Митрофан (Краснопольский Дмитрий Иванович) 
    Фамилия Краснопольский 
    Год рождения 1869 
    День рождения 22 
    Месяц рождения 10 
    Место рождения Воронежская губ. 
    архиепископ 
    Специальность кандидат богословия 
    Родился в семье рабочего кирпичного завода. Мать будущего святителя
    происходила из семьи сельского псаломщика и еще до рождения молилась Царице
    Небесной о даровании ей сына, который пошел бы по духовному пути.
    Окончил сельскую школу и духовное училище
    Фотографии[1] [2] [3] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1893г.] [1893-1902гг.] [1902-1907гг.] [1907-1918гг.] [1918-1919гг.]
      Образование
        Воронежская Духовная Семинария
        Год окончания 1890 
        действительный студент 
      Рукоположение
        диакон 
        1890 
        День 4 
        Месяц 11 
        Место Воронеж 
        Кто рукоположил епископ Анастасий (Добрадин) 
      Служение
        Воронежская губ., г.Коротояка, Казанская церковь 
        диакон 
        Год начала 1890 
        Год окончания 1893 
        День окончания 23 
        Месяц окончания 2 
        Воронежская губ., слобода Алексеевка, Троицкая церковь 
        диакон 
        Год начала 1893 
        День начала 23 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1893 
        К 1893г. овдовел
      Образование
        Киевская Духовная Академия
        Год поступления 1893 
        Год окончания 1897 
        кандидат богословия 
      Рукоположение
        иеродиакон 
        Митрофан 
        1896 
        День 21 
        Месяц 8 
        Был пострижен в монашество на третьем курсе Академии
        иеромонах 
        1897 
        День 15 
        Месяц 6 
        Кто рукоположил епископ Сильвестр (Малеванский) 
      Служение
        Киев, Киево-Братский монастырь 
        иеромонах 
        Год начала 1897 
        День начала 15 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1897 
        День окончания 16 
        Месяц окончания 11 
        Иркутск, Иркутская Духовная Семинария 
        иеромонах 
        Должность инспектор 
        Год начала 1897 
        Год окончания 1902 
      Рукоположение
        архимандрит 
        1902 
        День 2 
        Месяц 2 
        Кто рукоположил архиепископ Тихон (Троицкий) 
      Служение
        Могилев, Могилевская Духовная Семинария 
        архимандрит 
        Должность ректор 
        Год начала 1902 
        Год окончания 1907 
        При ректоре архимандрите Митрофане 17 октября 1904 г. в Могилевской Духовной
        Семинарии были открыты религиозно-нравственные чтения, в которых принимали
        участие преподаватели и воспитанники старших классов. Семинаристы выступали с
        чтениями из житий святых и статей назидательного характера. Это позволяло
        пастырям лучше подготовиться к проповеднической деятельности
      Рукоположение
        епископ 
        1907 
        День 11 
        Месяц 2 
        Место Санкт-Петербург, Александро-Невская Свято-Троицкая Лавра, Троицкий собор 
        Кто рукоположил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский), митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий) и др. 
      Служение
        Могилевская епархия 
        епископ 
        Должность епископ Гомельский, викарий Могилевской епархии 
        Год начала 1907 
        День начала 11 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1912 
        День окончания 9 
        Месяц окончания 11 
        Революционную смуту 1905–1907гг. святитель, будучи печальником земли Русской,
        пережил со скорбью, но и с надеждой и верой в непоколебимость вековых устоев
        православного русского народа, в его духовное обновление. В июне 1908г. в
        центре викариатства г.Гомеле по инициативе епископа Митрофана были
        организованы миссионерские курсы для уездного духовенства. Целью создания
        курсов было обновить в памяти пастырей знание сектантского учения и
        старообрядчества и ознакомить их с лучшими способами воздействия на
        заблуждающихся. Вести миссионерскую работу среди старообрядцев и сектантов
        было несравненно легче, чем среди совращенных в католичество. Сектанты и
        старообрядцы, ищущие истины, колеблющиеся не уклонялись от открытых
        собеседований с православными. Пастырями, слушателями курсов, было проведено
        несколько таких примерных собеседований. Католики, напротив, действовали
        изощренно, лицемерно, не вступая в открытую полемику с православными, для их
        совращения широко используя церковную проповедь, устраивая
        торжественные церковные процессии. В 1909г. при содействии епископа Митрофана
        Гомельское отделение Могилевского Богоявленского Братства было преобразовано в
        самостоятельное Братство. Святитель считал, что идея братств стоит в самой
        тесной связи с христианским учением о любви и первооснову их видел в
        христианских общинах апостольского века. В западных областях России в период
        унии благодаря самоотверженной деятельности братств сохранилась православная
        вера. В епархиальном центре Могилеве действовало Могилевское
        церковно-православное братство, председателем которого был епископ Митрофан.
