[back][up level][first][previous][next][last]
    ( * ) Евлогий (Георгиевский Василий Семенович) 
    Фамилия Георгиевский 
    Год рождения 1868 
    День рождения 10 
    Месяц рождения 4 
    Место рождения Тульская губ., Одоевский у., с.Сомово 
    митрополит 
    Специальность кандидат богословия 
    Родился на Пасху в семье сельского священника Семена Ивановича Георгиевского и
    его жены Серафимы Александровны.
    Потеряв четырех детей, умерших в течение восьми лет во младенчестве, мать
    поехала с младенцем Василием, родившимся слабым ребенком, в Оптину Пустынь
    к старцу Амвросию, который вымолил ему жизнь.
    Впоследствии он часто посещал Оптину пустынь и старца Амвросия
    Фотографии[1] [2] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1895г.] [1895-1897гг.] [1897-1903гг.] [1903-1912гг.] [1912-1919гг.] [1919г.] [1919-1920гг.] [1920-1922гг.] [1922-1946гг.] [1922-1946гг.]
      Образование
        Белевское духовное училище
        Год окончания 1882 
        Тульская Духовная Семинария
        Год окончания 1888 
        Московская Духовная Академия
        Год поступления 1888 
        Год окончания 1892 
        кандидат богословия 
      Служение
        Тульская губ., г.Ефремов, Ефремовское духовное училище 
        Должность помощник смотрителя 
        Год начала 1893 
        День начала 12 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1894 
        Тула, Тульская Духовная Семинария 
        Должность преподаватель 
        Год начала 1894 
        Год окончания 1895 
      Рукоположение
        монах 
        Евлогий 
        1895 
        День 3 
        Месяц 2 
        Кто рукоположил епископ Тульский и Белевский Ириней (Орда) 
        иеродиакон 
        1895 
        День 5 
        Месяц 2 
        иеромонах 
        1895 
        День 12 
        Месяц 2 
      Служение
        Владимир, Владимирская Духовная Семинария 
        иеромонах 
        Должность инспектор 
        Год начала 1895 
        День начала 5 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1897 
        День окончания 23 
        Месяц окончания 11 
        С 5 августа 1895г. — инспектор Владимирской Духовной Семинарии
      Рукоположение
        архимандрит 
        1897 
        День 23 
        Месяц 11 
      Служение
        Волынская губ., г.Холм, Холмская Духовная Семинария 
        архимандрит 
        Должность ректор 
        Год начала 1897 
        День начала 4 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1903 
        Указом Синода от 4/17 ноября 1897г. назначен ректором Холмской ДС,
        4 февраля 1898г. назначен председателем Издательского совета Богородицкого
        братства (до 11 января 1903г.), цензором Холмского народного календаря и всех
        изданий, осуществляемых Богородицким братством.
        Состоял исполняющим должность председателя Епархиального Училищного совета.
        Постоянный член, председатель (с 1899г.) Совета холмского Богородицкого братства.
        Состоял благочинным мужских и женских монастырей на Холмщине.
        С 1899г. — председатель историко-статистического комитета по описанию церквей и
        приходов Холмско-Варшавской епархии.
        Выступал на публичных чтениях в Холмской ДС с лекциями: "Об отношении христианства
        к искусству", "О значении монашества для современной общественности" (1898–1899),
        "О влиянии христианства на рабство" (1900), "О влиянии христианства на
        культуру христианских народов" (1901), "О свободе совести" (1902),
        "О воскрешении в сознании публики образа старца Серафима Саровского" (1903)
      Рукоположение
        епископ 
        1903 
        День 12 
        Месяц 1 
        Место Волынская губ., г.Холм 
        Кто рукоположил архиепископ Холмско-Варшавский Иероним (Экземплярский), епископ Гродненский Иоаким (Левицкий), епископ Волынский и Житомирский Антоний (Храповицкий), епископ Владимиро-Волынский Арсений (Тимофеев) 
      Служение
        Холмско-Варшавская епархия 
        епископ 
        Должность епископ Люблинский, викарий Холмско-Варшавской епархии 
        Год начала 1903 
        День начала 12 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1905 
        День окончания 18 
        Месяц окончания 7 
        Холмская епархия 
        епископ 
        Должность епископ Холмский и Люблинский 
        Год начала 1905 
        День начала 18 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1912 
        День окончания 20 
        Месяц окончания 5 
        Указом Синода от 16 июня 1905г. была учреждена самостоятельная Холмская епархия.
        18 июля 1905г. митрополит Евлогий был назначен епископом Холмским и Люблинским.
        Почетный попечитель Леснинского православного братства Св. Креста, открытого
        27 декабря 1905г. с целью распространения среди населения Седлецкой и соседних
        губерний "православной веры и русского самосознания".
        С 16 января 1906г. — почетный попечитель холмского Богородицкого братства.
        При владыке Евлогии в крае была построена и заново отремонтирована 71 церковь,
        возрожден древний Яблочинский монастырь.
        7 февраля 1907г. владыка Евлогий был избран депутатом от Холмщины в Гос. думу
        2-го созыва. На первых заседаниях выступал с осуждением революционного террора.
        12 апреля 1907г. произнес большую речь в защиту прав и интересов Холмской Руси
        и Подляшья, принимал участие в обсуждении аграрного вопроса,
        После роспуска 2-й Гос. Думы 14 октября 1907г. выбран депутатом 3-й Гос. думы.
        Владыка Евлогий был одним из лидеров думской фракции русских националистов,
        членом Русского национального клуба.
        В 1908г. он участвовал в Миссионерском съезде в Киеве, состоял товарищем
        председателя Виленского братского съезда в 1909г.
        В 1910г. участвовал в перенесении мощей св.кнг. Евфросинии Полоцкой.
        Его попечением с 1907г. начала выходить народная газета "Братская беседа"
        (с 1912г. — "Холмская Русь").
        В 3-й Гос. думе епископ Евлогий входил в комиссии по вероисповедным делам,
        по старообрядческим вопросам, земельную, по направлению законодательных
        предложений.
        Во избежание ополячивания и окатоличивания русского населения Холмщины
