[back][up level][first][previous][next][last]
    Служение
      Могилев, Ставка Верховного Главнокомандующего 
      иерей 
      Должность старший священник Генерального штаба Русской Армии 
      Год начала 1914 
      С начала Первой Мировой войны, оставаясь настоятелем храма Спас-на-Водах,
      о.Владимир служил старшим священником Генерального штаба Русской Армии, который
      находился в Ставке Верховного Главнокомандующего, каковым в 1915г. стал
      император Николай Александрович, нередко присутствовавший на богослужениях.
      Во время Пасхального богослужения 1916 года (Ставка тогда располагалась
      в Могилеве) в храме молилась и Императрица Александра Федоровна.
      Государь и Александра Федоровна подарили о.Владимиру большое яйцо из красной
      меди, внутри которого помещались две эмалевые иконы "Воскресение Христово" и
      "Богоматерь Казанская", а матушке Надежде передали шелковый платок.
      (Все это хранилось в их доме и пропало в блокаду).
      Из справки, которую получила через много лет внучка о.Владимира из архивного
      фонда УФСБ РФ по Санкт-Петербургу, в частности, говорится:
          
      "Рыбаков... служил священником на кораблях Российского ВМФ. Был близок
           ко двору, получал личные подарки от б. царицы...".

      Приход храма Спаса-на-Водах окормлял во время войны о.Михаил Прудников
      Петроград, Английская наб., храм Христа Спасителя (Спас-на-Водах) 
      иерей, протоиерей 
      Должность настоятель 
      Год начала 1917 
      Год окончания 1928 
      В 1917г. о.Владимир вернулся в Петроград и продолжал служить в храме Спаса-на-Водах.
      В Петроград возвратилась с фронта и его двоюродная сестра, Вера Ниловна
      Промптова (во время войны — медсестра санитарного поезда), поселилась
      вместе с о.Владимиром и помогала пережить трудное, голодное, холодное время.
      Жили в приходском доме при храме Спаса-на-Водах на Английской набережной.
      В 1919 году о.Владимир перенес тиф в тяжелейшей форме.
      Поправившись, начал очень интенсивно продолжил работу над проблемой литургического
      богословия, прерванную войной.
      У Рыбаковых, как у лишенцев, было отключено электричество и они жили с керосиновыми лампами.
      Живя в центре города, они растили огород во дворе, сами подшивали валенки и латали обувь,
      перешивали, вязали, вышивали. В начале 20-х годов в их доме на Английской наб.,
      кроме семьи о.Владимира и его сестры Веры Ниловны постоянно жил кто-то из
      младших сестер матушки Надежды, двоюродные или просто земляки из Самарской
      губернии. Кто учился, кто — работал.
      В первые годы советской власти о.Владимир Рыбаков работал делопроизводителем
      в Управлении строительством железной дороги Петроградского военного района,
      представительств постройки железных дорог Овсилище-Суда, "Алгемба", фабрики
      "Гопит" и представительства Туркстроя, пока такую работу можно было совмещать
      со службой в храме.
      В начале 1918г. здание храма было национализировано, закрыто и опечатано.
      Бронзовые доски с именами павших моряков были пущены на переплавку.
      Однако службы в церкви — молебны, панихиды и после этого полулегально
      исправлялись. Многие прихожане, вдовы, сироты стали просить новые власти
      Петрограда "разрешить распечатать храм для посещения его и возобновления в нем
      служб".

