[back][up level][first][previous][next][last]
    Вотяков Михаил Тимофеевич 
    Фамилия Вотяков 
    Год рождения 1881 
    День рождения 5 
    Месяц рождения 11 
    Место рождения Казанская губ., Чистопольский у., д.Вотяково (Татарстан, Чистопольский р.) 
    протоиерей 
    Родился в д.Вотяково (с 1963г. не существует) Чистопольского уезда
    в православной семье казенного крестьянина Тимофея Александровича Вотякова и
    его жены Ксении Евфимовны. Крещен в Покровской церкви с.Белая Гора.
    Михаил рос простым мальчиком с открытой душой, тихим, скромным и миролюбивым.
    Господь с малых лет даровал ему премудрость и способность к учению, а также
    наделил его отменным музыкальным слухом.
    В 1899г. Михаил успешно закончил Саврушскую второклассную церковно-приходскую
    школу
    Фотографии[1] [2] [3] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1903г.] [1903-1906гг.] [1906-1914гг.] [с 1914г.] [до 1929г.] [1929-1931гг.]
      Образование
        учительские педагогические курсы в Казани
        Год поступления 1899 
        Год окончания 1903 
        В 1899,1900,1901,1903 годах являлся слушателем педагогических курсов в Казани.
        29 июня 1899г. получил удостоверение о праве преподавания хорового пения
      Служение
        Казанская губ., Чистопольский у., с.Старая Шентала 
        Должность учитель 
        Год начала 1899 
        День начала 23 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1899 
        День окончания 6 
        Месяц окончания 11 
        23 августа 1899г. Чистопольским уездным отделением Казанского епархиального
        училищного совета был определен учителем Старо-Шенталинской церковно-приходской
        школы
        Казанская губ., Чистопольский у. (Татарстан, Чистопольский р.), с.Жукотино 
        Должность учитель 
        Год начала 1899 
        День начала 6 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1903 
        День окончания 1 
        Месяц окончания 9 
        С 6 ноября 1899г. — учитель церковно-приходской школы в с.Жукотино Чистопольского
        уезда.
        1 февраля 1901г. выдержал полный экзамен на звание учителя церковно-приходских
        школ в Комиссии при Чистопольском духовном училище.
        Преподавательские труды Михаила Вотякова были отмечены священноначалием:
        15 июня 1901г. и в 1903г. он получил благодарность епархиального начальства
        через напечатание в "Известиях по Казанской епархии".
        3 августа 1903г. сдал псаломщический экзамен в Комиссии при Чистопольском
        духовном училище
      Служение
        Казанская губ., Чистопольский у. (Татарстан, Чистопольский р.), с.Жукотино, Свято-Никольская церковь 
        Должность псаломщик 
        Год начала 1903 
        День начала 1 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1906 
        День окончания 10 
        Месяц окончания 11 
        1 сентября 1903г. началось церковное служение Михаила Вотякова — он был определен
        на должность псаломщика к Свято-Никольской церкви с.Жукотино.
        В эти годы он познакомился со своей будущей женой — Анной, венчание состоялось
        в 1904г. 16 октября 1905г. в их семье родилась дочь Елизавета.
        Господь благословил праведное семейство, даровав им девять детей
      Рукоположение
        диакон 
        1906 
        День 10 
        Месяц 9 
        Кто рукоположил архиепископ Казанский и Свияжский Димитрий (Самбикин) 
        10 сентября 1906г. рукоположен во диакона архиепископом Казанским и Свияжским
        Димитрием (Самбикиным) с назначением к Входо-Иерусалимской церкви Царевококшайского
        Богородице-Сергиева Черемисского женского монастыря
      Служение
        Казанская губ., г.Царево-Кокшайск (Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола), Царево-Кокшайский Богородице-Сергиевский женский монастырь, Входо-Иерусалимская церковь 
        диакон 
        Должность законоучитель 
        Год начала 1906 
        День начала 10 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1914 
        День окончания 19 
        Месяц окончания 4 
        Проходя диаконское служение, не оставлял и преподавательской деятельности.
        С 1 октября 1907г. по 1 сентября 1910г. — законоучитель Медведевского земского
        училища; с 1 октября 1907г. по 1 декабря 1910г. — законоучитель Березовского
        земского училища, где с 10 февраля 1910г. был еще и учителем пения;
        с 1 сентября по 1 декабря 1910г. — Медведевского министерского училища.
        В клировых ведомостях о диаконе Михаиле Вотякове писали:
            