        добился образования из русских уездов Привислинского края особой Холмской
        губернии и выделения ее из состава Царства Польского
        23 июня 1912г. был подписан Высочайший указ об образовании из восточных частей
        Люблинской и Седлецкой губерний особой Холмской губ. с выведением ее из-под
        управления Варшавского ген.-губернатора и с упразднением Седлецкой губ.
        Епископ Евлогий входил в порядке очередности в состав Священного Синода
        в зимние сессии 1908/09 и 1911/12гг.
      Рукоположение
        архиепископ 
        1912 
        День 20 
        Месяц 5 
      Служение
        Холмская епархия 
        архиепископ 
        Должность архиепископ Холмский 
        Год начала 1912 
        День начала 20 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1914 
        День окончания 14 
        Месяц окончания 5 
        Волынская епархия 
        архиепископ 
        Должность архиепископ Волынский и Житомирский 
        Год начала 1914 
        День начала 14 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1918 
        День окончания 17 
        Месяц окончания 12 
        14 мая 1914г. архиепископ Евлогий был назначен архиепископом Волынским и
        Житомирским.
        Почетный покровитель Владимиро-Васильевского братства, почетный член
        Острожского братства.
        Архиепископ Евлогий заботился о сохранении памятников старины на Волыни, был
        председателем Волынского отд.Галицко-Русского общества, открытого в ноябре 1913г.
        С началом Первой Мировой войны организовал лазареты при Житомирской Духовной
        Семинарии и епархиальных духовных училищах.
        В сентябре 1914г. назначен управляющим церковными делами в занятой Русской армией
        Галиции, пребывал во Львове.
        Епископ Евлогий стремился к скорейшему возвращению униатов к Православию,
        около 100 униатских приходов вскоре стали православными.
        Прилагал большие усилия по духовному окормлению русских солдат, находившихся
        в Галиции, заботился о помощи сиротам, беспризорным и брошенным детям.
        Во Львове были открыты приюты для мальчиков и девочек.
        Во время отступления Русской армии в 1915г. он организовал эвакуацию православных
        галичан в Волынскую губ.
        Холмская и Люблинская епархия 
        архиепископ 
        Должность временно управляющий 
        Год начала 1917 
        Год окончания 1917 
        Священный Собор Российской Православной Церкви 1917–1918гг. 
        архиепископ 
        Должность член Священного Собора 
        Год начала 1917 
        День начала 15 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1918 
        Епископ Евлогий участвовал в работе Предсоборного совета и в 1-й сессии
        Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918гг.
        Многократно выступал на заседаниях Собора, был избран председателем отдела
        по богослужению, проповедничеству и церковному искусству.
        Особо занимался вопросами возможных преобразований в богослужебном уставе.
        7 декабря 1917г. вошел в состав выбранных Собором членов Священного Синода
        при Патриархе Тихоне.
        Представил на Соборе мнение украинских делегатов о необходимости проведения
        на Украине церковного Собора на канонической основе, чтобы противостоять
        сторонникам автокефалии.
        Вел переговоры с представителями поддерживавшейся украинскими властями
        автокефалистской Всеукраинской Православной Церковной Рады.
        В 1918г. участвовал во Всеукраинском Православном Церковном Соборе, возглавлял
        комиссии по проблемам украинизации, затем комиссию по церковному управлению.
        9 июля 1918г. от архиереев избран в Высшую Церковную Раду
      Награды
        право ношения креста на клобуке 
        Год награждения 1915 
      Аресты
        Киев 
        Год ареста 1918 
        День ареста 17 
        Месяц ареста 12 
        4/17 декабря 1918г. был арестован петлюровцами в Киево-Печерской Лавре.
        Владыка связывал арест со своей деятельностью в Галиции в период 1-й Мировой войны.
        Он видел в факте ареста влияние галицийских униатов, которые преобладали в петлюровском
        Осадном корпусе сечевых атаманов во главе с Е.Коновальцем. Он его и арестовывал.
        По распоряжению правительства Петлюры в г.Киеве, вместе с арестованным
        на следующий день митрополитом Киевским и Галицким Антонием (Храповицким) был
        вывезен в Польшу
      Места заключения
        Польша, Галиция, г.Бучач, Базилианский униатский монастырь 
        Год начала 1918 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1919 
        Месяц окончания 6 
        Вместе с митрополитом Киевским и Галицким Антонием (Храповицким) и привезенным
        позднее из Киева епископом Чигиринским Никодимом (Кротковым) и его иеродиаконом
        Николаем и с привезенными из Почаева архимандритом Виталием (Максименко) и
        иеромонахом Тихоном (Шараповым) пребывал в заключении в Базилианском униатском
        монастыре в г.Бучач
      Аресты
        Польша, Галиция, г.Бучач, Базилианский униатский монастырь 
        Год ареста 1919 
        День ареста 9 
        Месяц ареста 6 
        После занятия города польским властями арестован 27 мая/9 июня 1919г.
        в День Святой Троицы по распоряжению польских властей
      Места заключения
        Польша, г.Львов, греко-католический монастырь св.Юра 
        Год начала 1919 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1919 
        В июле 1919г. под конвоем доставлен во Львов.
        Жил в греко-католическом монастыре св.Юра в резиденции униатского Галицкого
        митрополита Андрея (Шептицкого).
        Затем переведен в римско-католический монастырь в мест.Беляны
        Польша, г.Краков, м.Беляны, римско-католический монастырь монахов-молчальников 
        Год начала 1919 
        Год окончания 1919 
        Месяц окончания 8 
        По требованию стран Антанты в августе 1919г. был освобожден
      Служение
        Новороссийск, Временное Высшее Церковное Управление на Юго-Востоке России (ВВЦУ ЮВР) 
        архиепископ 
        Должность глава Церковно-общественного комитета при ВВЦУ ЮВР 
        Год начала 1919 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1920 
