[back][up level][first][previous][next][last]
    Фамарь (Марджанова Тамара Александровна) 
    Год рождения 1869 
    День рождения 1 
    Месяц рождения 4 
    Место рождения Тифлисская губ., Телавский у., с.Кварели (Грузия, г.Кварели) 
    схиигумения 
    Княжна, по матери — из княжеского рода Чавчавадзе. Ее мать Елизавета Соломоновна
    была дочерью князя Соломона Чавчавадзе.
    Отец — потомственный дворянин Кутаисской губернии, подполковник Александр Андреевич
    Марджанов (русифицированная грузинская фамилия Марджанишвили).
    В семье, кроме Тамары, были дети: Константин, София, Мария, Нина.
    Духовником ее (и по-видимому ее семьи) был священноинок со Старого Афона о.Иессей.
    Отец семейства Александр Андреевич Марджанов в сражении с турками получил тяжелое
    ранение в горло, безуспешно лечился у знаменитых врачей и через год, в 1881г.
    скончался.
    Мать Елизавета Соломоновна, устроив сына Константина в 1-ю Тифлисскую
    гимназию, уехала с детьми в родовое имение Кварели
    Фотографии[1] [2] [3] [4] [5] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1889г.] [1889-1891гг.] [1891-1899гг.] [1899-1902гг.] [1902-1916гг.] [1916-1934гг.] [1934-1936гг.]
      Образование
        Закавказский девичий институт
        Тамара Марджанова окончила Закавказский девичий институт
      Места проживания
        Тифлисская губ., Телавский у., с.Кварели (Грузия, г.Кварели) 
        Год начала 1888 
        Год окончания 1889 
        Месяц окончания 12 
        В 1888г., в один год с дочерьми Марией и Ниной, умерла мать Тамары
        Елизавета Соломоновна.
        После окончания института осиротевшая Тамара с сестрой Софией жила в родовом
        имении Кварели.
        Обладая прекрасным голосом и музыкальными способностями, Тамара готовилась
        поступать в Петербургскую консерваторию.
        Музыкально одаренной, красивой, благовоспитанной девушке, принадлежавшей к высшему
        слою общества, намечался путь светский жизни. Она привлекла внимание одного из
        лучших женихов Грузии. Но Богу было угодно призвать ее к иноческой жизни.
        Откровение об уготованном ей особом пути жизни она получила при посещении
        Бодбийского монастыря св.Нины.
        Древний Бодбийский монастырь в Кахетии, где покоились мощи св.Нины, просветительницы
        Грузии, был возобновлен по инициативе Экзарха Грузии архиепископа Палладия (Раева),
        ходатайствовавшего об этом перед св.Синодом в мае 1888г.
        В феврале 1889г. последовало определение св.Синода об учреждении Бодбийского
        монастыря, и 7 мая 1889г. обитель была торжественно открыта.
        В мае 1889г., по приглашению тети, родной сестры матери, Тамара с сестрой Софией
        приехали к тете в г.Сигнах, в двух верстах от означенной обители.
        На второй день после приезда обе сестры отправились в монастырь ко всенощной.
        Как только Тамара вошла в церковь, в душе ее произошел какой-то внезапный переворо,
        как впоследствии заметил будущий биограф схиигумении Фамари епископ Арсений (Жадановский),
        Фамарь "ехала в обитель светской, а домой возвратилась по настроению инокиней".
        Летом 1889г. Тамара Марджанова с родными вновь посетила Бодбийский монастырь.
        Паломники были радушно приняты игуменьей Ювеналией (Ловинецкой). Тамара
        в этот приезд смогла лично сказать ей о своем желании поступить в монастырь и
        получила ответ, что ее поступление весьма желательно и дала ей при прощании две
        книги: "Душеполезные поучения" Аввы Дорофея и жизнеописание преподобного Серафима
      Служение
        Тифлисская губ., Сигнахский у. (Грузия, Сигнахский р.), с.Кедели, Бодбийский женский монастырь во имя св.равноап.Нины, просветительницы Грузии 
        Должность  послушница, певчая, келейница и письмоводительница игумении, регент монастырского хора, учитель пения в монастырской школе 
        Год начала 1889 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1891 
        День окончания 6 
        Месяц окончания 12 
        Послушница Тамара была первой грузинской девушкой, вступившей в обитель в год
        возобновления монастыря.
