[back][up level][first][previous][next][last]
    Любовь (Журило Евфросиния Никитична) 
    Фамилия Журило 
    Год рождения 1883 
    Месяц рождения 9 
    Место рождения Харьковская губ. 
    монахиня 
    Родилась в благочестивой семье церковного старосты при сельской церкви Никиты
    Васильевича и Марфы Дмитриевны Журило. Отец много заботился об украшении храма,
    тратил на это и свои средства. Мать была скромной, доброй женщиной.
    Дом их был большой, при доме был чудесный фруктовый сад.
    Кроме Фроси, у них был еще Илья, который женился против желания родителей и
    уехал жить в Харьков, а потом в г.Богодухов Харьковской губ.
    Из жития матушки Любови, составленного ее ближайшей подругой, монахиней
    Надеждой (Бреннер) [3]:
        
    "С детства она была особенным ребенком. Когда ей было 6 лет, в их дом пришла
         странница, погладила ее по головке и, взяв в руки ее фартучек, сказала:
         "Цыпляток-то сколько!".
         Около шести с половиной лет она сделала из веревочки четки, взяла свечку,
         забралась в большое дупло дерева в саду и там молилась, пока не уснула
         (свечка погасла).
         Семи лет во время церковной службы она молилась в уголке; ее не заметили и
         закрыли на ночь. Всю ночь ее искали и нашли утром, когда открыли храм.
         Будучи 12 лет, она пошла с девочками за грибами. Отстала от подруг; вдруг
         неизвестно откуда появился громадный змей, свалил ее и обвился поперек.
         Прибежали девочки, увидели ее, лежащую без чувств. Побежали к дровосекам...
         Один из них поленом ударил змея по голове, он развился и быстро пополз за
         ударившим, но тут его добили, а Фросю без чувств понесли домой.
         Пятнадцати лет ее утащили в лес разбойники, но и тут Господь ее хранил:
         проезжали люди и ее спасли".

    Когда Фросе было 15 лет, мать ее умерла. Через год умер и отец, и она осталась
    одна в большом родительском доме.
    К этому времени ее брат Илья овдовел, оставшись вдовцом с тремя детьми. Он
    приехал на родину, все продал, а Фросю взял к себе в Богодухов к сиротам
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1929г.] [1929-1956гг.]
      Служение
        Харьковская губ., г.Богодухов 
        Должность певчая церковного хора 
        Брат Илья служил регентом в архиерейском хоре, Фрося была певчей.
        Брат Илья потом снова женился. Фрося прожила у брата пять лет, растила сирот,
        помогала по хозяйству и пела в храме. Молиться она ходила в Богодуховский женский
        монастырь и любила монашескую жизнь.
        После пяти лет жизни у брата, в июне 1912г., она уснула летаргическим сном.
        Впоследствии, будучи уже насельницей Марфо-Мариинской обители,
        духовнику обители о.Митрофану Сребрянскому (в будущем архимандриту Сергию)
        она рассказала о чудесном видении, которое явилось ей в этом летаргическом сне
        и после которого изменилась ее жизнь.
        Отец Митрофан записал ее рассказ в своем дневнике в 1917г., предварив надписью:
        "Свидетельствую своей священнической совестью, что все, записанное мной со слов
        сестры Евфросинии, верно"
        Москва, Марфо-Мариинская обитель милосердия 
        монахиня 
        Год начала 1913 
        День начала 23 
        Месяц начала 1 
        23 января 1913 года Фрося приехала в Москву.
        Она вспоминала [3]:
              "Передать не могу, что я испытала, войдя в храм обители и услышав пение
              тропаря святым праведным женам Марфе и Марии".

        В обители Фросю повели к настоятельнице, Великой Княгине
        Елизавете Федоровне, и когда Фрося ее увидела, то еле удержалась на ногах — она
        узнала в ней ту, которую видела в летаргическом сне. Великая Княгиня благословила
        Фросю и сказала, что ее принимает. Потом ее повели к батюшке. Она спросила, как
        его звать. Ей ответили: "Протоиерей Митрофан", и она его тоже, когда увидела,
        узнала. Так она поступила в обитель.
