[back][up level][first][previous][next][last]
    Места проживания
      Башкирия, г.Уфа 
      Год начала 1941 
      Месяц начала 3 
      Год окончания 1944 
      С начала войны Нина Михайловна работала лаборантом, потом ассистентом на
      кафедре физики в Башкирском сельхозинституте.
      В Уфе она не могла полноценно заниматься научной работой и тяжело переживала это.
      В своей служебной автобиографии, датированной 1941 годом, она писала о себе:
         
      "Достаточно владея орудием математического анализа для самостоятельных
          научных исследований, я умею передать учащимся интерес к установлению
          связи между отвлеченной формой и конкретным явлением природы... ".

      В 1944г. лишения и сложности, болезнь матери и др. привели ее к тяжелой
      депрессии и лечению в Уфимской психиатрической больнице.
      Опухшая от голода, измученная малярией, Нина вернулась из больницы к матери,
      жившей в д.Миловка на р.Белой под Уфой.
      Она так рассказывала об этом 11 лет спустя в письме
      к своему духовному руководителю о.Исаакию (Виноградову):
         "А какие тяжелые были дни 11 лет назад! Еле живая добралась я до нашей
         Миловки на пароходе по реке Белой и на лошадях и застала маму умирающей..."".
      Нина написала коллегам — академику В.Г.Фесенкову и Г.А.Тихову, в то время
      эвакуированным в Алма-Ату, прося от них содействия в смысле темы научной работы
      и инструмента для исследований. В ответ она получила приглашение приехать в
      Алма-Ату для работы в Академии Наук.
      Матушка Ксения передала ей (через знакомых) свое благословение:
          "Пусть обязательно едет в Среднюю Азию, это ее путь!"
      Но разрешения на переезд долго не приходило.
      Вызов в Алма-Ату пришел только после смерти ее матери, которая скончалась
      25 мая 1944г. на Вознесение. Похоронив мать, Нина Михайловна, подготовившись
      к отъезду, уехала в Алма-Ату
      Казахская ССР, г.Алма-Ата, Узбекская ул. (ныне ул.Сейфуллина), возле обсерватории 
      Год начала 1944 
      Месяц начала 9 
      По приезде в Алма-Ату в сентябре 1944г. начался счастливый, благодатный, богатый
      духовной радостью, период ее жизни.
      На ее расспросы о существующих в городе храмах она узнала, что все они на несколько
      лет были закрыты и что сейчас открывается Казанская церковь в Малой Станице.
      Она могла хоть изредка там бывать, но приступать самовольно, без благословения
      духовника, к причастию она не решалась, хотя ощущала большую тоску по Святым Тайнам.
      В Алма-Ате она стала работать по специальности в Академии Наук Казахской ССР.
      К ней возвратился авторитет востребованного ученого.
      23 марта 1945г. она защитила давно написанную кандидатскую диссертацию по теме
      "Фотометрические наблюдения сумерек, как метод изучения верхней стратосферы".
      Докторская тоже была практически готова. Часто бывая в Москве, она убедилась, что
      ее монография по фотометрическому изучению сумерек в Москве у сотрудников
      Геофизического института является "настольной книгой". Ее теория сумерек имела
      большую практическую и военную, оборонную ценность, особенно учитывая, что в то
      время не было спутников и возможности непосредственного определения плотности
      и температуры воздуха на высотах порядка 80 км и выше.
      В Алма-Ате Г.А.Тихов создал отдел астроботаники, в котором работала Нина Михайловна.
      Она занималась сравнительным изучением спектрофотометрических свойств поверхности
      Марса (и его предполагаемой растительности) и земной растительности.
      Осенью 1945г. в Алма-Ату приехал архиерей архиепископ Николай (Могилевский).
      Впервые она увидела его во вновь открывшемся Никольском соборе.
      Из воспоминаний Нины Михайловны:
         "Его проповедь в воскресный день была прекрасна, она обнаруживала и высокую
          духовность Владыки, и образование, и умение просто и понятно излагать свои
          мысли слушателям. Главное же, что пленило меня в нем — это такая же детская
          простота и всеобъемлющая любовь, какие мне были уже знакомы по встречам
          со старицей Ксенией. "Да, — подумалось мне, — люди различные, а Благодать
          Божия одна и та же, и вот светится она при каждом движении".
          С огромной силой вспыхнуло во мне желание присоединиться к этой Церкви,
          чувствовать себя в этом храме не гостьей, а полноправным членом духовного
          братства... Если бы владыка был иным, то, возможно, что еще несколько лет
          провела бы я вне Церкви... Я с великой радостью приняла благословение
          Святителя... После этого я стала чаще посещать Никольский собор, приступать
          к исповеди и причастию... ".