        Братство распространяло бесплатно книги, брошюры и листки для поучения народа
        в вере и укрепления в нем добрых навыков христианской нравственности,
        благотворило к бедным... Коренное население Могилева по преимуществу составлял
        ремесленный люд. Братство взяло на себя попечение об улучшении быта
        православных кустарей. В 1907–1912гг., являясь членом Государственной Думы
        третьего созыва (от Могилевской губернии), святитель непоколебимо отстаивал
        интересы Православной Церкви, церковной школы и духовные нужды русского народа
        Минская епархия 
        епископ 
        Должность епископ Минский и Туровский 
        Год начала 1912 
        День начала 9 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1916 
        День окончания 6 
        Месяц окончания 7 
        Начало служения святителя Митрофана на Минской кафедре ознаменовалось
        объединением двух минских братств — во имя Святителя Николая и народного во имя
        Животворящего Креста, — образованных с целью утверждения православия и защиты
        интересов русского населения в епархии и имевших отделы в сельских приходах, в
        одно Минское Православное Свято-Николаевское Братство. Почетным покровителем
        Братства и председателем его общих собраний являлся Преосвященный Митрофан.
        Братство повело организованную борьбу с пьянством, проводило чтения для народа со
        световыми картинками. К концу 1913г. в Минской епархии открылось 37 отделов
        Народного Братства. В 1914г., Великим постом, в Минске были открыты
        двухнедельные народные миссионерские курсы. На курсах слушателям объяснялись
        догматические и обрядовые различия между православием и католичеством,
        читались лекции по истории края. Целью курсов было содействовать образованию
        народных кружков ревнителей православия в епархии и научить крестьян способам
        полемики с католиками. В поездках по епархии святитель всюду посещал
        церковноприходские и земские школы, вникая в то, как ведется в них
        преподавание Закона Божия и как преподаваемые знания усваиваются учениками. С
        начала 1-й Мировой войны епископ Митрофан служил молебны в связи с открытием
        военных действий. Минск, находившийся вблизи военных действий, покрылся сетью
        лазаретов и госпиталей. Святитель освящал лазареты, совершал в них
        богослужения, навещал раненных, беседовал с ними... Монашество епархии
        помогало ему в этом
        Астраханская епархия 
        епископ 
        Должность епископ Астраханский и Царевский 
        Год начала 1916 
        День начала 6 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1918 
        День окончания 25 
        Месяц окончания 4 
        Астраханский край всегда привлекал массу выходцев из других губерний. Сюда
        стекались раскольники, хлысты, молокане, штундисты; кроме них, епархию
        населяли калмыки-идолопоклонники и киргизы-магометане. Все это определяло
        характер епархии как миссионерский по преимуществу и побуждало духовенство
        стоять на страже православия. Для ознакомления с деятельностью
        противоламайской миссии в начале сентября 1916г. епископ Митрофан проехал всю
        калмыцкую степь на всем ее громадном пространстве и посетил самые отдаленные
        села Чернояркого уезда. Святитель служил молебны и говорил поучения крещенным
        калмыкам. Святитель увидел, что миссионерское дело среди калмыков находится в
        упадке. Сострадая языческому народу, не просвещенному светом истиной веры, он
        советовал в школе при миссионерском стане вести с калмыками занятия на их
        родном языке и для этого подготовить учителей среди их среды. В январе 1917г.