        День окончания 19 
        Месяц окончания 1 
        После освобождения при посредничестве французской военной миссии в Польше
        в августе 1919г. прибыл на Юг России, контролируемый войсками генерала А.И.Деникина.
        В сентябре 1919г. возглавил Церковно-общественный комитет при Временном Высшем
        Церковном Управлении на Юго-Востоке России в Новочеркасске, Екатеринославе.
        По поручению ВВЦУ ЮВР ревизовал Кубанскую епархию.
        Отпевал архиепископа Алексия и Владимира Пуришкевича
      Места проживания
        Турция, г.Константинополь 
        Год начала 1920 
        День начала 29 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1920 
        День окончания 15 
        Месяц окончания 2 
        16/29 января 1920г., вместе с рядом других российских архиереев, на грузовом
        пароходе "Иртыш" эмигрировал из Новороссийска в Константинополь
        Сербия, г.Белград 
        Год начала 1920 
        Год окончания 1920 
        15 февраля 1920г. переехал в Белград, затем в Сремски-Карловци.
        Сербия, Сремски-Карловци, монастырь Гргетег 
        Год начала 1920 
        Год окончания 1920 
        Месяц окончания 9 
        Проживал в монастыре Гргетег.
        В августе 1920г. участвовал в составе сербской делегации в конференции
        "Вера и церковное устройство" в Женеве
      Служение
        Сербия, г.Бела-Црква, Донской Мариинский институт благородных девиц 
        архиепископ 
        Должность преподаватель Закона Божия 
        Год начала 1920 
        Месяц начала 9 
        С сентября 1920г. преподавал Закон Божий в Донском Мариинском институте
        благородных девиц, размещенном в г.Бела-Црква.
        Послал доклад о Женевской конференции председателю ВВЦ ЮВР митрополиту
        Антонию (Храповицкому). Тогда же в письме он предложил митрополиту Антонию
        создать организационную структуру Русской Церкви за границей
        Московский Патриархат, Временное Высшее Церковное Управление за границей 
        архиепископ 
        Должность временно управляющий православными русскими приходами в Западной Европе 
        Год начала 1921 
        День начала 26 
        Месяц начала 4 
        Год окончания 1922 
        2/15 октября 1920г. на прошедшем в Севастополе заседании ВВЦ ЮВР архиепископ Евлогий
        (заочно) был назначен управляющим русскими православными приходами в Западной Европе
        с правами епархиального архиерея.
        Сообщение об этом архиепископ Евлогий получил только в декабре 1920г., когда
        ВВЦ ЮВР было уже эвакуировано в Константинополь.
        24 января 1921г. митрополит Антоний подтвердил в указе об учреждении Высшего
        Церковного управления за границей (ВЦУЗ), что до восстановления отношений
        со Всероссийским Патриархом архиепископу Евлогию вверено управление всеми
        западно-европейскими приходами, включая приходы в Софии и в Бухаресте.
        Прочие же Русской Церкви за границей — на Балканском полуострове и в Азии
        подлежали юрисдикции ВЦУЗ.
        26 марта/8 апреля 1921г. св.Патриарх Тихон в указе на имя Финляндского
        архиепископа Серафима (Лукьянова) предписал считать русские православные
        церкви в Западной Европе под управлением архиепископа Евлогия вплоть
        до восстановления правильных и беспрепятственных сношений с Петроградом.
        26 апреля 1921г. архиепископ Евлогий вступил в должность управляющего
        русскими православными приходами в Западной Европе.
        В мае 1921г. архиепископ Евлогий переехал в Берлин. Жил в Берлине,
        в здании Александровского приюта. Часто посещал Париж.
        В июне 1921г. он принял участие в русском монархическом съезде в Бад-Райхенхалле
        (Бавария), но затем отошел от политической деятельности, сосредоточившись
        на церковной работе.
        В Германии архиепископ Евлогий организовал возвращение верующим закрытых
        во время Первой Мировой войны русских православных храмов, способствовал
        созданию новых православных общин в лагерях русских военнопленных и в поселениях
        беженцев из России.
        С 1921г. митрополит Евлогий был членом совета Российского общества Красного Креста
        в Германии.
        В июле 1921г. он был заочно избран в состав ВЦУЗ, переехавшего в Сремски-Карловци
        Русский Всезаграничный церковный Собор (Карловацкий Собор) 
        архиепископ 
        Должность член Собора 
        Год начала 1921 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1921 
        Месяц окончания 12 
        В ноябре-декабре 1921г. участвовал в работе Русского Всезаграничного церковного
        (Карловацкого) Собора.
        Разошелся во мнениях с большинством участников Собора по вопросу о формулировке
        и порядке голосования воззвания о восстановлении монархии в России.
        Вместе с архиепископом Анастасием (Грибановским), епископами Вениамином (Федченковым),
        Аполлинарием (Кошевым), Сергием (Королевым) и еще 29 участниками Собора
        архиепископ Евлогий выступил с заявлением об отказе от голосования по вопросу о династии.
        Сторонники архиепископа Евлогия оказались в меньшинстве его участников, выступавших
        против вовлечения Православной Церкви за рубежом в политическую деятельность
        монархического толка. Такая позиция была поддержана Патриархом Тихоном
      Места проживания
        Германия, г.Берлин 
        Год начала 1921 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1922 
      Рукоположение
        митрополит 
        1922 
        День 30 
        Месяц 1 
        Кто рукоположил Святейший Патриарх Тихон, Священный Синод 
        По предложению св.Патриарха Тихона от 27 января 1922г. Указом от 30 января
        1922г. Священным Синодом архиепископ Евлогий был возведен в сан митрополита
        с пожалованием белого клобука и креста на митру
      Служение
        Московский Патриархат, Временное Высшее Церковное Управление за границей (ВЦУЗ) 
        митрополит 
        Должность временно управляющий православными русскими приходами в Западной Европе 
        Год начала 1922 
        День начала 30 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1922 
        Месяц окончания 12 
        22 мая 1922г. Патриарх Тихон, Священный Синод и Высший Церковный Совет издали
