[back][up level][first][previous][next][last]
    Владимир (Елизаров Василий Викентьевич) 
    Фамилия Елизаров 
    Год рождения 1877 
    Место рождения Новгородская губ., Кирилловский у., с.Быково 
    монах 
    Родился в крестьянской семье.
    До тридцати одного года жил в родительском доме, крестьянствовал
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[с 1908г.] [1917-1923гг.] [с 1923г.]
      Служение
        Архангельская губ., Кемский у. (Архангельская о., пос.Соловецкий), Соловецкий Спасо-Преображенский мужской монастырь 
        Должность послушник 
        Год начала 1908 
        Год окончания 1911 
        В 1908г. поступил в Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь.
        В 1911г. перешел в Свято-Николаевский Белогорский монастырь
        Пермская губ., Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь 
        Должность послушник 
        Год начала 1911 
        В Белогорском монастыре проходил послушание по духовным руководством старца,
        игумена Варлаама (Коноплева) — "игумена Уральского Афона", как его называли.
        В Первую Мировую войну Василий Елизаров был мобилизован в армию
      Рукоположение
        мантия 
        Владимир 
        Место Пермская губ., Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь 
        В 1917г. Василий Елизаров вернулся в Белогорский монастырь.
        В начале 1920-х гг. пострижен в мантию с именем Владимир
      Служение
        Пермская губ., Осинский у., Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь 
        монах 
        Должность послушник 
        Год начала 1917 
        Год окончания 1923 
        Летом 1917г. в монастыре состоялось грандиозное торжество — освящение
        Воздвиженского собора.
        В 1918г. для братии монастыря наступило время мученичества.
        9 февраля 1918г. был убит красногвардейцами иеродиакон Евфимий (Коротков),
        12 августа 1918г. вместе с братским духовником иеромонахом Вячеславом был арестован
        настоятель Белогорского обители архимандрит Варлаам (Коноплев), который был зверски
        замучен большевиками. Обитель осиротела. Его преемником в настоятельской
        должности стал иеромонах Сергий (Вершинин). Примерно в то же время был расстрелян
        послушник Андрей Тупицын. Расправы над насельниками монастыря продолжались.
        19 сентября 1918г. зверски замучили монаха Сергия (Саматова), 28 сентября —
        монаха Исаакия (Ковалевского), 6 октября — монаха Ермогена (Боярышнева).
        10 октября 1918г. зверски убили настоятеля — иеромонаха Сергия (Вершинина) и
        иеромонахов Илию (Попова), Иоасафа (Сабанцева) и четырех послушников.
        14 октября 1918г. были утоплены иеромонах Иоанн (Новоселов), иеродиаконы
        Матфей (Банников) и Виссарион (Окунев), послушник Савва Колмогоров, замучены
        монахи Маркелл (Шаврин) и Иосиф (Аристофаров), расстрелян монах Аркадий (Носков).
        19 октября 1918г. были замучены монахи Евфимий (Шаршилов) и Иоанн (Ротнов), в ноябре
        расстреляли иеродиакона Михея (Подкопытова).
        В январе 1919г. был убит монах Варнава (Надеждин). Монастырь почти опустел.
        Однако в феврале 1919г. город Оса был занят частями армии генерала А.В.Колчака.
        Монашеская жизнь стала снова налаживаться: в марте 1919г. был избран новый настоятель,
        общая численность братии к середине марта составило 132 человека.
        Летом 1919г. территория монастыря была снова захвачена большевиками.
        В начале 1920-х гг. монастырь оказался в критическом положении. После национализации
        землевладений имущественное положение его резко ухудшилось.
