Осуждения
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР
22/07/1929
Обвинение "участница к/р церковно-монархической организации "Воскресение""
Статья ст.5810,5811 УК РСФСР
Приговор 5 лет концлагерей
Групповое дело "Дело А.А.Мейера. Ленинград, 1929г."
По делу проходило 70 человек.
Из материалов дела:
"После 1923 года закрытие в Ленинграде как контрреволюционного
гнезда вольно-философской ассоциации и высылка из Ленинграда
многих ее членов за антисоветскую деятельность заставило "Воскресение"
насторожиться и перестроить всю свою деятельность. Многочисленные
собрания "Воскресения", происходящие еженедельно на частных квартирах,
признаются опасными, они заменяются собраниями с составом не больше,
чем в 10 или 15 чел.
С целью осторожного подбора новых членов выносится решение организовать
еще несколько кружков, в которых будущие члены "Воскресения"
подвергались бы предварительной обработке и проверке благонадежности.
Согласно этому плану, к концу 1924 года под руководством А.А.Мейера,
Г.П.Федотова, П.С.Смотрицкого и И.М.Гревса организовывается 5 кружков,
начинающих систематически заниматься через несколько месяцев...".
С 1924г. Т.Н.Арнсон участвовала в кружке А.А.Мейера "Содружество" (собирался
по пятницам) и кружке П.С.Смотрицкого "Культурный уголок" (собирался по
четвергам).
"Комплектуя постепенно состав "Воскресения" из наиболее проверенных,
обработанных, "благонадежных" членов перечисленных выше кружков,
за все время в состав "Воскресения" были введены следующие лица:...".
Далее следует список из 34-х человек, в их числе Т.Н.Арнсон.
Из материалов дела:
"Арнсон является секретарем организации и наиболее близкой к
А.А.Мейеру и Половцевой К.А., под влиянием которой она в 1927 г.
приняла православие,... по политическим убеждениям кадетка".
В 1928г. были арестованы члены религиозно-философского кружка И.М.Андреевского,
примыкавшего к "Воскресению".
Перед участниками религиозно-философских кружков нависла угроза арестов.
Из материалов дела:
"В Ленинграде в течение ряда лет существовала подпольная контрреволюционная
организация правой интеллигенции под названием "Воскресение".
Во главе организации стояли бывшие активные деятели Петроградского
религиозно-философского общества и за все время своего существования
организация насчитывала до 110 членов...
Из всего вышеизложенного установлено, что все перечисленные лица,
объединенные общей ненавистью к Советской власти, в течение ряда лет были
участниками контрреволюционной организации.
Основная цель этой организации, носившей символическое название
"Воскресение", сводилась к созданию крупного общественного движения
против Советской власти, для чего ее руководители втягивали в нее
непрерывно в течение 11 лет все новых и новых людей, преимущественно,
из молодежи, причем, как сама организация, так и ее работа, все время
тщательно конспирировались.
Политический характер деятельности организации, сводившейся к всемерной
борьбе с Советской властью, за установление в России
национально-демократического строя, а вернее, просто к свержению
Соввласти, маскировался религиозными целями.
Свою политическую деятельность организация вела в тесном контакте
с Парижской Белой эмиграцией, в лице ее представителей видных
общественных и политических деятелей,бывших организаторов "Воскресения"
А.В.Карташева и Г.П.Федотова...
2 декабря 1928 г. после перерыва, устроенного в деятельности "Воскресения"
из конспиративных соображений, в квартире Половцевой состоялось первое
собрание, поставившее всех перед фактом перехода "Воскресения" к новым
методам борьбы, к серьезной и опасной деятельности.
В большом докладе о религиозном и культурном положении населения нынешней
России, Половцева осветила падение религиозности среди населения,
уничтожение русской культуры и указала, какие обязанности в связи с этим
падают на членов организации. Она предупредила, что для серьезной и
успешной работы нужна сильная, дисциплинированная организация
с членами, не считающимися с личным благополучием.
В конце доклада она просила высказаться, и если есть колеблющиеся,
не желающие рисковать, то они обязаны об этом сообщить немедленно
секретарю организации Тамаре Наумовне Арнсон и раз навсегда уйти
из ее состава.
После доклада Арнсон огласила новый устав организации, состоящий из ряда
пунктов, смысл которых совершенно изменил лицо и задачи Объединения.
Новый устав... Половцевой, состоял из 12 пунктов, заключающихся приблизительно в следующем:
а) "Воскресение" объединение свободных людей.
Членами могут быть люди разных вероисповеданий,
признающих церковь и все те, кому дорога свобода и Христос.
б) Члены "Воскресения" должны быть религиозны и социально здоровыми.
в) Члены "Воскресения" содействуют поднятию культурного уровня
церковных людей, помогая им в выработке устойчивого миросозерцания.
г) Члены "Воскресения" противодействуют антирелигиозной пропаганде
(подразумевается также религиозная агитация)"
Из обвинения Т.Н.Арнсон, А.А.Дедок и некоторых других обвиняемых:
"Обвиняются в том, что все они после перевода их из кружка Мейера
"Содружество" являлись активными членами "Воскресения".
Новый устав организации, оглашенный Арнсон 2 декабря 1928 г., был
выработан Мейером, Половцевой и Смотрицким при непосредственном участии
Арнсон, Дедок, Максимович, Вахрушевой и Лишкиной.
По предложению организации все они, будучи преподавателями
школ 1 и 2 ступени, активно выступали против распоряжений Наркомпроса
об антирелигиозном воспитании школьной молодежи...
Арнсон является секретарем организации и наиболее близкой к Мейеру и
Половцевой, под влиянием которой она в 1927 г. приняла православие...".
Из материалов дела:
"На протяжении всего следствия, несмотря на предъявление ряда уличающих
ее в работе организации доказательств, Т.Н.Арнсон по существу дела
показаний почти не давала"