Служение
Латвия, г.Рига, детский приют на Рижском взморье
Должность воспитательница
Год окончания 1945
Месяц окончания 2
В годы войны Ольга Елисеевна самоотверженно работала в приюте для детей,
попавших в Ригу из уничтоженных немцами Освейских и Себежских деревень,
сотрудничавших с партизанами и заведовала детским лагерем на Рижском взморье.
В концлагерях Латвии, в том числе в Саласспилском лагере смерти, было много
детей, которых оккупанты продавали в батраки в местные хозяйства.
Непригодных к физическому труду передавали в Рижский Троице-Сергиев женский монастырь.
Эта инициатива принадлежала митрополиту Сергию (Воскресенскому), убедившему немецкие
власти, что монахини помогут определить сирот в приемные семьи.
Вскоре было принято решение просить немецкое командование открыть детский приют
в Юрмале, так как помещения монастыря были переполнены.
Приют в Юрмале сначала располагался в Дубулты, а потом был переведен в Булдури.
Через приют за полтора года прошло 480 детей.
Ольга Елисеевна по собственному желанию, для спасения русских детей из лагеря
смерти, пошла работать воспитательницей в детский лагерь во время летних каникул,
а потом стала заведующей, сознательно бросив учебу в Академии Художеств,
"так как желающих работать в таких условиях не нашлось". Она не без оснований
опасалась, что на место заведующего могут "поставить латыша или немца,
которые стали бы искать личную выгоду, а не благополучие русских детей".
Ольга Елисеевна писала:
"У нас, русских девушек и юношей, прибытие в нашу среду этих осиротевших и
обездоленных детей подняло на поверхность души все патриотическое, внутри
наболевшее, и мы ухватились от всего сердца за появившуюся возможность
облегчить участь наших русских детей".
Условия в лагере были трудными, дети спали по двое или по трое на одной кровати,
там же делали уроки. С большим трудом выпросили у социального департамента
лекарства и ткань для пошива одежды, но не удалось найти портниху. На все просьбы
заведующей улучшить условия жизни детей, в том числе оборудовать изолятор
для больных, в департаменте отвечали отказом.
Для помощи детям постоянно собирались пожертвования, на которые приобретались еда
и одежда, а также нанимались учителя, проводившие занятия с детьми