Служение
Камчатская о., г.Петропавловск-Камчатский, Петропавловский собор
священник
Должность благочинный Камчатской епархии, настоятель
Год начала 1924
Год окончания 1931
Из показаний о.Леонтия впоследствии на допросе в 1931г.:
"В моей религиозной деятельности мне больше всего приходилось общаться
с членами церковно-приходского совета. Состав такового избирался в 1923г.
туда вошли председатель (я), Савинский Д.Д., Ларина А.Р., Бакулова А.И.,
Пашковская П.И., Косыгин И.И., Флетчер Ф.А., Шерстенникова П.К., Колмакова А.П.
и некоторые еше...".
Травля о.Леонтия и других священнослужителей продолжалась.
Из отчета о работе отряда "Юных пионеров" с.Паратунка за 19241925гг.,
датированная 7 июля 1925г.:
"В прошлом году приезжал поп [Леонтий Яковлев] из города, хотел расставить
сети, опутать крестьян, забрать селение в свои руки, но от ЮП [юных пионеров]
и РЛКСМ получил должное. Вывели на свежую воду цель его приезда, и сельском
предложил убраться попу в 24 часа. После этого "батя долгогривый и носу своего
не осмеливается показать в Паратунках".
В 1927г. о.Леонтий выезжал в Киев, вернулся на полуостров в апреле 1928г.
С 1928г. активизировалась пропагандистская работа, направленная против
священнослужителей и на подготовку общественного мнения к предстоящему закрытию храма.
В "Полярной звезде" за 20 мая 1928г., высмеивая о.Леонтия, писали:
"После приезда в Петропавловск поп Леонтий с амвона произнес такую речь:
"Был я в матушке-России. Там другая жизнь...".
Такого вруна, как о.Леонтий, мы не видели".
"В середине 1920-х гг. Яковлев часто ездил по селам, бывал в Коряках. С его
приездом распространялись новости, как-то:
"Скоро придут белые, и тогда будет, что захочешь из продуктов, а при
Советской власти скоро ни продуктов, ни мануфактуры ничего не будет"".
Верующие, не выдержав грубой, клеветнической пропаганды решили обратиться
к Председателю Камчатского Окрисполкома с ходатайством о
"помощи к ограждению от усилившихся за последнее время безбожников...
освободить из-под ареста о.Николая Петрука и разрешить [благочинному]
Леонтию [ездить] по окрестным селениям".
Об этом визите в сатирической форме пишет "Полярная звезда".
В статье даются грубые, высмеивающие характеристики всем лицам
участвующим в делегации: Ив.Ин.Косыгину, Е.Х.Шаталиной, Д.Д.Совинскому,
Г.А.Ворошилову и др.
О.Леонтий вместе с церковно-приходским советом активно боролся с обновленчеством.
Из показаний о.Леонтия на допросе в 1931г.:
"Осенью 1928г. мною была получена телеграмма из Владивостока от епископа
Пантелеимона (Максутова), который был назначен на Камчатку, но его не пропустили)
о том, что "едет епископ обновленческий [Соболев]".
По приезде последнего, когда тот стал делать свои распоряжения приходам
о признании его, то мы, срочно на специальном заседании церковно-приходского
совета постановили его не признавать и составили отношение всем верующим
Петропавловского прихода. А другим приходам я лично в письмах об этом у
сообщил другим священникам, находящимся на Камчатке".
Обновленцу удалось организовать группу верующих около 30 человек, и он стал
служить на дому. Прошел слух, что он обращался к председателю Окрисполкома и
начальнику административного отдела за разрешением ему служить в соборе.
В течение зимы и весной 1929г. о.Леонтий вел разъяснительную работу против
идеологии обновленчества не только в Петропавловске, но и в ближайших селениях
Сероглазке, Аваче, Николаевке, Елизово, Хуторе, Коряках.
О.Леонтий писал письма всем священникам Камчатской епархии, в которых предостерегал
от обновленчества.
Это дало результат. Известно, что в с.Елизово обновленческого "епископа" Соболева
некоторые жители встретили угрозами. В с.Авача, на пути в город, ему отказали
в ночевке. К лету верующие праздновали победу над обновленцами.