        "Читает, поет, очень хорошо знает катехизис, изучает марийский язык..."
        На приходе Входо-Иерусалимской монастырской церкви большинство прихожан
        составляли марийцы.
        Начиная с 1913г., в ходе некоторых Всенощных бдений и Литургий, ектении и молитва
        "Отче наш..." в данном храме произносились на марийском языке. Возгласы священника
        также звучали по-марийски.
        Диакон Михаил вел благочестивую жизнь.
        Настоятельница Богородице-Сергиева монастыря игумения Магдалина (Большакова)
        о нем писала:
            "Поведения очень хорошего, скромного. Показал себя диаконом религиозным,
             усердным к богослужению и к исполнению своих служебных обязанностей".

        5 мая 1912г. игумения Богородице-Сергиева монастыря Серафима (Фролова)
        характеризовала его так:
           "Диакон Михаил Вотяков, служа во вверенном мне монастыре с 1906г.
            по настоящее время, при весьма прекрасном и примерном своем поведении и
            при трезвой и непорочной своей жизни оказывал себя диаконом религиозным,
            усердным и исправным к своим служебным обязанностям и во всех отношениях
            благонадежным".

        18 декабря 1912г. диакон Михаил Вотяков успешно сдал священнический экзамен
        в Комиссии при казанском Братстве святителя Гурия.
        28 января 1914г. диакон Михаил был избран кандидатом на епархиальный и окружной
        съезд духовенства 1-го благочиннического округа Козмодемьянского уезда.
        Был избран председателем церковно-приходского попечительства
      Рукоположение
        иерей 
        1914 
        День 19 
        Месяц 4 
        19 апреля 1914г. рукоположен во священника к Покровской церкви с.Кумья
        Козмодемьянского уезда Казанской губернии
      Служение
        Казанская губ., Козмодемьянский у. (Республика Марий Эл, Килемарский р.), с.Кумья, Покровская церковь 
        иерей 
        Должность законоучитель 
        Год начала 1914 
        День начала 19 
        Месяц начала 4 
        Год окончания 1919 
        31 июля 1914г. утвержден в должности законоучителя Кумьинского, Кукшарского и
        Тойдаковского начальных училищ Козмодемьянского уезда и нес данное послушание
        вплоть до 1918г.
        Преподавал в Тойдаковском училище до 1 сентября 1915г.
        Во время Первой Мировой войны о.Михаил вместе с жителями с.Кумья внес свою
        лепту в оказание помощи воинам, молился о благополучном исходе войны,
        призывал прихожан в проповедях к покаянию.
        Многие в селе полюбили батюшку за то, что он был искренним и любвеобильным
        пастырем, всегда готовым в трудную минуту прийти на помощь.
        О.Михаил был последователем благочестивых традиций, у него, как и у многих его
        предшественников, в храме всегда был порядок. В одном из отчетов благочинного 1-го
        округа Козмодемьянского уезда о состоянии дел в приходе села Кумья написано:
           "Отмечена особая чистота и убранство внутри и снаружи храма. На престоле
            и жертвеннике чистота и порядок. Облачения не порваны. Святые Дары
            заготовлены в достаточном количестве. Священник пополняет церковную
            библиотеку епархиальной периодикой, богословскими и историческими книгами
            (по церковной и гражданской истории) и трудами святых Отцов".