        указ о том, что принятые Всезаграничным церковным Собором акты о восстановлении
        монархии не выражают официального голоса Русской Церкви и не имеют
        церковно-каноничного значения ввиду своего политического характера.
        Тем же указом за политические выступления от имени Русской Церкви ВЦУЗ
        упразднялось.
        Временное управление православными русскими приходами за границей сохранялось
        за митрополитом Евлогием, которому предписывалось представить соображение
        о порядке управления ими.
        16 июня 1922г. митрополит Евлогий направил копию указа митрополиту Антонию
        (Храповицкому), отметив его вынужденный для Патриарха характер.
        Митрополит Антоний ответил телеграммой о необходимости исполнения воли Патриарха.
        Однако 30 июня 1922г. ВЦУЗ, сославшись на оказываемое на Патриарха Тихона со
        стороны большевистских властей давление, большинством голосов приняло
        постановление о невозможности самороспуска до представления митрополитом
        Евлогием проекта дальнейшего управления заграничными приходами и его
        утверждения Патриархом и Синодом Русской Православной Церкви.
        31 августа 1922г. митрополит Евлогий подписал за председательствующего
        постановление о создании вместо ВЦУЗ временного заграничного Синода.
        1 сентября 1922г. митрополит Евлогий принял участие в расширенном заседании
        ВЦУЗ, на котором выступил за немедленное исполнение указа Патриарха
        об упразднении ВЦУЗ.
        Открывшийся 2 сентября 1922г. в Сремски-Карловци Архиерейский Собор РПЦЗ
        исполнил указ Патриарха, упразднив ВЦУЗ, и передал все его права и полномочия
        Временному Архиерейскому Синоду РПЦЗ.
        Председателем Синода был избран митрополит Антоний (Храповицкий)
      Места проживания
        Германия, г.Берлин 
        Год начала 1922 
        День начала 30 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1922 
        Месяц окончания 12 
      Служение
        Московский Патриархат, Временное Высшее Церковное Управление за границей (ВЦУЗ) 
        митрополит 
        Должность временно управляющий православными русскими приходами в Западной Европе 
        Год начала 1922 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1930 
        День окончания 24 
        Месяц окончания 12 
        В конце декабря 1922г. митрополит Евлогий перенес центр своей епархии в Париж,
        где было создано Епархиальное Управление.
        1 июня 1923г., выполняя Патриарший Указ, митрополит Евлогий представил
        Архиерейскому Собору в Сремски-Карловци проект организации РПЦЗ.
        В нем предусматривалось образование 4 автономных церковно-административных
        округов (митрополий-архиепископий): Западноевропейского, Восточноевропейского,
        Дальневосточного, Североамериканского. Все важнейшие вопросы должен был решать
        ежегодный Архиерейский Собор. Архиерейский Синод РПЦЗ как постоянный
        церковно-административный орган был бы лишним и подлежал ликвидации.
        Однако одобрение на Архиерейском Соборе получил другой проект, по которому
        Синод сохранялся. Ему подчинялись все церкви на Балканах и на Дальнем Востоке.
        Западноевропейский автономный округ предоставлялся в ведение митрополита Евлогия.
        По его мнению, предполагалось, что Синод не входит во
        внутренние дела митрополичьих округов, а только будет высказывать свои
        предложения.
        11 мая 1924г. митрополит Евлогий и Бельский епископ Сергий (Королев) совершили
        в Берлине хиротонию проф. КДА архимандрита Тихона (Лященко) во епископа Берлинского,
        На открытии нового, Берлинского викариатства настаивали русские приходы в Германии.
        В октябре 1924г. Синод РПЦЗ большинством голосов принял решение об упразднении
        автономии Западноевропейской митрополии. Протест митрополита Евлогия побудил
        Синод отложить исполнение своего постановления до его утверждения Патриархом.
        В июне 1926г. Архиерейский Собор РПЦЗ отказался рассмотреть предложение
        митрополита Евлогия о первоочередности вопроса об управлении РПЦЗ.
        После этого он покинул заседание Собора, не желая подчиниться Собору.
        Митрополит Евлогий протестовал против намерения Собора выделить в самостоятельную
        епархию приходы в Германии, но это не помешало образованию новой епархии
        из отторгнутых немецких приходов митрополита Евлогия, которую возглавил
        епископ Тихон (Лященко).
        Собор постановил потребовать от митрополита Евлогия признания канонической власти Архиерейского
        Собора и Синода РПЦЗ, в противном случае Синоду предоставлялись полномочия
        по назначению нового управляющего приходами в Западной Европе.
        Возвратившись в Париж, митрополит Евлогий обратился с воззванием к пастве,
        в котором отказался признать решение Синода РПЦЗ об отделении приходов
        в Германии.
        26 января 1927г. Архиерейский Собор РПЦЗ запретил митрополита Евлогия и его
        викариев в священнослужении.
        В ответ митрополит Евлогий в послании к духовенству и приходам объявил эти
        решения неправомочными.
        Западноевропейская митрополия была объявлена митрополитом Евлогием
        самостоятельной.
        Он был поддержан своим клиром и большинством паствы, а также Патриархами
        Констатинопольским Василием III, Александрийским Мелетием II, архиепископом
        Афинским Хризостомом.
        14 июля 1927г. зам. Патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский,
        и Временный Священный Синод РПЦ издали указ на имя митрополита Евлогия
        с требованием прислать обязательства не допускать в своей общественной
        деятельности ничего, что можно было истолковать как нелояльность к советскому
        правительству. В случае непринятия этого обязательства или нарушения
        его духовенство подлежало увольнению из состава клира Московской Патриархии.
        О решении исполнить эти требования митрополит Евлогий заявил в слове за
        литургией 4 сентября 1927г., отметив жесткость обращенного к нему призыва.
        В письме митрополиту Сергию от 12 сентября 1927г. он разъяснил, что
           
