[back][up level][first][previous][next][last]
    Рукоположение
      иеродиакон 
      Модест 
      1948 
      День 5 
      Месяц 1 
      Место Кировская о., Лузский р., г.Лальск, собор 
      Пострижен в монашество 23 декабря 1947г./5 января 1948г.
      иеромонах 
      1948 
      День 14 
      Месяц 1 
      Место Кировская о., Лузский р., г.Лальск 
      Дав согласие на переход в Архангельскую епархию, был возведен в сан иеромонаха
      и назначен служить в Селянский молитвенный дом на Виледи
    Служение
      Архангельская о., Вилегодский р., с.Селяна, Селянский Никольский молитвенный дом на Виледи 
      иеромонах 
      Год начала 1948 
      День начала 14 
      Месяц начала 1 
      Год окончания 1950 
      День окончания 11 
      Месяц окончания 1 
      Прослужил в Селянском молитвенном доме два года.
      Через два года был переведен настоятелем в Богоявленскую церковь Вилегодского р-на
      Архангельская о., Вилегодский р., с.Вилегодск, Богоявленская церковь 
      иеромонах 
      Год начала 1950 
      День начала 11 
      Месяц начала 1 
      Год окончания 1956 
      День окончания 7 
      Месяц окончания 2 
      Архангельская о., Котласский р., с.Туровец, Свято-Богоявленская церковь 
      иеромонах 
      Должность настоятель 
      Год начала 1956 
      День начала 7 
      Месяц начала 2 
      Год окончания 1961 
      7 февраля 1956г. указом N 134 указом епископа Архангельского и Холмогорского Феодосия
      иеромонах Модест был назначен настоятелем Свято-Богоявленской церкви с.Туровец.
      В Туровце было две церкви. Старая деревянная церковь была построена в 1780г.
      и имела два престола: во имя Богоявления Господня, второй — во имя св.Николая
      Чудотворца, службы проводились только летом. Действующая каменная церковь
      построена в 1815г. и освящена во имя Успения Божией Матери.
      В связи с пожарами храмы неоднократно сгорали, но строились вновь. Так был
      разобран старый храм Богоявления. В дальнейшем на его месте стали строить часовню.
      Начало службы на Туровце о.Модеста не было радостным: на это место претендовал
      другой священник, несколько лет назад служивший там отец Григорий Лопатин.
      Некоторые члены "двадцатки", которые привыкли, и которым нравился о.Григорий,
      были против нового неизвестного священника, встретили отца Модеста "в штыки",
      даже написали петицию в Патриархию. Однако, духовное начальство не удовлетворило их просьбу,
      оставило свое решение о назначении настоятелем Богоявленской церкви
      иеромонаха Модеста.
      Нелегко давалась служба о.Модесту в части налаживания требуемого всеми
      церковными правилами порядка, т.к. служившие понемногу перед ним священники
      не успели навести должный порядок.
      "Страсти" по о.Григорию после его отъезда потихоньку утихали, люди стали
      привыкать к о.Модесту. Если в начале служения в течение почти трех месяцев
      "бойкота" он сам пек просфоры, открывал храм, звонил в колокола, зажигал
      лампады, то появились помощники из старого коллектива, а также приехали новые.
      Из письма от 04.12.1957г. за 122 подписями граждан общины верующих, адресованному
      архиепископу Никандру:
         
      "...Со времени настоятельства иеромонаха о.Модеста при нашем храме многое
         изменилось к лучшему, во-первых, самое главное, чем жива христианская душа —
         это внятная уставная истовость богослужения, проповеди, слова Божия...
         Чистота и полное благолепие храма Божия и по хозяйственной части везде
         строгая дисциплина и расчетливость. Всегда мы видим его трезвого и во своем
         чину, не делается ни малейших поблажек членам церковного совета, как
         это было раньше. В прошедшие годы приходная сумма почти всегда была в
         норме 58 тысяч в год. За время служения отца Модеста при нашем храме
         повысилась доходность в 1956г. на 20 тысяч руб., а в 1957г. на 40 тысяч и
         более. Но несмотря на все это лучшее в приходской жизни о.Модеста...
         отдельные личности ведут подрывную деятельность против о.Модеста и занимаются
         грязной пропагандой против его справедливой и безупречной жизни.
         Он достоен высшей награды за его труды (чего мы ждем от Вашей милости ему),
         а не порицания и опорочения...".