        23 октября 1917г. на церковном собрании с участием благочинного староста
        со своими помощниками выразили недовольство о.Михаилу, что он якобы вымогает
        деньги у прихожан и певчих, небрежно исполняет свои обязанности.
        Собрание потребовало удаления священника с прихода, написав ложный донос
        и отправив его через благочинного в Казанскую епархию.
        На следующий день об этом сборище нечестивых узнало все село.
        1 ноября 1917г. против клеветников на состоявшемся новом церковном собрании
        было написано письмо на имя епископа Чистопольского Анатолия (Грисюка),
        временно управлявшего Казанской епархией, которое прихожане сами отвезли
        в Казань. Верующие просили Владыку заступиться за отца Михаила:
            "На дознании отец благочинный спрашивал только лиц со стороны обвинителей...
             С целью примирения прихожан со священником отец благочинный собрал
             23 октября сход, но об этом сходе прихожане были извещены не все,
             а только лица недовольные... Когда же крестьяне стали колебаться и
             высказываться за примирение, то отец благочинный стал писать приговор
             об увольнении священника, и когда прихожане колебались подписывать этот
             приговор, то он стал их уговаривать, что им скоро вышлют другого, и тогда
             они подписались. Приговор этот был подписан в присутствии меньшей части
             прихожан; в приходе насчитывается сто девяносто домохозяев, а приговор
             подписали только десять домохозяев.
             Излагая это, мы просим Ваше Преосвященство приговор этот считать
             недействительным и самое дознание неполным и односторонним...
             Отец Михаил — уважаемый, благоговейный и искренний служитель...".

        Епископ Анатолий согласился с ними, правда восторжествовала, батюшка был
        оставлен на приходе (с правом, если он захочет, перейти на другой приход),
        а клеветники наказаны.
        Однако отношения между прихожанами оставались напряженными.
        Наступивший 1918 год принес новые испытания, по Казанской епархии, как и
        по всей России, прокатилась волна красного террора.
        Отец Михаил, возложив все упование на Бога, решил не оставлять прихода,
        и под покровом Пресвятой Богородицы смог пережить время лихолетья.
        Ко дню Святой Пасхи 1919г. батюшка был награжден набедренником,
        Летом того же 1919г. он был переведен к церкви в честь святых
        равноапостольных Константина и Елены с.Кулаково Козмодемьянского уезда
        Казанская губ., Козмодемьянский у. (Республика Марий Эл, Горномарийский р.), с.Кулаково, Константино-Еленинская церковь 
        иерей 
        Год начала 1919 
        Год окончания 1923 
        Служение отца Михаила на данном приходе проходило в тяжелые, голодные годы.
        Приход был беден, а во время гражданской войны и голода еще более обнищал,
        и положение священника, у которого была уже к тому времени большая семья,
        стало и вовсе отчаянным.
        Нередко ему приходила мысль попросить перевода в другой храм, поближе к родным
        местам, но соответствующих вакансий не было.
        31 мая 1921г. приходским собранием с.Красный Яр Чистопольского уезда
        в Козмодемьянский Свято-Троицкий женский монастырь была отправлена телеграмма,
        в которой сообщалось, что Красно-Ярское приходское собрание вынесло постановление
        о приглашении батюшки на данный приход.
        Учитывая бедственное положение, в котором находился о.Михаил с семьей,
        он принял это предложение и просил управляющего Казанской епархией епископа
        Иоасафа (Удалова) перевести его в с.Красный Яр:
            "Испрашивая Вашего Святительского Благословения осмеливаюсь утруждать Вас,
             Владыка Святый, покорнейшей просьбой — в переживаемое исключительно
             тяжелое время, время общего экономического потрясения, с семьею в десять
             человек, я застигнут в беднейшем приходе — в селе Кулаково, где и в
             лучшее время жизнь священника была скудна, а в настоящее время она стала совершенно
             невозможна: приход мал, беден, доходов нет, ругу платят очень плохо,
             других источников содержания нет, жить нечем, вследствие чего я нахожусь
             в крайне бедственном и безвыходном положении...
             Припадая к стопам Вашим Святительским, всеусердно прошу любовь Вашу,
             Благостыннейший Владыка, переместить меня на свободное священническое
             место в село Красный Яр Чистопольского уезда".

