Служение
      Московская губ., с.Измалково 
      Должность иконописец, искусствовед, реставратор 
      Год начала 1922 
      Год окончания 1923 
      В 1923г. в помещениях Измалковского имения была организована детская колония.
      Бывшие владельцы усадьбы и их постояльцы были выселены окончательно.
      Комаровских, оставшихся без крова, приютил в Сергиевом Посаде граф Ю.А.Олсуфьев,
      который после Февральской революции вместе с женой и сыном бежал из своего имения
      и по благословению своего духовника поселился в Сергиевом Посаде, купив
      двухэтажный дом вблизи Лавры на Валовой улице
      Московская о., г.Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Комиссия по охране памятников искусства и старины (Сергиевский историко-художественный музей) 
      Должность иконописец, искусствовед, реставратор 
      Год начала 1923 
      Первый этаж Олсуфьевы отдали своим оказавшимся без крова родственникам
      Мансуровым (будущему о.Сергию и его жене Марии Федоровне и ее родителям), а сами
      поселились на втором этаже.
      Вскоре в этом же доме на втором этаже поселились и Комаровские с детьми.
      Самая светлая комната на втором этаже была отдана под мастерскую Владимира Алексеевича.
      В доме на Валовой ул., на вид неказистом, хранилось много ценных вещей: старинная мебель,
      коллекционное оружие, рисунки и картины известных художников, иконы, перед
      которыми всегда теплились лампады.
      В те годы в Сергиевом Посаде поселилось много людей из "бывших" — представители
      древних дворянских родов. Вблизи Лавры, кроме Олсуфьевых, Мансуровых и Комаровских,
      жили Шереметьевы, Раевские, Истомины, Верховцевы; по другую сторону железной
      дороги — Нарышкины, Арсеньевы, Трубецкие, Лопухины, Иловайские, Шики, Флоренские и
      многие другие.
      Вскоре после приезда в Сергиев Посад Ю.А.Олсуфьев вместе с о.Павлом Флоренским
      начал работать в Комиссии по охране памятников искусства и старины Свято-Троицкой
      Сергиевой лавры. В.А.Комаровский также включился в работу Комиссии.
      Владимир Алексеевич делал для художественного музея акварельные копии
      старинных миниатюр, тканей, вышивок — памятников древнего шитья XV века.
      Писал для архитектурного отдела музея виды Лавры.
      Продолжал писать иконы (по заказам знакомых). Много рисовал. Сделал ряд
      портретов маслом, в том числе портрет Ю.А.Олсуфьева и два портрета
      о.Павла Флоренского. Последние вызывали споры, но самому о.Павлу нравились
      своей правдивостью.
      О.Павел высоко ценил талант В.А.Комаровского. В одном из писем он писал о нем:
        
      "Это большой художник, с каждым шагом делающий шаг вперед".
      Сохранилось три портрета о.Павла, выполненных маслом. Эти работы находятся
      ныне в Музее Павла Флоренского в Сергиевом Посаде.
      В доме на Валовой, в котором жили Комаровские, в 1920–1928гг. тайно хранилась
      изъятая, по благословению Патриарха Тихона, глава прп.Сергия Радонежского.
      О.Павел Флоренский и граф Ю.А.Олсуфьев, незаметно, ночью, подменили ее, положив
      взамен голову одного из князей Трубецких из захоронений XVII века. Сами участники
      этих событий спустя десять лет были расстреляны, долгое время провели в лагерях,
      но ни один из них не нарушил обета молчания.
      Святыня была тайно возвращена во вновь открывшуюся Лавру 20.04.1946г. в Великую
      Субботу перед вечерней. Эти события оставались сокровенной тайной, только в
      конце 1990-х годов об этом заговорили в церковных кругах
    Места проживания
      Московская о., г.Сергиев Посад, ул.Валовая 
      Год начала 1923 
      Год окончания 1925 
    Аресты
      Владимирская о., пос.Карабаново 
      Год ареста 1925 
      В начале 1925г. В.А.Комаровский был снова арестован — в селе Карабаново, куда он
      ездил по каким-то хозяйственным делам
    Осуждения
      Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
      ././1925 
      Обвинение "принадлежность к монархической группировке бывшей аристократии" 
      Приговор 3 года ссылки 
      На защиту художника выступили архитектор Щусев, музейный отдел Главнауки, группа художников
      (Фаворский, Нерадовский — хранитель Русского музея в Ленинграде, Остроухов),
      скульптор Андреев, 28 крестьян Измалкова.
      Но ничего не помогло. На следствии Владимир Алексеевич заявил:
        "Монархия есть та форма государственного устройства, которая может
         соответствовать нравственному идеалу".

      В.А.Комаровский был отправлен этапом в ссылку на Урал
    Места заключения
      Тюменская о., г.Ишим 
      Год начала 1925 
      Год окончания 1928 
      Срок отбывал в Ишиме.
      Несмотря на препятствия, которые чинились властями, В.А.Комаровский как-то
      зарабатывал деньги тем, что писал портреты обывателей, делал вывески,
      красил крыши. Это было время расцвета НЭПа, и работа художника-оформителя
      пользовалась спросом. Он даже посылал домой небольшие посылки с продуктами
      и деньги жене, которая осталась с тремя детьми без средств.
      В тяжелых условиях ссылки продолжал писать картины темперой на фанере.
      Он написал ряд картин "в иконописном стиле" и несколько больших портретов,
      в том числе и портрет Ю.А.Олсуфьева, выполненный по памяти. Все эти работы
      впоследствии пропали.
      Был освобожден после окончания срока ссылки в 1928г.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