        Игумения Ювеналия (Ловинецкая) приблизила к себе двадцатилетнюю послушницу, поместила
        ее в своей келье, окружила ее материнской заботой и приучала к различным
        послушаниям — клиросному, канцелярскому.
        Ревность юной послушницы была столь велика, что она, по примеру отцов-пустынников
        решила в прилегающих к обители горах ископать себе пещеру и перейти в нее, чтобы
        жить и спасаться, и, уговорившись с такими же, как она, пылкими сестрами, приступила
        к осуществлению своего намерения. Однако мудрая настоятельница, узнав об этом,
        запретила своим духовным детям продолжать несоразмерные силам новоначальные подвиги.
        Послушница Тамара Марджанова несла вначале послушание певчей, а затем письмоводительницы
        Послушница Тамара преподавала пение в монастырской школе.
        В первый же год существования обители в ней была открыта одноклассная школа,
        вскоре преобразованная во второклассную и давала ученицам образование почти
        в объеме женского епархиального училища.
        Здесь были собраны девочки со всех концов Кавказа, половина учениц содержалась
        за счет обители.
        Впоследствии Бодбийское училище стало выпускать учительниц для начальных школ
      Рукоположение
        рясофор 
        1891 
        День 6 
        Месяц 12 
        Место Тифлисская губ., Бодбийский монастырь св.равноап.Нины, просветительницы Грузии 
      Служение
        Тифлисская губ., Сигнахский у. (Грузия, Сигнахский р.), с.Кедели, Бодбийский женский монастырь во имя св.равноап.Нины, просветительницы Грузии 
        Должность  рясофорная послушница, келейница и письмоводительница игумении, регент монастырского хора 
        Год начала 1891 
        День начала 6 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1899 
        День окончания 24 
        Месяц окончания 10 
        Монастырский храм требовал ремонта, пол, двери и окна в нем прогнили. Настоятельница
        и сестры терпели лишения во всем: недоставало ни провизии, ни денег.
        Схиигумения Фамарь впоследствии вспоминала:
            "Однажды, когда особенно ощущался во все недостаток, мы с матушкой Ювеналией
             пошли в храм помолиться о ниспослании нам свыше помощи. Стоим и плачем...
             Вдруг отравляющаяся на почту сестра подает для засвидетельствования повестку
             на двести рублей. Деньги оказались от батюшки отца Иоанна Кронштадтского,
             который писал матушке:
                 "Приимите, посылаю, родная, на крайние нужды двести рублей".
             Это случилось тем более неожиданно, что до сего времени у нас не было
             ни знакомства, ни переписки с отцом Иоанном. Очевидно, он сам провидел духом,
             что где-то на Кавказе, во вновь формируемом женском монастыре сестры
             бедствуют, и для поддержки их послал свою лепту... ".
        В первую же свою поездку в Петербург настоятельница, игумения Ювеналия (Ловинецкая)
        решила повидаться с Кронштадтским пастырем и лично поблагодарить его. Вместе
        с ней были ее келейницы Тамара и Ксения. Встреча произошла в Воскресенском монастыре.
        Схиигумения Фамарь впоследствии вспоминала:
            "В волнении и духовном трепете я спрашивала самое себя: "Неужели мне придется
             увидеть того отца Иоанна, о котором я так много слышала еще в детстве от
             своих близких, с восторгом называвших его великим чудотворцем и прозорливцем?...
             При словах матушки: "Батюшка, благословите — это мои келейные Ксения и Тамара", —
             отец Иоанн перекрестил меня, поцеловал в голову и сказал:
                  "Тамара-Тамара, благую часть избрала".
