Оболенский Георгий ФамилияОболенский Год рождения1873 День рождения20 Месяц рождения4 Место рожденияКурская губ., г.Старый Оскол священник
Из семьи псаломщика Покровской церкви Старого Оскола ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1893г.]
[1893-1920гг.]
[1920-1938гг.]
Курская губ., с.Комаревцево Год начала1890 День начала23 Месяц начала11 Год окончания1893 День окончания23 Месяц окончания3
После окончания духовного училища с 23 ноября 1890г. работал учителем школы
грамоты в с.Комаревцево.
Женился на дочери мещанина Анастасии Аркадьевне Сыромятниковой
Курская губ., Старооскольский у., с.Лебеди Должностьпсаломщик Год начала1893 День начала23 Месяц начала3
23 марта 1893г. был определен псаломщиком в село Лебеди Старооскольского уезда
и по совместительству учителем местной церковно-приходской школы.
Был возведен в сан диакона, позже в сан священника. Служил в Курской губ.
В семье о.Георгия родилась дочь Неонилла (до 1908г.) Курская губ., Щигровский у., с.Покровское, Знаменская церковь священник Должностьнастоятель, законоучитель в Панском начальном училище (с 01.10.1910г.) Год окончания1911 День окончания12 Месяц окончания6
В 1910г. был настоятелем вновь устроенной Знаменской церкви с.Покровское Щигровского уезда.
1 октября 1910г. утвержден в должности законоучителя в Панском начальном училище
(д.Панское Щигровского уезда) Курская губ., Тимский у., с.Рогозцы, Троицкая церковь священник Должность2-й священник Год начала1911 День начала13 Месяц начала6
13 апреля 1911г. перемещен на второе священническое место к Троицкой церкви
с.Рогозцы Тимского уезда.
Получил взыскание по определению Епархиального начальства от 39 июня 1911г.
"за нерадение и небрежность при исполнении своих служебных обязанностей",
сослан в Коренную пустынь сроком на 2 недели "для молитвы и очищения совести
перед духовником" Курская губ., г.Старый Оскол, Николо-Казанская церковь священник Год окончания1919
Курская губ., г.Старый Оскол Год ареста1919
Осенью 1919г. во время наступления войск Деникина красноармейцы вынуждены были
оставить Старый Оскол. С собой они взяли заложников из числа горожан. В группе
заложников, которых красноармейцы Особого отдела 13-й армии увели из Старого
Оскола, были о.Василий Иванов и о.Георгий Оболенский.
В начале 1920г. отец Георгий смог вернуться в Старый Оскол и продолжил служение
Курская губ., г.Старый Оскол, Николо-Казанская церковь священник Год начала1920 Месяц начала3
В марте 1920г. Курский епархиальный Совет определил о.Георгия Оболенского
к Николо-Казанскому храму г.Старого Оскола Курская губ., г.Старый Оскол, Ахтырская кладбищенская церковь священник Год окончания1933
К середине 1920-х годов о.Георгий уже служил в Ахтырской церкви.
В годы обновленческой смуты иерей Георгий остался верен Святому Православию Курская о., г.Старый Оскол, слобода Ездоцкая, Ильинская церковь священник Год начала1933 Год окончания1937
В Ильинской церкви о.Георгий служил до самого ареста.
Председатель Ездоцкого сельсовета А.Я.С. приложил немало усилий, чтобы закрыть
церковь в слободе, превратить здание храма в склад зерна.
Но церковная жизнь в Ездоцкой слободе продолжалась, верующие энергично
отстаивали свои права
набедренник Год награждения1926 Кем награжденмитрополит Курский Назарий
Награжден ко Дню Святой Пасхи "во внимание к его усердной и полезной Единой,
Неделимой, святой, Соборной, Апостольской, Истинной, Православной Русской
Церкви Божией службе" камилавка Год награждения1933 День25 Месяц9 Кем награжденепископ Старооскольский Митрофан (Русинов)
Награжден "за достойное служение Церкви Божией"
Курская губ., г.Старый Оскол Год ареста1937 День ареста25 Месяц ареста5
В начале апреля 1937г. о.Георгий зашел в сапожную мастерскую отдать в
починку разорвавшийся сапог, да и разговорился с сапожниками. Свидетелем, а
затем и участником разговора стал С., другой посетитель. Через месяц, когда
о.Георгия арестовали, С. стал главным свидетелем обвинения. Из показаний С.: "В начале апреля 1937г. я зашел в сапожную мастерскую... Там сидел отец Георгий Оболенский... Он читал сапожникам газету "Путь Октября" и что-то по ней объяснял... Я спросил Оболенского: "Вот вы, работники религиозного культа... Что же Вам-то дала Сталинская Конституция?" На это мне Оболенский ответил: "...Раньше религия преследовалась, сейчас по Новой конституции мы ведем беседы и сейчас у нас в церкви молящихся стало ходить не 2030 человек, а 200300". На мое заявление, что религия затуманивает массы, а церковники настроены контрреволюционно, Оболенский ответил: "Нет, церковники не контрреволюционны, а вот у вас, в партии, действительно укрываются контрреволюционеры". Тут Оболенский присутствующим стал внушать, что коммунисты тоже идут по указаниям религии. Он говорил: "Заповеди религии учат чтить отца и мать, и советские законы говорят об этом же. В Евангелии написано, чтобы не воевать, и Сталин ведет такую же линию...". Вся к/р агитация Оболенского сводилась к тому, чтобы дискредитировать коммунистов и вождей".