      22 октября 1919г. вышло постановление Народного комиссариата
      просвещения о том, что "памятник находится под охраной правительства",
      и отдел по охране памятников искусства и старины выдал церкви
      соответствующее свидетельство. В это время приходские общины были
      обязаны перейти на новый порядок регистрации и административного
      подчинения. При них были созданы органы "самоуправления", именуемые
      "двадцатками". В "двадцатку" Спаса-на-водах входили профессора
      университета, дворянки, домохозяйки, рабочие, служащие, крестьяне.
      20 декабря 1919г. был составлен первый договор между советом
      Центрального района Петрограда и двадцаткой о том, что "городская
      комиссия по делам культов передает в пользование верующим гражданам
      двухэтажное здание культа с инвентарем в нем по описи.
      Под угрозой изъятия храма из пользования прихожанам запрещалось
      преподавать вероучение, проводить антисоветскую агитацию и деятельность.
      С этого времени церковь вновь стала действовать.
      Согласно справке коллектива верующих от 31 августа 1921г. жизнью
      общины храма руководил приходской совет из пяти человек во главе с
      протоиереем Владимиром Рыбаковым.
      Во время массового изъятия церковных ценностей — весной-летом 1922г.
      Спасу-на-Водах посчастливилось избежать общей участи.
      Настоятель был вынужден оправдываться, так как его обвинили в сокрытии
      ценностей. 20 февраля 1924г. храм закрыли под предлогом того, что "двадцатка"
      своевременно не заключила договор о передаче ей церкви и не сдала в 1922г.
      ценности. Комиссия по делам культов собиралась использовать здание по своему
      усмотрению, однако храм удалось отстоять.
      После проведения второй конфискации и составления новой описи имущества храм
      был вновь открыт 31 марта 1924г., а его приходская община официально зарегистрирована.
      Помимо настоятеля — протоиерея Владимира Рыбакова в церкви в 1920-е гг. служил диакон
      Виктор Викторович Финне.
      После открытия, как и раньше, храм принадлежал к Патриаршей Церкви.
      В период обновленческой смуты 1922–1923гг. община храма сумела выстоять,
      и Спас-на-водах один из немногих храмов города так и не перешел в подчинение
      Петроградского Епархиального управления обновленцев.
      Заслуга в этом, прежде всего, принадлежала членам приходского совета, среди
      которых было несколько известных ученых.
      Особо следует выделить двух преподавателей университета — М.Н.Соколова и А.П.Алявдина —
      крупнейшего специалиста по истории раннего христианства (арестован в 1929г.
      по делу религиозно-философского кружка "Воскресенье").
      В приходской совет храма в 1920-е гг. входили известный педагог-литератор,
      научный сотрудник Академии Наук В.А.Бонди, наблюдатель Главной физической
      обсерватории М.П.Умаров, профессор физики Н.А.Булгаков, профессор математики
      С.С.Абрамович-Барановский, сотрудница Библиотеки Академии Наук Е.Н.Карцова и
      другие представители интеллигенции из дворянских родов.
      Уже весной 1924г. ГПУ было установлено наблюдение за вновь зарегистрированной
      общиной, вся дальнейшая деятельность которой проходила в борьбе за существование
      храма. Чтобы заставить "двадцатку" отказаться от своих прав, инспектор
      по делам культов и куратор из ГПУ использовали самые разные механизмы.
      В 1927г. эксперты Главнауки объявили верующим о необходимости исправить
      купольный свод. Он действительно был не в порядке, но, учитывая, что в это
      время сносили церкви, не нуждающиеся в ремонте, такое указание становилось
      опасным поводом для "прекращения богослужений по техническим причинам".
      В течение года пожертвованиями верующих средства на реконструкцию купола были
      собраны, осенью 1928г. проведен его ремонт, и угроза закрытия вновь временно
      отодвинулась.
      В середине 1920-х гг. в церкви Христа Спасителя нередко совершались архиерейские
      богослужения. При этом чаще всего служил епископ Гдовский Димитрий (Любимов).
      После опубликования известной "Декларации" митрополита Сергия (Страгородского)
      приходская община храма Спаса-на-Водах присоединилась к "непоминающим",
      но не отделилась от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и осталась
      в подчинении ему и назначенным митрополитом Сергием епархиальным архиереям.
      8 января 1928г. члены "двадцатки" храма подписали письмо против поминовения
      Владыки Сергия (Страгородского), но к иосифлянам не присоединились,
      несмотря на старания епископа Димитрия (Любимова).
      Священнослужители храма разделяли позицию приходского совета.
      Впоследствии сам о.Владимир на допросе 31 декабря 1933г. так объяснил свое
      критическое отношение к действиям митрополита Сергия, но в то же время признание его
      церковной власти:
          "Считаю себя сергиевской ориентации, имеющей возможности легального
           существования. Со вступлением Сергия Горьковского на место блюстителя
           Российской Православной Церкви начались в ней расколы, виновным
           в которых я считаю исключительно митрополита Сергия и его последователей,
           вбивающих клинья в единую Православную Церковь и тем самым ослабивших
           ее мощь. На путь возражения Сергию я стал благодаря его нетактичности
           по отношению к отдельным руководителям Церкви, как митрополита Иосифа
           и других, которые были просто отстранены...
           Со своей стороны я считаю, что никаких канонических оснований к расколу
           нет; Российская Церковь должна быть единой Православной Церковью,
           все течения в ней должны быть объединены, всякие расколы устранены,
           и тогда только она может стать опять мощной организацией и вести более
           сильную борьбу с растущим безбожием.
           Себя я считаю сторонником этого объединения".

