[back][up level][first][previous][next][last]
    Макарий (Васильев Кузьма Васильевич) 
    Год рождения 1871 
    День рождения 1 
    Месяц рождения 9 
    Место рождения Новгородская губ., Тихвинский у., Большегорская вол., д.Губа 
    схиепископ 
    По надписи на могильной плите родился 1 сентября 1871г.
    По другим данным — 5/17 сентября 1871г.
    Родился в крестьянской семье.
    Получил "домашнее образование".
    С юных лет стремился к монастырской жизни, но не сразу смог исполнить свое
    желание, так как штат всех монастырей епархии был заполнен и новых послушников
    в них не брали. Когда в 1894г. на месте упраздненной Макарьевской пустыни
    в 110 верстах от Hовгорода был учрежден новый миссионерский монастырь,
    он сразу устремился в него
    Фотографии[1] [2] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1900г.] [1900-1910гг.] [1910-1921гг.] [1923-1927гг.] [1927-1928гг.] [1928-1935гг.] [1935-1944гг.]
      Служение
        Новгородская губ., Новгородский у. (Ленинградская о., Тосненский р.), Макарьевский Воскресенский миссионерский монастырь (Макарьевская пустынь) 
        Должность послушник 
        Год начала 1894 
        Год окончания 1900 
      Рукоположение
        монах 
        Кирилл 
        1900 
        иеромонах 
        1901 
      Служение
        Новгородская губ., Новгородский у. (Ленинградская о., Тосненский р.), Макарьевский Воскресенский миссионерский монастырь (Макарьевская пустынь) 
        монах, иеродиакон, иеромонах 
        Должность настоятель с 1906г. 
        Год начала 1900 
        Год окончания 1910 
        После преобразования монастыря в общежительный и освобождения должности
        настоятеля братия единодушно избрала его на это место.
        19 августа 1906г. решение братии было утверждено Святейшим Синодом
      Рукоположение
        игумен 
        1910 
        День 11 
        Месяц 3 
      Служение
        Новгородская губ., Новгородский у. (Ленинградская о., Тосненский р.), Макарьевский Воскресенский миссионерский монастырь (Макарьевская пустынь) 
        игумен 
        Должность настоятель 
        Год начала 1906 
        День начала 19 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1921 
        Известность монастыря, число братии и богомольцев неуклонно возрастали.
        К о.Кириллу из разных мест, особенно из Петербурга,
        постоянно тянулись люди в поисках духовного утешения.
        Среди его почитателей был и епископ Андрей (Ухтомский).
        В 1919–1920гг. монастырь был преобразован в трудовую сельскохозяйственную артель
        "Земля и труд", однако богослужения в храмах продолжали совершаться, а
        в корпусах монастыря жили 30–40 насельников.
        Весной 1922г. в период кампании по "изъятию церковных ценностей" игумен
        Кирилл призвал верующих к защите главной святыни обители — раки с мощами
        прп.Макария — "до последней возможности, даже до крови".
        Настоятелю и братии удалось скрыть от "изъятия" множество драгоценной церковной
        утвари и священных предметов.
        После возникновения обновленческого раскола игумен Кирилл занял строго православную
        позицию, не признал ВЦУ раскольников.
        Он явился руководителем так называемого "автокефального движения" в Новгородской епархии.
        Сами обновленцы даже свидетельствовали позже [Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. С.160]:
             "[Макарьевская пустынь] оказалась единственным [преувеличение, что единственным]
              очагом "тихоновщины" в Новгородской епархии... Монахи этой пустыни отказались
              от каких-либо компромиссов с носителями зловредных новшеств. Настоятель
              пустыни архимандрит Кирилл держался строго православной позиции".
        В годы церковного лихолетья и обновленческого разгула епископ Андрей (Ухтомский)
        предложил стать о.Кириллу добрым епископом, на что последовало его согласие
      Рукоположение
        епископ 
        1923 
        День 3 
        Месяц 6 
        Кто рукоположил епископ Андрей (Ухтомский) 
        Рукоположен 21 мая/3 июня 1923г. во епископа Макарьевского, викария Новгородской
        епархии [РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.218. Л.43об-44.].
