейской Духовной Консистории //
        Енисейские ЕВ. 1917. N 9. С.2.)].
        26 октября 1917г. епископ выехал из Симбирска в Красноярск.
        2 ноября 1917г. епископ Назарий прибыл в Красноярск.
        11 декабря 1917г. Выборным Собором Енисейской епархии, проходившим под
        председательством епископа Томского Анатолия (Каменского) абсолютным большинством
        выборщиков был избран правящим архиереем, епископом Енисейским и Красноярским
        Красноярская епархия 
        епископ 
        Должность епископ Енисейский (Красноярский) 
        Год начала 1918 
        День начала 22 
        Месяц начала 2 
        09/22 февраля 1918г. он был назначен правящим архиереем Енисейской (Красноярской)
        епархии.
        С этого времени епископ Назарий стал членом Всероссийского Поместного Церковного
        Собора по должности (его полномочия были признаны собором по докладу отдела
        личного состава 9 апреля 1918г.). [Зв1 (Священный Собор Православной Российской
        Церкви 1917–1918гг.: Обзор Деяний. Вторая сессия. М., 2001. С.79,349.)].
        Однако в Москву епископ Назарий не выезжал и в работе Собора не участвовал
        [3, С.384.], [4, С.451.].
        29 октября 1917г., через четыре дня после Октябрьского переворота в Петрограде,
        власть в Красноярске перешла к губернскому Совету рабочих и солдатских депутатов
        и Красноярскому революционному комитету.
        Вскоре начались реквизиции церковного имущества. В ночь на 18 января 1918г.
        в Архиерейский дом вломился отряд красногвардейцев численностью около ста
        человек, который в течение почти суток "наводил порядок" в покоях епископа
        Назария, превратив его в пленника, ограничив свободу передвижения и телефонную
        связь. Владыка держался достойно и даже уговорил отпустить его в храм
        на литургию в честь праздника Крещения Господня, после чего вернулся под
        домашний арест.
        Тогда же красногвардейцами была занята Красноярская духовная
        семинария, якобы по подозрению, что на крыше здания спрятались казаки.
        В связи с создавшимся положением 19 января 1918г. педагогический совет
        постановил закрыть духовную семинарию.
        В те же дни группа комиссаров нагрянула в красноярский Успенский мужской
        монастырь, помещения которого предполагалось национализировать и отдать
        под нужды приюта.
        В марте 1918г. больше половины помещений Архиерейского дома было
        передано "под надобности Советов" для открытия приюта для подкидышей,
        а остальные сохранены за архиереем.
        По решению Горисполкома Красноярска было признано контрреволюционным и закрыто
        Братство святителя Иннокентия, а его имущество, в том числе капиталы в 40 тысяч
        рублей, реквизировано.
        И хотя открыто новая власть еще не выступала против богослужения в храмах,
        "Енисейские епархиальные ведомости" писали, что в некоторых селах сельские
        комитеты вводили запреты венчать браки, а также крестить и отпевать.
        Политика властей способствовала консолидации православных сил губернии.
        В начале февраля 1918г. в Архиерейском доме проходили совещания, на
        которых решалось, как относиться к происходящему, и было избрано
        "организационное бюро" для оперативного реагирования на инциденты.
        10 марта 1918г. во Всехсвятской церкви Красноярска состоялось собрание прихожан,
        поддержавшее решение об образовании Братства по защите Церкви и ее достояния
        от захватов.
        16 марта 1918г. в кафедральном соборе прошло общее собрание всех приходских
        советов для организации охраны храмов.
        25 апреля 1918г. было созвано собрание 46 уполномоченных от приходов Енисейской
        епархии, на котором принято решение о создании Красноярского Союза православных
        приходов.
        После Октябрьской революции епископ Назарий публично выступил в защиту Церкви.
        Он обратился к верующим, как к исповедникам, а действия властей прямо назвал
        гонениями:
            "Попраны все заветы Христа. Идет поход против самого христианства, как будто
             бы оно не звало и не зовет всех и каждого к братству, любви, свободе,
             равенству. Христиане уже теперь гонимы, но наступают дни, когда эти гонения
             усилятся, когда принадлежность к вере будет рассматриваться как некое
             государственное преступление".

        И все же владыка не оставлял надежды на обращение гонителей, участвовавших
        в реквизициях и поругании святынь и обращал к их душам слова увещевания:
            "Ведь все они, затуманенные облаком неверия, кровь от крови и плоть от плоти
             нашей. И неужели их не тронет вопль жен и детей, престарелых матерей и отцов,
             для которых лучше умереть, чем жить без храма, без таинств, жить в сознании,
             что их рождение сделалось исчадием ада?
             Опомнитесь, возлюбленные чадца, не губите себя для этой жизни и для жизни
             будущей. Церковь не погибнет, врата ада не одолеют ее, но вы погибнете!"

        И это, и последующие обращения преосвященный Назарий рассматривал как продолжение
        дела евангельской проповеди. Одновременно он дистанцировался от политических
        выступлений и не допустил ни одного случая обострений или конфликтов с властями.
        Позже он так разъяснял свою позицию:
            "Мое отношение как к Октябрьской революции, так и к большевистской власти,
             с ее военной диктатурой в начале, в период экспроприации всех средств
             производства, отчуждения собственности, земли, национализации банков,
             наложений контрибуций и проч. — было безразличным. И даже при конфискации
             и национализации церковных имуществ, помещений — никаких протестов я
             не выражал, оставался спокойным, мирился с этим, как с неизбежным
             последствием всяких революций".

        По данным ОГПУ:
            "Епископ Назарий в целом... занимает приспособленческую позицию, заигрывает
             с властями, уступает без боя Архиерейский дом под Революционный комитет и
             старается жить "в дружбе"". [Архив УФСБ РФ по Челябинской обл. Д.П-4354. Л.42.]
        После падения в июне 1918г. в Красноярске Советской власти епископ Назарий активно
        выступал против идеологии большевизма, находя в ней угрозу духовным основам
        общественного устройства России.
        1 августа 1918г. на заседании Енисейского епархиального собрания архиерей заявил:
            "Большевизм со своим открытым походом против Церкви и самого христианства пал,
             но это еще далеко не говорит о том, что идеи большевизма в области веры
             навсегда исчезли из сознания общества. Социализм со своим отрицанием Бога,
             души, будущей загробной жизни, со своими только земной жизнью и земным
             счастьем никогда не может иметь мира с христианством, всегда займет
             к последнему враждебную позицию" [2 (С.134.)].
        В апреле 1919г. в Пасхальном послании епископ Назарий обвинил большевиков
        в разрушении России, развязывании гражданской войны, небывалых в истории ужасах
        и зверствах, когда
           "не просто убивают, а зверски мучают: выкалывают глаза, отрезывают уши,
            забивают гвозди, зарывают живыми в могилу, топят в реках и не одних только
            врагов, пойманных с оружием в руках, а и мирных жителей".