        Прошение это попало к владыке Иоасафу к тому времени, когда место священника
        в Красном Яре уже было занято, и в с.Кулаково батюшка и его семья прожили еще
        три года.
        В 1923г. на территории Казанской епархии организационно оформилось
        поддерживаемое советской властью обновленчество.
        О.Михаил сохранил верность Церкви, продолжая поминать за богослужениями
        Патриарха Тихона, митрополита Казанского Кирилла (Смирнова).
        Вскоре он был переведен епископом Чистопольским Иоасафом (Удаловым)
        к Покровскому храму с.Сарсасы Чистопольского кантона
        Татарская АССР, Чистопольский кантон, с.Сарсасы (Татарстан, Чистопольский р., с.Русские Сарзасы), Покровская церковь 
        иерей 
        Год начала 1923 
        В с.Сарсасы о.Михаил продолжил активную борьбу против обновленчества.
        В отчете за 1926г. Уполномоченный обновленческого Казанского епархиального
        управления по Чистопольскому кантону писал:
            "Священник села Сарсасы Вотяков Михаил Тимофеевич — тихоновец"
      Награды
        набедренник 
        Год награждения 1919 
        Награжден набедренником ко Дню Святой Пасхи
      Рукоположение
        протоиерей 
        Кто рукоположил епископ Чебоксарский Афанасий (Малинин) 
        Епископом Чебоксарским Афанасием (Малининым), управлявшим Казанской епархией
        после ареста владыки Иоасафа (Удалова), о.Михаил был награжден саном протоиерея
      Служение
        Татарская АССР, Чистопольский кантон, с.Сарсасы (Татарстан, Чистопольский р., с.Русские Сарзасы), Покровская церковь 
        протоиерей 
        Год окончания 1929 
      Аресты
        Татарская АССР, Чистопольский кантон (Татарстан, Чистопольский р., с.Русские Сарзасы), с.Сарсасы 
        Год ареста 1929 
      Осуждения
        ././1929 
        Обвинение "агитация против хлебозаготовок" 
        Приговор дело прекратить, из-под стражи освободить за недоказанностью обвинения 
        Через несколько месяцев освобожден за недоказанностью обвинения
      Места заключения
        Татарская АССР, Чистопольский кантон (Татарстан, Чистопольский р.) 
        Год начала 1929 
        Год окончания 1929 
      Служение
        Татарская АССР, Чистопольский кантон, с.Сарсасы (Татарстан, Чистопольский р., с.Русские Сарзасы), Покровская церковь 
        протоиерей 
        Год начала 1929 
        Год окончания 1930 
        Татарская АССР, Чистопольский кантон (Татарстан, Чистопольский р.), с.Чистопольские Выселки, Троицкая церковь 
        протоиерей 
        Год начала 1930 
        Год окончания 1931 
        День окончания 20 
        Месяц окончания 4 
        Местные жители, видя высокую духовную жизнь о.Михаила, прониклись любовью
        к своему пастырю.
        Верующие помогали батюшке и его большой семье продуктами.
        Вдохновенные его проповеди приводили жителей села к покаянию.
        Господь даровал о.Михаилу дерзновение молитвенно помогать людям.
        Одна из верующих вспоминала:
             "Родилась я слабым ребенком, ... не могла ходить (болела рахитом).
              Отец Михаил часто встречался со своим старшим братом Константином
              Тимофеевичем. Во время одной из таких встреч я, будучи маленьким
              ребенком, подползла к о.Михаилу, — меня очень заинтересовал крест
              священника и блестящая цепочка. Я дважды пыталась дотянуться до креста
              священника, но меня дважды уносили в другую комнату, чтобы не мешать
              разговору взрослых. Но детская настойчивость взяла верх, и на третий раз
              отец Михаил запретил меня уносить в другую комнату. Наклонившись,
              батюшка разрешил мне взять его крест руками и помог мне встать, детские
              ножки сразу же окрепли, и я твердо стояла на ногах.
              Батюшка благословил меня и сказал:
                  "Ну а теперь иди с Богом",
              и я пошла, и хожу, и живу уже многие десятилетия".