        Хиротония была тайно совершена в Макарьевской пустыни православными викарными
        епископами Уфимской епархии: епископом Бирским Трофимом (Якобчуком) и епископом
        Аскинским Серафимом (Афанасьевым, впосл. Трофимовым).
        Хиротония была совершена с благословения временно управляющего Новгородской
        автокефалией епископа Крестецкого Серафима (Велицкого) по поручению епископа
        Андрея (Ухтомского), в соответствии с просьбой православных Новгородской епархии.
        Это событие произошло в период временного самоуправления Новгородской православной
        епархии (т.н. автокефалии) с ведома и согласия епископа Крестецкого Серафима
        (Велицкого) как "Временно Управляющего Новгородской епархией по благословению
        Митрополита Арсения (Стадницкого)".
        Епископ Серафим (Велицкий), находившийся под домашним арестом, поручил просить
        о помощи в совершении тайных хиротоний находившегося в середине мая в Москве,
        выпущенного из Бутырской тюрьмы для выезда в ташкентскую ссылку епископа
        Андрея (Ухтомского).
        Не позднее 17 мая 1923г. для встречи с епископом Андреем в Москву прибыли православные
        уфимские викарии: епископ Бирский Трофим (Якобчук), бывший насельник Макарьевской пустыни, и
        и епископ Аскинский Серафим (Афанасьев, он же позже Трофимов).
        Немногим раньше, 15 мая епископу Андрею удалось несколько минут поговорить со
        св.Патриархом Тихоном, находившимся под домашним арестом в Донском монастыре.
        В ходе разговора Святейший одобрил все хиротонии, уже совершенные для Уфимской
        епархии, и благословил продолжать посвящать епископов, верных православию.
        Получив обращение из Новгорода (возможно, переданное игуменом Кириллом, которого
        епископ Андрей знал и почитал), Преосвященный Андрей, как временно управляющий
        Уфимской православной (автокефальной) епархии, благословил находившимся в Москве
        уфимским викариям совершить хиротонию для Новгородской епархии, а сам выехал
        в Ташкент.
        В это время уфимские епископы Трофим Бирский и Серафим Аскинский уже выехали
        в Новгородскую епархию, где 21 мая/3 июня 1923г. при служении в Макарьевской
        пустыни рукоположили игумена Кирилла (Васильева) во епископа Макарьевского.
        По сведениям, требующим подтверждения, игумен Кирилл был незадолго до хиротонии
        епископом Серафимом (Велицким) возведен в сан архимандрита.
        27 мая/9 июня 1923г. епископы Трофим Бирский и Кирилл Макарьевский тайно, за
        ранней литургией совершили в Юрьевом монастыре, близ Новгорода, вторую хиротонию
        для Новгородской автокефалии — архимандрита Иоанникия (Сперанского) во епископа
        Старорусского.
        Узнав об освобождения Святейшего, епископ Серафим (Велицкий) в июле 1923г.
        направил ему рапорт [РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.218. Л.316об.]:
             "Православными епископами, прибывшими (из Уфимской епархии) Трофимом Бирским
              и Серафимом Аскинским по согласию на поставление с ведома моего... поставлены
              во епископов: Кирилл, архимандрит Макарьевской пустыни, достойный и ревностный
              муж, пользующийся уважением всего окрестного населения и всего монашества,
              молитвенник и поборник за веру Христову, для Макарьевской пустыни" и
              архимандрит Иоанникий (Сперанский) — для г.Старой Руссы;
              епископ Серафим просил признать совершенные хиротонии и принять новых епископов
              в общение".
        Рапорт епископа Серафима доставил св.Патриарху уполномоченный духовенства и мирян
        г.Новгорода игумен Сергий, наместник Новгородского Юрьева монастыря, в котором
        происходила вторая хиротония.