        Но еще большую опасность епископ видел в разрушении страны изнутри, вытравливании
        христианской веры из народной души:
           "До сих пор русский народ хранил в себе веру, — она давала ему различие
            между добром и злом, учила его жить по-Божьи, по долгу, по совести. ...
            Никто и никогда сделанного беззакония не признавал за правду...
            Теперь эта святая Русь раскрещивается. Вера и построенный на ней весь строй
            семейной, общественной и государственной жизни разрушаются...
            Именно поэтому христианские по сути начала — равенство, братство и свобода,
            положенные в основу государственного переворота, но не вытекающие
            из возрожденного христианством сердца человеческого, привели к разгулу
            вражды и злобы, а осудившая пути насилия и убийств Церковь стала мишенью
            дикой вражды новых печальников народного блага, мнящих возможность
            устроения государственной и общественной жизни на грабеже и крови"
            [Архив УФСБ РФ. Д.П-4354. Л.42.].
        Таким образом, в период гражданской войны епископ Назарий обличал идеологию
        большевизма.
        В то же время епископ Назарий критиковал политику белых правительств Сибири
        в связи с иностранным вмешательством и вовлечением Церкви в гражданское
        противостояние.
        Епископ Назарий, по его словам, не сочувствовал и другим
        политическим платформам, поскольку "не видел творческой работы этих платформ".
        Он высказывался против иностранного вмешательства в дела России, считая его
        фактором разжигания гражданского противостояния. Позже Преосвященный сообщал;
           "С захватом территории Сибири чехословаками и устраиваемых в честь их
            прихода и победоносного наступления буржуазией банкетов и иных приветствий,
            несмотря на приглашения, уклонялся и принципиально был против, считая,
            что вмешательство во внутренние дела России чехословаков ничем
            не оправдывается. Мало того, я считал, что их вмешательство только отдаляло
            время спокойного устройства государственной жизни".

        Негативно относился он позже и к политике Омского правительства адмирала
        А.В.Колчака:
           "Считал, что политика парализации революционных настроений в России
            с приглашением иностранцев, их вмешательством и военщиной только усиленно
            способствует междоусобной вражде и войне".

        14 ноября — 3 декабря 1918г. епископ Назарий участвовал в работе Сибирского
        Соборного Церковного Совещания в г.Томске [Зв1 (Избрание членов Высшего
        Временного Церковного Управления // Сибирский Благовестник. 1919. N 1. С.3;
        Итоги Сибирского Поместного Собора // Енисейские ЕВ. 1919. N 3. С.32.)].
        Подписал послание участников Совещания "Всем чадам православной Церкви епархий,
        освобожденных от советской власти" [Зв1 (Послание архипастырей и членов
        Всероссийского Церковного Собора епархий сибирских и Приуралья — всем чадам
        православной церкви епархий, освобожденных от советской власти // Сибирский
        Благовестник. 1919. N 1. С.6–7.)].
        В декабре 1918г. епископ Назарий вернулся из Томска в Красноярск.
        Вопреки крайней политизации всех сфер общественной жизни, архиерей выступал
        против вовлечения Церкви в гражданскую войну и стремился продолжать основную
        ее миссию — проповедь учения Христа и исполнение заповеди о любви.
        Позже на допросе он показал:
           "Когда был взят курс Сибирского Правительства на использование религии
            в своих военных операциях, таких, как организация крестовых дружин
            "Крестовые походы", я был против этого и в своей епархии не допускал
            до этого, причем никаких крестных ходов, колокольных звонов, манифестаций
            и торжественных богослужений по поводу успехов на фронте я не допускал".

        В 1919г. епископ Енисейский Назарий официально выступил против захвата заложников,
        как неоправданно жестокого метода борьбы армии А.В.Колчака с партизанским движением:
           "Правительство Колчака, жестоко расправляясь с партизанами и парализуя его,
            ввело институт заложников, расстреливая зачастую неповинных и непричастных
            граждан к этому движению. Я поднял вопрос о лишней жестокости — перед
            Правительством Колчака, через Высшее Церковное Управление, об упразднении
            института заложников, и в этом случае был достигнут результат отмены
            института заложников. Хотя я этого себе не приписываю.
            Это было в 1919г. и отмечено в регистратуре канцелярии епископа Красноярской
            епархии и было отмечено в газете "Красноярский рабочий" (март 1922 г.)"
           [Зв1 (Архив УФСБ РФ. Д.П-4364. Л.43.)].
        Преосвященный оказывал посильную помощь нескончаемому потоку беженцев, который
        шел через Красноярск при отступлении белых армий.
        Из доклада ОГПУ:
           "Епископ Назарий энергично занимался встречей и устройством беженцев,
            Особенную заботливость проявляет к устройству реакционного духовенства,
            в своем доме [Архиерейском доме, возвращенном архиерею чехословаками летом
            1918г.] устраивает 50 семейств — 178 чел. беженцев, всем дает приют и
            материальную поддержку". [Зв1 (Архив УФСБ РФ. Д.П-4364. Л.43.)].
        После поражения Белой армии и восстановления в январе 1920г. Советской власти
        в Красноярске преосвященный Назарий отказался от эмиграции, остался на кафедре
        и вновь стремился, как утверждал позднее, "найти контакт в отношениях Церкви
        с государственной властью".

        Таким образом по окончании гражданской войны епископ Назарий стремился найти
        компромисс с советской властью, считая главной задачей духовенства христианизацию
        общества с отмежеванием от "политических авантюр"
      Награды
        орден св.Владимира III степени 
        Год награждения 1913 
        орден св.Анны I степени 
        Год награждения 1916 
      Аресты
        Красноярский край, Саянский р., с.Межово (Межевское) 
        Год ареста 1920 
        День ареста 18 
        Месяц ареста 7 
        Вскоре он убедился, что находится под пристальным внешним надзором.
        17 июля 1920г. после проповеди на службе в с.Межевское, куда епископ приехал
        по приглашению верующих для освящения иконостаса, его препроводили в Волисполком
        для разбора проповеди. Не обнаружив в ней ничего контрреволюционного, отпустили.
        Но на следующий день (т.е. 18 июля) по отмашке из Красноярска все же
        арестовали и освободили лишь после беседы с прибывшим для допроса чекистом,
        с обязательством представить председателю Красноярской ГубЧК текст проповеди
        с объяснительной запиской.
        Архиерей разъяснял:
            "В проповеди выражена мысль, что в настоящее время отрицается христианское
             воззрение: о Боге, душе, загробной жизни, и человечество ставит целью,
             задачей исключительно материальную жизнь, забывая о духовных потребностях
             человека".

