[back][up level][first][previous]
    Рукоположение
      иеромонах 
      1929 
      День 21 
      Месяц 3 
      Место Санкт-Петербург (Ленинград) 
      Кто рукоположил архиепископ Димитрий (Любимов) 
      По благословению иеромонаха Даниила монах Онисим в начале весны 1929г. выехал
      из Абхазии в Петербург (Ленинград), где еще сохранился епископат Тихоновской
      церкви, к архиепископу Димитрию (Любимову).
      Архиепископ Димитрий рукоположил его во иеромонаха и направил
      в Абхазию, к епископу Варлааму (Лазаренко),
      (по данным [3] и [4] это произошло в январе 1929г.).
      На пути в Абхазию иеромонах Онисим заехал в Москву, остановился на несколько
      дней в семье Наталии Аркадьевны и Валерии Дмитриевны Лиорко.
      (Впоследствии Валерия Дмитриевна стала женой писателя М.М.Пришвина)
    Служение
      Северо-Кавказский край, Черноморский округ (Краснодарский край, Сочинский р., Адлерский с/с), местечко Змейка, пустынь Красная Поляна, скит свт.Николая 
      иеромонах 
      Должность благочинный закрытых общин Майкопского и Черноморского церковных округов 
      Год начала 1929 
      Год окончания 1929 
      После рукоположения иеромонах Онисим не оставил своей работы, и, закончив
      "Остров Достоверности", написал труды "Экономика", "Хозяйство человека", а
      затем — статью "О литургии".
      Иеромонах Онисим исполнял обязанности благочинного всех закрытых
      общин Майкопского и Черноморского округов, которые скрывались в глухих,
      недоступных местах. Члены этих общин во главе с епископом Варлаамом, в том
      числе иеромонах Онисим, не признавали обновленцев, а также "Декларацию"
      митрополита Сергия (Страгородского), находились на нелегальном положении.
      Владыка Варлаам, а с ним иеромонах Онисим и все монашеские общины, были под
      угрозой ареста.
      Вот отрывок из письма владыки Варлаама архиепископу:
          
      "Началось интенсивное давление от внешних на монашествующих.
           В противоположность сему мы увеличиваем число таковых в том убеждении,
           что с уничтожением монастырей не должно уничтожиться иночество.
           Живем скрыто от "внешних", да и свои немногие знают.
           Имеем просторный подземный храм и полный штат служителей.
           Имеем возможность посвящать ставленников и управлять общинами.
           В Майкопе существует епархиальный административный орган —
           Постоянное совещание (Совет) пресвитеров, есть два благочинных
           [в том числе иеромонах Онисим (Поль)]"
    Аресты
      Северо-Кавказский край, Черноморский округ (Краснодарский край, Сочинский р., Адлерский с/с), Красная Поляна, местечко Змейка 
      Год ареста 1929 
      День ареста 8 
      Месяц ареста 10 
      Осенью 1929г. на Красной Поляне, где жили монахи, появились вооруженные люди,
      которые арестовали и увели всех троих (иеромонаха Онисима, монаха Арсения и
      иеромонаха Даниила), а кельи сожгли.
      При аресте у иеромонах Онисима были изъяты некоторые рукописи и документы:
      1) "Об апотофазии митрополита Сергия".
      2) "О митрополите Нижегородском Сергии и его синоде.
      3) "Ответ востязующим", "Вас мало".
      4) "Письмо из Киева всем верным чадам Святой Православной Российской Церкви".
      Киев, ноябрь, 1927г.
      5) "Возлюбленые о Господе мои духовные чада — иереи и диаконы, поставленные
      чрез мое смирение на служение Православной Церкви" (без подписи).
      6) "Послание к православному клиру и мирянам Воронежской епархии" Управляющий
      Воронежский епархией Епископ Алексий.
      7) "Заявление епископа Павла митрополиту Сергию" (Бывший епископ
      Старобельский, Великолужский и Ялтинский), 14/27 апреля 1928г.
      8) "Сущность отступления митрополита Сергия".
      9)"О Церкви" (Варлаам, епископ Майкопский, 1927г., 12 сентября. г.Майкоп.)