        Игумен Сергий в своем рапорте Святейшему от 11/24 июля 1923г., изложил некоторые
        подробности совершенных хиротоний и подтвердил [РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.218. Л.43об-44]:
             "21 мая (ст.ст.) 1923г. состоялась в Макарьевской пустыни хиротония местного
              игумена Кирилла во епископа Макарьевского, совершенная викарием Уфимской
              епархии Трофимом с участием какого-то другого епископа,
              а 27 того же мая (ст.ст.) в Юрьевском монастыре тайно, за ранней литургией,
              состоялась хиротония бывшего архимандрита Антониева монастыря Иоанникия
              во епископа Старорусского, совершенная названными двумя епископами Трофимом
              и Кириллом, по благословению преосвященного Серафима, епископа Крестецкого".
        Св.Патриарх Тихон утвердил обе хиротонии.
        Исходя из вышесказанного дата хиротонии епископа Макария указана неверно в большинстве
        источников:
        В Православной Энциклопедии [14] неверно указано что хиротония епископа
        Кирилла была совершена 4 апреля 1923г. архиепископом Андреем (Ухтомским).
        Также неверны и данные [1] митр.Мануила (Лемешевского) о том, хиротония епископа Кирилла
        была совершена"летом (в марте?)" епископами Андреем (Ухтомским), Михеем (Алексеевым),
        бывшим Уфимским, и Ижевским Стефаном (Бехом) — во епископа Любанского.
        Вслед за митр.Мануилом неверные сведения приведены как в современных каталогах
        архиереев РПЦ (Акты. С.977; История Русской Церкви. М., 1997. Т.9. С.745; История
        иерархии. С.283), так и в отдельных исследованиях (Зеленогорский М.Л. Жизнь и
        деятельность архиепископа Андрея (князя Ухтомского)).
        На самом деле, правильная дата хиротонии 3 июня (н.ст.) 1924г.
      Служение
        Новгородская епархия 
        епископ 
        Должность епископ Макарьевский, викарий Hовгородская епархии 
        Год начала 1923 
        День начала 4 
        Месяц начала 4 
        Год окончания 1924 
        Епископ Кирилл проживал в Макарьевском монастыре, существовавшим под видом
        с/х артели вплоть до своего ареста.
        Нелегально ездил на какое-то время в Петроград, останавливаясь там у своих
        многочисленных почитателей.
        В июне 1924г. по подозрению в копировании, хранении и распространении
        по губернии "контрреволюционных" сочинений, в том числе воззваний св.Патриарха
        Тихона, Макарьевский монастырь подвергся проверке Специальной Комиссией
        Губисполкома. В ходе обыска, проведенного сотрудниками Губотдела ОГПУ,
        в монастырских помещениях были обнаружены:
        главная опись монастырского имущества, составленная перед началом I Мировой войны;
        укрытые от изъятия церковные изделия из драгоценных металлов;
        тысячи экземпляров "контрреволюционных антисоветских" изданий: дореволюционная
        литература, "в основном, монархического и антисемитского содержания",
        сочинения прот.Иоанна Кронштадтского, воззвания Патриарха Тихона, а также
        наклеенная на картон "листовка" с молитвой "Державной Богородице".
        Ревизия губернского земельного отдела показала, что
        сельскохозяйственная артель "Земля и труд" не была зарегистрирована
        в местных органах власти и не имела прав юридического лица.
        Фиктивная организация объединяла около 70-ти бывших монахов и послушников
        и была создана для сохранения монастыря "до лучших времен".
        Все руководство артельными делами осуществлял епископ Кирилл,
        сельскими работами занималось не более трети монахов, зато к ним широко
        привлекались многочисленные богомольцы
      Аресты
        Новгородская губ., Новгородский у., Макарьевский Воскресенский миссионерский монастырь 
        Год ареста 1924 
        День ареста 15 
        Месяц ареста 7 
        Епископа Кирилла арестовали в Макарьевском монастыре вместе с группой иноков
        за "сокрытие от большевиков монастырских драгоценностей".
        Всех арестованных увезли в Новгород, где и осудили
      Осуждения
        Новгородский Губернский суд 
        30/01/1925 
        Обвинение "использование религиозных предрассудков масс в целях возбуждения против Советской власти, сокрытие церковных ценностей" 
        Приговор 5 лет концлагерей 
        28–30 января 1925г. в Новгороде прошли открытые слушания Губернского суда под
        председательством А.Кошерова.