        Из рапорта сотрудника ГубЧК:
            "Проповедь носила откровенно враждебный, антисоветский характер. В момент
             экспроприации средств производства и решительной схватки Красной Армии
             с Врангелем Андреев ведет пропаганду с амвона в церкви, говорит проповедь
             о галилейских рыбаках, о их неученой проповеди, победившей языческую
             премудрость; весь смысл проповеди сводится к лозунгам:
               "Не ищи, не бери чужого", в противовес лозунгу: "Грабь награбленное";
               "Не нападай на обижающих тебя", в противовес лозунгу: "Все на коня";
                о любви к ближнему и увещеванию своего врага, — в противовес лозунгу:
               "На террор ответим террором вдвое"" [Зв1 (Архив УФСБ РФ. Д.П-4364. Л.4–5.)].
      Служение
        Красноярская епархия 
        епископ 
        Должность епископ Енисейский (Красноярский) 
        Год окончания 1922 
        Месяц окончания 9 
        По примеру Патриарха Тихона в ноябре 1921г. епископ Назарий выступил с воззванием
        о сборе пожертвований в пользу голодающих Поволжья, поддержав усилия гражданской
        власти.
        Однако весной 1922г. в губернии началась кампания по насильственному изъятию
        церковных ценностей. Для недопущения могущих быть столкновений преосвященный
        выпустил два воззвания к верующим, опубликованных на страницах местной газеты
        "Красноярский рабочий". Он писал:
            "Изъятие церковных ценностей, в пользу голодающих, не противоречит
             каноническим правилам Православной Церкви. Нельзя церковную утварь брать
             в собственность, нельзя использовать для частных нужд, как обыкновенную
             вещь, посуду. Но отдать ее в пользу голодающих не является делом,
             противоречащим религии" [Зв1 (Архив УФСБ РФ. Д.П-4364. Л.36.)].
        28 апреля 1922г. в присутствии архиерея было совершено "изъятие" в кафедральном
        соборе. Члены комиссии остались недовольны лишь тем, что их "работа"
            "нарушалась нервозностью понятых и особенно епископа, который, видно,
             с большой жалостью расставался с совершенно лишними для совершения культа
             вещами".

        Настроение в приходах Красноярска было тяжелое, имелись прецеденты сопротивления.
        Позже, отвечая на обвинения епископ Назарий сообщал:
            "Был случай, когда священник отказался снять серебряные ризы с престола,
             были протесты. Я лично, участвуя в процессе изъятия ценностей, однажды
             просил оставить церковные чаши, которых по причтам лишних не было, но
             просьба была без всяких настойчивых требований или претензий...
             Причем, по делу изъятия в двух храмах: Покровском — одежды с престола
             и в Благовещенском — ризы с почитаемой иконы, духовенство отказалось
             принять участие, за это были отданы под суд, и на суде, когда им было
             вынесено общественное порицание, то представители власти отметили, что
             эти священники не пожелали слушать своего епископа, которым были даны
             прямые указания — содействовать этому..." [Зв1 (Архив УФСБ РФ. Д.П-4364.
             Л.36–37.)].
        Однако в целом кампания "изъятия" прошла без серьезных столкновений, о чем
        20 июня 1922г. епископ Назарий написал благочинному 1 участка Минусинского
        уезда протоиерею Павлу Суховскому:
            "Процесс изъятия прошел у нас безболезненно, и я рад, что духовенство
             осталось верным основным задачам своего служения, определяя его
             в христианизации общества и отмежевании себя от всяких политических
             авантюр".

        Позиция епископа Назария в отношении обновленческого раскола привела
        в сентябре 1922г. к его увольнению с Красноярской и Енисейской кафедры
        Сибирским церковным управлением (СибЦУ) в г.Томске, возглавляемым лидером
        обновленцев-раскольников Сибири протоиереем Петром Блиновым (впоследствии
        "митрополитом Сибирским").
        Удаление законного архиерея с кафедры обеспечили гражданские власти, активно
        поддерживающие распространение раскола.
        Из письма Патриарху Тихону группы православных иереев и мирян г.Красноярска
        от 16 июля 1923г.:
            "В один воскресный день сентября месяца 1922г. Епископ Енисейский и
             Красноярский Назарий был вызван в местное ГПУ, где ему вручен билет
             на проезд по железной дороге до г.Томска и предложено с первым поездом
             отправиться в распоряжение СибЦУ (Сибцеркви).
             В город явился вновь назначенный СибЦУ лжеепископ Александр Сидоровский,
             бывший Епископ Зосима, в 1920г. отказавшийся от сана и веры, ныне женатый.
             Часть духовенства признала его Епископом и вошла в новое Церковное Управление,
             а часть, под сильным давлением гражданской власти (двое были посажены
             в подвал), должна была прекратить свои протесты. То же произошло
             с мирянами..." [Зв1 (РГИА. Ф.831. Д.218. Л.40.)]
      Места проживания
        Томск 
        Год начала 1922 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1923 
        По прибытии в Томск в сентябре 1922г., находясь под угрозой ареста в связи
        с антибольшевистскими проповедями периода гражданской войны, епископ Назарий
        уклонился в обновленческий раскол и поддержал тактику обновленческого епископа
        Томского Софрония (Арефьева) по оттеснению радикальной обновленческой группы
        "Живая Церковь" от управления сибирскими епархиями в пользу более умеренного
        "Союза церковного возрождения", созданного "архиепископом" Антонином (Грановским).
        Епископ Софроний попытался осуществить план по перехвату у живоцерковников
        управления сибирскими епархиями, учредив и возглавив Сибирскую церковную
        митрополию с центром в Новониколаевске. Однако этому плану не суждено было
        осуществиться: 8 октября 1922г., женатый протоиерей Петр Блинов был
        "хиротонисан" обновленцами во "епископа Томского и всея Сибири", что вернуло
        Софронию статус викария. 28 октября 1922г. на Новониколаевскую кафедру
        рукоположили видного томского живоцерковника Александра Авдентова, а
        епископа Софрония уволили на покой. Последний увольнения не признал и был
        "изолирован" ГПУ.
        24 сентября 1922г. епископ Назарий вместе с епископами Софронием (Арефьевым),
        бывшим епископом Барнаульским Гавриилом (Воеводиным), проживавшим на покое
        в Томском Богородице-Алексеевском мужском монастыре в качестве настоятеля, и
        рукоположенным в расколе "епископом" Иоанном Завадовским в кафедральном соборе
        Томска хиротонисали во "епископа" Иркутского вдового новониколаевского
        протоиерея Николая Чижова, без пострижения его в монашество [Зв1 (Церковная
        хроника. В Томске. Хиротонии во епископов // Сибирская Церковь. 1922. N 2.
        С.13–14.)]
        Краснодар 
        Год начала 1923 
        Год окончания 1923 
        К весне 1923г. епископ Назарий проживал на покое в Краснодаре, поддерживая
        дружеские отношения с раскольниками.
        В апреле 1923г. вместе с обновленческими иерархами Кубани он участвовал
        как свидетель в показательном судебном процессе над православным епископом
        Ейским Евсевием (Рождественским), которого обвиняли в противодействии изъятию
        церковных ценностей.
        По утверждению православных Красноярска, в июле 1923г. епископ Назарий
        по-прежнему находился в Краснодаре [Зв1 (РГИА. Ф.831. Д.218.Л.40об.)].
        Идентификация архиерея, проживавшего летом 1923г. в Московском ставропигиальном
        Симоновом монастыре, как епископа Назария Андреева — ошибочна [Зв1 (Акты
        Святейшего Тихона, Патриарха Московского и Всея России.../ Сост.М.Е.Губонин. М.,1994. С.288,292,293,736,738–741)]
      Служение
        Ростовская-на-Дону епархия (обновленческая) 
        епископ обн. 
        Должность временно управляющий епархией (обновленческой) 
        Год начала 1923 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1924 
        Титул — Епископ бывший Красноярский.
        В сентябре 1923г. епископ Назарий (Андреев) принял назначение обновленческого
        Синода и вступил во временное управление Ростовской-на-Дону кафедрой, лишившейся
        архиерея после кончины 9 сентября "архиепископа" Феофилакта (Клементьева).
        К тому времени значительная часть духовенства епархии состояла в расколе.
        В самом Ростове-на-Дону не было ни одной православной церкви, за исключением
        греческой, служба в которой совершалась на греческом языке.
        В феврале 1924г. ростовский протоиерей Иоанн Цариненко сообщил Патриарху:
           "Священник греческой церкви в январе перешел в раскол и начал "возносить
            имя ныне незаконно управляющего епархией епископа Назария в священных
            молитвах на литургиях, в результате православные лишились последнего
            пристанища и просили благословения окормляться в Новочеркасске".