             Я была точно во сне от полученного благодатного утешения. Батюшка представился
             мне необыкновенно веселым, радостным и не простым священником, каких мы
             привыкли видеть, а одухотворенным, неземным...
             Скоро мы перешли в столовую. Тут он... обратился к игумении Бодбийского
             монастыря с таким требованием:
                  "Дайте мне свои кресты".
             Та сняла с себя три креста и подала ему, а он стал надевать их на мою шею,
             причем, держа меня за плечи и поворачивая во все стороны, шутливо говорил:
                  "Вот какая ты у меня игумения — посмотрите на нее!"
             Пошутив, приласкав и благословив всех, Кронштадтский пастырь "улетел" от нас...
             Долго потом мы сидели вокруг обеденного стола: вспоминая каждое словечко
             дорогого пастыря. На мой счет все говорили:
                  "Недаром отец Иоанн надел на тебя кресты — знать, быть тебе игуменией,
                   и понесешь три креста", —
              что действительно спустя много лет и случилось: мне пришлось быть настоятельницей
              трех обителей и таким образом подъять три тяжелых подвига".
        Новоначальной инокиней будущая схиигумения Фамарь была у о.Иоанна на общей исповеди
        в кронштадтском Андреевском соборе, воочию была свидетельницей совершенного
        им исцеления.
        В Бодбийском монастыре неоднократно служил ректор Тифлисской Духовной семинарии
        архимандрит Гермоген (Долганев).
        В начале монашеского пути он был духовником будущей схиигумении Фамари.
        Их письменное общение не прекращалось и после поставления его епископом
        в Саратовскую епархию
      Рукоположение
        мантия 
        Ювеналия 
        1899 
        День 24 
        Месяц 10 
        Место Тифлисская губ., Бодбийский монастырь св.равноап.Нины, просветительницы Грузии 
        Кто рукоположил Экзарх Грузии, архиепископ Флавиан (Городецкий) 
        24 октября 1899г. послушница Тамара была пострижена в мантию с именем Ювеналия
        самим Экзархом Грузии архиепископом Флавианом (Городецким); восприемницей была мать
        игумения.
        Возвращения послушницы Тамары из монастыря безуспешно ждал оставленный ею в миру
        жених. Получив известие о ее постриге, он вскоре умер от скоротечной чахотки.
        Это событие встревожило чуткую совесть новопостриженной монахини Ювеналии.
        После его смерти она писала своему духовному отцу архимандриту Гермогену (Долганеву):
             "Примите теперь мою исповедь... Теперь я могу говорить обо все как о
              прошедшем навеки, т.к. сегодня я получила известие, что человек, который
              причинил мне столько муки в продолжении этих десяти лет, но страдая сам
              гораздо больше меня, умер от скоротечной чахотки. Слава Богу за все, но
              меня ужасно мучает мысль, что, может быть, переворот в моей жизни так сильно
              повлиял на него и ускорил его смерть...
              Все наше общение с ним было в переписке, которую я не могла прервать, т.к.
              он меня умолял... Переписка была самого дружеского характера... Я запретила
              ему приезжать сюда... Не говорила я никогда матушке и переписывалась тайком...
              Помолитесь... я ужасно скорблю при мысли, что, может быть, я причина такой ранней
              смерти, но ведь я же иначе не могла поступать. Мне легче, что я смею обо
              всем написать Вам, как единственному духовному отцу, и уверена, что Вы
              помолитесь обо мне, чтобы Господь помог мне быть настоящей послушницей, что
              составляло единственную цель моей жизни с первого дня поступления"
      Служение
        Тифлисская губ., Сигнахский у. (Грузия, Сигнахский р.), с.Кедели, Бодбийский женский монастырь во имя св.равноап.Нины, просветительницы Грузии 
        монахиня 
        Год начала 1899 
        День начала 24 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1902 
        В Бодбийском монастыре будущая схиигумения Фамарь была одной из немногих трудниц
        "первого часа", разделила с матерью-настоятельницей и сестрами их скорби, лишения
        и самоотверженные труды. Георгиевский храм с усыпальницей св.Нины был обновлен.
