[back][up level][first][previous]
    ( * ) Баклановский Авенир Александрович 
    Фамилия Баклановский 
    Год рождения 1885 
    День рождения 5 
    Месяц рождения 8 
    Место рождения Вологодская губ. (Республика Коми, Прилузский р.), с.Лойма 
    священник 
    Родился 5/17 августа 1885г. в семье священника Лоемской церкви и благочинного
    церквей Прилузья о.Александра Павловича Баклановского. Авенир был 12-ым ребенком
    в семье
    Родство Фотографии[1] [2] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1906-1932гг.] [1932-1942гг.]
      Образование
        Вологодская Духовная Семинария
        Год окончания 1906 
        В 1906г. по I разряду окончил Вологодскую Духовную Семинарию
      Рукоположение
        диакон 
        1906 
        День 27 
        Месяц 11 
        Кто рукоположил епископ Великоустюжский Алексий (Бельковский) 
        19/1 сентября определен, 27 ноября/12 декабря 1906г. рукоположен в сан диакона
        епископом Великоустюжским Алексием (Бельковским)
        иерей 
        1906 
        День 3 
        Месяц 12 
        Кто рукоположил епископ Великоустюжский Алексий (Бельковский) 
        Рукоположен в сан иерея 3/16 декабря 1906г. к Лоемской Успенской церкви
      Служение
        Вологодская губ., Усть-Сысольский у. (Республика Коми, Прилузский р.), с.Лойма, Успенская церковь 
        священник 
        Должность законоучитель Лоемского земского училища (1907–1918) 
        Год начала 1906 
        Год окончания 1930 
        День окончания 19 
        Месяц окончания 2 
        С 1906г. служил на месте своего отца, ушедшего за штат, в церкви с.Лойма.
        С 8 января 1907г. состоял законоучителем Лоемского земского училища.
        22 сентября 1909г. окружным собранием духовенства избран депутатом
        по хозяйственным и следственным делам 3 церковного округа.
        10 января 1913г. избран депутатом от 3-го церковного округа на съезды по училищным делам.
        В 1915г. при о.Авенире был расписан Лоемский храм.
        О.Авенир был женат. Жена — Юлия Харлампиевна (род. 28.05.1887г). Дети:
        Ольга (род.7.03.1909г.), Татьяна (род.15.05.1911г., в 1937г. прож. в Свердловской обл., не замужеи),
        Екатерина (род.09.07.1912г., в 1937г. проживала в Черевкове, не замужем),
        Наталья (род. 13.12.1913г., в анкете 1937г. ее нет), Ксения (ок. 1915г.р.,
        в 1937г. проживала в Новосибирске), Ираида (около 1917г.р., в 1937г. проживала
        в Архангельске, в замужестве Падчина), Галина (1925г.р.).
        При Советской власти о.Авенир и его семья были лишены избирательных прав
        Жителям Лоймы о.Авенир запомнился как высокообразованный и очень
        порядочный человек. Отличительной чертой его характера была честность.
        Когда он совершал службу, литургию или обыденную требу на дому, то все
        проходило очень чинно и без спешки. Все необходимое для богослужения готовилось
        заранее, а потом еще раз перепроверялось, дабы ничто не могло нарушить порядка
        службы.
        Первые шесть лет о.Авенир служил вместе с диаконом Григорием Бронниковым.
        О.Авенир был горячим проповедником и просветителем, много сил и средств
        положил в деле народного образования.
        Старался помогать людям не только словом, но и делом, оказывая при необходимости
        даже и медицинскую помощь.
        В июле 1919г. в самом центре села случился большой пожар.
        В тот день почти все взрослое население работало в поле, а оставленные
        без присмотра дети, играя, подожгли солому. Хотя и были приняты меры к тушению
        огня, но вскоре вся улица была объята пожаром.
        Узнав о пожаре, о.Авенир не вспомнил про свой дом, а сразу бросился в храм.
        Вместе с кем-то из причетников он собрал священные сосуды с престолов, антиминсы
        и вынес их на телегу, приказав выехать в открытое поле. Оставив дьякона
        следить за храмом, сам побежал на пожар.
        Край огня он застал уже перед зданием недавно выстроенной школы. Там он встал
        лицом к надвигающемуся огню и начал усердно молиться. Несколько человек
        с иконами встали рядом и тоже начали молиться. Здесь огонь остановился.
        В этом пожаре полностью сгорел дом родителей о.Авенира и все его имущество,
        но здание школы было спасено.
        С утверждением Советской власти в Усть-Сысольском уезде все церковные земли
        были конфискованы. О.Авенир и дьякон Григорий Бронников, как служители культа, были
        лишены избирательных прав. Вслед за ними прав были лишены все члены их семей.
        В тот же период сельсовет начал разрабатывать план ликвидации церкви.
        Для этого, в первую очередь, надо было избавиться от уважаемого в народе
        священника. Нужен был лишь повод
      Аресты
        Коми АО (Республика Коми), Прилузский р., с.Лойма 
        Год ареста 1930 
        День ареста 19 
        Месяц ареста 2 
        В первый раз о.Авенир был арестован 19 февраля 1930г., но вскоре выпущен на
        свободу за недоказанностью обвинений
        Коми АО (Республика Коми), Прилузский р., с.Лойма 
        Год ареста 1930 
        День ареста 7 
        Месяц ареста 8 
        Предвидя новые гонения, о.Авенир стал раздаривать все свое нажитое имущество,
        кроме самого необходимого. Мебель, фарфор, иконы и книги, подаренные всеми
        любимым батюшкой, до сих пор хранятся в некоторых семьях. Одна его икона —
        как особая святыня — хранится в Кулижской часовне.
        В июле 1930г. власти объявили все хозяйство семьи о.Авенира "кулацким" и
        обложили большим сельхозналогом. В поисках правосудия о.Авенир обратился
        в райисполком (с.Объячево). Исполком признал, что ввиду отсутствия у священника
        земли, хозяйство его "обложению сельхозналогом в индивидуальном порядке
        не подлежит и признано кулацким быть не может".

