Служение
      Ростовская-на-Дону епархия (обновленческая) 
      епископ обн. 
      Должность временно управляющий епархией (обновленческой) 
      Год начала 1923 
      Месяц начала 9 
      Год окончания 1924 
      Титул — Епископ бывший Красноярский.
      В сентябре 1923г. епископ Назарий (Андреев) принял назначение обновленческого
      Синода и вступил во временное управление Ростовской-на-Дону кафедрой, лишившейся
      архиерея после кончины 9 сентября "архиепископа" Феофилакта (Клементьева).
      К тому времени значительная часть духовенства епархии состояла в расколе.
      В самом Ростове-на-Дону не было ни одной православной церкви, за исключением
      греческой, служба в которой совершалась на греческом языке.
      В феврале 1924г. ростовский протоиерей Иоанн Цариненко сообщил Патриарху:
         
      "Священник греческой церкви в январе перешел в раскол и начал "возносить
          имя ныне незаконно управляющего епархией епископа Назария в священных
          молитвах на литургиях, в результате православные лишились последнего
          пристанища и просили благословения окормляться в Новочеркасске".

      Определением Патриарха Тихона и Патриаршего Синода от 4 марта 1924г. предлагалось:
         "Запросить Преосвященного Назария, признает ли он Святейшего Патриарха и
          Священный при нем Синод, находится ли он в каноническом общении со Святейшим
          Патриархом или состоит в общении с обновленческим Синодом архиепископа
          Евдокима. И, по получении ответа, иметь суждение о назначении или
          Преосвященного Назария или другого кандидата временно управляющим
          Ростовской епархией" [Зв1 (РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.210. Л.2–2об.)].
      Тем самым Патриарх Тихон давал архиерею шанс к возвращению в лоно канонической
      Церкви с сохранением за ним управления Ростовской кафедрой.
      Однако и в апреле, и в мае 1924г. епископ Назарий давал отрицательный ответ
      на предложение общины кладбищенской Всехсвятской Ростова-на-Дону церкви
      возвратиться "к правильной церковной власти" Патриарха Тихона.
      В связи с этим, "не признав духовной власти Синода и Митрополита Евдокима и
      прервав связь с последователями их Епископом Назарием и Ростовским епархиальным
      управлением", в прошении от 25 мая 1924г. православные просили Патриарха
      прислать в епархию канонически законного архиерея для временного управления
      (до возвращения на кафедру епископа Ростовского Арсения (Смоленца),
      отбывающего наказание в СЛОН) [Зв1 (РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.210. Л.4–4об.)].
      В ответ 29 мая 1924г. Святейший вновь определил запросить преосвященного Назария
      о письменном подтверждении его канонической принадлежности Патриаршей Церкви
      или обновленческому Синоду, откладывая до получения ответа суждение
      по ходатайству ростовских православных [Зв1 (РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.210. Л.3.)].
      Тактика Патриарха Тихона оказалась успешной, и летом 1924г. епископ Назарий
      принес покаяние.
      В списке православных иерархов, составленном Н.Кирьяновым в августе-сентябре
      1924г., он указан как "епископ бывший Красноярский" с пометой
      "бывший в обновленческом расколе и покаявшийся" [Зв1 (История иерархии Русской
      Православной Церкви: Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам
      с 862 г. (с приложениями). М.: ПСТГУ, 2006. С.881.)].
      В сентябре того же года преосвященный Назарий получил назначение в пределы
      родной Симбирской епархии — на Сызранскую викарную кафедру
      Сызранская епархия 
      епископ 
      Год начала 1924 
      Месяц начала 9 
      Год окончания 1924 
      По данным прот. А.Скалы, назначен управляющим Сызранской епархией в связи с
      отъездом епископа Серафима (Силичева).
      Жил при Покровской церкви г.Сызрани.
      Придерживался "прогрессивных" церковных порядков, что вызвало подозрение
      православных [Зв1 (Скала А., прот. Церковь в узах: история Симбирской-Ульяновской
      епархии в советский период (1917–1991 годы). Ульяновск: ОАО ИПК "Ульяновский
      дом печати", 2007. С.129.)].