        Определением Патриарха Тихона и Патриаршего Синода от 4 марта 1924г. предлагалось:
           "Запросить Преосвященного Назария, признает ли он Святейшего Патриарха и
            Священный при нем Синод, находится ли он в каноническом общении со Святейшим
            Патриархом или состоит в общении с обновленческим Синодом архиепископа
            Евдокима. И, по получении ответа, иметь суждение о назначении или
            Преосвященного Назария или другого кандидата временно управляющим
            Ростовской епархией" [Зв1 (РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.210. Л.2–2об.)].
        Тем самым Патриарх Тихон давал архиерею шанс к возвращению в лоно канонической
        Церкви с сохранением за ним управления Ростовской кафедрой.
        Однако и в апреле, и в мае 1924г. епископ Назарий давал отрицательный ответ
        на предложение общины кладбищенской Всехсвятской Ростова-на-Дону церкви
        возвратиться "к правильной церковной власти" Патриарха Тихона.
        В связи с этим, "не признав духовной власти Синода и Митрополита Евдокима и
        прервав связь с последователями их Епископом Назарием и Ростовским епархиальным
        управлением", в прошении от 25 мая 1924г. православные просили Патриарха
        прислать в епархию канонически законного архиерея для временного управления
        (до возвращения на кафедру епископа Ростовского Арсения (Смоленца),
        отбывающего наказание в СЛОН) [Зв1 (РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.210. Л.4–4об.)].
        В ответ 29 мая 1924г. Святейший вновь определил запросить преосвященного Назария
        о письменном подтверждении его канонической принадлежности Патриаршей Церкви
        или обновленческому Синоду, откладывая до получения ответа суждение
        по ходатайству ростовских православных [Зв1 (РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.210. Л.3.)].
        Тактика Патриарха Тихона оказалась успешной, и летом 1924г. епископ Назарий
        принес покаяние.
        В списке православных иерархов, составленном Н.Кирьяновым в августе-сентябре
        1924г., он указан как "епископ бывший Красноярский" с пометой
        "бывший в обновленческом расколе и покаявшийся" [Зв1 (История иерархии Русской
        Православной Церкви: Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам
        с 862 г. (с приложениями). М.: ПСТГУ, 2006. С.881.)].
        В сентябре того же года преосвященный Назарий получил назначение в пределы
        родной Симбирской епархии — на Сызранскую викарную кафедру
        Сызранская епархия 
        епископ 
        Год начала 1924 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1924 
        По данным прот. А.Скалы, назначен управляющим Сызранской епархией в связи с
        отъездом епископа Серафима (Силичева).
        Жил при Покровской церкви г.Сызрани.
        Придерживался "прогрессивных" церковных порядков, что вызвало подозрение
        православных [Зв1 (Скала А., прот. Церковь в узах: история Симбирской-Ульяновской
        епархии в советский период (1917–1991 годы). Ульяновск: ОАО ИПК "Ульяновский
        дом печати", 2007. С.129.)].
        Вскоре снова уклонился в обновленческий раскол.
        Получил назначение от обновленческого Синода на Ставропольскую (Северо-Кавказскую)
        обновленческую кафедру
        Ставропольская (Северо-Кавказская) епархия, обновленческая 
        архиепископ обн. 
        Должность архиепископ обновленческий Ставропольский и Александровский 
        Год начала 1924 
        День начала 20 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1925 
        День окончания 16 
        Месяц окончания 1 
        С 07/20 декабря 1924г. до 03/16 января 1925г. — архиепископ обновленческий
        Ставропольский и Александровский
        Ростовская-на-Дону епархия обновленческая 
        архиепископ обн. 
        Должность архиепископ обн. Ростовский и Азовский 
        Год начала 1925 
        День начала 16 
        Месяц начала 1 
        С 03/16 января 1925г. — архиепископ обновленческий Ростовский и Азовский.
        Одновременно назначен заместителем "митрополита" обн. Северо-Кавказской обл.
        [Зв1 (Назначения и перемещения // Вестник Священного Синода Православной
        Российской Церкви. 1925. N 1. С.9; Хроника церковной жизни в России. Движения
        и перемены по службе // Церковное обновление. 1925. N 5–7. С.59.)].
        После кончины Патриарха Тихона по настоянию прихожан принес покаяние
        Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому).
        Принят в сане епископа. [Зв1 (Документы Патриаршей канцелярии 1926–1927 годов //
        Вестник церковной истории. 2006. N 2. С.90.)].
        (По данным [3] покаяние совершил в октябре 1925г.).
        В связи с покаянием не участвовал в обновленческом так называемом
        "З-ем Всероссийском церковном Соборе" (1–10 октября 1925г.)
        Ростовская-на-Дону епархия 
        епископ 
        Должность временно управляющий епархией 
        Год начала 1925 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1926 
        Месяц окончания 1 
        После покаяния с осени 1925г. — временно управляющий православной
        Ростовской-на-Дону епархией. Титул — епископ бывший Красноярский.
        Обновленцы по-своему объясняли причины покаяния епископа Назария:
           "Ростовский архиепископ Назарий, на почве личных счетов с митрополитом
            Александром Введенским, перешел к "местоблюстителю" и увлек было за собою
            многих..." [Зв1 (Церковные сведения на 1 марта 1926 года. Кубань вся
            Синодальная // Православный церковный вестник. 1926. N 3. С.7.)].
        По свидетельству гражданских властей, если в 1923г. под влиянием епископа
        Феофилакта (Клементьева) все церкви Ростова и Нахичевани признали обновленческий
        Синод, то в октябре 1925г. на Ростовском епархиальном съезде, под председательством
        епископа Назария, "почти единогласно было вынесено решение об отколе их
        от Священного Синода и присоединении к тихоновской ориентации" [Зв1 (Табунщикова Л.В.,
        Шадрина А.В. Церковные расколы в Донской области. 1920–1930-е годы.
        Сб. документов и материалов. Ростов н/Дону, 2015. С.249.)].
        В январе 1926г. уклонился в григорианский раскол
        Ростовская-на-Дону епархия, григорианская 
        епископ григ. 
        Должность временно управляющий епархией григ. 
        Год начала 1926 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1926 
        Месяц окончания 7 
        С января 1926г. — епископ бывший Красноярский, временно управляющий
        Ростовской-на-Дону григорианской епархией. Епископ Назарий был осведомлен
        о роли ОГПУ в создании григорианства, но его место в истории этого движения
        было достаточно скромным.
        Впоследствии на допросе епископ Назарий рассказал, что в 1925г.
        "неоднократно вызывался в Ростовский отдел ОГПУ, где с ним вели разговоры на
        тему "сотрудничества", но на предлагаемые условия он не пошел и получил предписание
        выехать в Москву". Выяснив отношение архиерея к власти и церковным ориентациям,
        Е.А.Тучков предложил ему создать "Семерку" группы ВВЦС, на что епископ, по его
        словам, "дал свое согласие и эту работу провел полностью, как это было рекомендовано
        Тучковым". Эта беседа состоялась не позднее декабря 1925г. [Зв1 (Архив УФСБ РФ
        по Челябинской обл. Д.П-4354. Л.16в-16г.)].
        Утверждение о том, что в январе 1926г. епископ Назарий вошел в состав ВВЦС,
        не находит подтверждения.
        Епископ Назарий не принимал участия в учредительном собрании ВВЦС 22 декабря
        1925г. в Донском монастыре в Москве и не был избран в число тех 9 иерархов,
        которым административный отдел НКВД 2 января 1926г. дал разрешение на деятельность
        новоучрежденного ВВЦС. Подписи епископа Назария нет ни под одним из известных
        документов григориан [Зв1 (Православный церковный календарь на 1927 год /
        Изд. Е.Н.Львова, под ред. архиеп. Григория (Яцковского). Свердловск. С.25–28; )].
        Упоминание о епископе Назарии отсутствует и в известном письме
        митрополита Сергия (Страгородского) митрополиту Петру (Полянскому)
        от 18 марта 1926г., в котором перечислены имена всех архиереев — организаторов и
        членов ВВЦС. [Зв1 (Документы Патриаршей канцелярии 1925–1926 годов //