        Продолжалось преследование братий, грабежи. О насельниках монастыря распускались
        самые нелепые слухи.
        В мае 1922г. в монастыре были изъяты оставшиеся церковные ценности.
        Однако в целом монастырскую жизнь все же удалось наладить: регулярно совершались
        богослужения, действовали мастерские, приходило немало богомольцев.
        В пос.Ильинском попечением монастыря была открыта школа, где детям преподавали
        Закон Божий.
        К февралю 1923г. в монастыре было около ста братий.
        Среди них в этот трудный период пребывал и Василий Елизаров, который
        в начале 1920-х гг. принял постриг в монашество с именем Владимир.
        В начале 1923г. обитель была окончательно ликвидирована: Крестовоздвиженский
        собор закрыли, Иверскую церковь разобрали по бревнышку, все здания и инвентарь
        передали военному совхозу и школе-коммуне
      Аресты
        Пермская губ., Осинский у., Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь 
        Год ареста 1923 
        В начале 1923г. пятьдесят два из ста насельников монастыря, в том числе
        монах Владимир (Елизаров), были арестованы
      Места заключения
        Пермская губ., г.Оса, арестный дом 
        Год начала 1923 
        Год окончания 1923 
        Монах Владимир вместе с братией содержался около двух месяцев в арестном доме г.Осы,
        исполняя принудительные работы. Затем все они были переведены на такие же работы
        в арестный дом г.Перми
        Пермь, арестный дом 
        Год начала 1923 
        Год окончания 1923 
        День окончания 1 
        Месяц окончания 10 
        1 октября 1923г. все арестованные насельники Белогорского монастыря, в том числе
        монах Владимир (Елизаров), были освобождены
      Служение
        Пермская губ., Оханский у., с.Большесосновское Первое, церковь свт.Василия Великого 
        монах 
        Должность сторож церкви 
        Год начала 1923 
        День начала 1 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1925 
        После освобождения монах Владимир устроился сторожем при Васильевском храме
        с.Больше-Сосновское Первое. Это село представляло собой крупный торговый, почтовый
        и пересыльный центр с населением в несколько тысяч человек. Суетная мирская
        жизнь очень тяготила монаха Владимира.
        В 1925г. он совершил трехдневное паломничество в Саровский Свято-Успенский
        монастырь. Помолившись у чудотворной иконы "Живоносный Источник", поклонившись
        святым мощам преп.Серафима и всем другим Саровским святыням, он оставил Саровскую
        Пустынь и отправился в Казань
        Казань, Богородицкий Раифский мужской монастырь 
        монах 
        Год начала 1925 
        Год окончания 1928 
        В Казани в 1925г. монах Владимир поступил в общину Богородицкого Раифского монастыря,
        расположенного в 30 км от Казани, среди густых лесов, близ озера Раифское.
        В 1925г. монастырь был еще действующим, хотя условия жизни братии были чрезвычайно
        трудными. Монастырское хозяйство было разорено полностью еще в 1918г.
        Настоятелем монастыря был игумен Феодосий.
        Во время обновленческого раскола еще в 1922г. в Казань прибыл обновленческий
        архиепископ Алексий, самовольно захвативший церковное управление.
        Казанские викарии — епископ Иоасаф (Удалов) и епископ Афанасий (Малинин),
        а за ними и все монастыри Казанской епархии, отказались признать обновленцев.
        Однако живоцерковники требовали от монастырей подчинения, но монастыри остались
        верны Православию. Из Раифской пустыни в обновленческое епархиальное управление
        поступило постановление:
            