      В Алма-Ате Нина Михайловна плодотворно занималась наукой.
      В 1946г. на окраине города Г.А.Тиховым на ул.Узбекской была построена обсерватория
      и несколько домиков для научной работы. Там Нина Михайловна жила и работала.
      В июне 1948г. она ездила в Москву для защиты докторской диссертации, но
      защита не состоялась т.к. в июне не собрался кворум.
      При наездах Нины Михайловны в Москву в круг ее общения вошли общественно-значимые
      личности, видные ученые, в том числе академик Владимир Петрович Ветчинкин.
      Давняя искренняя и глубокая религиозность академика Ветчинкина стала подспорьем
      для ее духовной жизни. Позже, в хрущевские антирелигиозные времена она в письме
      о.Исаакию писала о том, что Владимир Петрович, непосредственно стоявший у
      истоков освоения космоса и запусков спутников, "прежде чем сесть в космический
      корабль, обязательно отслужил бы в церкви молебен".

      В Доме отдыха АН СССР в Болшево под Москвой Нина Михайловна подружилась с семьей
      известного ученого-механика В.В.Добровольского, лауреата премии им.Чебышева за
      исследования в области теории и классификации механизмов. Своей истовой
      религиозностью супруги Добровольские пробудили религиозную активность Нины Михайловны.
      В 1946г. Нина Михайловна привела семейство Тиховых в открывшийся Никольский собор
      Алма-Аты на пасхальную заутреню, изредка посещала сама богослужения, но испытывала
      нужду в духовном руководстве.
      В 1948г. Нине Михайловне удалось впервые побеседовать с Владыкой Николаем.
      Из воспоминаний Нины Михайловны:
         "Это было 3 сентября 1948г. Я взяла однодневный отпуск с работы ради того,
          чтобы помочь присоединиться к Православию одной, уже взрослой лютеранке.
          А для этого, как мне сказал священник, необходимо было получить его
          благословение. Мы поехали с Аней (приемной дочерью Тиховых, финкой по
          происхождению и лютеранкой) в Епархиальное управление и после недолгого
          ожидания меня пригласили к Владыке. С первых же слов я почувствовала, что
          говорить с ним очень легко. Он обрадовался желанию девушки присоединиться
          к Православию... Тогда я сказала, что у меня есть к нему еще и свое дело,
          имея в виду желание иметь духовника. Он одобрил его... Я была скромно одета,
          голова покрыта косынкой и мне казалось, что ничто во мне не обнаруживает
          научного работника. Однако Владыка сказал:
             "Из всех наших священников я могу рекомендовать Вам только архимандрита
              Исаакия, другие Вас не удовлетворят. Он служит в Казанской церкви... "".
      Владыка Николай (Могилевский) совершил переход Ани в Православие 16 сентября
      1948г. и сам пожелал стать восприемником, а Нину Михайловну определил в крестные матери.
      Тогда же архиепископ Николай поручил отцу архимандриту Исаакию быть духовным
      отцом Нины Штауде.
      С этого времени начался период 30-летнего общения ее с архимандритом
      о.Исаакием (Виноградовым). Это был пролог к последующей новой, богатой
      событиями и духовно насыщенной жизни.
      Впоследствии, в 1957г. она сделала о.Исаакию такое признание:
         "... С тех пор я прожила вторую жизнь, яркую и целеустремленную. Разве это
          не чудо? Чем я могу выразить благодарность Богу и Вам, дорогой мой отец
          духовный?".