        Из материалов дела (из проведенной обвинителями экспертизы):
              "Обнаруженные при обыске в монастыре издания, в которых советская власть
               отождествлялась с властью иудейской...
               могли оказывать влияние на темные, невежественные умы... являются
               сильно контрреволюционной акцией" [13].
        В связи с этим суд приговорил 8 обвиняемых к лишению свободы от 1-го года до
        трех лет.
        Епископа Кирилла, как "вдохновителя контрреволюционной акции", приговорили
        к пяти годам заключения
      Места заключения
        Вологодская губ., концлагерь 
        Год начала 1925 
        Год окончания 1927 
        В 1927г. освобожден досрочно
      Служение
        Новгородская епархия 
        Должность епископ Макарьевский, викарий Hовгородская епархии 
        Год начала 1927 
        После освобождения вернулся в Макарьевскую обитель
        Новгородская епархия 
        епископ 
        Должность епископ Маловишерский, викарий Новгородской епархией 
        Год начала 1927 
        Год окончания 1928 
        Месяц окончания 7 
        В 1927(1928?)г. назначен епископом Маловишерским, викарием Новгородской епархии.
        Не признал "Декларацию" Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита
        Сергия (Страгородского)
      Рукоположение
        схима 
        Макарий 
        1928 
        Месяц 7 
        Место Ленинград, Александро-Невская Свято-Троицкая Лавра 
        Кто рукоположил епископ Стефан (Бех) 
      Служение
        Новгородская губ., Новгородский у. (Ленинградская о., Тосненский р.), Макарьевская Воскресенская пустынь 
        епископ 
        Должность настоятель, епископ Маловишерский 
        Год начала 1928 
        Год окончания 1928 
        Месяц окончания 7 
        В июле 1928г. уволен на покой. Продолжал жить в Макарьевской пустыни.
        Обслуживал катакомбную церковь в пределах Новгородской и
        Петроградской епархий
      Аресты
        Новгородская губ. (Ленинградская о.), Макарьевская пустынь 
        Год ареста 1932 
        День ареста 17 
        Месяц ареста 2 
        Арестован вместе с последней братией Макарьевской пустыни (около 40 человек)
      Осуждения
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР 
        17/02/1932 
        Обвинение "контрреволюционная деятельность" 
        Приговор 3 года ссылки в Казахстан 
      Места заключения
        Казахстан 
        Год начала 1932 
        Год окончания 1935 
      Места проживания
        Новгородская (Ленинградская) о., в районе г.Чудова и г.Любани 
        Год начала 1935 
        Год окончания 1941 
        По возвращении из ссылки в 1935г. схиепископ Макарий проживал нелегально недалеко
        от закрытого Макарьевского монастыря в районе городов Чудово и Любани.
        Служил тайно. Имел многочисленных духовных чад, окормлял нелегальные общины
        "непоминающих" в пределах Новгородской, Тверской и Петроградской епархий:
        объезжал города и села для совершения тайных богослужений и треб, совершал
        тайные монашеские постриги и священнические хиротонии лиц, которых сам готовил
        к принятию сана, а потому позже шутя говорил, что у него "была своя духовная
        академия и духовная семинария". По собственному свидетельству, "в течение многих
        лет не ночевал в одной квартире подряд две ночи, с большими предосторожностями
        и постоянной опаской и оглядкой скитался из одного селения в другое, работал
        у крестьян в колхозах в качестве пастуха
        Новгородская (Ленинградская) о., Тосненский р., Макарьевская пустынь 
        Год начала 1941 
        Год окончания 1941 
        В 1941г. после начала войны и взятия немцами Новгорода — вновь в Макарьевской пустыни.
        Сопротивлялся занятию немцами зданий Макариевской пустыни, за что был
        переселен ими в г.Чудово [15]
        Новгородская (Ленинградская) о., г.Чудово 
        Год начала 1941 
        Год окончания 1941 
        Псков 
        Год начала 1941 
        С конца 1941г. переселен немцами в Псков [15]
        Эстония, г.Печеры, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь 
        Год окончания 1944 
        С конца 1941 (с марта 1942?)г. схиепископ Макарий проживал в Псково-Печерском монастыре.