        Вестник церковной истории. 2006. N 1. С.67.)].
        В июне 1926г. епископ Назарий являлся делегатом 1-го Всероссийского съезда
        духовенства и мирян — сторонником ВВЦС (по должности) [4].
        Епископ Назарий был временно управляющим григорианской епархией, т.к. все
        признавали правящим архиереем епископа Ростовского Арсения (Смоленца),
        в то время находившегося в заключении.
        После возвращения из заключения епископа Ростовского Арсения (Смоленца),
        выступившего против григориан, епископ Назарий передал ему кафедру.
        Епископ Назарий принес покаяние митрополиту Сергию (Страгородскому).
        Был принят в сущем сане (епископа).
        По собственному прошению епископ Назарий был уволен на покой в июле 1926г.
        с проживанием в Алатырском Свято-Троицком монастыре [Зв1 (Документы Патриаршей
        канцелярии 1926–1927 годов // Вестник церковной истории. 2006. N 2. С.90.)]
      Места проживания
        Симбирская губ. (Чувашия), г.Алатырь, Свято-Троицкий мужской монастырь 
        Год начала 1926 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1928 
        Месяц окончания 2 
        Епископ Назарий проживал на покое в Алатырском Троицком монастыре, продолжая
        внимательно следить за ситуацией в Церкви и имея более 60 адресатов, включая
        многих иерархов. Полученные письма он предусмотрительно сжигал, хотя вся
        корреспонденция предварительно просматривалось ОГПУ.
        Епископ Назарий поддержал Декларацию митрополита Сергия от 29 июля 1927г. и
        решил вернуться к архиерейскому служению.
        Из рапорта уполномоченного ОГПУ (пересказ просмотренного им письма епископа
        митрополиту Сергию):
           "Находясь в пустыни, он [епископ Назарий] "переоценивает, пересматривает все
            свои "ценности", приходит к выводу — "работать, работать до покоя в могиле"".
            [Зв1 (Архив УФСБ РФ по Челябинской обл. Д.П-4354. Л.7.)].
        В конце 1927г. предполагалось его назначение на Таганрогскую викарную кафедру
        Ростовской-на-Дону епархии, но этому воспротивился правящий епископ Ростовский
        Серафим (Силичев) [Зв1 (Архив УФСБ РФ по Челябинской обл. Д.П-4354. Л.34об.)]
      Служение
        Челябинская епархия 
        епископ 
        Должность епископ Челябинский и Троицкий, временно управляющий епархией 
        Год начала 1928 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1928 
        День окончания 27 
        Месяц окончания 4 
        В феврале 1928г. епископ Назарий был назначен на Челябинскую кафедру временно
        управляющим епархией, в связи с арестом епископа Челябинского и Миасского
        Сергия (Василькова).
        Епископу Назарию, по вступлении в управление Челябинской епархией пришлось
        противостоять не только обновленческому расколу, но также расколу григорианскому
        и автокефалистам.
        Кафедральной для правящего архиерея стала Успенская церковь г.Челябинска.
        Вскоре после прибытия он совершил архипастырскую поездку по наиболее крупным
        городам и селениям, побывал в Троицке и в Миассе.
        Троицкой викарной кафедрой к тому времени управлял епископ Антоний (Миловидов).
        Епископ Назарий разослал по епархии указ митрополита Сергия по вопросу о созыве
        нового Поместного Церковного Собора [Зв1 (Архив УФСБ РФ по Республике Татарстан.
        Д.2–8745. Л.11об.)].
        Тем временем среди староцерковников Челябинской епархии получил распространение
        текст "Обращения" группы ярославских архиереев, во главе с митрополитом Ярославским
        Агафангелом (Преображенским) к митрополиту Сергию от 6 февраля 1928г., в котором
        архипастыри заявляли о своем отделении от заместителя Патриаршего Местоблюстителя
        и его Синода.
        В итоге и в Челябинске, и в Троицке началось брожение. Для прояснения ситуации
        епископ Назарий в конце апреля 1928г. выехал в Москву, где представил митрополиту
        Сергию доклад о положении церковных дел в епархии. Тогда же от церковных советов
        тихоновских общин Троицка в Москву были командированы священник Александр
        Никольский и др., представившие постановление общин с ходатайством
        о "снятии со службы" епископа Антония и назначении нового архиерея"
        Челябинская епархия 
        епископ 
        Должность епископ Челябинский и Троицкий 
        Год начала 1928 
        День начала 27 
        Месяц начала 4 
        Год окончания 1929 
        День окончания 18 
        Месяц окончания 1 
        Постановлением Патриаршего Священного синода от 27 апреля 1928г.
        (и последующим указом митрополита Сергия от 10 мая 1928г.) "в целях лучшей
        постановки дел" и для объединения епархии Троицкое викариатство было упразднено,
        Троицкий преосвященный Антоний (Миловидов) переведен на викарную кафедру
        в Самарской епархии — в Бугульму, а управление Челябинской епархией
        сосредоточилось в руках одного епископа — Назария (Андреева), с присвоением
        преосвященному титула епископа Челябинского и Троицкого и предоставлением ему
        права проживания в Троицке, с обязательным условием посещения для совершения
        богослужений Челябинска (по крайней мере 1 раз в месяц) [Зв1 (Архив города Троицка.
        Ф.425. Оп.1. Д.54. Л.204–205.)].
        По возвращении из Москвы епископ Назарий распространил по епархии обращение
        к староцерковным религиозным общинам, датированное 29 мая по поводу нестроений
        в Церкви, связанных с непризнанием митрополита Сергия и возглавляемого им Синода.
        Он засвидетельствовал, что работа Патриаршего Синода "протекает нормально
        в составе, дополненном пятью архипастырями", в числе которых архиепископ
        Оренбургский Дионисий (Прозоровский), бывший Челябинский архиерей, известный
        своей строго православной позицией. Преосвященный сообщил также, что "по последним
        суждениям митрополит Агафангел отказался от своих положений первого письма и вошел
        в каноническое подчинение митрополиту Сергию [Зв1 (Архив УФСБ РФ по Челябинской обл.
        Д.П-4354. Л.16а,16б.)].
        С июня 1928г. местом пребывания епископа Назария стал город Троицк, где были
        сильны позиции православных, тогда как большинство челябинских приходов
        принадлежало григорианцам.
        Для изыскания средств на содержания епископа 2 июня 1928г. состоялось объединенное
        собрание церковно-приходских советов обеих православных церквей Троицка —
        Димитриевской и Александро-Невской, которое определило создать единый епископский
        фонд из денежных поступлений епархии. На случай же протестов челябинцев против
        места проживания архиерея Назария в Троицке, а не в Челябинске, троичане постановили
        подать петицию в Патриарший Синод с убедительной просьбой не оставлять Троицк
        без епископа и сохранить в Троицке викариатство с назначением отдельного епископа
        Троицкого [Зв1 (Архивный отдел Администрации Троицкого муницип. р-на
        Челябинской обл. Ф.161. Оп.2. Д.2. Л.141–142.)].
        Летом 1928г. епископ Назарий начал подготовку к Епархиальному съезду, поручив
        в качестве первого шага провести съезды по благочиниям.
        Важнейшей задачей архиерей считал борьбу с расколами — обновленческим и григорианским.
        Уже через два месяца пребывания епископа Назария в Троицке уполномоченный 1 отделения
        Троицкого окротдела ОГПУ Уралобласти Филатов предоставляет доклад начальнику
        окротдела Альтбергу. В докладе он сообщает:
            "Со свойственной ему энергией епископ Назарий быстро налаживает постоянную связь
             с благочинными, приходами. Располагая собственными средствами, более двух
             тысяч рублей, обзаводится канцелярией, штатом писак и стенографом...
             Наряду с этим, ставит перед собой задачу — разгром-обработку синодальных
             обновленческих общин и присоединение их под свое водительство, что ему
             в некоторой части удается, он отбивает у обновленцев три прихода...
             Епископ Назарий лично занялся обработкой синодальных общин, повел примиренческую
             линию. Принимает синодальные общины под свое водительство на паритетных началах,
             т.е. без соблюдения всех канонических установок, чем внес новые брожения
             в религиозных общинах".