      О.Владимир был человеком весьма образованным. Из европейских языков свободно
      говорил по-французски, по-английски и по-немецки лишь читал и переводил,
      но без словаря. Из древних языков он свободно владел древнегреческим, латинским,
      древнееврейским и арабским.
      В 60-летнем возрасте он принялся изучать испанский язык.
      Имя о.Владимира стало известно не только среди гуманитариев, в частности византологов,
      он был близок с И.П.Павловым, с тогдашним президентом Академии наук А.П.Карпинским
      и другими.
      Дважды о.Владимир получал предложение выехать за границу, но каждый раз отказывался.
      В 1926г. им была окончена основная работа его жизни "Святой Иосиф Песнописец
      и его песнотворческая деятельность" с колоссальным научным аппаратом,
      насчитывающая более сорока печатных листов (около 600 страниц машинописи).
      Кроме материалов, которые о.Владимир нашел во время командировки 1911–1912гг.,
      он очень много почерпнул после революции в рукописных отделах Ленинградской
      Публичной библиотеки, Румянцевской библиотеки. Работа готовилась как докторская
      диссертация, за которую 24 мая 1927г. ему была присвоена степень магистра богословия.
      К 1927 году о.Владимир знал почти наверное, какая судьба его ожидает, и
      позаботился о том, чтобы работа эта не пропала. Все три экземпляра перепечатанной
      матушкой Надеждой рукописи он раздал трем разным знакомым. Один из экземпляров
      находился в семье академика И.П Павлова.
      Один из крупнейших византологов нашего времени академик С.С.Аверинцев
      в 1988г. написал о рукописи о.Владимира:
          "Ему принадлежит совершенно оригинальное исследование, посвященное жизни
           и творчеству византийского поэта-гимнографа Иосифа Сикелиота и выполненное
           на основе огромной работы с рукописным материалом. Исследование это,
           по причинам, всем нам отлично известным, до сих пор не увидевшее света,
           сохраняет свою научную ценность и ныне, через 60 лет с лишним. В нашей
           науке работ, посвященных Иосифу Сикелиоту, не появлялось; но и в мировой
           науке систематическое исследование творчества этого плодовитейшего
           из гимнографов Византии до сих пор относится к области неисполненных
           благих пожеланий.
           Здесь перед нами совершенно реальный случай неоспоримого приоритета
           русской науки, до сих пор, однако, никому не известный.
           Со времен о.Рыбакова по Иосифу не появлялось ничего, кроме нескольких
           публикаций текстов, уже обследованных и описанных русским ученым-подвижником
           по древним рукописям".

      В 1984г. экземпляр рукописи был найден в библиотеке Ленинградской Православной
      Духовной Академии. Отрывки из его работы были опубликованы в 1885–1886гг.
      в "Богословских Трудах", а в 1999г. этот труд был издан в Санкт-Петербурге.
      В 1927–1928гг. о.Владимир преподавал патрологию на Высших богословских курсах
    Аресты
      Петроград 
      В 1920-е годы о.Владимира несколько раз арестовывали, правда, быстро отпускали
      Ленинград (Санкт-Петербург) 
      Год ареста 1928 
      Обвинение при аресте "антисоветская деятельность" 
      В 1928г. 2,5 месяца о.Владимир находился под арестом по подозрению
      в антисоветской деятельности. Освобожден

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