        епископ Митрофан предпринял труд паломничества в Царевский уезд и
        Приухабинский край, чтобы воодушевить пастырей и мирян на борьбу с
        сектантством. По инициативе епископа были открыты народно-миссионерские курсы.
        Святитель, считавший самодержавие, его идеи и осуществление, национальным
        достоянием православного русского народа, со скорбью переживал февральскую
        революцию. Началась ломка всей государственной и общественной жизни.
        Нестроения, порожденные общей смутой, в Астраханской епархии пробудили к
        активности группу духовенства, стремившуюся к реформе церковной жизни на тех
        путях, какими шествовали в 1920-е годы обновленцы. Святитель Митрофан считал,
        что вопрос должен быть поставлен не о церковной реформе, а о реформе внутренней
        жизни верующих, ее очищении и восстановлении в первоначальной чистоте
        Священный Собор Российской Православной Церкви 1917–1918гг. 
        епископ 
        Должность член Священного Собора, председатель отдела о Высшем Церковном Управлении 
        Год начала 1917 
        День начала 15 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1918 
        Сторонник восстановления Патриаршества в Русской Церкви, епископ Митрофан
        возглавил на Соборе отдел о Высшем Церковном Управлении, был основным
        докладчиком на Соборе по вопросу о Патриаршестве. 28 октября 1917г. было
        вынесено решение о восстановлении Патриаршества в Русской Церкви; это событие
        стало главным в деяниях Священного Собора. 24 мая 1918г. по благословению
        Патриарха Тихона совершил прославление святителя Иосифа, убиенного митрополита
        Астраханского. 8(21) декабря 1917г., по окончании первой сессии Св.Собора.
        епископ Митрофан возвратился в Астрахань. С этого дня начались его
        непрерывные служения. Народ еще в большем количестве стал посещать собор и те
        храмы, в которых служил святитель, чтобы слушать его сердечную проповедь. В
        январе 1918г. в Астрахани началась братоубийственная война. Кремль, в черте
        которого находился кафедральный собор и Архиерейский дом, был занят солдатами,
        воевавшими на стороне советской власти, и обстреливался белоказаками. Епископ
        Митрофан до прекращения боевых действий находился под домашним арестом и в
        последствии вынужден был покинуть Архиерейский дом. В феврале 1918г. в
        Астрахани под возглавием епископа Митрофана был проведен многотысячный
        крестный ход, который стал торжеством православной веры. 25 марта 1918г.
        епископ вернулся в Москву для работы во 2-й сессии Св.Собора
      Рукоположение
        архиепископ 
        1918 
        День 25 
        Месяц 4 
        Во время работы Собора епископ Митрофан был награжден саном архиепископа
      Служение
        Астраханская епархия 
        архиепископ 
        Должность архиепископ Астраханский 
        Год начала 1918 
        День начала 25 
        Месяц начала 4 
        Год окончания 1919 
        День окончания 6 
        Месяц окончания 7 
        Осенью 1918г. вновь возобновилась церковная смута, прекращенная в 1917г.
        Сеятели ее объединились вокруг викарного епископа Леонтия (фон Вимпфен),
        имевшего демократические воззрения и публично выразившего свое одобрение
        введению в жизнь декрета об отделении Церкви от государства. В сентябре 1918г.
