Год поступления1891 Год окончания1895
Возможно, именно благодаря различию вероисповеданий отца и матери, у юного Валентина
рано пробудился интерес к религиозным вопросам.
В гимназические годы очень большое влияние на него оказал законоучитель Казанской
гимназии священник Молчанов (будущий Экзарх Грузии архиепископ Алексий II),
человек большой эрудиции, обладавший прекрасными ораторскими способностями
1-я Московская классическая гимназия
Год поступления1895 Год окончания1898
Когда Валентину было 15 лет, семья Свенцицких переехала в Москву, где Валентин
учился сначала в 1-ой Московской классической гимназии, затем в частной гимназии
Креймана
Московская частная гимназия Креймана
Год поступления1900 Год окончания1903
Московский университет, историко-филологический факультет
Год поступления1903 Год окончания1907
После окончания частной гимназии в 1903г. был зачислен на историко-филологический
факультет Московского университета. Той же осенью вступил в Историко-филологическое
студенческое общество при университете (руководитель профессор С.Н.Трубецкой),
стал инициатором открытия секции истории религии (председатель С.А.Котляревский)
Москва Год окончания1909
Промыслом Божиим молодой Свенцицкий попадает в круг мыслящих, ищущих Правды Божией
людей, с именами которых связано развитие русской религиозно-философской мысли
В числе его друзей и близких знакомых были Владимир Эрн, Павел Флоренский,
Сергей Булгаков, Николай Бердяев, Андрей Белый, князь Евгений Трубецкой, Александр
Ельчанинов. События 1905г. увлекли В.П.Свенцицкого. Он организует нелегальное общество
"Христианское братство борьбы", куда входили также П.Флоренский, В.Эрн, А.Ельчанинов,
и пишет его программу.
В ряде статей 19061907гг. он проповедует христианский социализм и общественную
собственность. В эти же годы Свенцицкий начинает выступать в "Религиозно-философском
обществе памяти Владимира Соловьева" и Политехническом музее с лекциями на темы:
"Христианство и насилие", "Террор и бессмертие", "Атеизм и любовь" и т.п.
Выступления собирают большое количество слушателей.
Сила его убеждения была покоряющей. И в молодые годы, и впоследствии В.П.Свенцицкий
умел необыкновенно влиять своим словом на людей и в лекциях, и в проповедях, и
в частных беседах. В.П.Свенцицкий сотрудничает в сборниках "Свободная совесть", "Вопросы религии",
публикует статьи о творчестве Ф.М.Достоевского, Н.Клюева, Г.Ибсена, пишет рассказы,
повести, драмы. При содействии С.Н.Булгакова участвовал в издании "Религиозно-общественной
библиотеки". В интеллигентной Москве Свенцицкого уже знают, о нем говорят. Выступает Свенцицкий
и в Петербурге, а также сотрудничает в издании журнала "Новая земля". Он пишет книгу
"Второе распятие Христа". Книга была напечатана, но с множеством пропусков, замененных
многоточиями, а вскоре изъята совсем. В 1908г. выходит книга В.П.Свенцицкого "Антихрист, или Записки странного человека".
Издание этих двух книг, сложные драмы в личной жизни, осуждение со стороны близких
друзей, исключение из "Религиозно-философского общества" привели В.П.Свенцицкого
к состоянию глубокого духовного кризиса. Эти трудные годы привели мятущегося интеллигента к переосмыслению
всей предыдущей жизни, стали отправной точкой на пути к нравственному очищению
через боль страдания и глубокое покаяние. Выбор был сделан. Свенцицкий отказывается
от социалистических идей и с тех пор их неизменно критикует. Оставив все
"мудрствование", он всецело предает свою жизнь Христу и Его Церкви. В 1911 году познакомился со своей будущей женой Евгенией, дочерью священника
Сергия Краснова Кавказ
В начале 1910-х годов Валентин Павлович едет на Кавказ,
желая своими глазами увидеть монахов-отшельников, прикоснуться к православной
святости. Это удается ему вполне, и вскоре в 1915г., под впечатлением поездки
на Кавказ он пишет книгу "Граждане неба. Мое путешествие к пустынникам Кавказских
гор", пронизанную глубоким пониманием сути христианской жизни и христианского
подвига. Важнейшим событием по возвращении стало его тесное общение с великим
оптинским старцем иеросхимонахом Анатолием (Потаповым). От него Валентин Павлович
принял благословение учиться непрестанной молитве и другим духовным деланиям,
свойственным, в основном, монашеству