        К расколам архиерей относился крайне негативно и, по свидетельству верующих,
        неоднократно заявлял, что "все церковные расколы инспирированы властью", что
        "церковный раздор относится к работе коммунистов", что "раскол выгоден именно
        врагам религии" и что "этот раскол получился среди духовенства исключительно
        по инициативе атеистов, воспользовавшихся слабостями клириков" [Зв1 (Архив
        УФСБ РФ по Челябинской обл. Д.П-4354. Л.7.)].
        В докладе уполномоченный припомнил и "богатое контрреволюционное прошлое":
         "С октябрьской революции, в период гражданской войны и позднее Андреев проявлял
          и проявляет себя ярым противником советской власти и непримиримым контрреволюционером,
          поставившим своей задачей всю жизнь бороться против диктатуры рабочего класса,
          против кучки "диких масонов, разбойников, разрушающих святую Русь и Отчизну,
          строящих новую общественность на грабеже, насилии, варварстве и крови трудящихся",
          так писал Андреев в своем воззвании к населению в 1919–1920 годах".

        Далее уполномоченный ОГПУ пишет:
          "Когда Сибирь была захвачена контрреволюцией и чехословаками, Андреев пишет и
          распространяет воззвания к верующим с требованиями принятия решительных мероприятий
          против "посягателей на святую Русь и православную веру, вытравливаемую святотатцами,
          потерявшими человеческий облик, людьми-зверями большевиками". Он пишет и распространяет
          слухи о зверствах большевиков: "Не просто убивают, а зверски мучают: выкалывают
          глаза, отрезают уши, забивают гвозди, закапывают живыми в могилы, топят в реках
          не только своих врагов с оружием в руках, но и тысячи мирных жителей. Леденеет
          кровь от ужасов, творимых воровскими шайками безбожников-большевиков. Разрушена
          мощь, поругана честь. За Уралом, в Поволжье, около златоглавой Москвы царят хаос,
          нищета, голод и смерть", — так заканчивает свое воззвание Андреев (апрель 1919г.).
          С разгромом Белой армии Андреев ведет энергичную деятельность по встрече и
          устройству беженцев, особенную заботливость проявляет к устройству реакционного
          духовенства. В своем доме устраивает 50 семейств — 178 человек, всем дает приют
          и материальную поддержку".