        "принадлежность к Русской Православной Церкви не может служить основанием
            для предъявления к нам, эмигрантам, требования "лояльности", т. е.
            законопослушности по отношению к Советской власти как не являющимся
            гражданами или жителями СССР".

        Он писал, что обязывается "не допускать, чтобы в подведомственных мне храмах
        церковный амвон обращался в политическую трибуну".

        Вместе с митрополитом Евлогием соответствующие обязательства подписали его
        викарные епископы и большинство приходского духовенства.
        Несколько настоятелей приходов вместе с паствою перешли в юрисдикцию Синода РПЦЗ.
        9 сентября 1927г. Синод РПЦЗ в Сремски-Карловци категорически отказался исполнять
        требование митрополита Сергия дать подписку о лояльности к советской власти.
        Глава Синода митрополит Антоний (Храповицкий) объявил митрополитов Сергия
        и митрополита Евлогия "отпавшими от церковного единства и связавшимися
        с врагами Христа и святой Церкви".

        Последовал окончательный раскол русской православной эмиграции в
        Европе на "евлогиан" и "карловчан".
        Для управления русскими приходами во Франции, которые отделились от митрополита
        Евлогия, Синод РПЦЗ назначил в Париже епархиальным архиереем архиепископа
        Серафима (Лукьянова), в постоянном противостоянии с которым он впоследствии
        находился.
        9 мая 1928г. митрополит Сергий (Страгородский) и Временный Священный Синод
        РПЦ подтвердили каноническое право митрополита Евлогия продолжать установленное
        св.Патриархом Тихоном возглавление западноевропейских приходов РПЦ.
        Все определения Синода РПЦЗ, направленные против митрополита Евлогия,
        признавались не имеющими канонической силы.
        Митрополит Евлогий активно занимался устроением церковной жизни в православных
        приходах в европейских странах: Франции, Великобритании, Германии, Италии,
        Бельгии, Нидерландах, Швейцарии, Австрии, Швеции, Дании, Чехословакии.
        Значительное число русских верующих пребывало во Франции.
        С 1923г. митрополит Евлогий был почетным членом Общества русских студентов
        для упрочения славянской культуры и Парижского комитета Русской организации.
        С 1924г. являлся почетным членом Красного Креста помощи беженцам.
        В 1924–1940гг. митрополит Евлогий являлся почетным председателем Комитета
        социальной помощи русским эмигрантам.
        С 1925г. был почетным членом Серафимовского братства в Белграде.
        С 1927г. был действительным членом Русской академической группы.
        К моменту назначения его главой западноевропейских приходов во Франции
        насчитывалось лишь 6 русских церквей, главной из которых являлся парижский
        храм Александра Невского.
        В 1925г. на приобретенном в Париже на пожертвования земельном участке была
        освящена церковь Сергия Радонежского, вокруг которой возникло
        Сергиевское подворье.
        Начал работу Православный богословский институт прп.Сергия Радонежского,
        ставший крупнейшим центром русского духовного образования,
        деятельность которого тесно связана с именем митрополита Евлогия.
        Он являлся членом Учредительного комитета и ректором Богословского института,
        в котором преподавал цвет русской науки в эмиграции — А.В.Карташев,
        Г.П.Федотов, протоиерей Сергий Булгаков и др.
        "Создание Богословского Института — единственной русской богословской
        школы за границей — я придавал огромное значение... Открытие
        Богословского института именно в Париже, в центре западноевропейской —
        не русской, но христианской культуры — имело большое значение... дабы
        Православие не лежало больше под спудом, а постепенно делалось
        достоянием христианских народов".

        Митрополит Евлогий ободрял и поддерживал деятельность Русского студенческого
        христианского движения (РСХД), культивируя среди его участников, по словам
        проф.Л.А.Зандера, "дух благодати, терпимости, широты и простоты и человечности,
        который владыка почерпнул у старца Амвросия".

        Профессор А.Л.Зандер вспоминал:
           "Митрополит Евлогий церквей не создавал: на это у него не было ни возможности,
            ни средств. Но где только ни возникала русская церковка, он сейчас же
            поддерживал ее, ободрял ее строителей, вдохновлял священника, а главное —
            сам посещал отдаленнейшие участки своей всеевропейской епархии".

        В это время во Франции появилось около 40 новых православных храмов.
        В 1938г., когда униатский митрополит Андрей (Шептицкий) выступил с резким
        протестом против погромов православных храмов на Холмщине, владыка Евлогий,
        пользуясь его содействием, пытался оказать давление на польское правительство.
        Митрополит Евлогий неуклонно боролся с католическим прозелитизмом среди эмигрантов,
        особенно заботился о предотвращении влияния на русское студенчество и школы.
        Поддерживал контакты с англиканской Церковью. С 1928г. являлся сопредседателем
        православно-англиканского содружества Албания святого и преподобного Сергия.
        На конференциях христианских Церквей в Лозанне (1927) и в Эдинбурге (1937)
        участвовал в совместных выступлениях представителей православных Церквей
        с изложением позиции о незыблемости основ православного вероучения.
        Общественные выступления митрополита Евлогия трактовались в СССР как
        нарушение данного им обязательства о невмешательстве в политику и соблюдение
        лояльности к советской власти.
        Негодование вызывало регулярное совершение митрополитом панихид по вождям
        Белого движения, воинам и мирянам, погибшим в борьбе с большевиками.
        С начала 1930г. в храмах епархии было введено особое "Молебное пение о спасении
        Земли Российския". В епархиальном "Церковном вестнике" регулярно помещались
        материалы о мучениках и гонениях на христиан в СССР.
        С 14 по 24 марта 1930г. митрополит Евлогий по приглашению Архиепископа
        Кентерберийского прибыл в Англию, где во всех храмах и колледжах, связанных
        с Церковью, совершались моления о прекращении гонений в России.
        Это была самая крупная церковно-государственная акция против большевистских
        гонений на веру с 1917г.
        В собрании Лондонского прихода 21 марта 1930г. он заявил о расхождении
        с митрополитом Сергием (Страгородским) в церковно-политических вопросах:
           "Митрополит Сергий, имеющий местопребывание в Советской России, не только
            соприкосновенен с ее правительством, но находится под его давлением.
            Тут наши пути расходятся, ибо все, что носит печать Советов, для нас
            неприемлемо и нами отстраняется. На этой позиции я всегда стоял, стою
            и буду стоять впредь".