        В 1919г. храм Покрова Пресвятой Богородицы и храм Марии и Марфы были переданы сестрам
        и верующим в безвозмездное пользование по договору.
        В октябре 1922г. на собрании сестер ради сохранения обители было решено сменить
        название на "Марфо-Мариинская трудовая община".
        Был избран совет общины, в которую вошли самые активные и деятельные сестры
        милосердия
        Но власти потребовали внести изменения в устав: исключить из задач общины
        просветительские цели, потребовали, чтобы совет избирался не на 5 лет, а на
        один год и т.п. Ради сохранения общины сестры согласились сделать изменения
        в уставе.
        В феврале 1923г. во время кампании по изъятию церковных ценностей о.Митрофана
        арестовали и отправили в Тобольскую ссылку за то, что он зачитывал
        с амвона воззвание Патриарха Тихона об изъятии церковных ценностей.
        Забрали и посадили в милицию настоятельницу В.С.Гордееву, о.Вениамина Воронцова
        (впоследствии митрополит Ленинградский) и др. На свободе из духовных руководителей
        обители остался лишь недавно приехавший в Москву молодой священник
        о.Иоанн Игошкин (впоследствии прп. исповедник архимандрит Гавриил).
        Из воспоминаний матушки Надежды:
             "Надо было срочно выбрать новое "правительство", и Фрося была выбрана одним
              из членов "правительства", но, слава Богу, скоро всех [кроме о.Митрофана]

              — настоятельницу и все начальство отпустили".

        В 1925г. устав общины был аннулирован властями. Тогда сестры решили переименовать
        Марфо-Мариинскую трудовую общину в трудовую артель.
        Сестры зарабатывали деньги частной практикой: стегали одеяла, шили тряпичные куклы,
        ухаживали за больными.
        Началась усиленная травля обители со стороны воинствующих безбожников.
        Из статьи "Советские Марфа и Мария" (газета "Правда", октябрь 1925г.):
              "...Хлопотами Сребрянского (угодившего не так давно, по причине пагубной
               страсти к драгоценным камням в священных предметах, в места, где
               водятся тюлени),...на Большой Ордынке был основан патронируемый особой
               царствующего дома районный церковно-черносотенный агитпром... О пропагандистских
               успехах "диаконисс" нам пока ничего неизвестно, но несомненным является то,
               что тишайшая обитель была подлинным филиалом общества двуглавого орла...
               Прошедший "духовные курсы" церковно-черносотенной премудрости личный
               состав обители целиком сохранился в ней по настоящий день...
               Весь прошлый уклад жизни, вплоть до диаконисских служений в домашних
               церквах сохранен целиком; домашняя молельня Великой Княгини и вещи, ей
               принадлежащие, хранятся и посейчас как реликвия; помещения "трудовой общины"
               сплошь увешаны великокняжескими портретами и изображениями сосланного в
               Нарым духовника Митрофана Сребрянского...
               Советских Марфу и Марию пора бы ликвидировать".

        Вскоре после опубликования пасквиля в обитель прибыла комиссия с ревизией,
        которая, проверив все финансовые и хозяйственные документы, составила фальшивый
        акт, будто бы в обители выявлено много нарушений. Акт был отправлен в ОГПУ, и
        против сестер обители было возбуждено уголовное дело.
        Сестер по очереди вызывали на допрос на Лубянку.
        4 февраля 1926г. были опечатаны все шкафы, подсобки, запасные двери, были поставлены
        209 печатей
      Осуждения
        ./02/1926 
        Приговор 3 года высылки в Туркестан с последующим запретом проживания в Москве и области 
        8 (18?) февраля 1926г. в Марфо-Мариинскую обитель прибыли вооруженные солдаты.
        Командир зачитал постановление НКВД о высылке сестер во главе с настоятельницей
        и о закрытии обители.
        Было приказано:
           "Ничего лишнего не брать, одну смену белья".
        Все 111 сестер были посажены в кузова машин и вывезены на вокзал для дальнейшей
        отправки в разные отдаленные районы страны.
