Служение
Башкирия, Ашкадарская вол., Стерлитамакский кантон, с.Преображеновка, Казанско-Богородицкая церковь
священник
Год начала 1919
Год окончания 1929
Месяц окончания 5
О.Петр поистине был пастырем добрым своей пастве: он привлекал сердца людей к Богу
своей глубокой и искренней верой, образованностью, простотой, бессребренничеством.
Особо почитаемой иконой в храме являлся список Табынской иконы Божией Матери. До
самого ареста о.Петр устраивал крестные ходы с этой святыней по всему приходу с
посещением домов прихожан. При этом он навещал и исцелял болящих, утешал
страждущих, укреплял народ в вере, беседовал с молодежью о религии, дискутировал
с баптистами. У о.Петра было образцовое хозяйство: огород, ягодник, пасека.
За искреннюю молитву и истовое служение, за духовную мудрость
и проповеднический дар, за чистоту жизни и смиренный труд, за скромность и
простоту прихожане любили и почитали своего пастыря.
В начале 1920-х годов "активисты"-комсомольцы подожгли дом о.Петра. Дом сгорел,
а семья оказалась без крова. Общество выделило батюшке общественный дом, но
вскоре сельсовет решил устроить в нем красный уголок. Общее собрание села
отвело пастырю землю, где бы он смог поставить себе дом, но сельсовет отобрал
эту землю под огород избы-читальни. Тогда о.Петр обратился к своей пастве с
просьбой защитить его, и верующий народ, не убоявшись власть предержащих, отстоял
его землю от изъятия. Под уплату налогов сельсовет забрал у семьи о.Петра
корову, ему пришлось распродать хозяйство, в том числе лошадь и инвентарь
семья осталась совсем без средств к существованию. Но давал Господь верному
пастырю Своему духовную силу и стойкость, терпение и незлобие, чтобы достойно
переносить все страшные тяготы гонений на Церковь.
О.Петр с амвона призывал "крепко держаться за веру и не идти по стопам безбожного
учения, проповедуемого вождями безбожия", терпеть скорби в подражание Христу,
"ведь в наступающие времена гонители, хулители веры... будут усиливать гонение
на веру".
Безбожников о.Петр называл "бессмысленными и обезумевшими людьми".
В день Казанской иконы Божией Матери он призывал верующих:
"Воспряните же люди православные и стрясите прах неверия, распространяемого
современными отрицателями и не вступайте на проповедуемый ими "широкий путь"
ведь проповедуемый ими "широкий путь" в действительности является путем
широким только для зла и грехов".
О его проповедническом даре свидетельствовали позже даже ярые безбожники члены
партии и сотрудники сельсовета:
"Поп Варламов прекрасный проповедник, всегда и всюду читает нравоучения
верующим".
"Поп Варламов вполне грамотный, умный, осторожный и хороший оратор-богослов...
Обладая красноречием, сумел взять под свое влияние даже бедняков верующих
фанатиков. На его проповедях присутствующие верующие всегда плачут".
Даже недруги подчеркивали ум, образованность, интеллигентность священника и то
уважение, которое чувствовали по отношению к нему верующие.
Позже, на следствии, представители власти рассказывали:
"Поп Варламов среди верующих пользуется большим влиянием".
"Поп Варламов умный, энергичный, является примерным среди верующих в смысле
поведения в личной жизни; очень тактичен, вежлив по отношению к прихожанам".
"Подчинил своему влиянию своей умелой работой много молодежи, к которой
подходил не только как поп, но и как культурник.
Росту его авторитета и укреплению его влияния на верующих способствует его
примерное поведение как попа и человека вообще".
В 1929г. в ответ на директивное письмо секретаря ЦК ВКП(б) Л.М.Кагановича "О
мерах по усилению антирелигиозной работы", "актив" с.Преображеновки единогласно
постановил закрыть церковь, "как мешающую работе". Вскоре в с.Преображеновку
прибыл 12-й батальон из г.Стерлитамака, при содействии (!) которого на общем
собрании был поставлен вопрос о закрытии церкви, однако, собрание воспротивилось
закрытию храма вину за это власти возложили на о.Петра. Вскоре после собрания
местные власти направили в ГПУ заявление о контрреволюционной деятельности
священника Варламова и группы "кулаков" села. Явно приближался арест о.Петра.
Его предупреждали об этом верующие и советовали уезжать из села, но о.Петр
говорил: "Меня не за что арестовывать. Я ни в чем не виновен, свое служение и
прихожан не брошу". Незадолго до ареста батюшку две ночи подряд вызывали в
сельсовет и уговаривали снять сан, но о.Петр наотрез отказался