        Далее Филатов пишет:
          "Вращаясь повседневно среди "бывших людей" — купечества и к/р элемента,
           епископ Назарий среди этой публики ведет пропаганду:
              "Советская власть своей политикой парализует общественную энергию,
               убивает всякий стимул к работе, ведет общество к обнищанию и небывалым кризисам,
               убивает культуру, толкает молодое поколение к распущенности и разврату,
               делает из людей пьяниц, лодырей.
               Всякое понятие о нравственности топчется в грязь, поругана Церковь и
               преследуется духовенство. Всякая здоровая мысль убивается"".
        Резолюция начальника окротдела ОГПУ на этот доклад-донос:
          "Тов. Филатов, заведи следственное дело, проведи обыск и арест. Привлечь к
           ответственности по ст.58–10"
      Аресты
        Челябинская о., г.Троицк 
        Год ареста 1928 
        День ареста 28 
        Месяц ареста 9 
        Епископ Назарий был арестован 15/28 сентября 1928г. и заключен в Троицкий Домзак
      Осуждения
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР 
        18/01/1929 
        Обвинение "контрреволюционная деятельность, распространение контрреволюционных воззваний" 
        Статья ст.58–10 ч.1. УК РСФСР 
        Приговор 3 года лишения права проживания в шести главных городах, губерниях и округах, а также на Урале с прикреплением к определенному месту жительства 
        ГУ ОГАЧО. Ф.Р-467. Оп.3. Д.1205.
        Архив УФСБ РФ о Челябинской обл. Д.П-4354.
        Из протокола допроса от 1 октября 1928г.:
          "Февральскую революцию я встретил в Симбирске, куда приехал к своему правящему
          архиерею. Но к революции я относился безразлично, считая своей обязанностью
          христианизацию общества и выполнение заповеди: "Возлюби ближнего, как самого
          себя".