        Кельи сестер заняли коммунисты. Обитель была ликвидирована
      Места заключения
        Киргизия, г.Кзыл-Орда 
        Год начала 1926 
        День начала 23 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1926 
        Месяц окончания 2 
        23/10 февраля 1926г. настоятельница и 18 старших сестер, среди них матушка
        Любовь и матушка Надежда прибыли в г.Кзыл-Орду
        Туркестан, г.Алма-Ата 
        Год начала 1926 
        Год окончания 1929 
        Из воспоминаний матушки Надежды:
             "В Туркестане Фрося сняла комнату за 10 рублей, с ней были сестры Мария
              Алексеевна и Мария Воинова. Надо было искать работу, денег не было.
              Она начала с торговли: купила семечки и продавала по пять копеек стакан.
              Ссыльных жалели, и ей, бывало, и 10, и 15 копеек заплатят. На это она жила
              и содержала сестру Марию Алексеевну, а Мария Воинова поступила в больницу
              сестрой и жила отдельно. Фрося брала стирку на врачей, в аптеке мыла посуду,
              летом в городском саду пела украинские песни своим чудным басом, собирая
              много людей.
              Зарабатывая тяжелым трудом, она еще и мне посылала деньги. Один раз прислала
              40 руб. в письме — по три и по пять руб. У меня на почте хотели конфисковать,
              но заведующий отдал. Другой раз прислала всем по 4 метра ситца на платье.
              Я ее очень просила ничего не посылать — я работала, и сестры тоже. Мы им
              посылали копченых усачей...".

        Евфросиния Никитична Журило в Туркестане возглавила "подпольный центр помощи
        ссыльным" и многих спасла от голода и холода.
        В 1929г. она и другие сестры были освобождены с лишением права проживания в Москве и
        Московской губ.
        Из воспоминаний матушки Надежды:
              "В 1929г. всех нас освободили, и я ездила к Фросе повидаться, но побыла
               всего два дня — меня вызвала настоятельница В.С.Гордеева, и я должна была
               уехать...
               Валентина Сергеевна решила ехать в Ростов и написала письмо Фросе, чтобы
               она тоже собиралась. А Фрося ответила Валентине Сергеевне письмом, в котором
               просила ее не ехать в Россию, а к ним в Туркестан. Валентина Сергеевна
               даже рассердилась на нее, но слово настоятельницы было закон и все-таки
               решили все ехать в Ростов..."
      Места проживания
        Ярославская губ., г.Ростов 
        Год начала 1929 
        Из воспоминаний матушки Надежды:
             "В Ростове мы нашли квартиру, а съехалось нас 6 человек: Валентина Сергеевна,
              Н.М., К.Ф., Фрося, я и М.А. Кроме нас, сюда приехали жить многие сестры
              из обители.
              Но недолго пришлось нам здесь пожить вместе. Родина нас встретила неприветливо.
              В Ростове мы подружились с архиепископом Варлаамом (Ряшенцевым), который
              нас благословил уехать из Ростова, "т.к. всех вас арестуют и отправят по
              разным местам". Мы здесь получили паспорта и союзные книжки.
              Фрося и Мария Алексеевна уехали в Туркестан, К.Ф. — в Казань, Н.М. — в
              Пермь, а Валентина Сергеевна и я остались пока в Ростове на зиму.
              Весной, с благословения Владыки Варлаама, мы с Валентиной Сергеевной
              уехали в Туркестан.
              А сестры, которые остались жить в Ростове, вскоре были арестованы".

        Таким образом, по благословению архиепископа Варлаама (Ряшенцева) сестры
        обители выехали к Фросе в Туркестан
        Туркестан, г.Алма-Ата 
        Год окончания 1936 
        Из воспоминаний матушки Надежды:
             "В Туркестане жить было спокойно, узбеки к нам относились очень хорошо.
              Фрося и Мария Алексеевна дома стегали одеяла на продажу.
              Я поступила бухгалтером в Продснаб.
              Потом Фрося открыла ларек и торговала мороженым. Жили безбедно
              Продолжали жить по Уставу Марфо-Мариинской обители, много молились...
              В это время все больше стало приезжать ссыльных...
              Так мы прожили два года.
