[back][up level][first][previous][next][last]
    Служение
      Благовещенская (с 1945г. Хабаровская и Владивостокская) епархия 
      епископ 
      Должность епископ Хабаровский, викарий Благовещенской епархии 
      Год начала 1925 
      К 1925 году на территории Хабаровского края 20 приходов и 27 приписанных к ним
      клириков уклонились в обновленчество. Верными Патриаршей Церкви остались
      21 приход и чуть более 30 священнослужителей и монахов.
      Для укрепления Православия на Дальнем Востоке в 1925г. была учреждена Хабаровская
      викарная кафедра Благовещенской епархии, просуществовавшая до 1933г., до времени
      закрытия в Приамурье последнего храма.
      По данным М.Губонина [2],
      Преосвященный Трофим в 1925г. занимал Хабаровскую кафедру.
      Возможно, получив назначение, он не мог приехать в Хабаровский край и управлять
      епархией.
      3 апреля 1926г. на Хабаровскую кафедру был назначен епископ Никифор (Ефимов)
      Ижевская и Удмуртская епархия 
      епископ 
      Должность управляющий 
      Год начала 1926 
      Год окончания 1926 
      По данным М.Губонина [2]:
        После Хабаровской кафедры епископ Трофим занимал Ижевскую, Воткинскую (в.у.),
      кафедры, затем Ковровскую (в.у.) кафедру
      Владимирская и Суздальская епархия 
      епископ 
      Должность епископ Ковровский (временно управляющий) 
      Год начала 1925 
      Год окончания 1926 
      Краснодарская и Кубанская епархия 
      епископ 
      Должность управляющий епархией 
      Год начала 1926 
      Год окончания 1926 
      По данным М.Губонина [2]:
      В 1926г. занимал Краснодарскую и Кубанскую (не позднее 7/20 августа 1926г.)
      кафедру.
      Эту кафедру владыка мог занимать либо до, либо после 2 апреля 1926г.:
      2 апреля 1926г. он подписал в поддержку действий митр.Сергия в связи
      с григорианским расколом известное "Суждение двадцати пяти архипастырей
      по поводу раздорнической деятельности "григорианцев" (ВВЦС) и канонических
      мер прещения, предпринятых против них со стороны Заместителя Патриаршего
      Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия" [6] (Aeou. N.449–450).
      Его подпись: "Епископ Трофим", в отличие от других подписавших "Суждение"
      архиереев, не содержит указания на занимаемую кафедру и стоит особняком:
      это позволяет говорить о том, что в начале апреля 1926г. преосвященный
      находился в Москве без дел управления [6]
    Места проживания
      Москва 
      Год окончания 1926 
    Аресты
      Москва 
      Год ареста 1926 
    Осуждения
      ././1926 
      Обвинение "религиозная деятельность" 
      Приговор бессрочная административная высылка на Север 
      Материалы следственного дела за 1937г. свидетельствуют, что преосвященный
      Трофим осенью 1926г. органами ОГПУ был "административно выслан из Москвы
      за религиозную деятельность" на Север [6] (Архив УФСБ РФ по Республике Карелия.
      Д.П-12581.).
      В анкете 1937г., в графе о репрессиях, нет сведений о статье, по которой обвинялся
      епископ Трофим в 1926г., о приговоре и вынесшем его органе, о конкретном сроке ссылки,
      о пересмотрах дела и добавлении срока, следовательно, он был выслан органами
      ОГПУ "в административном порядке" в бессрочную ссылку [6].
      Остается неизвестным, за что конкретно епископ Трофим так часто высылался,
      с переменой мест ссылки, и в чем заключалась та "религиозная деятельность",
      за которую он навсегда был вычеркнут из активной церковной жизни.
      Можно лишь предположить, что, поскольку речь идет о периоде после апреля,
      а вероятно и после августа 1926г., что владыка мог быть одним из тех
      72 архиереев, которые осенью 1926г. приняли участие в попытке заочного, через сбор подписей архиереев, избрания
      на Патриарший Престол митрополита Казанского Кирилла (Смирнова) [6]
    Места заключения
      Карельская АССР, Заонежский р., Толвуйский с/с, с.Масельская гора, 9/9 
      Год начала 1927 
      Год окончания 1937 
      День окончания 27 
      Месяц окончания 7 
      С июня 1927г. епископ Трофим находился в ссылке в д.Масельская Гора
      Толвуйского сельсовета Заонежского района Карельской АССР. (Медвежьегорский р.
      Республики Карелия), примерно на 200 км севернее Петрозаводска.
      Последним местом служения епископа Трофима каталог М.Губонина называет
      Благовещенскую кафедру, каковой он якобы временно управлял в 1930–1931 годах.
      Эти данные недостоверны.
      Они противоречит известным данным о назначении на Благовещенскую епархию
      12 сентября 1930г. епископа Иннокентия (Тихонова) [6].
      В Масельской Горе епископ Трофим проживал на квартире у крестьянина Федора
      Петровича Антонова; большую часть средств он получал денежными почтовыми
      переводами и посылками с продуктами и другими необходимыми для жизни предметами
      из разных мест и городов Советского Союза от знакомых и незнакомых лиц,
      имена которых на допросах в 1937г. он не назвал.
      Количество присылаемого было достаточным для того, чтобы не только
      обеспечивать себя в течение десяти лет, но и поддерживать материально хозяина
      квартиры и многих близких верующих.
      Владыка вел тайную переписку с рядом адресатов в Москве, Киеве и др., отсылая
      письма не через местное почтовое отделение, а передавая их с оказиями в другие
      местности для последующей отправки.
      Получаемые таким же образом (через оказии) или же через третьих лиц (на которых
      адресовалась переписка) письма владыка тщательно прятал.
      К владыке приезжали "неизвестные лица" из Москвы, Ленинграда, Петрозаводска.
      Таким образом, властям не удалось полностью изолировать преосвященного
      от связи с церковным сообществом, однако с кем конкретно — не известно.
      Доверенные владыки привезли ему в ссылку церковные книги, богослужебную утварь,
      облачения, священные сосуды (вероятно, ту "богатую ризницу", о которой
      сообщал митр. Мануил).
      Владыка совершал келейные богослужения, — вероятно, с участием близких верующих.
      В деле нет точных сведений об организации епископом Трофимом своей общины
      верующих; стремясь обезопасить местных священников и прихожан
      от обвинений в связи со ссыльным, он не посещал местный храм,
      следствию не удалось обвинить его и в организации "сборищ" на дому.
      Однако из дела видно, что у владыки сформировался круг близких священнослужителей
      и мирян, бывавших у него в квартире, которым он помогал материально,
      вел духовные беседы и проч.
      Большинство священников, служивших в Заонежье, являлись выпускниками
      Олонецкой духовной семинарии, церковная община в этом районе
      была достаточно сильна. Это не могло остаться не замеченным местными
      органами НКВД.
      В июле 1937г. начались аресты заонежского духовенства

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