        В обвинительном заключении, составленном 19 ноября 1928г., ему припомнили
        "богатое контрреволюционное прошлое" (по материалам Симбирской и Красноярской ГубЧК),
        в т.ч. выступления против большевиков в период гражданской войны и противодействие
        изъятию церковных ценностей в 1922г., самостоятельные шаги по управлению Челябинской
        и Троицкой епархией в 1928г., заключавшиеся в том, что он "без надлежащего
        разрешения административной власти дает директивы о созыве благочиннических
        съездов в районах; без ведома гражданской власти конспиративно пишет и распространяет
        по приходам воззвания, которыми вносит смуту среди верующих и духовенства;
        среди верующих ведет контрреволюционную агитацию, доказывая, что Соввласть
        своим управлением ведет страну к гибели" [Зв1 (Архив УФСБ РФ по Челябинской обл.
        Д.4354. Л.64.)].
        Из всех допрошенных лишь один дал показания о якобы "контрреволюционной" деятельности
        епископа.
        7/20 ноября 1928г. епископ Назарий из-под стражи был освобожден под подписку
        о невыезде из Троицка.
        Его дело в декабре 1928г., после согласования с Секретным отделом ПП ОГПУ по Уралу
        в Свердловске было направлено в Москву для рассмотрения во внесудебном порядке.
        18 января 1929г. постановлением ОСО при Коллегии ОГПУ епископ Назарий был лишен
        права проживания в шести крупных городах, губерниях и округах, а также на Урале,
        с прикреплением к определенному месту жительства на 3 года, считая срок с момента
        вынесения приговора с зачетом предварительного заключения.
        Местожительством архиерей избрал г.Орел [Зв1 (Архив УФСБ РФ по Челябинской обл.
        Д.4354. Л.70,71,79.)]
      Места заключения
        Челябинская о., г.Троицк, Домзак 
        Год начала 1928 
        День начала 28 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1928 
        День окончания 20 
        Месяц окончания 11 
        Орел 
        Год начала 1929 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1932 
        Месяц окончания 4 
        Епископ Назарий проживал в Орле до апреля 1932г.
        В апреле 1932г. ему было разрешено свободное проживание на всей территории СССР.
      Места проживания
        Краснодар (?) 
        Год начала 1932 
        Месяц начала 4 
        Предположительно епископ выехал на Кубань, к сыну Виктору, который — по данным
        на осень 1928г. — работал учителем математики в одной из школ 2-й ступени
        города Краснодара.
        В 1930-е гг. преосвященный Назарий состоял на покое как иерарх,
        находящийся в юрисдикции митрополита Сергия (Страгородского).
        В связи с этим 27 ноября 1932г. он участвовал в хиротонии архимандрита
        Иосифа (Чернова), будущего митрополита, во епископа Таганрогского вместе с
        Управделами Священного Синода архиепископом Дмитровским Питиримом (Крыловым),
        архиепископом Ростовским Николаем (Амасийским) и епископом Барнаульским
        Александром (Бялозором) [Зв1 (Теодорович С., прот., Иванов Б., свящ. Митрополит
        Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф: [Некролог] // Журнал Московской Патриархии.
        1975. N 12. С.12.)].
        Идентификация упомянутого среди участников этой хиротонии "архиепископа
        Челябинского Назария" как архиепископа Назария (Блинова) ошибочна [Зв1].
        Имя епископа Назария (Андреева), как пребывающего на покое, значилось и
        в списке православных архиереев, составленном канцелярией митрополита Сергия
        в конце 1933 — начале 1934гг. [Зв1 (Ильяшенко Н.А. Состав иерархии Русской
        Православной церкви в преддверии большого террора. Список архиереев из
        архивно-следственного дела митрополита Серафима (Александрова) 1937г. //
        Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2014.
        Вып.3(58). С.125.)]
        Владимирская (Московская в 1932г.) о., Петушинский р., д.Кибирево 
        Год окончания 1940 
        День окончания 21 
        Месяц окончания 5 
        В последние годы епископ Назарий проживал в д.Кибирево
        Петушинского р-на Владимирской (Московской в 1930-е гг.) обл. [4]
    Кончина
      1940 
      День 21 
      Месяц 5 
      Место Владимирская о., Петушинский р., д.Кибирево 
      Место захоронения Владимирская о., г.Петушки, слева от Успенской церкви 
      Скончался 8/21 мая 1940г. [4 (С.384.)].
      Похоронен слева от Успенской церкви г.Петушки Владимирской области [4 (С.452.)]
    Реабилитация
      Дата 18/10/1991 
      По году репрессий 1929 
    Труды ->
      1.Речь при наречении его во епископа Алатырского, вик. Симбирской епархии, 30 июля 1912г. "Прибавление к "ЦВ" 1912, N 27, с.1107.. 1912г.
      2."Православная миссия среди астраханских калмыков за последнее сорокалетие". Отзывы проф. иером. Гурия и М.А.Машанова. "Прав.Собес." 1914, июнь. с.381,382.. 1914г.
    Публикации ->
      1."Обновленческий" раскол (Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики)/ Сост. И.В.Соловьев. М.: Общество любителей церковной истории, Издательство Крутицкого подворья, 2002. С.843.
      2.Лобашев А. "Верою побеждали!...": Книга о духовном подвиге православных южноуральцев. Челябинск, 2007. С.130–134.
      3.Лавринов Валерий, протоиерей. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М.: О-во любителей церковной истории, 2016. С.383–384.
      4.Лавринов В., протоиерей. Временный Высший Церковный Совет и его роль в истории Русской Православной Церкви (1925–1945). М.: О-во любителей церковной истории, 2018. С.451–452.
      5.Зимина Н.П., Королева Е.Д. Епископ Назарий (Андреев) в новейшей церковной истории (к вопросу о явлении конформизма... )// Вестник ПСТГУ. Сер.II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып.91. С.104–131.
    Заявители ->
      1. Зимина Нина Павловна, исследователь
      Использованы материалы:
        Архив УФСБ РФ по Челябинской обл. Д.П-4354.;
        1. Акты Святейшего Тихона, патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943 / Сост. М. Е. Губонин. М., 1994.
        3. Документы патриаршей канцелярии 1926–1927 годов // Вестник церковной истории. 2006. N 2. С. 81–108.
        4. Зимина Н.П. Иоанн (Поярков), архиепископ Уфимский и Давлекановский // Православная энциклопедия. Т. 23. М., 2010. С. 435–438.
        5. Зимина Н.П. Полуобновленчество в Русской Православной Церкви в середине 1920-х гг.: к вопросу об оценке церковной политики епископа Елабужского Иринея (Шульмина) и епископа Сарапульского Алексия (Кузнецова) // Вестник ПСТГУ. Серия II:
           История Русской Православной Церкви. 2013. N 3. С.17–39.
        6. Зимина Н.П. "Полуобновленчество" в Патриаршей Церкви в середине 1920-х гг.: епископ Иаков (Маскаев) на Оренбургской кафедре (1923–1925) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. N 6(61). С.91–112
        7. Зимина Н.П. "Полуобновленчество" и иные деструктивные явления в Патриаршей Церкви в 1923–1925 гг. // XXVI Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М., 2016. С.93–98.
        8. Зимина Н.П. Назарий (Блинов), архиепископ // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр Русской Православной Церкви "Православная энциклопедия", 2017. Т.48. С.326–328.
        9. Ильяшенко Н.А. Состав иерархии Русской Православной церкви в преддверии большого террора. Список архиереев из архивно-следственного дела митроп. Серафима (Александрова) 1937г. // Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной
           Церкви. 2014. Вып.3(58). С.114–146.
       10. Иоанн (Снычев), митр. Церковные расколы в Русской Церкви 20–30 годов ХХ столетия — григорианский, ярославский, иосифлянский, викторианский и другие, их особенности и история. Сортавала, 1993.
       11. Иоанн (Снычев), митр. Стояние в вере: Очерки церковной смуты. 2-е изд. Спб.: Царское дело, 1997.
       12. История иерархии Русской Православной Церкви: Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. (с приложениями). М.: ПСТГУ, 2006.
       13. Каплин П.В., Лавринов В., прот. Григорианский раскол // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр "Православная энциклопедия", 2006. Т.12. С.455–459.
       14. Конюченко А. И. Назарий (Андреев), епископ // Челябинск: Энциклопедия / сост. В. С. Боже, В. А. Черноземцев. Челябинск: Каменный пояс, 2001. С.533.
       15. Лавринов В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М.: О-во любителей церковной истории, 2016.
       16. Лавринов В., прот. Временный Высший Церковный Совет и его роль в истории Русской Православной Церкви (1925–1945). М.: О-во любителей церковной истории, 2018.
       17. Лобашев А. "Верою побеждали!...": Книга о духовном подвиге православных южноуральцев. Челябинск: ООО "Имидж-2", 2007.
       18. Малашин Г.В. Красноярская (Енисейская) епархия Русской Православной Церкви: 1861–2011гг. Красноярск: Изд. дом "Восточная Сибирь", 2011.
       19. Макарий (Веретенников), архим. Иосиф (Чернов), митрополит // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр "Православная энциклопедия", 2010. Т.25. С.680–682.
       20. Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы (включительно): В 6 томах. Эрланген, 1987. Т.5. С.11–12.
       21. "Обновленческий" раскол (Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики)/ Сост. И.В.Соловьев. М.: О-во любителей церковной истории, Изд-во Крутицкого подворья, 2002.
       22. Православный церковный календарь на 1927 год / Под ред. архиеп. Григория (Яцковского). Свердловск: Изд. Е.Н.Львова, 1927.
       23. Религия и власть на территории Красноярского края. 1920–1991: Сборник архивных документов и материалов / Сост. Григорьева Л.И., Доброновская (Дворецкая) А.П., Иванова Е.А., Коняхина И.В., Лимаева Л.И., Сордия О.Р. Кн.1: 1920–1941.
           Красноярск, 2002. URL: http://www.memorial.krsk.ru/Articles/2002Dvorecka/04.htm
       24. Священный Собор Православной Российской Церкви 1917–1918 гг.: Обзор Деяний. Вторая сессия. М., 2001.
       25. Скала А., прот. Церковь в узах: история Симбирской-Ульяновской епархии в советский период (1917–1991 годы). Ульяновск: ОАО ИПК "Ульяновский дом печати", 2007.
       26. Состав Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода и Российской церковной иерархии на 1915 год. Пг.: Синодальная типография, 1915.
       27. Состав Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода и Российской церковной иерархии на 1917 год. Пг.: Синодальная типография, 1917.
       28. Табунщикова Л. В., Шадрина А. В. Церковные расколы в Донской области. 1920–1930-е годы. Сб. документов и материалов. Ростов н/Дону: Антей, 2015.
       29. Теодорович С., прот., Иванов Б., свящ. Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф: [Некролог] // Журнал Московской Патриархии. 1975. N 12. С.10–15.
       30. Шушканова Е. А. История Архиерейского дома. Епископ Назарий. Ч.I. // Ресурс: http//www.pravsiberia.ru/istoriya-arhierejskogo-doma-episkop-nazarij-chast-pervaya.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