        Когда в том же году в г.Чистополе обновленцы с помощью властей отняли
        у православных последнюю кладбищенскую церковь, Троицкий храм с.Чистопольские
        Выселки стал оплотом Православия в округе.
        Власти пытались закрыть и эту церковь, но верующие отстояли святыню.
        По воспоминаниям верующих, представители власти настаивали, чтобы о.Михаил
        прекратил служение, угрожая ему тюремным заключением и расстрелом.
        Нашлись и те, кто стал ложно доносить в ОГПУ, что батюшка "в проповедях
        выступает против колхозов".

        Из акта, составленного совместно председателем и секретарем сельсовета:
             "Священник Михаил Вотяков... каждую службу выступает с "проповедью",
              где упоминает колхозы. По разговорам женщин, которые восхваляют выступления,
              он начинает свою проповедь с жизни какого-нибудь святого и кончает тем, что
              вот мол, до чего мы дожили в настоящее время. Вотяков доводит до плача
              присутствующих в церкви, ведет антисоветскую работу, агитирует против
              колхозного движения.
              Настоящим сельсовет считает, что Вотякова необходимо изолировать.
              Изоляция Вотякова необходима в связи с проведением весенней посевной
              кампании и коллективизации"
      Аресты
        Татарская АССР, Чистопольский кантон (Татарстан, Чистопольский р.), с.Чистопольские Выселки 
        Год ареста 1931 
        День ареста 20 
        Месяц ареста 4 
        Обвинение при аресте "произнесение проповедей, мешающих проведению весенне-полевой кампании" 
        Отслужив богослужения Светлой седмицы, ранним утром 20 апреля 1931г.,
        в понедельник второй недели по Пасхе, о.Михаил был арестован по ложному
        обвинению "произнесение проповедей, мешающих проведению весенне-полевой кампании", а
        позднее обвинение было перефразировано: "проведение антисоветской и
        антиколхозной агитации, участие в контрреволюционной организации".

        Пешком под конвоем о.Михаил был отправлен в чистопольскую городскую тюрьму.
        Своего пастыря вышли провожать многие верующие с.Чистопольские Выселки.
        Идя под конвоем, батюшка произнес свою последнюю проповедь, поучая паству хранить веру
        православную, быть твердыми в исповедании Христа, не принимать обновленцев
        и не пускать их в церковь.
        Через несколько дней ГПУ произвело аресты 11-ти жителей села
      Осуждения
        тройка при ПП ОГПУ Татарской АССР 
        12/06/1931 
        Обвинение "антисоветская и антиколхозная агитация, участник контрреволюционной организации" 
        Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
        Приговор высшая мера наказания — расстрел, выселение семьи в Северный край 
        Архив УФСБ РФ по Республике Татарстан. Д.2–14916.
        Председатель сельсовета показал, что "служащий у нас священник Михаил Вотяков во
        время проповедей вел антисоветскую агитацию, касался создания колхозов, обращался
        к прихожанам с просьбой, чтобы ему помогли уплатить налоги, а иначе храм закроют,
        и служить будет некому".

        28 апреля всем арестованным крестьянам было предъявлено обвинение, в котором,
        в частности, говорилось, что
           "Они просили помочь священнику в уплате... налогов, упорно требовали
            на собрании открытия церкви, говоря, что "нам никаких колхозов не надо, также
            и советской власти, а отдайте нам только церковь, так как мы хотим молиться".

        На следующий день, 29 апреля 1931г. состоялся первый допрос о.Михаила.
        Из всех предъявленных обвинений о.Михаил признал только то, что он обращался
        к приходскому совету, чтобы ему помогли уплатить часть налога.
        О.Михаил отверг все обвинения в антиколхозной агитации:
           "В отношении разговоров о колхозах я всегда предупреждал заранее, чтобы такие
            разговоры не заводили. Разговоры велись чисто религиозного характера...
            По предъявленному мне обвинению виновным себя не признаю, я этого не делал".