        Вокруг монастыря была выстроена ограда, построены дома для настоятельницы и сестер,
        для монастырского причта, странноприимная, хозяйственные службы, трехэтажное
        здание монастырского училища, возведен новый теплый Никольский храм.
        В 1902г. настоятельница игумения Ювеналия (Ловинецкая) была назначена настоятельницей
        в Московский Рождественский монастырь.
        Монахиня Ювеналия (Марджанова), как самая близкая игумении, собиралась последовать ч
        за ней в Москву и уже стала собирать вещи.
        Однако вскоре последовало определение священноначалия о назначении монахини Ювеналии
        (Марджановой) настоятельницей Бодбийского монастыря.
        Попытки отклонить это назначение оказались тщетными.
        Усмотрев в совершившемся небесное желание святой равноапостольной Нины, игумения
        Ювеналия прекратила всякие хлопоты и по прошествии некоторого времени с честью
        стала управлять Бодбийской обителью, усмотрев в совершившемся небесное желание
        святой равноапостольной Нины
      Рукоположение
        игумения 
        1902 
        День 12 
        Месяц 10 
        Место Тифлисская губ., Бодбийский женский монастырь св.равноап.Нины 
        Кто рукоположил архиепископ Алексий (Опоцкий) 
        12 октября 1902г. монахиня Ювеналия (Марджанова) была возведена в сан игумении
        и назначена настоятельницей Бодбийской обители, а игумения Ювеналия (Ловинецкая)
        тем временем переведена в Москву
      Служение
        Тифлисская губ., Сигнахский у. (Грузия, Сигнахский р.), с.Кедели, Бодбийский женский монастырь во имя св.равноап.Нины, просветительницы Грузии 
        игумения 
        Должность  настоятельница 
        Год начала 1902 
        Год окончания 1906 
        Она вновь нашла поддержку у о.Иоанна Кронштадского, вдохнувшего в нее энергию,
        радость и благословившего ее первые шаги по управлению монастырем. О.Иоанн
        примером благодатного настроения, а главное молитвенным общением и наставлениями,
        немало способствовал развитию в ней духа ревности по Бозе.
        Не только батюшка Иоанн, но и другие высокие духовные лица ценили матушку за
        ее серьезность, деловитость, строго церковное православное направление и
        безукоризненную монашескую жизнь. Митрополиты Флавиан (Городецкий),
        Владимир (Богоявленский), Макарий (Невский), старцы — схиигумен Герман, иеросхимонах
        Анатолий Оптинский, Алексий Зосимовский и другие — знали ее и относились к ней с
        глубоким уважением. Но главным ее покровителем и, так сказать "идеалом" в жизни
        матушки явился преподобный Серафим Саровский. Жизнеописание последнего было первой
        книгой духовно-нравственного содержания, которую она прочитала в обители. Облик
        старца произвел на нее чарующее впечатление, и она возымела к нему необычайную
        любовь, еще до его прославления и преподобный Серафим неоднократно являл ей и
        сестрам ее обители свою милость.
        Школьное дело в годы настоятельства игумении Ювеналии (Марджановой) развивалось;
        многие дворянские семьи стремились определить в Бодбийское училище своих дочерей.
        Осенью 1905г. предполагалось открыть школу за оградой монастыря для приходящих детей
        из ближайших селений, но из-за общественной смуты 1905–1907гг. это было отложено.