        "Братия Раифской пустыни не признает обновленческое Высшее церковное
             управление (ВЦУ) как порвавшее единение с Единой, Соборной и Апостольской
             Церковью".

        Власти не могли терпеть все возрастающее влияние Раифской обители.
        В июне 1924г. в Раифскую обитель перевели волостной исполком, больницу и школу
        из с.Большие Ключи. Затем был арестован архимандрит Феодосий.
        В 1928г. была закрыта и сама Раифская пустынь.
        Крестьянам окрестных сел удалось организовать религиозную общину, куда вошли семь
        бывших насельников монастыря, другие иноки поселились в близлежащих деревнях и селах.
        Монах Владимир (Елизаров) вместе с диаконом Филаретом Михайловичем Щеголевым
        уехал в Кунгур.
        Из Кунгура, по благословению епископа Кунгурского Аркадия (Ершова), они
        отправились в пос.1-й Михайловский Завод
        Уральская (Свердловская) о., пос.1-й Михайловский завод, Вознесенская церковь 
        монах 
        Должность сторож церкви 
        Год начала 1928 
        Год окончания 1930 
        Здесь монах Владимир (Елизаров) и диакон Филарет устроились на жительство
        при Вознесенском соборе. О.Филарет служил в соборе диаконом, а монах Владимир
        стал помощником сторожа.
        В 1929г. усилился антирелигиозный террор. За ноябрь и декабрь 1929г. по области
        было закрыто до пятидесяти церквей, а в январе 1930г. были рассмотрены материалы
        о закрытии еще сорока храмов. Подобная участь ожидала и единственный храм
        Михайловского Завода — Вознесенский собор.
        Чтобы решением местных властей, без согласования с вышестоящими властями,
        закрыть Вознесенский собор, на 9–14 января 1930г. был намечен целый ряд подготовительных
        мероприятий: проведение собраний членов партийной и комсомольских ячеек,
        рабочих и работниц на заводе, учителей, проверка списка верующих (3900 человек),
        подбор статей УК РСФСР для компрометации священно- и церковнослужителей,
        организация комиссий для проверки имущества церкви и состояния самого здания.
        13 января была закончена работа комиссии по ревизии церковного имущества,
        проводившаяся по согласованию с церковным советом.
        Составлен акт, было изъято 27 гривен старых царских денег, около 4-х фунтов
        керенок и церковные книги. В этот же день в клубе металлистов было
        запланировано собрание с лекцией на антирелигиозную тему, по окончании которой
        и собирались поставить вопрос о закрытии собора. Однако по каким-то причинам
        лектор вовремя не приехал, и распространился слух, что собрание состоится в самой
        церкви, в которой в тот же вечер должно было быть Всенощное бдение в честь
        Праздника Обрезания Господня и святителя Василия Великого, а также в связи
        с Новолетием. Около 7 часов вечера в храме стали собираться верующие, но приходили
        также еще и те, кто намеревался принять участие в антицерковном собрании.
        Некий член ВКП(б), к тому же пьяница, явился в церковь и выступил там
        с агитационной речью за закрытие церкви. В результате этого произошел скандал,
        ему начали наносить побои и верующие стали кричать:
            "...Неверующий не заходи в церковь, а если зашел — снимай шапку!"

        Во дворе церкви бывший учитель профшколы стал агитировать за колхозы и передачу
        здания храма под школу.
        Началось волнение, верующие заговорили о том, что необходимо встать на защиту
        церкви. Позже монах Владимир рассказал на следствии об этом так:
            "Я поддерживал их рассуждения и заявлял, что надо молиться Богу, чтобы Господь
             не допустил этого. Я прочел присутствующим тут проповедь.
             Я начал с того, что сегодня Всенощная Василия Великого, что мы должны надеяться
             на Господа Бога и Божию Матерь и на всех святых — только они могут спасти
             нас от того, чтобы не была отобрана церковь".

        О.Владимир привел в пример то, как отстаивали свои храмы православные в IV веке,
        во времена арианской ереси.
        В Никее у православных был отобран храм и передан арианам.
        Тогда святитель, собрав православных и ариан, приказал запереть храм и молиться —
        сначала в течение трех дней — арианам, а затем одну ночь — православным, —
        и кому откроются сами собой церковные двери, тому и будет принадлежать собор.
        Двери открылись православным, и множество ариан обратились в Православие.
        Монах Владимир вселил в души людские веру в непобедимость христианства, закончив
        свою речь словами:
            "Таким образом Господь Бог помогает верующим, — и нам... надо со слезами
             помолиться...
             Православные, не соглашайтесь на закрытие церкви. Вас никто не сломит,
             как каменную стену".