      Вскоре снова уклонился в обновленческий раскол.
      Получил назначение от обновленческого Синода на Ставропольскую (Северо-Кавказскую)
      обновленческую кафедру
      Ставропольская (Северо-Кавказская) епархия, обновленческая 
      архиепископ обн. 
      Должность архиепископ обновленческий Ставропольский и Александровский 
      Год начала 1924 
      День начала 20 
      Месяц начала 12 
      Год окончания 1925 
      День окончания 16 
      Месяц окончания 1 
      С 07/20 декабря 1924г. до 03/16 января 1925г. — архиепископ обновленческий
      Ставропольский и Александровский
      Ростовская-на-Дону епархия обновленческая 
      архиепископ обн. 
      Должность архиепископ обн. Ростовский и Азовский 
      Год начала 1925 
      День начала 16 
      Месяц начала 1 
      С 03/16 января 1925г. — архиепископ обновленческий Ростовский и Азовский.
      Одновременно назначен заместителем "митрополита" обн. Северо-Кавказской обл.
      [Зв1 (Назначения и перемещения // Вестник Священного Синода Православной
      Российской Церкви. 1925. N 1. С.9; Хроника церковной жизни в России. Движения
      и перемены по службе // Церковное обновление. 1925. N 5–7. С.59.)].
      После кончины Патриарха Тихона по настоянию прихожан принес покаяние
      Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому).
      Принят в сане епископа. [Зв1 (Документы Патриаршей канцелярии 1926–1927 годов //
      Вестник церковной истории. 2006. N 2. С.90.)].
      (По данным [3] покаяние совершил в октябре 1925г.).
      В связи с покаянием не участвовал в обновленческом так называемом
      "З-ем Всероссийском церковном Соборе" (1–10 октября 1925г.)
      Ростовская-на-Дону епархия 
      епископ 
      Должность временно управляющий епархией 
      Год начала 1925 
      Месяц начала 10 
      Год окончания 1926 
      Месяц окончания 1 
      После покаяния с осени 1925г. — временно управляющий православной
      Ростовской-на-Дону епархией. Титул — епископ бывший Красноярский.
      Обновленцы по-своему объясняли причины покаяния епископа Назария:
         "Ростовский архиепископ Назарий, на почве личных счетов с митрополитом
          Александром Введенским, перешел к "местоблюстителю" и увлек было за собою
          многих..." [Зв1 (Церковные сведения на 1 марта 1926 года. Кубань вся
          Синодальная // Православный церковный вестник. 1926. N 3. С.7.)].
      По свидетельству гражданских властей, если в 1923г. под влиянием епископа
      Феофилакта (Клементьева) все церкви Ростова и Нахичевани признали обновленческий
      Синод, то в октябре 1925г. на Ростовском епархиальном съезде, под председательством
      епископа Назария, "почти единогласно было вынесено решение об отколе их
      от Священного Синода и присоединении к тихоновской ориентации" [Зв1 (Табунщикова Л.В.,
      Шадрина А.В. Церковные расколы в Донской области. 1920–1930-е годы.
      Сб. документов и материалов. Ростов н/Дону, 2015. С.249.)].
      В январе 1926г. уклонился в григорианский раскол
      Ростовская-на-Дону епархия, григорианская 
      епископ григ. 
      Должность временно управляющий епархией григ. 
      Год начала 1926 
      Месяц начала 1 
      Год окончания 1926 
      Месяц окончания 7 
      С января 1926г. — епископ бывший Красноярский, временно управляющий
      Ростовской-на-Дону григорианской епархией. Епископ Назарий был осведомлен
      о роли ОГПУ в создании григорианства, но его место в истории этого движения
      было достаточно скромным.
      Впоследствии на допросе епископ Назарий рассказал, что в 1925г.
