[back][up level][first][previous][next][last]
    Служение
      Елисаветградская епархия 
      епископ 
      Должность епископ Елисаветградский, викарий Херсоно-Одесской епархии, в.у. Херсонско-Одесской епархией 
      Год начала 1924 
      Месяц начала 1 
      Год окончания 1926 
      Находясь в ссылке в г.Харькове, епископ Онуфрий продолжал управление
      Елисаветградской кафедрой и временное управление Херсоно-Одесской (к 1926г. —
      Одесской) епархией.
      28 апреля/11 мая 1924г. епископ Онуфрий вместе с в.у. Харьковской епархией
      архиепископом Екатеринославским Иоанникием, епископом б.Уфимским Борисом
      (Шипулиным) и епископом Мелитопольским Сергием (Зверевым) в Мироносицком храме
      г.Харькова совершил хиротонию архимандрита Стефана (Андриашенко) во епископа
      Александровского, викария Екатеринославской епархии.
      В 1925г. в Харьков из Киева перешел, в связи с арестами викариев Киевской епархии,
      Всеукраинский центр православных епископов; в состав центра вошел и сам
      епископ Онуфрий (Гагалюк).
      Из показаний на допросе тайного курьера украинских епископов Г.А.Косткевича:
         
      "Всеукраинский центр был связан как с Всесоюзным [центром], так и с организациями
          на местах — по Украине. Связь с местными организациями была распределена
          среди членов центра, так что... Гагалюк, Руберовский и Седлецкий ведали
          Херсонщиной и Одесщиной... "
             [Зв3 (Вестник ПСТГУ. 2010. Сер.II. Вып.4(37). С.83.)].
      Епископ Онуфрий выступил также против григорианского раскола.
      Вместе с другими архиереями он подписал составленное 16 февраля/1 марта 1926г.
      епископом Прилуцким Василием (Зеленцовым) "Суждение" о раскольничьей
      деятельности архиепископа Григория (Яцковского) и единомысленных с ним архиереев
      [3 (С.443–444.)].
      27 февраля/12 марта 1926г. как епископ Елисаветградский, временно управляющий
      Одесской епархией, подписал "Обращение украинских православных иерархов
      к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя по вопросу об осуждении организаторов
      ВВЦС" [3 (С.445–446)].
      Писал статьи апологетического, поучительного и исторического характера, составившие
      три тома (общий объем 1062 машинописных страницы). Вел обширную переписку с
      духовными детьми и почитателями.
      В проповедях поучал людей всегда оставаться неизменно верными и преданными чадами
      Православной Церкви.
      Продолжал решительно бороться против раскольников-обновленцев, защищал чистоту
      Православия и единство Матери-Церкви, обращал заблудших на путь истины.
      Так, украинский обновленческий журнал сообщал об очередном циркуляре епископа
      Онуфрия, получившем широкое распространение:
         "Один священник с Украины обратился к митрополиту Сергию со следующим письмом:
              "Недавно ко мне попал циркуляр, рассылаемый епископом Харьковским
               Онуфрием, в котором изложены правила принятия в православную церковь
               отколовшихся от православия обновленцев... 1926г. , 1 сентября"".
                   [Зв3 (Украинский православный благовестник. 1927. N 3. С.1.)]
    Места проживания
      Харьков, Столярный пер., 11 
      Год окончания 1926 
      День окончания 12 
      Месяц окончания 10 
    Аресты
      Харьков 
      Год ареста 1926 
      Был арестован в Харькове, находясь в ссылке
    Осуждения
      Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
      05/11/1926 
      Обвинение "противодействие церковным расколам" 
      Приговор 3 года ссылки на Урал 
    Места заключения
      Харьков, тюрьма 
      Год начала 1926 
      Год окончания 1926 
      Москва, Бутырская тюрьма 
      Год начала 1926 
      Год окончания 1926 
      Месяц окончания 12 
      Во время следствия содержался в Харьковской, а потом в Бутырской тюрьмах
      Уральская о., Коми-Пермяцкий нац. окр., пос.Кудымкар (Пермский край, г.Кудымкар) 
      Год начала 1926 
      Месяц начала 12 
      Год окончания 1928 
      Месяц окончания 10 
      В декабре 1926г. выслан в Кудымкар.
      Епископу Онуфрию было запрещено участвовать в богослужениях, читать и петь
      на клиросе. Находясь в ссылке, он много писал на церковные темы. В одном
      из очерков он размышлял о смысле гонений на Церковь Христову (ссылках, тюрьмах):
          "Все это совершается не без воли Божией. Значит, в любое время они могут и
           окончиться, если сие будет угодно Богу. И за твердость ожидает нас венец
           жизни... Не нужно и думать о каком-либо самовольном изменении нашей участи
           в гонениях путем каких-либо компромиссов, сделок со своей совестью.
           Гонения — крест, возложенный на нас Самим Богом. И нужно нести его, быть
           верным долгу своему даже до смерти"

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