        Речь о.Владимира укрепила дух верующих, которые стали петь церковные песнопения
        и молиться. Затем началось Всенощное бдение.
        На следующий день после Литургии в храм прибыли 6 членов еще одной комиссии
        для обследования противопожарного и технического состояния здания, намереваясь
        составить акт о непригодности помещения для совершения богослужений и о закрытии
        церкви. Не дождавшись прихода настоятеля храма о.Алексия Захарова, отказавшегося
        принимать в этом участие, а также членов церковного совета, они приступили
        к обследованию, направившись на колокольню. Тогда кто-то, находившийся
        в церковной сторожке, куда был протянут провод от колокола, ударил в набат.
        Один из членов комиссии спустился вниз, и звон тут же прекратили, однако народ
        уже устремился к храму. Несмотря на появление старосты и членов церковного совета,
        вполне лояльно настроенных к властям, верующие, которых собралось уже более
        150-ти человек, продолжали противостоять комиссии, не допуская ее в алтарь.
        Монах Владимир (Елизаров) был здесь же и призывал прихожан не отступать.
        Из материалов дела:
             "Монах Елизаров носился по церкви, агитируя:
                  "Украли Царя, отобрали монастыри, отбирают и церкви".

        Не закончив работу, комиссия быстро покинула храм.
        Перед уходом члены комиссии наложили запрет на совершение богослужений в церкви,
        "временно, до полного технического обследования ее состояния"
      Аресты
        Уральская (Свердловская) о., пос.Михайловский завод (Свердловская о., Нижнесергинский р., г.Михайловск) 
        Год ареста 1930 
        День ареста 19 
        Месяц ареста 1 
        19 января 1930г. монах Владимир был арестован
      Осуждения
        тройка при ПП ОГПУ по Уралу 
        16/02/1930 
        Обвинение "открытая антисоветская агитация, призывал верующих не соглашаться на закрытие храма, произведение набатного звона" 
        Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
        Приговор высшая мера наказания — расстрел 
        Монах Владимир был обвинен в неподчинении властям, в открытой антисоветской
        агитации (призывал верующих усилить молитву и не соглашаться на закрытие храма).
        Хотя, на самом деле, он всего лишь попросил агитаторов обнажить головы
        при входе в храм, а когда те не подчинились, смахнул с них шапки.
        В основном, ему вменялись лживые обвинения в избиении членов комиссии,
        в подстрекательстве к их убийству и призыв к неповиновению через набатный звон.
        Но главным козырем обвинителей были слова монаха:
           "Украли Царя, отобрали монастыри, отбирают и церкви".

        16 февраля 1930г. тройка при ПП ОГПУ по Уралу постановила расстрелять неугодного
        безбожным властям монаха Владимира (Елизарова)
      Места заключения
        Свердловск (Екатеринбург), тюрьма 
        Год начала 1930 
        День начала 19 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1930 
        День окончания 20 
        Месяц окончания 2 
    Кончина
      1930 
      День 20 
      Месяц 2 
      расстрел 
      Место Свердловск (Екатеринбург), братское кладбище на 12км. Московского тракта 
      Храм верующим в 1930г. все же удалось отстоять, в этом была заслуга о.Владимира
      (Елизарова). Окончательно Вознесенский собор был закрыт только в 1935г.
    Публикации ->
      2.Книга памяти жертв политических репрессий. Свердловская область. Екатеринбург. ГИПП "Уральский рабочий". Т. 1–3. 1999–2001.
      3.Выборка священно-церковнослужителей, сделанная по книге: Книга памяти жертв политических репрессий. Свердловская область. Т.1–4. Екатеринбург: Уральский рабочий, 1999–2003. Машинопись. С.10.
      4.Преподобномученик Варлаам (Коноплев)// Пермские Епархиальные Ведомости. 1909. N 30. С.617.
      5.Душа, затвердевшая в истине. Инок Владимир// Православный Вестник. Март-апрель 2012. N2(105). С.9–11.
      6.Преподобномученик Варлаам (Коноплев) — игумен Уральского Афона. М., 1996. С.12.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ

  SWITCH TO COPY/SCAN URL