      Взаимопониманию Нины Михайловны с о.Исаакием способствовали общие воспоминания о
      Петербурге. Будущий архимандрит Ваня Виноградов учился в Петербурге в том
      самом Первом Реальном училище, где тогда преподавал географию отец Нины,
      Михаил Данилович Штауде.
      В складе и судьбе о.Исаакия и Нины Михайловны было много общего, и это общее
      позволяло во многих вещах понимать друг друга с полуслова.
      С 1949г. архимандрит Исаакий стал посещать астрономическую обсерваторию, где
      работала и проживала Нина Михайловна. Все ее друзья и ее крестники стали его
      духовными детьми.
      В феврале 1950г. Нина Михайловна отправилась в Москву на вторую попытку
      защиты докторской диссертации. Позже она рассказывала:
         "День защиты был уже объявлен в газете. Но мой друг и соавтор некоторых работ
         профессор Ветчинкин, один из оппонентов, оказался тяжело больным, а отзыв академика
         Фесенкова, переданный им в последний день, оказался двусмысленным. Сочувствующие
         люди из совета Геофизического института сообщили, что парторг собирает группу
         единомышленников, чтобы устроить на защите политический скандал, и, во всяком
         случае, не допустить меня до степени доктора. Советовали отменить защиту.
         Это я и сделала, сославшись на свое заболевание. Я пришла к убеждению, что нет
         воли Божией продолжать мне научную работу... ".

      Вскоре в Алма-Ате в Академии Наук началась "чистка кадров", и, в продолжение
      московской опалы, Нина Михайловна была уволена. С 1 января 1951г. она стала пенсионером.
      Она этим не огорчалась: у нее появилась возможность ежедневно бывать в храме и
      вести монашеский образ жизни.
      В августе 1952г. Нина Михайловна сопровождала о.Исаакия в его поездке в Казань.
      В Казани она познакомилась с архиепископом Сергием. Пока о.Исаакий пребывал
      в Казани, Нина Михайловна съездила из Казани в Москву, пожила у друзей и
      снова вернулась в Казань, чтобы по желанию Владыки Сергия сопровождать
      архимандрита Исаакия в Алма-Ату.
      В том же году ко дню Ангела о.Исаакий подарил ей книгу проповедей Патриарха
      Алексия, что навело ее на мысль записывать проповеди митрополита
      Николая (Могилевского) и архимандрита Исаакия (Виноградова).
      Первая проповедь о.Исаакия была записана ею 13 мая 1952г., а архиепископа Николая —
      на Троицу 7 июня того же года. От о.Исаакия она получила благословение записывать
      в виде очерков и услышанное на встречах с Владыкой Николаем. Отцу Исаакию она писала:
         "Вы строите памятник нашему Владыке, которого Вы называете даже "великим".
          Единственное, что я могу оставить доброе после себя — это записи проповедей
          Владыки и Ваших... ". Эту задачу она в дальнейшем успешно выполнила
      К ее будущему постригу Владыка Николай и о.Исаакий отнеслись очень серьезно.
      С Владыкой Николаем о монашеском делании они вели беседу несколько часов.
      После той беседы с Владыкой Николаем она начала записывать еженедельные отчеты
      о своем духовном и душевном состоянии. Она называла их "спектрами". Причиной того,
      что она не так часто разговоривала с о.Исаакием лично, а писала письма, была ее
      деликатность: Нина Штауде не хотела бывать у о.Исаакия слишком часто, видя, как
      он устает от других многочисленных посетителей. С 1952г. по 1970г. "спектров"
      накопилось множество. Они содержат драгоценный материал по биографии о.Исаакия
      за алма-атинский годы и елецкий период

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