      "неоднократно вызывался в Ростовский отдел ОГПУ, где с ним вели разговоры на
      тему "сотрудничества", но на предлагаемые условия он не пошел и получил предписание
      выехать в Москву". Выяснив отношение архиерея к власти и церковным ориентациям,
      Е.А.Тучков предложил ему создать "Семерку" группы ВВЦС, на что епископ, по его
      словам, "дал свое согласие и эту работу провел полностью, как это было рекомендовано
      Тучковым". Эта беседа состоялась не позднее декабря 1925г. [Зв1 (Архив УФСБ РФ
      по Челябинской обл. Д.П-4354. Л.16в-16г.)].
      Утверждение о том, что в январе 1926г. епископ Назарий вошел в состав ВВЦС,
      не находит подтверждения.
      Епископ Назарий не принимал участия в учредительном собрании ВВЦС 22 декабря
      1925г. в Донском монастыре в Москве и не был избран в число тех 9 иерархов,
      которым административный отдел НКВД 2 января 1926г. дал разрешение на деятельность
      новоучрежденного ВВЦС. Подписи епископа Назария нет ни под одним из известных
      документов григориан [Зв1 (Православный церковный календарь на 1927 год /
      Изд. Е.Н.Львова, под ред. архиеп. Григория (Яцковского). Свердловск. С.25–28; )].
      Упоминание о епископе Назарии отсутствует и в известном письме
      митрополита Сергия (Страгородского) митрополиту Петру (Полянскому)
      от 18 марта 1926г., в котором перечислены имена всех архиереев — организаторов и
      членов ВВЦС. [Зв1 (Документы Патриаршей канцелярии 1925–1926 годов //
      Вестник церковной истории. 2006. N 1. С.67.)].
      В июне 1926г. епископ Назарий являлся делегатом 1-го Всероссийского съезда
      духовенства и мирян — сторонником ВВЦС (по должности) [4].
      Епископ Назарий был временно управляющим григорианской епархией, т.к. все
      признавали правящим архиереем епископа Ростовского Арсения (Смоленца),
      в то время находившегося в заключении.
      После возвращения из заключения епископа Ростовского Арсения (Смоленца),
      выступившего против григориан, епископ Назарий передал ему кафедру.
      Епископ Назарий принес покаяние митрополиту Сергию (Страгородскому).
      Был принят в сущем сане (епископа).
      По собственному прошению епископ Назарий был уволен на покой в июле 1926г.
      с проживанием в Алатырском Свято-Троицком монастыре [Зв1 (Документы Патриаршей
      канцелярии 1926–1927 годов // Вестник церковной истории. 2006. N 2. С.90.)]
    Места проживания
      Симбирская губ. (Чувашия), г.Алатырь, Свято-Троицкий мужской монастырь 
      Год начала 1926 
      Месяц начала 7 
      Год окончания 1928 
      Месяц окончания 2 
      Епископ Назарий проживал на покое в Алатырском Троицком монастыре, продолжая
      внимательно следить за ситуацией в Церкви и имея более 60 адресатов, включая
      многих иерархов. Полученные письма он предусмотрительно сжигал, хотя вся
      корреспонденция предварительно просматривалось ОГПУ.
      Епископ Назарий поддержал Декларацию митрополита Сергия от 29 июля 1927г. и
      решил вернуться к архиерейскому служению.
      Из рапорта уполномоченного ОГПУ (пересказ просмотренного им письма епископа
      митрополиту Сергию):
         "Находясь в пустыни, он [епископ Назарий] "переоценивает, пересматривает все
          свои "ценности", приходит к выводу — "работать, работать до покоя в могиле"".
          [Зв1 (Архив УФСБ РФ по Челябинской обл. Д.П-4354. Л.7.)].
      В конце 1927г. предполагалось его назначение на Таганрогскую викарную кафедру
      Ростовской-на-Дону епархии, но этому воспротивился правящий епископ Ростовский
      Серафим (Силичев) [Зв1 (Архив УФСБ РФ по Челябинской обл. Д.П-4354. Л.34об.)]

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