Весной 1929г. был арестован священник о.Николай Петрук. О.Леонтий разъяснял, что
"о.Николай служил честно, а теперь же, когда не стало, духовного пастыря,
население, как темное, власть обрекает на духовную гибель".
Летом 1929г. в городе прошла антирелигиозная кампания. Почти каждый номер местной
газеты изобиловал сообщениями о "желании рабочих и служащих передать здание
собора под культурные нужды".
Эта кампания очень волновала верующих. Под руководством о.Леонтия они стали
собирать подписи для протеста "в городе и ближайших селениях".
Часть активных прихожанок ходила по домам верующих и рассказывала о намерении
властей отобрать собор.
"Второй вопрос весьма серьезного характера обсуждался также на специальном
заседании церковно-приходского совета летом 1929г. в связи с городской
антирелигиозной кампанией профсоюзов о передаче церкви под культурные нужды
города...".
Собор закрывали дважды. Первый раз его закрыли решением Камчатского окрисполкома
от 1 октября 1929г.
"Горсовет официально предложил в двухнедельный срок освободить собор.
Не имея другой церкви в городе, нами было постановлено обжаловать во ВЦИК
решение горсовета и просить об оставлении церкви за обществом верующих, после
чего церковь у нас не отняли".
О.Леонтий и верующие боролись за свой храм, писали жалобы
против его закрытия в Дальневосточный крайисполком и во ВЦИК.
На этот раз храм удалось отстоять, и Постановлением ВЦИК от 30.10.1930г. церковь
была оставлена в пользовании верующих.
В приход Петропавловского собора до 1930г. входило восемь селений, куда о.Леонтию
приходилось выезжать один-два раза в год. В январе 1929г. о.Леонтий по требованию
управления райгормилиции составил перечень "членов религиозного общества
христиан Православной Церкви при Петропавловском соборе". Документ включал
135 человек. Указано, что в Сероглазке 32, в Аваче 43, в т.ч.18 мужчин,
в Халактырке 22 человека верующих христиан.
В 1930г., согласно новой инструкции властей, район служения был ограничен, и из
перечисленных селений осталось только одно Сероглазка.
Весной 1931г. при перерегистрации Петропавловского православного общества
административным отделом КОИК из него были исключены верующие селений Апача и
Халактырка. Приходской совет решение это обжаловал, но безрезультатно.
По решению церковно-приходского совета о.Леонтий Яковлев поставил об этом в
известность его членов, живущих в этих населенных пунктах В.А.Кобзева (Авача)
и Н.А.Сахарова (Халактырка).
Весной 1931г. о.Леонтий совместно с церковно-приходским советом собирал
пожертвования для епископа Даниила (Шерстенникова), посылал из собственных средств
деньги арестованным камчатским священникам о.Клименту (Мазуру) и о.Николаю Петруку.
В 1930г. было получено обращение из Владивостока от епископа Варсонофия (Лузина)
о посылке ему денег на нужды епархии. Приходской совет дважды отправил ему по 25 руб.
В конце 1929г., по получении платежных книжек от инспектора ОкрФО о "внесении
налога до 15 марта 1930г." от имени приходского совета о.Леонтий составил
подписные листы, которые распространялись среди верующих города и окрестных
селений:
"Подписной лист. Приходской совет Петропавловского собора, получив требование...
от инспектора налогов... на сумму более 200 рублей..., не имея средств на
уплату непосильного вышеуказанного налога, обращается к вам, благочестивые
верующие члены нашего религиозного Общества, с просьбой: не откажите
внести свою посильную лепту добровольного пожертвования на уплату требуемых
налогов и на прочие нужды собора...".
Весной на Камчатку пришли известия об идущей на материке коллективизации. Эти события
воспринимались как желание власти "сделать из людей послушных рабов, так как
одновременно уничтожается религия".
В 1930г. у о.Леонтия произвели обыск.
6 сентября 1931г. о.Леонтий был арестован вместе с псаломщиком Павлом Константиновичем
Шерстенниковым и членом церковно-приходского совета Иваном Иннокентьевичем
Косыгиным.
По настоянию Камчатского горсовета ВЦИК отменил свое прежнее постановление,
о возвращении собора верующим, и новым постановлением от 13 декабря 1931г.
Петропавловский собор был закрыт.
Таким образом был закрыт последний храм в епархии и произошло фактическое
прекращение существования Камчатской и Петропавловской епархии