              Шел 1931 год. 19 июля в субботу после Всенощной Валентина Сергеевна
              Гордеева тихо и мирно отошла ко Господу.
              После смерти Валентины Сергеевны ссыльных стало прибывать все больше и больше,
              и труды Фроси умножились.
              Вспоминаю приезд Владыки Варлаама (Ряшенцева). С Владыкой приехало 60 монахинь.
              Все расположились в саду. Фрося хлопотала в саду. Продукты ей принесли соседи.
              ...Владыку мы оставили у себя, а остальных Фрося разместила по квартирам...
              Вообще всех прибывающих ссыльных ГПУ посылало так:
                  "Идите в трудовую контору Журило (фамилия Фроси), она вас устроит".
              Она устраивала и на работы.
              В ОГПУ Владыке сказали, что он должен отправиться за 120 км на верблюдах
              по очень трудной узкой и опасной дороге, через пустыню в с.Сузак, и были
              случаи, когда верблюд летел в пропасть. Фрося побежала к начальнику ОГПУ,
              чтобы упросить оставить его,...но тот отказал. Вечером Владыка беседовал с нами.
              Мы плакали, и когда Фрося разорвала свой платок, и дала мне вытирать слезы.
              Владыка сказал: "Первый раз вижу такой дележ имущества".
              Утром стали готовить Владыку к отъезду. Фрося достала удобную тележку, чтобы
              ехать другой, более безопасной дорогой.... Мы надеялись, что в Сузаке ему
              будет хорошо, но... дорогой его так обожгло солнцем, что...он через неделю
              скончался.
              Много прошло ссыльных через Фросю. Много было таких, у которых ничего не
              было: надо за них и квартиру оплатить, и одежду, и обувь достать, и питать...
              И мебель она находила: столы, стулья, кровати. Иногда ей попадало, но она
              не смущалась: всегда веселая, за все благодарит. В то время было тяжело с
              питанием: Фрося с трудом возила продовольствие, и часто его отбирали...
              Сколько ни приезжало ссыльных, Фрося всех устраивала, дома бывала мало.
              Еще партия монахинь была. Одна из них умерла от черной оспы. Одну, Августу,
              мы взяли к себе. Она заболела сыпняком. Мы вместе с ней спали, ели и не
              заразились. Доктор ужаснулся, думая, что мы заразились, взял ее в больницу.
              Когда она поправилась, опять у нас жила, пока Фрося не устроила ее с другой
              монахиней, Агафьей-Ангелиной, обе — духовные дочери старца Глинского
              отца Серафима. Они занимались рукоделием, шили, Августа вышивала очень хорошо.
              Около них поселился вновь прибывший старец иеромонах Макарий, духовник
              Глинского старца Серафима. Мы часто к ним ходили. В летние ночи молились в саду...
              Были и неприятные случаи. Одна монахиня сбежала, и Фросю вызвал в ГПУ новый
              начальник. Она взяла подушку и пошла. Я — вместе с ней. Если ее посадят,
              и я с ней. Фросю обвинили в том, что она помогла убежать монахине, но за
              нее заступилась жена прежнего начальника, который хорошо нас знал. У них не
              было детей, и она очень просила Фросю помолиться, чтобы Бог дал им ребенка.
              У них родился мальчик. Так, благодаря этой женщине, Фросю отпустили.
              Местные жители, узбеки, киргизы очень хорошо относились к ссыльным и много
              помогали через Фросю, отдавали квартиры, на базаре дарили продукты..."
        Харьков 
        Москва 
        Из воспоминаний матушки Надежды:
            "В Москве мы жили без прописки то у родных, то у знакомых. Я очень переживала
             такое скитание, а Фрося все переносила благодушно..."
        Московская о., пос.Болшево (ст.Тайнинская Ярославской ж.д.?) 
        Год окончания 1948 
        Из воспоминаний матушки Надежды:
             "Наконец, А.А., знакомая нашей сестры М.М., жена покойного профессора Боборыкова,
              у которой была дача под Москвой, в Болшево, решила нас там прописать.