        На запрос митрополита Сергия о выступлениях в Англии владыка Евлогий указал,
        что "проявил солидарность с сочувствующими страданиям Русской Церкви,
        отрицать которые невозможно".

        В июне 1930г. митрополит Евлогий опубликовал письмо, разъясняющее вынужденный
        характер вызвавших взрыв возмущения заявлений митрополита Сергия иностранным
        корреспондентам об отсутствии гонений на верующих со стороны большевистской власти,
        подчеркнув:
           "Православные в свободном мире не могут по совести изъявлять своей лояльности
            этой антихристианской и вообще безбожной власти".

        10 июня 1930г. митрополит Сергий и Временный Священный Синод издали указ
        об увольнении митрополита Евлогия от управления русскими православным приходами
        в Западной Европе и передаче их под временное управление викарному Ниццскому
        архиепископу Владимиру (Тихоницкому), который отказался принять это назначение.
        Епархиальный съезд духовенства и мирян большинством голосов просил митрополита
        Евлогия не оставлять епархию.
        Опираясь на решение съезда, митрополит Евлогий 21 июня ходатайствовал перед
        митрополитом Сергием об отмене указа о своем увольнении и предложил предоставить
        ему временное право на самостоятельное управление заграничными приходами.
        В послании, опубликованном в августе 1930г., митрополит Евлогий указал:
           "Распоряжение митрополита Сергия по содержанию и общему характеру своему
            не церковное, не на церковных, а на мирских политических началах основано,
            причем самые эти основания являются не верными, не соответствующими
            действительности, не справедливыми по существу".

        Объявляя о дальнейшем самостоятельном существовании епархии на основании
        Указа Патриарха Тихона от 20 ноября 1930г. митрополит Евлогий писал:
           "Мы лишь временно прерываем внешние административные сношения с этой властью
            вследствие выяснившейся невозможности правильного, свободного взаимодействия
            с нею".

        24 декабря 1930г. митрополит Сергий подтвердил указ об увольнении митрополита
        Евлогия и распорядился упразднить Епархиальный Совет в Париже.
        Управление Западноевропейской епархией было поручено Литовскому митрополиту
        Елевферию (Богоявленскому).
        Западно-Европейский экзархат Константинопольской Патриархии 
        митрополит 
        Должность экзарх Патриарха Вселенского, управляющий православными русскими приходами в Западной Европе 
        Год начала 1931 
        День начала 17 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1945 
        Месяц окончания 8 
        В начале 1931г. митрополит Евлогий выехал в Стамбул для переговоров с Констатинопольским
        Патриархом Фотием II.
        17 февраля 1931г. Фотий дал томос о принятии Западноевропейской митрополии
        во главе с митрополитом Евлогием в юрисдикцию Константинопольского Патриархата,
          "чтобы все Русские Православные приходы в Европе, сохраняя неизменною и
           неумаленною доселе существующую свою самостоятельность, как особой Русской
           православной церковной организации, и свободно управляя своими делами,
           рассматривались бы впредь как составляющие временно единую особую экзархию
           Святейшего Патриаршего Вселенского Престола на территории Европы".

        Владыка Евлогий получил сан экзарха Патриарха Вселенского.
        30 апреля 1931г. митрополит Евлогий был запрещен митрополитом Сергием и
        Временным Священным Синодом в священнослужении.
        Руководство РПЦЗ также осудило переход митрополита Евлогия в юрисдикцию
        Константинопольской Патриархии.
        С весны 1934г. владыка Евлогий стал получать просьбы, в т.ч. и из Сербии,
        о том, чтобы взять на себя почин в деле церковного примирения.
        В мае 1934г. он посетил в Белграде митрополита Антония (Храповицкого).
        Иерархи в знак любви и мира просили друг у друга прощения и взаимно прочитали
        один над другим разрешительную молитву.
        4 сентября 1934г. Сербский Патриарх Варнава (Росич) телеграммой предложил
        владыке Евлогию прибыть на Собор в Сремски-Карловци,
        3 сентября 1934г. такую же телеграмму направил митрополиту Евлогию и его
        викариям митрополит Антоний.
        В письме от 5 сентября 1934г. митрополит Евлогий отказался приехать, сославшись
        на позднее получение телеграмм.
        Тем не менее Архиерейский Собор определением от 10 сентября 1934г.
        "по чувству братской любви и снисхождения к митрополиту Евлогию и его викариям
        и вместе ради пользы церковной" единогласно постановил снять с него и его
        викариев наложенное на них запрещение в священнослужении и восстановить с ними
        не только молитвенное, но и литургическое общение.
        В послании к пастве от 24 сентября 1934г. митрополит Евлогий, недовольный
        некоторыми формулировками соборного постановления, возлагавшими на него вину
        за внесение раскола, указал на незаконность наложенного на него ранее
        Собором РПЦЗ запрещения, объявив при этом:
           "Хотя наличие духовенства иной юрисдикции в моей епархии оставлено и теперь,
            но я, во имя мира церковного, также снимаю запрещение с тех, на кого оно
            было мною наложено, и допускаю их к богослужебному общению".

