[back][up level][first][previous][next][last]
    Марк (Бакалдин Дмитрий Александрович) 
    Фамилия Бакалдин 
    Неточная дата рождения 1888(1889?)г. 
    Место рождения Екатеринбург 
    епископ(?) 
    Специальность кандидат богословия 
    Происходил из мещан г.Екатеринбурга
    Фотографии[1] [2] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1920г.] [до 1922гг.]
      Образование
        Екатеринбургское духовное училище
        Год окончания 1904 
        Пермская Духовная Семинария
        Год окончания 1910 
        Из воспоминаний В.А.Игнатьева о годах обучения в Пермской Духовной Семинарии [6]:
            
        "...Декламаторы. Их было мало, и таланты их раскрывались только на семинарских
             вечерах. Большую память о себе в этом отношении оставил Дмитрий Бакалдин.
             Он поступил в семинарию из Екатеринбургского духовного училища и происходил,
             как говорили, из екатеринбургских разночинцев.
             Как декламатор, он умел импонировать публике, и одно появление его на эстраде
             вызывало дружные аплодисменты.
             Чем ближе он подходил к окончанию курса в семинарии, тем неохотнее
             соглашался на выступления. Дело в том, что он больше и больше втягивался в
             проповеднический кружок нового инспектора семинарии — Н.И.Знамировского
             [будущего архиепископа Стефана] и сознавал, очевидно, — несоответствие
             между проповедничеством и декламацией,т.к. его декламаторским амплуа были
             преимущественно комические рассказы"
        Казанская Духовная Академия
        Год окончания 1914 
        кандидат богословия 
        В 1914г. окончил Казанскую Духовную Академию первым по списку, удостоен степени
        кандидата богословия и прав быть преподавателем и занимать административные
        должности по духовно-учебному ведомству, а также не держать новых устных и
        письменных испытаний при соискании степени магистра богословия
      Рукоположение
        монах 
        Марк 
        Пострижен в мантию с именем Марк во время обучения в Казанской Духовной Академии
        в 1912–1914гг.
        иеромонах 
        1914 
        Возведен в сан иеромонаха в 1914г.
      Служение
        Пермь, Пермская Духовная Семинария 
        иеромонах 
        Должность преподаватель по кафедре истории и обличения русского раскола и обличительного богословия 
        Год начала 1914 
        День начала 15 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1918 
        День окончания 22 
        Месяц окончания 2 
        "Определением Святейшего Синода от 10–15 октября 1914 года за N 9407,
           постановлено: кандидата Императорской Казанской духовной академии иеромонаха
           Марка (Бакалдина) назначить на должность преподавателя обличительного
           богословия, истории и обличения старообрядчества и сектантства в Пермскую
           духовную семинарию" [Зв2 (Церковные ведомости. 1914. N 43. С.497.)].
        Уволен 9/22 февраля 1918г.:
          "Святейшим Патриархом и Священным Синодом 9/22 февраля 1918 года за N 21,
           постановлено: иеромонаха Марка уволить, согласно прошению, по болезненному
           состоянию, от должности преподавателя Обличительного Богословия, Истории
           и Обличения старообрядчества и сектантства в Пермской духовной семинарии".
            [Зв2 (Церковные ведомости. 1918. N 9–10. С.47.)]
            перепечатано в [3, С.95.)]
        Пермь, Пермское пастырское миссионерское училище 
        иеромонах 
        Должность инспектор училища 
        Год начала 1914 
        Параллельно с преподаванием в Пермской Духовной Семинарии являлся инспектором
        Пермского пастырского миссионерского училища.
        Пермский краевед Т.Л.Морозова на сайте Пермской Митрополии [7] рассказывает
        о сохранившейся уникальной фотографии о.Марка с учениками Училища, снятой
        во время их паломнической поездки в Верхотурский Свято-Николаевский монастырь
        в декабре 1915г.:
            "На фото сидят в первом ряду, слева направо: второй — диакон Симеон Савкин,
             третий — инспектор Училища иеромонах Марк (Бакалдин), четвертый —
             настоятель Верхотурского монастыря архимандрит Ксенофонт (Медведев),
             шестой — диакон Михаил Трубин (к слову — будущий обновленческий "митрополит")".
        В "Пермских Епархиальных ведомостях" сохранилось прекрасное описание этой поездки,
        составленное инспектором училища иеромонахом Марком (Бакалдиным).
         [7 (Пермские Епархиальные Ведомости. 1916. N13–14. Неофиц. отдел. С.329–332.)]
        Пермь, Пермские Пастырские Миссионерские курсы 
        иеромонах 
        Должность начальник курсов 
        Год начала 1916 
      Рукоположение
        епископ? 
        По сомнительным данным митрополита Мануила (Лемешевского) [1], Марк (Бакалдин)
        хиротонисан в 1920г. во епископа Владивостокского и занимал кафедру до 1922г.
        По М.Губонину [3], Марк (Бакалдин) являлся епископом Владивостокским
        с 1920г., затем — Селенгинским.
        По данным исследователя Зиминой Н.П. [Зв2]:
           "Новейшие исследования позволяют полностью исключить версию о нем как о
            правящем епископе Владивостокском в 1920–1922гг.
            Согласно данным:
            [История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки
            иерархов по епископским кафедрам с 862г. 2-е изд., испр. и доп. М.:
            Изд-во ПСТГУ, 2019. С.92–93.],
            до 18 февраля 1920г. Владивостокской епархией управлял архиепископ
            Евсевий (Никольский).
            По окончании Поместного Собора Российской Церкви 1917–1918 гг. в связи
            с Гражданской войной он не смог выехать во Владивосток и оставался в Москве.