      Поддерживали о.Модеста родные и друзья. Некоторое время жила на Туровце его
      мать, Серафима Яковлевна, приезжала в гости сестра, Анастасия Александровна,
      племянницы, священник из Грузии о.Виссарион.
      Указом архимандрита Никандра от 24.04.1958г. о.Модест был переведен на службу
      в с.Айкино Коми АССР. Батюшка сдал все дела и имущество приходскому совету и
      поехал к месту назначения. Однако в Котласе его догнала телеграмма,
      повелевающая служить на Туровце до Радоницы, а позже последовала телеграмма
      с приказом продолжить службу до особого распоряжения (которое поступило
      только через четыре с половиной года).
      Служение о.Модеста в эти годы было трудным.
      Так, например, 16 января 1959г. вечером на Туровец приехал участковый милиционер,
      который без предъявления документов на право проверки и обыска,
      потребовал приходно-расходные документы и сделал обыск в комнате о.Модеста.
      Взял 3100 рублей и просил приготовить еще. На вопрос отца Модеста:
      "Что это значит?", милиционер ответил, что поступили жалобы на неправильное
      расходование церковных средств.
      Зная, что у него все в порядке, о.Модест подал рапорт в епархию и попросил
      епархиальную канцелярию проверить церковные документы по приходу и расходу
      денежных средств, акты ревизионной комиссии. Таким образом, он смог защититься
      от клеветников. За помощью найти у праву на участкового, пришлось ехать
      в Архангельск.
      В результате в Туровец прибыли представители МВД области, Котласа и разобрались
      с незаконными действиями участкового и заставили возвратить деньги, что и было
      сделано.
      Вся эта история неблагоприятно сказалась на слабом после пребывания в заключении
      здоровье о.Модеста. Он заболел, как он пишет, "сердцем и нервами" и послал рапорт
      архимандриту Никандру 28 января 1959г. с просьбой отпустить его из Архангельской
      епархии, чтобы вернуться на свою родину в Кировскую епархию и ухаживать
      за престарелой матерью. Ему шли письма с приглашениями служить в различных
      храмах Кировской обл: г.Советска, сел Мутошкино, Великорецкого, Злобино,
      села Ямского Котласского р-на.
      Но разрешение на перевод не поступало, и о.Модест продолжал служить на Туровце.
      Народ любил это место и, невзирая на запреты, особенно в большие летние праздники
      (Троицы, Туровецкой Конной, Явления Божией Матери Одигитрии) собирался
      из окрестных мест в большом количестве.
      Кроме проведения служб, церковных обрядов крещения, венчания, отпевания,
      выполнение которых не приветствовалось, о.Модест, как настоятель, был
      ответственным и за всю финансово-хозяйственную деятельность храма.
      Согласно письму финотдела Котласского Райсовета депутатов от 21 января 1959г.,
      всем работникам храма, получающим заработную плату, необходимо было ежегодно
      сдавать заполненные декларации о доходах в установленный срок. Ответственным
      являлся настоятель. Во-время надо было платить и налоги.
      Отчетность перед епархией, служебная переписка занимала немало времени.
      В отпуск можно было ездить только по т.н. "отпускному билету". Сохранился
      такой билет, выданный о.Модесту 20 апреля 1959г.
      Храм находился далеко в лесу, откуда трудно было доехать. О.Модест обращался
      с просьбой к уполномоченному по Архангельской обл. разрешить купить лошадь.
      Ответ был таков: "Покупку лошади разрешить не могу, т.к. сенокосных участков
      Вам не выделят и нечем будет ее кормить".