        Митрополит Евлогий так и не вошел в состав Синода РПЦЗ, который продолжал
        настаивать на выходе его из подчинения Константинополю.
        18 июня 1935г. митрополит Евлогий в письме к митрополиту Антонию предложил
        проект устроения церковного управления за границей, предполагавший автономное
        существование 4-х митрополичьих округов с сохранением за Синодом и Архиерейским
        Собором РПЦЗ только координирующих функций.
        Митрополит Евлогий при этом бы оставался экзархом Константинопольской Патриархии.
        В октябре-ноябре 1935г. в Сремски-Карловци состоялось совещание по вопросу
        установления мира и единства в Русской Православной Церкви за границей
        под председательством Сербского Патриарха Варнавы.
        19 ноября 1935г. участники совещания приняли "Временное положение о Русской
        Православной Церкви за границей". Оно давало Архиерейскому Синоду РПЦЗ право
        назначать епископов, направлять и контролировать религиозно-просветительную
        работу в митрополичьих округах.
        Митрополит Евлогий согласился подписать "Временное положение...", оговорив
        необходимость его одобрения епархиальным собранием в Париже.
        По его настоянию были приняты поправки к "Временному положению..." о сослужении
        священнослужителей всех юрисдикций, об осуждении их недружественных выступлений
        друг против друга, о запрещении создания приходов параллельных юрисдикций
        на одной территории и неканонических переходов клириков из одной епархии в другую.
        13 июля 1936г. 4-е епархиальное собрание в Париже признало подписанное
        митрополитом Евлогием в Сремски-Карловци "Временное положение..." неприемлемым
        для управления Русской Церковью в целом.
        В ответ осенью того же года Архиерейский Собор РПЦЗ отменил запрет на открытие
        на территории другой русской церковной зарубежной юрисдикции приходов РПЦЗ.
        23 января 1937г. Константинопольский Патриарх Вениамин утвердил решения
        Епархиального совещания о непризнании "Временного положения...".
        Предложение митрополита Евлогия о совместном управлении русскими приходами
        в Германии не находили понимания у Синода РПЦЗ.
        Под давлением немецких властей последние приходы, находившиеся в подчинении
        митрополита Евлогия в Германии, к 1937г. перешли в ведение главы Германской
        епархии РПЦЗ Берлинского архиепископа Серафима (Ляде).
        В августе 1938г. состоявшийся в Сремски-Карловци 2-й Всезарубежный Собор
        епископов, клириков и мирян, в котором участвовали представители РПЦЗ и
        автономного Американского митрополичьего округа, укорил митрополита Евлогия
        за переход в юрисдикцию Константинопольского Патриархата.
        На это митрополит Евлогий ответил посланием митрополиту Анастасию
        от 3 января 1939г., призвав к упрочению молитвенного общения и взаимной
        терпимости.
        Во время Второй Мировой войны с занятием в 1940г. Парижа немецкими войсками
        митрополит Евлогий воздерживался от активного участия в общественно-политической
        жизни русской колонии. Это позволило сохранить во время оккупации не только
        подведомственные ему приходы, но и уберечь от закрытия Православный Свято-Сергиевский
        богословский институт.
        С 12 февраля 1943г. он был почетным доктором церковных наук этого института.
        После освобождения Парижа в ноябре 1944г. митрополит Евлогий через советское
        посольство безрезультатно пытался получить приглашение для участия в Поместном
        Соборе 31 января — 2 февраля 1945г.
        Западно-Европейский экзархат Московской Патриархии 
        митрополит 
        Должность экзарх Западной Европы 
        Год начала 1945 
        День начала 7 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1946 
        День окончания 8 
        Месяц окончания 8 
        В августе 1945г. в Париже состоялись встречи митрополита Евлогия и главы
        Западноевропейской епархии РПЦЗ Серафима (Лукьянова) с возглавлявшим делегацию
        Московской Патриархии Крутицким митрополитом Николаем (Ярушевичем).
        29 августа 1945г. с митрополита Евлогия и его викариев было снято запрещение
        в священнослужении, они были приняты в молитвенно-каноническое общение
        с Московской Патриархией.
        7 сентября 1945г. Священный Синод РПЦ постановил считать митрополита Евлогия
        с 75 приходами, а также архиепископа Серафима (Лукьянова) с его областью
        воссоединенными с Московской Патриархией.
        Западноевропейский Экзархат русских православных приходов сохранялся
        в существующих границах.
        Митрополит Евлогий становился экзархом Московской Патриархии.
        Условием окончательного воссоединения являлось получение согласия на то
        Константинопольского Патриарха. О получении согласия, якобы имевшем место,
        информировал митрополита Евлогия митрополита Николай (Ярушевич):
           "Владыка Митрополит Крутицкий Николай нас успокоил и заверил, что вопрос о
            нашем легальном освобождении от зависимости Патриарха Константинопольского
            или уже улажен или наверняка будет улажен между двумя Патриархами, как тому
            и быть надлежит, ибо вопрос этот превышает нашу компетенцию, как Экзархата",

        — писал 1 ноября 1946г. митрополит Владимир (Богоявленский) Патриарху Московскому
        и всея Руси Алексию I.
        Последующие события показали, что это заверение митрополита. Николая было
        лишь предположением.
        Воссоединение с Московской Патриархией было осуществлено митрополитом Евлогием
        без консультаций с Епархиальным советом.
        После издания 14 июня 1946г. Закона о предоставлении советского гражданства
        желающим того русским эмигрантам митрополит Евлогий благословил служить
        благодарственные молебны во всех храмах епархии.
        Это распоряжение митрополита Евлогия было воспринято основной частью его
        прихожан, не приемлющих большевизма, резко отрицательно.
        В большинстве приходов таких молебнов не служили.
        Во 2-й половине июля 1946г. Епархиальный совет обратился к митрополиту Евлогию
        с особым меморандумом о том, что
           "Внесение политики во внутрицерковную жизнь грозит епархии расколом".
        1 октября 1945???г. митрополит Евлогий обратился к Константинопольскому
        Патриарху Вениамину с сообщением:
           "Наше воссоединение с административным организмом Московской Патриархии и
            каноническое подчинение ему отныне предрешено.
            Но формы нашего подчинения, управления и дальнейших при этом взаимоотношений
            со Вселенским Престолом еще не выяснены...
            Всем этим указуется срок окончания действия статута нашего Экзархата
            во всей ее настоящей полноте особыми актами Вселенского Престола и
            Московского Патриарха".