        30 апреля следствие было закончено и составлено обвинительное заключение.
        Все арестованные обвинялись в том, что
           "они, будучи настроены враждебно по отношению к советской власти, создали
            контрреволюционную группировку, вели систематическую антисоветскую агитацию и
            распространяли провокационные слухи, направленные к ослаблению советской
            власти и срыву проводимых ею мероприятий, используя в этих целях религиозные
            предрассудки масс".

        Вместе с арестованными крестьянами о.Михаил был отправлен в Казань.
        12 июня 1931г. постановлением тройки при ПП ОГПУ ТАССР о.Михаил был приговорен
        к расстрелу, с выселение семьи в Северный край
      Места заключения
        Татарская АССР (Татарстан), г.Чистополь, городская тюрьма 
        Год начала 1931 
        Месяц начала 4 
        Год окончания 1931 
        Из чистопольской тюрьмы о.Михаил был отправлен в Казань
        Казань, тюрьма ГПУ 
        Год начала 1931 
        Год окончания 1931 
        День окончания 18 
        Месяц окончания 6 
        Около двух месяцев о.Михаил провел в застенках ОГПУ
    Кончина
      1931 
      День 18 
      Месяц 6 
      расстрел 
      Место Казань, Архангельское кладбище 
      Место захоронения Казань, Архангельское кладбище 
      Приговор привели в исполнение 18 июня 1931г. на Архангельском кладбище Казани.
      Вместе с о.Михаилом были расстреляны и некоторые из его односельчан, которых
      власти обвинили "в контрреволюционной деятельности", назвав "кулаками".
      В последнем слове перед расстрелом батюшка призвал их простить гонителей.
      По молитвам о.Михаила семья смогла пережить гонения властей в 1930-е годы, войну,
      скорби, разруху и голод в 1940-х гг. и достойно сохранить веру и упование на Бога.
      Невзирая на многочисленные переезды, в семье сумели сохранить фотографии о.Михаила,
      несколько икон и православных книг.
      После расстрела о.Михаила его старшие дети были высланы в Тобольск, матушка
      Анна с младшими детьми осталась в Чистополе.
      После освобождения из ссылки дети разъехались по разным городам. Старший из сыновей,
      Александр, выбрал Челябинск. Был еще сын Анатолий. Старшей из детей являлась
      дочь Елизавета (1905г.р.). После Великой Отечественной войны в Челябинск переехала
      дочь о.Михаила Мария со своими тремя дочерьми. Вслед за ними туда приехала матушка
      Анна, вдова о.Михаила.
      Почти через 70 лет после мученической кончины о.Михаила, 18 июня 2000г.,
      в день его расстрела, в с.Чистопольские Выселки было совершено первое богослужение,
      через три года сельский полуразрушенный Троицкий храм был восстановлен; активное
      участие в этом принимали и родственники батюшки, в частности, внуки Александр
      Анатольевич и Алексей Анатольевич Вотяковы.
      Настоятель возрожденного Троицкого храма о.Симеон Махортов в 2023г. рассказал:
          "У о.Михаила было 9 детей, потому и потомков теперь немало. Они помнят своего
           святого родственника, чтут его. И стараются принять участие в богослужении
           и в общей праздничной трапезе в день его памяти".

      Попечением чистопольского священника Алексия Карташова и внуков о.Михаила
      в Чистополе построен еще один храм — во имя Чистопольских новомучеников
      свт.Иоасафа (Удалова) и свщмч.Михаила Вотякова
    Канонизация
      Священномученик протоиерей Михаил Вотяков 
      Дата 11/04/2006 
      Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. Священный Синод, Определение от 11 апреля 2006г. 
      Кто представил Екатеринбургская епархия 
      Дни памяти
        1
          Собор новомучеников и исповедников Российских 
          Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02
        2
          Старый стиль 05.06 
          Новый стиль 18.06 
          день мученической кончины (1931г.) 
    Реабилитация
      Дата 16/01/1989 
      По году репрессий 1931 
      Реабилитирован в июле 1989г.
    Публикации ->
    Документы ->
      1. Выписка из журнала заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 11 апреля 2006г.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ

  SWITCH TO COPY/SCAN URL