        До перевода в Москву в начале 1906г. в Бодбийском монастыре нередко
        служил и проповедовал протоиерей Иоанн Восторгов. Игумения Ювеналия писала
        епископу Гермогену (Долганеву):
              "Уход его горько отразился на нашей школе"
        Новгородская губ., Новгородский у. (Новгородская о., Чудовский р.), с.Званка, Званский Знаменский женский монастырь 
        игумения 
        Год начала 1906 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1906 
        Месяц окончания 8 
        В марте 1906г. игумения Ювеналия была перемещена в Званский Знаменский монастырь
        Новгородской епархии и в августе 1906г. возвращена на прежнее место служения
        Тифлисская губ., Сигнахский у. (Грузия, Сигнахский р.), с.Кедели, Бодбийский женский монастырь во имя св.равноап.Нины, просветительницы Грузии 
        игумения 
        Должность  настоятельница, заведующая монастырской второклассной школой(с 27.03.1907г.) 
        Год начала 1906 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1907 
        День окончания 11 
        Месяц окончания 12 
        27 марта 1907г. игумения Ювеналия была назначена заведующей монастырской
        второклассной школы. школы. Она имела планы устроить в приморском селении
        под Батуми подворье с церковью, школой и санаторием, но эти планы не успели
        осуществиться.
        В 1905–1907гг. горцы часто совершали нападения на крестьян, живших в окрестностях
        Бодбийского монастыря, и игумения Ювеналия брала обижаемых под свою защиту.
        27 ноября 1907г. "революционно" настроенные горцы обстреляли экипаж, в котором
        матушка вместе со своими спутницами выехала из Тифлиса в обитель.
        Все они были спасены от смерти заступничеством преподобного Серафима Саровского,
        чудотворный образ которого матушка держала у себя на груди и к которому во время
        обстрела громко взывала: "Преподобне отче Серафиме, спаси нас!".
        Чтобы оградить жизнь игумении от опасности, многие иерархи стали ходатайствовать
        о переводе ее в Москву, среди них был духовный отец матушки Преосвященный
        Гермоген (Долганев). Покидая родную Грузию, чтобы послужить Богу и ближним
        в далекой России, матушка благодарила его за отеческую заботу и просила
        архипастырского благословения в путь
        Москва, Владычне-Покровская епархиальная община сестер милосердия 
        игумения 
        Должность  настоятельница 
        Год начала 1907 
        День начала 11 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1910 
        11 декабря 1907г. игумения Ювеналия была назначена настоятельницей
        Владычне-Покровской епархиальной общины сестер милосердия.
        Покровская община не была монастырем, а только устроена по монастырскому образцу
        и управлялась игуменией. Насельницами общины были сестры милосердия, служившие
        безвозмездно больным в мирное время и раненым во время войны. При общине был
        детский приют, общеобразовательная и фельдшерская школы, аптека, приемный покой
        и шелководня.
        Матушка писала своему духовному отцу епископу Гермогену:
            "Временами кажется крест непосильным. Сознаю искренно, чистосердечно, что я
             со своими познаниями слишком ничтожна для такого большого дела, да и мне эта
             сутолока не по душе...".
        Сердце ее горело любовью к преподобному Серафиму, и в июне 1908г. матушка выехала
        из Москвы в Серафимо-Понетаевский монастырь с намерением устроиться в Царском
        скиту при этой обители, поблизости от Сарова.
        Молясь в День своего Ангела перед чудотворной иконой "Знамение" о том, чтобы
        Царица Небесная утвердила ее в скиту, она услышала глас, который потом неоднократно
        повторялся: "Нет, ты здесь не останешься, а устраивай сама скит не только себе,
        но и другим".
        Приняв все бывшее с ней за простое искушение, матушка возвратилась в Москву и
        принялась приводить в порядок дела для сдачи их Покровской Общине.
        Страшась совершить такой важный шаг без благословения старца, она поехала
        в Смоленскую Зосимову пустынь к затворнику, зосимовскому старцу отцу
        Алексию (Соловьеву). Старец решительно воспротивился ее решению удалиться
        на покой и благословил устраивать скит, куда она будет время от времени удаляться,
        а затем и совсем переедет. Старец ей сказал:
            "Царица Небесная Сама и место изберет, и средства даст, и духовно устроит.
             Ты будешь только Ее служкой, орудием... ".