        4 ноября 1946г. Патриарх Московский Алексий I сообщил Константинопольскому
        Патриарху, что с его устного благословения, переданного из Константинополя
        митрополиту Евлогию было "осуществлено присоединение к нашей Матери-Церкви
        Экзархата Западной Европы", и просил на это благословения Константинопольской
        Патриархии.
        Документально упоминание о таком устном благословении не подтверждается.
        Митрополит Евлогий так и не получил отпускной грамоты от Константинопольского
        Патриарха.
        14 февраля 1946г. Патриарх Вениамин благословил митрополита Евлогия возносить
        свое имя за богослужениями до окончательного решения вопроса о
        Западноевропейском Экзархате, хотя одновременное упоминание имен двух
        Патриархов, Константинопольского, а затем Московского, создавало неясность в
        вопросе о канонической принадлежности Экзархата
      Места проживания
        Франция, Париж 
        Год начала 1923 
        Год окончания 1946 
        День окончания 8 
        Месяц окончания 8 
        Прожив долгую и богатую историческими событиями жизнь, митрополит Евлогий
        писал в книге своих воспоминаний "Путь моей жизни":
        "Вся моя жизнь с молодых лет и по сей день обусловлена
        любовью к Святой Церкви. Органическая, глубокая любовь, унаследованная
        от родителей, впитанная, так сказать, с молоком матери. Церковь
        отпечатлелась в душе моей как ценность единственная, вечная,
        самодовлеющая, превыше всяких других ценностей жизни..." Подводя итог
        своей жизни, он говорил: "Я допрашивал свою совесть и должен искренне
        сказать, что в разные периоды исторической жизни я действовал и
        боролся на разных позициях и в разных направлениях, за единый
        нерушимый идеал — за Церковь. Церковь — центральная идея моей жизни.
        Слава, величие, достоинство Церкви, любовь к ней — вот та нить,
        которая связывает воедино всю мою биографию и обуславливает все мои
        "позиции", все изгибы и повороты на моем пути".
        Благодаря своей терпимости, уважению к чужим суждениям, такту
        в сочетании с другими положительными человеческими качествами он снискал
        к себе уважение и любовь паствы
    Кончина
      1946 
      День 8 
      Месяц 8 
      Место Франция, Париж 
      Место захоронения Франция, русское кладбище Сен-Женевьев де Буа под Парижем, крипта Успенского храма 
      Митрополит Евлогий скончался в Париже 8 августа 1946г.
      Отпевание митрополита Евлогия 12 августа 1946г. возглавил прибывший из СССР
      Ленинградский митрополит Григорий (Чуков).
      Митрополит Евлогий был похоронен в крипте Успенской церкви на кладбище
      Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем в склепе церкви Успения Божией Матери.
      Указом от 9 августа 1946г. Священный Синод РПЦ подтвердил фактическое и
      формальное прекращение временной юрисдикции Константинопольской Патриархии
      над русским приходами в Западной Европе и назначил новым экзархом
      митрополита Серафима (Лукьянова).
      Однако вступивший в управление Западноевропейским Экзархатом согласно завещанию
      митрополита Евлогия архиепископ Владимир (Тихоницкий) отказался принять этот
      указ, врученный ему митрополитом Григорием 14 августа 1946г., к исполнению,
      сославшись на отсутствие отпускной грамоты Константинопольского Патриарха.
      Собравшийся в Париже епархиальный съезд 16 октября 1946г. высказался
      за сохранение Экзархата в юрисдикции Константинопольской Патриархии.
      После смерти митрополита издана была книга "Путь моей жизни", представляющая
      собой его воспоминания о годах до начала второй мировой войны, записанные
      с его слов и обработанные Т.И.Манухиной
    Труды ->
      1.О святителе Тихоне Задонском и его творениях. М., 1898.. 1898г.
      2.Галицко-Волынскому духовенству (Воззвание). Пг., 1914.. 1914г.
      3.Путь моей жизни: Воспоминания митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т.Манухиной. Париж, 1954; М., 1994.. 1954г.
    Публикации ->
      1.Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.128, 174, 180, 184–185, 193–194, 235, 248–249, 262, 264, 267, 275, 304, 314, 409–411, 548, 687, 841, 851, 861.
      2.Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918гг. (Документы. Материалы. Деяния I-XVI). М., 1994. Репр. воспр. изд. 1918г. Т.1. С.69.
      3.Евлогий (Георгиевский), митрополит. Путь моей жизни: Воспоминания Митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т.Манухиной. М., 1994. (Материалы по истории Церкви: Кн.3.).
      4.Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т.3. С.119–129.
      5.Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 1917–1997. Т.9. М., 1997. С.14,19,28,30,31,40,50–52,63,68,76,80,85,121,162,163,192,193,212,216,217,221,230,554–560,561,562,564–572,736.
      6.Следственное дело патриарха Тихона. Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. М.: Памятники исторической мысли, 2000. 1016+32 с. илл.
      Взята групповая фотография владык
      8.Православная энциклопедия/ Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т.17. Евангелическая церковь чешских братьев — Египет. М.: "Православная энциклопедия", 2008. С.161–168.
      11.Милякова Л.Б. Арест петлюровской директорией митрополита Киевского Антония (Храповицкого) и архиепископа Волынского Евлогия (Георгиевского) в декабре 1918г.// XV Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ. Т.1. 2005. С.348.
    Заявители ->
      1. Зимина Нина Павловна, исследователь

(*Биографический справочник "За Христа пострадавшие", ПСТГУ, М. 1997г., 698с.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ

  SWITCH TO COPY/SCAN URL