        Это решение сельсовет рассмотрел, оставив хозяйство в категории "кулацкого",
        но уже на другом основании: "отдавал сенокосные участки в аренду, применял
        помочи для летних работ на лугах и полях".

        То есть в вину ему было поставлено использование его собственной земли, которая
        к тому моменту была уже отобрана.
        За неимением земли семья Баклановских вынуждена была продать последнюю корову.
        Но продавать свою скотину "кулак" имел право только по разрешению сельсовета
        по установленным им ценам. Разрешение на продажу коровы было выдано 5 августа,
        но сам факт продажи коровы был расценен как акт "подрыва коллективизации
        сельского хозяйства", и он был арестован.
        В тот момент, когда батюшку арестовывали, одно крестьянское семейство, не зная
        о его аресте, приехало в церковь крестить новорожденного ребенка. Однако
        в храме они увидели разгром. Все было перевернуто, везде были какие-то посторонние
        люди, а о.Авенир сидел уже в телеге арестованным. Отец ребенка очень удивился
        и растерялся: как теперь быть, что делать? Арестованный батюшка попросил воды.
        Стоявшая рядом женщина подумала, что он просит пить и подала ему кружку с водой.
        Тогда о.Авенир взял ребенка и, пока никто ничего не успел сообразить, трижды
        излил на него воду, крестив младенца в своих руках прямо на телеге.
        Даже арестованный, он не оставлял своего служения
      Осуждения
        ././1930 
        Обвинение "подрыв коллективизации сельского хозяйства путем продажи коровы" 
        Статья ст.79 ч.1 УК РСФСР 
        Приговор 1,5 года ИТЛ 
        О.Авенир был осужден на полтора года "за продажу коровы"
      Места заключения
        ИТЛ 
        Год начала 1930 
        Год окончания 1932 
        Пока батюшка был в заключении, председатель сельсовета сровнял с землей
        старинное кладбище при церкви, мотивируя это нехваткой земли для посадки картошки.
        Местные пионеры-активисты добились изъятия нового дома священника, который был
        отстроен всем селом после пожара 1919г. Большая семья о.Авенира, оставшаяся
        без кормильца, была лишена всего имущества и изгнана на улицу.
        К тому времени в доме о.Авенира проживало 12 человек: он с женою, восемь детей
        и две его старшие сестры.
        Отбыв полтора года в исправительно-трудовых лагерях, в 1932г. о.Авенир вернулся
        в Лойму. Председатель сельсовета отказал вернувшемуся из заключения священнику
        в регистрации, и о.Авенир вынужден был искать другой храм поближе к Лойме.
        Ближайший приход находился в маленьком селе Алешево
      Служение
        Кировская о., Лальский р., с.Алешево, Никольская церковь 
        священник 
        Должность настоятель 
        Год начала 1932 
        Год окончания 1937 
        Числясь священником в с.Алешево, о.Авенир регулярно приезжал в Лойму, где
        крестил по домам и тайно служил литургию в часовнях, которые тогда еще
        не были закрыты.
        В 1933г. Лоемская община претерпела новое испытание: закрытый, но еще
        неоскверненный храм пытались отторгнуть от церкви обновленцы.
        Для этого обновленческий лже-архиепископ Александр специально командировал
        в Лойму своего легата — Льва Тодоровича, который начал склонять приход к расколу.
        Он посулил о.Авениру возвращение в Лойму и всякое благополучие, а приходу
        обещал компенсацию недоимок по уплате налогов, если они перейдут в обновленчество.
        На случай отказа общины перейти в раскол, обновленческий священник имел
        от своего "епископа" прямое указание:
           
        "Составьте список служителей культа и членов приходских советов с их
            характеристикой. О лицах, не соответствующих своему назначению,
            каковыми следует считать безнадежных тихоновцев и контрреволюционеров,
            донести особо."