        Пророческие слова святого старца в точности исполнились в последующие 10 лет
        Московская губ., Подольский у. (Московская о., Домодедовский р.), с.Битягово (Воскресенское), Серафимо-Знаменский скит 
        игумения 
        Должность  настоятельница 
        Год начала 1910 
        День начала 27 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1916 
        Серафимо-Знаменский скит (закрытый в 1924г.) был основан 27 июля 1910г. в
        принадлежавшей Покровской общине лесной пустоши около подмосковного села Битягово.
        29 сентября 1912г. скит был освящен митрополитом Московским и Коломенским
        Владимиром (Богоявленским).
        Насельницы монастыря жили по строгому уставу, главным
        деланием сестер скита была молитва, от житейских попечений они были свободны.
        Матушка здесь начала опекать и духовно поддерживать других. К ней в скит часто
        приезжали будущие епископы Арсений (Жадановский) и Серафим (Звездинский). Когда
        по обстоятельствам времени всякий носящий духовный сан стал нежелательным гостем,
        она безбоязненно принимала его, не раз предостерегая от разного рода опасностей.
        В 1913г. игумения Ювеналия ходатайствовала об обращении Покровской общины в монастырь,
        и о назначении духовником сестер Общины иеромонаха Знаменского монастыря Ферапонта,
        В последующие годы духовником матушки и сестер основанного ею Серафимо-Знаменского
        скита стал епископ Серпуховский Арсений (Жадановский).
        С ним матушку соединило духовное сродство и общее понимание цели и смысла
        монашеской жизни. За оградой Серафимо-Знаменского скита для Владыки Арсения была
        построена киновия с домовой церковью, куда он иногда удалялся из Москвы, чтобы
        всецело отдаться молитве
      Рукоположение
        схиигумения 
        Фамарь 
        1916 
        День 21 
        Месяц 9 
        Кто рукоположил епископ Арсений (Жадановский) 
        21 сентября 1916г. от руки епископа Арсения (Жадановского) матушка приняла
        Великую схиму с именем Фамарь.
        Постриг в великую схиму ей за 20 лет до того предрек св.праведн. Иоанн Кронштадтский
      Служение
        Московская губ., Подольский у. (Московская о., Домодедовский р.), с.Битягово (Воскресенское), Серафимо-Знаменский скит 
        схиигумения 
        Должность  настоятельница 
        Год начала 1916 
        Год окончания 1924 
        Месяц окончания 7 
        По принятии схимы схигумения Фамарь, усилив аскетические подвиги, преимущественно
        жила в Серафимо-Знаменском скиту, причащаясь ежедневно Святых Христовых Таин.
        Когда в 1917г. началось в России повсеместное гонение на православную веру и
        изгнание монашествующих из обителей, Богом хранимый Серафимо-Знаменский скит
        существовал еще шесть лет.
        С Покровской общиной схиигумения Фамарь навсегда простилась в июле 1929г., сдав
        дела новой настоятельнице монахине Арсении (Рябининой).
        Хозяйственные службы скита находились поблизости на хуторе. Проживавшие на нем
        испытуемые трудницы назывались "скотницами". Общим послушанием для насельниц скита
        и трудниц на хуторе была работа на огороде.
        В сентябре 1923г. Подольский исполком принял решение о размещении в скиту
        Заборьевской больницы, и 5 ноября 1923г. больница заняла часть скитских зданий.
        Была предпринята попытка регистрации прихода, но в этом матушке и сестрам было
        отказано под предлогом того, что приход составляли одни монахини.
        Когда начальник милиции и больничный врач опечатывали церковь в скиту, матушка
        грозно сказала им:
             "Сейчас вы нас провожаете, но скоро мы вас будем провожать".
        Это дало повод завести на нее следственное дело.
        В июле 1924г. Серафимо-Знаменский скит был закрыт.