              У них уже временно прописали завуча школы, строящейся на ст.Тайнинская, и
              А.А. посоветовала поговорить с ним относительно работы...
              27 июля мы с Фросей пошли ко Всенощной Смоленской Иконы Божией Матери.
              Месяца три назад я видела во сне, что прикладываюсь, поднимаясь по лесенке,
              к какой-то иконе Божией Матери, а батюшка, стоя внизу, говорит:
                  "Это Одигитрия. Молись Ей, и Она устроит твою жизнь".
              28 июля мы поехали в Болшево, были у директора школы Н.Г.Боронина, который
              принял нас с радостью: меня — счетоводом, а Фросю — техническим работником, и сам
              прописал нас на постоянно...
              В 1941–1942гг., когда немцы подходили к Москве, директор прибежал к нам,
              и говорит: "Евфросинья Никитична, собирайтесь! И Зинаида Александровна,
              и М.М. (с нами жила еще старая сестра М.М.) — и бежим отсюда! Мне нельзя
              оставаться, и жена моя поедет". А Фрося говорит:
              "Нет, Н.Г., мы никуда не поедем". Он рассердился и говорит:
              "Подумайте, я зайду еще!".
              А Фрося куда-то ходила, очень ушибла ногу, легла и уснула.
              Проснувшись, позвала меня и говорит:
                 "Сейчас я во сне видела прп.Онуфрия, он сказал:
                    "Никуда отсюда не уходите, все останьтесь на местах. Господь всех
                     сохранит"...
              Директор на другой день после сна Фроси пришел в военной форме. Его взяли
              в армию, но он скоро вернулся и решил уехать работать очень далеко, опять
              звал нас, но мы отказались. (Он, как мы скоро узнали, умер от тропической
              лихорадки. Сначала молились за него, а потом перестали. Вдруг видим его во
              сне, и он говорит: "Зинаида Александровна, что же вы меня забыли?").
              Так мы никуда и не поехали. Все учителя нашего общежития также остались и
              благополучно дожили до конца войны..."
        Тверская о., с.Владычня 
        Год начала 1948 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1956 
        День окончания 15 
        Месяц окончания 3 
        Из воспоминаний матушки Надежды:
              "Слегла она после нападения пяти волков на Петров пост. На другой день захотела
              за 10 километров навестить Сережу, больного мальчика, которого мы растили.
              После тяжелого пути опять пошла в другую деревню, чтобы поблагодарить
              художника, увеличившего портрет батюшки. Там собирался дождь, и она помогла
              грести сено. Так не дала отдохнуть сердцу, а чувствовала себя плохо.
              И наконец, без всякой передышки, поехала с Леонидом Николаевичем Пясковским
              в Калинин к дочери отца Квинтилиана, которая заболела. Здесь сердце матушки
              Евфросинии в монашестве Любови уже не выдержало, и она слегла. Началось страшное сердцебиение,
              продолжавшееся несколько часов. Вызванный врач говорил, что за всю долгую
              свою практику не видел сердца в таком состоянии.
              Матушка Любовь пролежала в доме отца Квинтилиана полтора месяца.
              Врач приходил постоянно, уход за ней был с большой любовью.
              Перед отъездом отец Квинтилиан нас пособоровал, причастил, на такси проводил
              домой. Спаси их, Господи, святая семья!
              Через несколько дней она вышла в садик и упала, получив небольшое сотрясение
              мозга. Потом простудилась, заболела воспалением легких. Отправили в больницу.
              Через две недели выписали, а дома — сильный сердечный приступ.
              Опять увезли в больницу, и началась мука : то в больницу, то домой, страдала
              от сильных сердцебиений, задыхалась, дома были постоянные видения...
              Так продолжалась болезнь с июня до дня ее смерти 2/15 марта 1956г.
              в день Державной иконы Божией Матери"
    Кончина
      1956 
      День 15 
      Месяц 3 
    Публикации ->
      1.Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 2001. Кн.5. С.453.
      2.Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 2002. Кн.7. С.400.
      3.Подвижники Марфо-Мариинской обители. Под ред. прот.Александра Шаргунова. М.: Хронос-Пресс. 2007. 144с. С.1,31,34–45,47–77.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