        Участник Псковской Духовной Миссии.
        Служил в храмах монастыря, участвовал в совещании архиереев Прибалтийского экзархата
        в Печорах в 1943г.
        Владыке было тогда более 70 лет. Высокий, худощавый, аскетического вида старец еще
        казался крепким и энергичным. Это был истый монах: строгий постник и усердный
        молитвенник скоро стяжал всеобщую любовь среди насельников монастыря.
        Он предсказал поражение немцев в войне и свою смерть в Печерах:
            "Я уже не вернусь отсюда"
    Кончина
      1944 
      День 31 
      Месяц 3 
      Место Эстония, г.Печеры, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь 
      Место захоронения Эстония, г.Печеры, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, пещеры 
      Погиб на Страстной седмице во время вечерней молитвы: при налете советской
      авиации отказался спускаться в бомбоубежище и был убит осколком бомбы в сонную
      артерию. Молитвослов и Евангелие на аналое были залиты кровью.
      Часы остановились и показывали момент его смерти: 9.47 вечера.
      Чин погребения совершили в монастырских пещерах 2 апреля 1944г.
      Похоронен в Богом зданных пещерах обители недалеко от креста, где обычно
      совершаются панихиды
    Публикации
      1 Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т.4. 
      С.107–110. 
      2 Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. 
      С.977. 
      3 Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949–1957гг. (Джорданвилль). Ч.1. 
      С.181. 
      4 Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949–1957гг. (Джорданвилль). Ч.2. 
      С.284–286. 
      5 Осипова И.И. "Сквозь огнь мучений и воды слез...": Гонения на Истинно-Православную Церковь: По материалам следственных и лагерных дел заключенных. М.: Серебряные нити, 1998. 
      С.255. 
      6 Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб.: НИЦ "Мемориал", 1999. 
      С.289–290. 
      7 Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. СПб., 1999. 
      С.4. 
      8 У пещер Богом зданных: Псково-Печерские подвижники благочестия ХХ века/ Сост. Ю.Г.Малков, П.Ю.Малков. М.: Правило веры, 1999. 
      С.301–303. 
      9 Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 1917–1997. Т.9. М., 1997. 
      С.745. 
      10 Левитин-Краснов А.Э. Лихие годы: 1925–1941. Воспоминания. Paris: YMCA-PRESS, 1977. 
      С.217–220. 
      11 Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002. 280с. 
      С.28–29. 
      12 Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия Великого", 2002. 416с. 
      С.28. 
      13 Петров М.Н. Крест под молотом. Новгород, 2000. 
      С.148–150,195. 
      14 Православная энциклопедия/ Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Т.9: Владимирская икона Божией Матери-Второе пришествие. М.: "Православная энциклопедия", 2005. 
      15 http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=5921 (Официальный сайт Псковского Епархиального управления. Информационная служба. Синодик Псковской Миссии). 
      16 История иерархии Русской Православной Церкви: Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 года. М.: ПСТГУ, 2006. 
      С.283,704,891. 
    Заявители
      Зимина Нина Павловна, исследователь 
      Использованы материалы:
        Зимина Н.П. К вопросу о роли епископа Андрея (Ухтомского) в борьбе с обновленческим расколом в Новгородской епархии в 1923г.// материалы XI Междунар. науч. конф. Иваново, 2012. Ч.2. С.48–55;
        Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. 1-е изд., 1977; 2-е изд. М., 1996. С.160–161;
        Зеленогорский М.Л. Жизнь и деятельность архиепископа Андрея (князя Ухтомского). 2 изд. М., 2011. С.122–123;
        Фельдштинский Ю.Г., Чернявский Г.И., ред. Красный террор в годы Гражданской войны: По материалам Особой следств. комиссии по расследованию злодеяний большевиков. М., 2004. С.425;
        РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.218. Л.43–44, 316–316об.;
        ГАНО. Ф.1573. Оп.1. Д.24. Л.7–11,38–39,41,52–53,58;
        ГАНО. Ф.269. Оп.1. Д.5. Л.66–67;
        Архив УФСБ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской обл. Д.П-68567.
    Документы
      ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. 
      Л.82. 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