        Ликвидаторы скита были поражены бедностью изымаемого имущества. "Сколько мы ни
        разгоняли монастырей, такой скудости не видали", — говорили они. Священные сосуды
        в скиту были деревянные, драгоценных риз на иконах не было.
        Насельницы скита разъехались в разные места. Одни поселились в Марфо-Мариинской
        обители, другие в Серпухове, некоторых сестер приняла к себе в Аносину пустынь
        игумения Алипия (Таишева)
        Москва, Марфо-Мариинская обитель 
        схиигумения 
        Год начала 1924 
        Год окончания 1926 
        Матушка Фамарь некоторое время жила в Марфо-Мариинской обители. Вместе с Владыкой
        Арсением (Жадановским) они продолжали руководить жизнью сестер
        Московская о., Одинцовский р., ст.Перхушково Белорусской ж.д., пос.Трубачевка, тайный монастырь 
        схиигумения 
        Год начала 1926 
        Летом 1926г. схиигумения Фамарь в пос.Трубачевка у станции Перхушково Белорусской ж.д.
        сняла большую благоустроенную дачу и собрала около себя двенадцать скитянок.
        Тогда же епископ Арсений (Жадановский) был выслан из Московской губернии.
        Он проживал более года в Серафимо-Понетаевском монастыре. Схиигумения Фамарь
        приезжала в Серафимо-Понетаевский монастырь со своими духовными детьми, здесь были
        облечены в рясофор и пострижены в мантию сестры образовавшегося в Перхушкове
        тайного монастыря.
        Жизнь матушки и сестер проходила в молитве и трудах. На усадьбе стоял небольшой
        домик, в котором, строго подвизаясь, жил иеромонах Филарет (Постников).
        В моленной, устроенной в большом дачном доме, он служил Божественную литургию,
        и матушка ежедневно причащалась.
        В Перхушково схиигумения Фамарь руководила духовной жизнью боголюбивых девушек,
        живущих в миру, стала их духовной матерью и старицей.
        Сестры стегали одеяла и вышивали, и это рукоделие составляло их заработок
      Аресты
        Московская о., Одинцовский р., ст.Перхушково Белорусской ж.д., пос.Трубачевка 
        Год ареста 1931 
        Месяц ареста 6 
        28 декабря 1930г. семь инокинь и о.Филарет (Постников) были арестованы и
        заключены в Бутырскую тюрьму, а затем отправлены в лагеря и ссылку.
        В июне 1931г. была арестована схиигумения Фамарь с двумя сестрами
      Осуждения
        . /. /1931 
        Приговор  5 лет высылки в Сибирь 
      Места заключения
        Иркутская о., д.Усть-Уда 
        Год начала 1931 
        Год окончания 1934 
        Месяц окончания 2 
        Матушка была выслана в д.Усть-Уда на Ангаре, за 200 верст от Иркутска.
        В ссылке ее добровольно сопровождала послушница Анна Волкова.
        Условия их жизни в глухой сибирской деревне были очень тяжелые. Матушка писала
        из ссылки своей духовной дочери:
            "Живу в уголке за печкой, в полу дверь в погреб, да и за это Бога благодарю,
             хотя бы тут-то оставили!"
        Иркутск 
        Год начала 1934 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1934 
        Месяц окончания 9 
        В феврале 1934г. матушка Фамарь смогла переехать в Иркутск.
        Затем срок ее ссылки был сокращен, и она в сентябре 1934г. из ссылки была освобождена
        Из Сибири матушка вернулась с туберкулезом горла
      Места проживания
        Московская о., ст.Пионерская Белорусской ж.д. 
        Год начала 1934 
        Год окончания 1936 
        Тяжелобольная, матушка Фамарь с тремя сестрами поселилась в доме Орловых, недалеко
        от ст.Пионерская Белорусской ж.д. Почитатели и духовные дети не оставляли ее
        до самой кончины.
        В доме на ст.Пионерской матушку навещал епископ Арсений (Жадановский).
        Как-то он служил здесь на Пасху, и тогда крестный ход совершили внутри маленького
        дома.