25 мая 1937г. в дом священника пришли сотрудники НКВД с обыском. Изъяли паспорт,
удостоверение личности, журнал "Церковные ведомости" за 1911 год и две книги:
"Сочинения" свт.Иннокентия и "Избранные мысли душеспасительных поучений"
Особое Совещание при НКВД СССР 09/01/1938 Обвинение"систематическая к/р агитация, направленная на дискредитацию ВКП(б) и ее членов и срыв мероприятий Соввласти, мобилизация церковного совета против превращения церкви в зерновой склад" Приговор5 лет ссылки в Вологодскую область
Дело Д.5710 архива УФСБ по Белгородской обл.
Первый допрос состоялся в день ареста:
" Вы систематически вели к/р агитацию, направленную на дискредитацию ВКП(б) и отдельных ее членов...
К/р агитации я нигде никогда не вел...
Вы даете ложные показания... Вы в начале апреля 1937г. в сапожной мастерской высказывали свои к/р взгляды по поводу новой Конституции...
В данной сапожной мастерской... я действительно был, но к/р агитации не вел... Я говорил: "Благодаря новой Конституции мы, служители культа, получили гражданские права наравне со всеми гражданами Советского Союза, и население стало смотреть на нас совершенно иначе... В церковь граждан стало ходить значительно больше..."
Одним из присутствующих в сапожной мастерской Вам было сделано замечание, что религия затемняет массы, а некоторые церковники настроены контрреволюционно. Что Вы ответили на это?
Нет, такого замечания и ему подобного мне никто не делал. Если бы кто и сделал такое замечание, я бы ответил, что религия абсолютно не затемняет народ, и церковники ничуть не настроены контрреволюционно".
Далее следователь зачитал показания свидетеля С. о "к/р агитации" о.Георгия в
сапожной мастерской. О.Георгий на это ответил: "Все, что Вы зачитали это ложь".
Свидетелем выступил и председатель сельсовета А.Я.С., который был рад воспользоваться
возможностью свести счеты с местным "попом". Он собрал все сплетни и слухи и
выложил их следователю. Он обвинил священника в "мобилизации церковного совета
против превращения храма в зерновой склад", в "покровительстве спекулянтам
церковными просфорами". Кроме того, А.Я.С. заявил: "Оболенский сумел внедрением религиозных предрассудков так к себе расположить верующих, что последние, в частности, Рукавицына Анна Ивановна, Устинов Иван Васильевич и др. ходят по домам граждан слободы Ездоцкой собирают подписи с целью ходатайства об освобождении ныне арестованного данного священника Оболенского, не имея на это никакого права. Причем в сторожке проживают три монашки, которые ходят по домам верующих и проводят беседы. В результате внедрения в массы религии в церковь людей стало ходить значительно больше, чем было в прошлые годы".
Свидетелем по делу священника стал, к немалому удивлению о.Георгия, диакон
Ездоцкой церкви, сослуживший батюшке несколько лет.
Он также обвинил о.Георгия в расположении к нему верующих, помогавших батюшке.
Лжесвидетель диакон говорил на следствии: "О.Георгий "очень хитрый и антисоветски настроенный... Кроме того, "Оболенский во время проскомидии вплоть до ареста всегда поминал арестованного за к/р деятельность архиепископа Онуфрия".
Также диакон дал повод для новых арестов, рассказав следствию, с кем священник
Оболенский был в хороших отношениях со священником слободы Ямской
о.Леонидом Астаниным и со священником слободы Стрелецкой о.Михаилом Павлюком. Впоследствии священник
Леонид Астанин был расстрелян в декабре 1937 года, а протоиерей Михаил Павлюк
умер в лагере в апреле 1942 года. Им обоим вменили в вину дружбу с арестованным
о.Георгием Оболенским.
Все обвинения о.Георгий отрицал, никого из своих знакомых на следствии не
упоминал, виновным себя не признал
Из обвинительного заключения: "Используя религиозные убеждения отсталой массы населения, проводит среди них к/р агитацию, направленную на дискредитацию компартии и отдельных ее членов. А также ведет агитацию на срыв проводимых мероприятий партии и правительства".
Курская (Белгородская) о., Старооскольский р., г.Валуйки, тюрьма Год начала1937 День начала25 Месяц начала5 Год окончания1938
Дальнейшая судьба о.Георгия Оболенского неизвестна
Использованы следующие материалы: Архив УФСБ по Белгородской обл. Д.5710; Холодова Е.В. Покровское на Тиму. Курск: Издательский Дом "Славянка" 2006. 110с. (Церковная летопись земли Курской. Вып.1) С.6970; Епархиальные распоряжения и известия за 1910 год.//КЕВ.1910.N 40. Ч.оф.С.412; Епархиальные распоряжения и известия за 1911 год.//КЕВ.1911.N 16. Ч.оф.С.172, Ч.оф.Л.272.