      Председатель райисполкома был особенно зол на Церковь, гонял всех, запрещал
      ходить в церковь, поддерживать храм, запрещал давать муку для просфор.
      Приходилось всячески доставать, привозить. Однажды, когда скрытно везли муку
      в почтовой машине, ее заставили открыть и выгрузили муку прямо в лесу. Пришлось
      потом перевозить ее на тележке.
      Послушница Глафира Шарина рассказывала, что однажды на Туровец приехал
      председатель местного колхоза и стал требовать ключи от храма, сказав,
      что ему его передали, и он сделает там склад. Ключи ему не дали, а наутро она
      вместе с псаломщиком поехала в Москву, в Министерство по делам религии:
         "Приняли нас вежливо, я тому чиновнику всю ситуацию объяснила, Он куда-то
          сходил, принес бумаги и сказал, что
             "Есть закон, что у каждого священника должен быть только один храм,
              а у вас там два. Поэтому, один можно бы и передать, только не таким
              способом, как ваш председатель хотел бы сделать. Поезжайте домой,
              разберемся".
          Так, на какое-то время храм мы отстояли, не дали осквернить".

      После празднования Успения Божией Матери в августе, отслуженного о.Модестом
      в 1960г., от райисполкома поступило указание закрыть одну церковь.
      Так как деревянная летняя церковь требовала большого ремонта, решили служить
      в каменной церкви. В деревянную церковь был разрешен только вход вниз в кладовую.
      Поэтому монахини, жившие при церкви, хранили ключи, прятали их, не отдавали
      никому.
      Большое некогда село Туровец постепенно пришло в упадок. Многие жители подались
      в близлежащие города и поселки. Около храма в 1960-х гг. оставалось всего
      несколько жилых домов.
      Монахини жили впроголодь, питаясь в основном дарами леса. Прихожан было мало,
      т.к. ходить в церковь фактически запретили.
      Народ жил бедно, поделиться нечем, поэтому были рады любому сухарику.
      Батюшкам местные жители носили молоко, а порой они сами ходили за ним
      в близлежащую деревню Носыриха (Красная Гора), а то и просто чайку попить.
      Строгий и очень ответственный в церковных делах о.Модест был очень мягким,
      чутким человеком. Был он и добрым, отзывчивым. В его документах находятся две
      расписки прихожан, бравших лично у него в долг деньги по 300 руб.
      При о.Модесте были обновлены хозяйственные церковные постройки (дом для прихожан
      и дом для священника), причем в основном за счет недорого купленного дома
      в дер.Белые и пожертвованного имущества богатого жителя дер. Новинки.
      Прихожане полюбили батюшку, благодарностью отвечали на его любовь, заботу о них.
      Храм находился далеко в лесу. Люди собирались отовсюду, в основном пешком или
      на попутном транспорте (лошадях, машинах). Конечно, прихожане уставали,
      а впереди еще обратная дорога. Учитывая все это, заботливый батюшка за церковной
      оградой построил длинные столы со скамейками. Службы проходили долго, по всем
      правилам и заканчивались к обеду. После службы на столы ставили большие
      кипящие самовары, сразу три. Прихожане садились, доставали свои узелки с едой,
      пили чай, отдыхали, и, довольные, расходились по домам.
      В церковные праздники о.Модест обходил дома прихожан, живущих недалеко от храма
      "со славой". Для этого сначала необходимо было получить разрешение уполномоченного
      Батюшку встречали хлебом-солью.
      Одна из прихожанок, Валентина Андреевна Курилова, вспоминала слова о.Модеста,
      сказанные на проповедях в Туровецком храме:
         "Если мы верим в Бога, а ничего нет — мы ничего не теряем, если не верим,
          а есть — мы все потеряем". Задумайтесь, пожалуйста, над этими словами,
          насколько они мудры!!!"

      2 сентября 1961г. о.Модеста постигло большое горе — умерла его мать.
      О.Модест очень сокрушался о том, что его мечта о переводе в Кировскую епархию,
      и дать тем самым покой матери в последние годы ее жизни, так и не была
      удовлетворена.
      О.Модест был отмечен Патриархом Алексием церковными наградами
    Награды
      наперсный крест 
      Год награждения 1959 
      День 13 
      Месяц 4 
      Кем награжден Патриарх Алексий I 
      митра 
      Год награждения 1961 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