        Матушка все более слабела от горловой чахотки
    Кончина
      1936 
      День 23 
      Месяц 6 
      Место Московская о., ст.Пионерская Белорусской ж.д. 
      Место захоронения Московская о., Серафимо-Знаменский скит 
      В день кончины 23 июня 1936г. епископ Арсений приобщил матушку Святых Христовых
      Таин. Он же совершил чин ее отпевания в доме Орловых.
      На погребение матушки собралось много народа, пришли ее духовные дети и скитянки.
      Она была похоронена в Москве, на Введенском (Немецком) кладбище, уч.14–4.
      Сороковой день по ее кончине пришелся на 1 августа, когда Церковь празднует
      обретение мощей св. прп.Серафима Саровского, небесного покровителя матушки.
      22 декабря 2016г. Священный Синод Грузинской Православной Церкви принял решение
      о канонизации преподобноисповедницы схиигумении Фамари.
      28 декабря 2017г. Св.Синод Русской Православной Церкви определил включить имя святой
      в месяцеслов Русской Православной Церкви, установив днем ее памяти 10/23 июня.
      13 июня 2018г. на Немецком (Введенском) кладбище г.Москвы состоялось обретение
      мощей преподобноисповедницы Фамари.
      Мощи ее в настоящее время почивают в основанном ею Серафимо-Знаменском скиту
    Канонизация
      Преподобноисповедница схиигумения Фамарь (Марджанова) 
      Дата 22/12/2016 
      Кем канонизирован Священный Синод Грузинской Православной Церкви 
      Тропарь преподобноисповеднице схиигумении Фамари, глас 5:
        Иверии благословенныя дщерь благородная,/
        восприимши дух великой Угодницы Божией Нины,/
        в годину гнева Господня/
        прошедши мужественне узилища и изгнания,/
        возсияла еси паче милосердием и любовию/
        утешительнице наша, мати Фамарь,/
        под кровом Пречистыя и старца Серафима/
        слезами создала еси монашеское пристанище/
        моли Всемогущего Бога/
        сохранити Иверию и Россию многострадальныя/
        верными Христу во веки.
      Кондак преподобноисповеднице схиигумении Фамари, глас 4:
        Яко крин благоуханный,/
        посреде пустыни безбожия/
        в земном Отечестве твоем процвела еси,/
        преподобныя мати Фамарь,/
        и подвиги воздержания исповеданием веры украсивши,/
        востекла еси к Небесному Жениху Христу,//
        Иже увенча тя красотою славы нетленныя
      Дни памяти
        1
          Собор новомучеников и исповедников Российских 
          Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02
        2
          Старый стиль 10.06 
          Новый стиль 23.06 
          день блаженной кончины (1936г.) 
    Публикации ->
      1.Житие епископа Серафима (Звездинского). Письма и проповеди. Paris: YMKA-Press, 1991. С.199.
      2.Схиигумения Фамарь/ Арсений (Жадановский), епископ. Воспоминания. М.: Изд-во ПСТБИ, 1995. С.104–149.
      3.Бобринская В.С. Жизнь священника Сергия Сидорова и его семьи. М., 1993. Машинопись.
      4.Серафимо-Дивеевские предания: Жития. Воспоминания. Письма. Церковные торжества/ Сост.А.Н.Стрижев. М. Паломник, 2001. С.575–576.
      5."Детки мои любимые...": Схиигумения Фамарь (княжна Марджанова). Воспоминания. Письма. Стихи. М.: Паломник, 2002.
      6.Голубцов С., протодиак. Введенское (Немецкое) кладбище. Православно-церковный некрополь: Краткий справочник-путеводитель по захоронениям духовных и церковных лиц. 2-е доп. изд. М.:Крутицкое подворье, 2005. С.10.
      7.Святая преподобноисповедница схиигуменья Фамарь. Жизнеописание/ Сост. И.И.Ковалева. М.: Сепфора, 2018. 36с. ил. С.3–33.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