            Временно управляющим епархией 15/28 мая 1918г. был назначен викарный
            епископ Селенгинский Ефрем (Кузнецов), который не вступил в управление
            в связи с арестом в Москве.
            Решением Епископского совещания Сибирского соборного совещания в г.Томске
            и определением Высшего Временного Церковного Управления Сибири от 9 декабря
            1918г. временно замещающим Владивостокскую кафедру был назначен епископ
            Самарский и Ставропольский Михаил (Богданов), бежавший из Самары на Восток
            ввиду наступления большевиков.
                [Зв2 (Сибирский благовестник. 1919. N 1. С.4–5.)].
            18 февраля 1920г. архиепископ Владивостокский Евсевий был назначен
            митрополитом Крутицким, а Преосвященный Михаил (Богданов) стал правящим
            епископом Владивостокским и Приморским.
            В октябре 1922г., незадолго до вступления в город отрядов красных партизан,
            архиерей покинул Владивосток.
            Рапортом от 5(18?) октября 1922г. он донес Временному Архиерейскому Синоду
            РПЦЗ о своем прибытии в Токио
                 [Зв2 (Церковные ведомости. 1923. N 3–4. С.7.)].
            4 декабря 1922г. вместе с архиепископом Японским Сергием (Тихомировым) и
            епископом Камчатским Нестором (Анисимовым) в Воскресенском соборе Токио
            епископ Михаил совершил хиротонию Павла (Введенского) во епископа
            Никольско-Уссурийского, с назначением его временно управляющим
            Владивостокской епархией.
            Сам епископ Михаил с октября 1923г. проживал в Харбине, где скончался
            22 июля 1925г.
            Епископ Павел (Введенский) управлял Владивостокской кафедрой до лета 1923г.;
            к тому времени он уклонился в раскол, но участия в лжесоборе обновленцев
            (май 1923г.) не принимал.
            По-видимому, по этой причине 20 мая 1923г. ВЦС раскольников назначил
            во Владивосток Василия Смелова, женатого "епископа", управлявшего
            обновленческой кафедрой до октября 1927г.
            Православный же правящий архиерей был вновь назначен на кафедру лишь
            после кончины епископа Михаила (Богданова) — 13 ноября 1925г.
            (епископ Киприан (Комаровский)).
            Таким образом, в период 1920–1922гг. епископа с именем Марк на Владивостокской
            кафедре не было (и лишь в 1929г. кафедру возглавил епископ Марк (Боголюбов)).
            Этот вывод полностью согласуется со сведениями Н.В.Нумерова на 1/14 сентября
            1921г.
               [Зв2 (Косик О.В., Грюнберг П.Н., публ. Письмо Н.В.Нумерова митрополиту
               Антонию (Храповицкому) от 1/14 сентября 1921г.// История иерархии Русской Православной Церкви.
               Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862г. М.: ПСТГУ, 2006. С.871–878.)].
            Следует подчеркнуть, что ни в письме Нумерова, ни в списке архиереев
            из следственного дела за 1937 год митрополита Серафима (Александрова)
            нет никаких данных о факте епископской хиротонии иеромонаха Марка (Бакалдина).
              [Зв2 (Ильяшенко Н.А. Состав иерархии Русской Православной Церкви
              в преддверии Большого террора: Список архиереев из архивно-следственного
              дела митрополита Серафима (Александрова) 1937г. // Вестник ПСТГУ. II: История.
              История Русской Православной Церкви. 2014. Вып.3(58). С.114–146.)]
            В следующих "Пермских епархиальных ведомостях" имя иеромонаха
            Марка не встречается вообще, даже в материалах по делам миссии:
               [Зв2 (ПЕВ. 1918. N 4–7,9,15–17.)] (N 11–14 в доступе нет) и
               [Зв2 (ПЕВ. 1919. N 1,2,3–4.)] (далее не выходили).
            Нельзя исключить, что иеромонах Марк, по состоянию здоровья уволенный
            от преподавания в Пермской Духовной Семинарии, скончался в период конца
            марта — начала мая 1918г.
            Это можно уточнить по Пермским Епархиальным Ведомостям:
               [Зв2 (ПЕВ.1918. N 11–12,13–14.)].
            Если там сведений о кончине нет (они публиковали имена усопших), то
            предположение о смерти не верно.
            В трех номерах 1919г. (последний за 2-ю половину апреля — 1-ю половину мая)
            его имя среди погибших и скончавшихся не упоминалось.
            По-видимому, Пастырские миссионерские курсы потеряли свою актуальность
            и были в 1918г. закрыты"
      Осуждения
        ././1922 
        По данным Цыпина В. с 1922г. был в заключении [2].
        По сведениям [6, воспоминания В.А.Игнатьева], умер от туберкулеза, за год-два
        перед этим похоронив свою сестру, скончавшуюся от той же болезни
    Кончина
      Неточная дата 1920-е годы 
      скончался от туберкулеза 
    Публикации ->
    Заявители ->
      1. протоиерей Валерий Лавринов
      Предоставил фотографию
      2. Зимина Нина Павловна, исследователь
      Использованы материалы:
         Церковные ведомости. 1914. N 43. С.497.;
         Церковные ведомости. 1918. N 9–10. С.47.;
         Сибирский благовестник. 1919. N 1. С.4–5.;
         Церковные ведомости. 1923. N 3–4. С.7.;
         ПЕВ. 1918. N 4–7,9,15–17.;
         ПЕВ. 1919. N 1,2,3–4.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ

  SWITCH TO COPY/SCAN URL