        был образован "Епархиальный союз церквей". Архиепископ Митрофан не мог
        одобрить создания такой организации, поскольку церковное управление в епархии
        принадлежало правящему архиерею и приходская жизнь могла быть устроена его
        содействием и помощью. Осенью 1918г. власти потребовали от архиепископа
        Митрофана освободить Архиерейский дом и собор в Астраханском Кремле. Владыка
        Митрофан отказался и покинул Кремль только под угрозой применения силы. Когда
        же фронты гражданской войны приблизились к Астрахани, святителю пришлось
        покинуть Архиерейский дом. 19 января 1919г. в Астрахань прибыл С.М.Киров,
        после чего были проведены расстрелы духовенства и старост храмов. Архиепископ
        Митрофан несмотря на угрозы 7 апреля, в праздник Благовещения совершил в
        Благовещенском монастыре литургию и в проповеди помянул "погибших в результате
        ненужных и бесполезных действий гражданских властей", а после литургии отслужил
        панихиды по убиенным. На Страстной неделе пастыри и миряне стали просить
        святителя оставить Астрахань, чтобы пережить наиболее тяжелое время в
        безопасном месте. В ответ на уговоры верующих покинуть город он категорически
        отказался: "...На моей груди Крест Спасителя, и он мне будет укором в моем
        малодушии. Хочу спросить и вас: почему вы не бежите? Значит, вы дорожите своей
        честью больше, чем я должен дорожить своим апостольским саном? Знайте,
        я совершенно чист и ни в чем не повинен перед своей Родиной и народом... Побег,
        и это в то самое время, когда у нас на глазах расстреливают невинных наших
        братьев! Нет, я никуда не уеду от своей паствы..."
      Аресты
        Астрахань 
        Год ареста 1919 
        День ареста 7 
        Месяц ареста 6 
        Арестован в канун Троицына дня, после всенощой, в 1 час ночи.
      Места заключения
        Астрахань, тюрьма ЧК (на Красной набережной) 
        Год начала 1919 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1919 
        День окончания 6 
        Месяц окончания 7 
        Вместе с архиепископом Митрофаном был арестован и епископ Леонтий. Их обвинили
        в руководстве белогвардейским заговором; арест же десятков людей, обвиненных в
        том, что они являются участниками этого заговора, был произведен на месяц позже.
        Пастыри и прихожане нескольких астраханских церквей ходатайствовали об их
        освобождении, зная их полную невиновность. Находящемуся в узах святителю миряне
        каждый день носили пищу. В следственном деле не содержится ни протоколов
        допросов архиепископа Митрофана, ни предъявленного ему обвинения, только на
        арестном листе против имени архиепископа Митрофана написано: "Расстрелян".
    Кончина
      1919 
      День 6 
      Месяц 7 
      расстрел 
      Место Астрахань 
      Расстрелян в Астрахани в день Владимирской иконы Божией Матери.
      В 3 часа ночи комендантом ЧК был грубо вытащен в одном белье из камеры.
      В закоулке их уже ждали трое солдат с винтовками. Владыка Митрофан их
      благословил двумя руками, за что комендант ударил его рукояткой револьвера
      по правой руке и, схватив его за бороду, рванул его голову вниз и в таком
      положении выстрелил из револьвера в левый висок. Убитый упал. Свидетели
      убийства видели, что у Владыки Митрофана была вырвана левая половина бороды
      и разорван рот. После убийства архиепископа Митрофана был расстрелян его
      викарный епископ Леонтий (фон Вимпфен).
      За огромные деньги тела убитых архиереев тайно были получены от
      извозчиков-похоронщиков и похоронены возле Покрово-Болдинского монастыря.
      В 1930г. кирпичный памятник на их могиле был разрушен для пресечения
      паломничеств
    Канонизация
      Священномученик архиепископ Митрофан (Краснопольский) 
      Дата 26/12/2001 
      Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. Священный Синод, Определение от 26 декабря 2001г. 
      Кто представил Астраханская епархия 
      Дни памяти
        1
          Собор новомучеников и исповедников Российских 
          Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02
        2
          Старый стиль 23.06 
          Новый стиль 06.07 
          день мученической кончины (1919г.) 
    Публикации ->
      1.Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.124,128,158,227,228,873.
      2.Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т.4. С.361–364.
      3.Современники о Святейшем Патриархе Тихоне/ Сост. М.Е.Губонин. Рукопись.
      4.Вестник РСХД. 1975. N 116.
      5.Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918гг. (Документы. Материалы. Деяния I-XVI). М., 1994. Репр. воспр. изд. 1918г. Т.1. С.78,120,134.
      С сайта взята только икона
    Документы ->
      1. Журнал N 81 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2001г.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