    Осуждения
      тройка при ПП ОГПУ по Северо-Кавказскому краю и ДССР 
      27/02/1930 
      Обвинение "руководитель ячейки бродячих монахов и участник Черноморского филиала подпольной церковно-монархической организации "ИПЦ", а/с агитация, направленная на срыв мероприятий Советской власти" 
      Статья ст.58–10 ч.2,58–11 УК РСФСР 
      Приговор высшая мера наказания — расстрел 
      Групповое дело "дело тайных общин на Северном Кавказе во главе с епископом Варлаамом (Лазаренко), 1930г." -> 
      Иеромонах Онисим открыто высказывал перед судьями свои убеждения.
      Из материалов дела:
          "На допросе 23 января 1930г. показал, что
               в августе 1929г. действительно беседовал с епископом Варлаамом,
               который искал для себя на год место в горах, чтобы удобно было к нему
               ходить.
               В горах много отшельников — 200 мужчин и 100 женщин. Центр их в Псху.
               Сам жил с Б.Корди и о.Даниилом (Бондаренко).
               Хотели организовать общину в Адлере.
               Утерянные им на шоссе воззвания были даны ему епископом Варлаамом для
               распространения".
          "На допросе 13 октября 1929г. показал:
              "После Декларации митрополита Сергия (Страгородского) Советская власть
               использует духовенство в своих интересах".
          "На допросе 17 октября 1929г. показал, что
              "Существующая в Черноморском округе организация нелегальных скитов,
               возглавляемая епископом Варлаамом, включает в свою деятельность
               борьбу с Соввластью. Вступил в эту организацию сознательно.
               Распространял различные листовки.
               Заявил, что Соввласть — власть сатанинская".
           "На допросе 21 ноября 1929г. показал, что
               "Хотя предки его были немцы, поляки и евреи, считает себя чисто русским.
                Согласен с епископом Варлаамом, что безбожная Советская власть не может
                быть признана Церковью".
             Признал себя виновным в том, что
                "Состоял в руководящей головке организации, ставящей целью борьбу с Соввластью".
      Выписки из документов, изъятых у иеромонаха Онисима при аресте:
            "Коммунизм расходится не только с Православием, а со всякой религией,
             и при таких обстоятельствах говорить об их соединении — значит хотеть
             соединить несоединимое",
            "Обновленцы стремились к тому, чтобы, по образному выражению
             Скворцова-Степанова, предпосланному как предисловие к "Декларации"
             митрополита Сергия, "каким-либо пост..[нрзб] поставить крест так,
             чтобы рабочему померещился в нем молот, а крестьянину — серп"".
      Иеромонах Онисим описал судьям свою экономическую систему, (близкую к учению
      Г.Джорджа), которая, как ему казалось, могла экономически спасти Россию.
      Из следственного дела:
            "Рукопись О.Поля "Хозяйство человека" — конгломерат буржуазных теорий,
             ставит законы экономического развития в зависимость от "высшего
             духовного существа, управляющего миром [Бога], противоречит
             марксистской теории диалектического материализма.
             Автор стоит на рельсах отрицания классовой борьбы в обществе, и вообще
             отрицает наличие классов".

      Иеромонаху Онисиму предлагали ценою сохранения жизни отказ от своего
      мировоззрения и переход на работу в органы безопасности, но он категорически
      отказался
    Места заключения
      Краснодарский край, г.Сочи, арестное помещение при Сочинской погранкомендатуре 
      Год начала 1929 
      День начала 8 
      Месяц начала 10 
      Новороссийск, тюрьма 
      Год окончания 1930 
      Арестованных отправили в Новороссийскую тюрьму, куда перевезли множество монахов,
      арестованных в горах. Стариков и молодых, женщин и мужчин гнали через несколько
      перевалов с долины Псху и других мест их поселений. У моря всех погрузили на баржи,
      везли в невыносимой тесноте. Монахи пели молитвы. О.Даниила вскоре расстреляли,
      монах Арсений (Корди Борис), по молодости, получил всего пять лет лагерей.
      Иеромонаха Онисима судили тщательно, им заинтересовались и перевели в тюрьму
      Ростова-на-Дону
      Ростов-на Дону, тюрьма 
      Год начала 1930 
      Год окончания 1930 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