        Несмотря на всю любовь к Лойме, о.Авенир остался верен Матери-Церкви и со всей
        присущей ему прямотой обличал обновленческого посланника и весь обновленческий
        раскол перед всем народом. Обновленцы не смогли сломить общину и отторгнуть храм.
        1 ноября 1935 года храм в Алешино закрыли, осквернили и разграбили.
        Началось давление на семью священника. Одна из старших дочерей не выдержала
        гонений и попреканий, отреклась от отца и матери, уехала в неизвестном направлении.
        Позднее выяснилось, что она нашла себе место в Сталинграде.
        Одна дочь умерла от инфекции. Другие три разъехались по стране, скрывая свое
        происхождение. Еще две дочери и сын остались жить с родителями
      Аресты
        Кировская о., Лальский р., с.Алешево 
        Год ареста 1937 
        День ареста 30 
        Месяц ареста 10 
        30 октября 1937г. о.Авенир был арестован
      Осуждения
        Особая тройка при УНКВД СССР по Архангельской обл. 
        23/11/1937 
        Обвинение "систематическая контрреволюционная агитация, контрреволюционная клевета" 
        Статья ст.58–10 УК РСФСР 
        Приговор 10 лет ИТЛ 
        ГА СПИ КО. Ф.Р-6788. Оп.4. Д.5793.
        Из обвинения:
           "Обвиняемый Баклановский, будучи враждебно настроен к Советской власти,
            на протяжении ряда лет поддерживал связи с духовенством Лальского района
            в контрреволюционных целях.
            Получил контрреволюционную директиву от епископа Климентьева, в которой
            высказывалась клевета на мероприятия Советской власти, и, по ознакомлении
            с ней, переслал ее другим священникам.
            Помимо этого, в 1936–1937гг. проводил агитацию против колхозов и клеветал
            на Сталинскую Конституцию...
            Признал свою вину только в том, что он действительно знакомился с директивой
            епископа Климентьева, и переслал ее другим священникам.
            В остальном же свою виновность отрицает".

        23 ноября 1937г. о.Авенир был приговорен к 10 годам ИТЛ.
        24 февраля 1839г. он подал заявление в МВД с ходатайством о пересмотре дела.
        Матушка Юлия в 1939г. также направила аналогичное заявление Наркому МВД Ежову.
        5 августа 1940г. в Архангельске дело было пересмотрено, но приговор был оставлен
        в силе
      Места заключения
        Архангельская о., Онеглаг НКВД 
        Год начала 1938 
        Год окончания 1939 
        День окончания 3 
        Месяц окончания 8 
        В ИТЛ о.Авенир получил специальность медсанитара, что позволяло ему в лагере
        продолжать священническое служение
        Архангельская о., Онеглаг НКВД, 4-е отделение 
        Год начала 1939 
        День начала 3 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1940 
        День окончания 15 
        Месяц окончания 3 
        Архангельская о., Мехреньгская ж.д.ветка, Онеглаг НКВД, ОЛП N 2 
        Год начала 1940 
        День начала 15 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1940 
        День окончания 24 
        Месяц окончания 6 
        Архангельская о., с.Наволок, Онеглаг НКВЛ, ОЛП N 7 
        Год начала 1940 
        День начала 24 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1940 
        День окончания 21 
        Месяц окончания 9 
        Архангельская о., Мехреньгская ж.д.ветка, Онеглаг НКВД, ОЛП N 2 
        Год начала 1940 
        День начала 21 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1940 
        День окончания 13 
        Месяц окончания 10 
        Архангельская о., ИТЛ, ОЛП "Совхоз" 
        Год начала 1940 
        День начала 13 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1942 
        День окончания 16 
        Месяц окончания 3 
    Кончина
      1942 
      День 16 
      Месяц 3 
      умер в заключении 
      Место Архангельская о., ИТЛ, ОЛП "Совхоз" 
      16 марта 1942г. о.Авенир умер в ИТЛ от голода и истощения сил.
      В народе почитание батюшки Авенира было очень велико. Многие семьи в знак тихого протеста
      против ареста и гибели о.Авенира стали называть своих детей в честь репрессированного
      настоятеля. Начиная с пожара 1919г. и в следующие 50 лет в Лойме свыше 130 детей
      были названы и официально зарегистрированы Авенирами
    Реабилитация
      Дата 09/10/1989 
      Кем реабилитирован Кировская областная прокуратура 
      По году репрессий 1937 
      По данным [Зв1] дата реабилитации 2 августа 1989г.
    Публикации ->
    Заявители ->
      1. Иевлев Петр Михайлович
      2. Жебова Нина Ананьевна
      3. Куликова Людмила Валериановна

(*Биографический справочник "За Христа пострадавшие", ПСТГУ, М. 1997г., 698с.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