Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ФИО Вениамин (Троицкий Александр Васильевич) Дела oep.13 => oep.13 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
6
Служение
    Служение
    Уфимская автокефальная епархия 
    епископ 
    Должность епископ Стерлитамакский, викарий Уфимской епархии, управляющий Уфимско-Уральской епархией (2-й заместитель архиепископа Андрея (Ухтомского) 
    Год начала 1928 
    Месяц начала 2 
    Год окончания 1929 
    В Уфимской епархии к 1927г. образовались два течения: "иоанновское" полуобновленческое
    течение сторонников епископа Иоанна (Пояркова) и "андреевское" автокефальное
    течение православных староцерковников патриаршей ориентации, сторонников
    епископа Андрея (Ухтомского), не признававшее прав митрополита Сергия (Страгородского)
    на руководство Русской Церковью и выступавших против его "Декларации" от 29 июля 1927г.
    Летом 1927г. епископ Андрей (Ухтомский) был вновь сослан в Среднюю Азию.
    Уфимскую автокефальную кафедру возглавил его заместитель епископ Аввакум (Боровков).
    21 февраля 1928г. последний был также арестован и сослан в Коми АО.
    2 февраля 1928г., епископ Вениамин, второй заместитель епископа Андрея (Ухтомского),
    по его благословению прибыл в Уфу и после ареста епископа Аввакума с зимы-весны 1928г.
    стал управлять Уфимско-Уральской автокефальной епархией.
    В состав автокефальной Уфимско-Уральской (Челябинской) епархии входили приходы,
    расположенные не только в Башкирии.
    По одним сведениям (митрополита Мануила (Лемешевского) и его последователей),
    Вениамин (Троицкий) был епископом Стерлитамакским.
    По другим сведениям — на 28 июня 1929г. он являлся епископом Бирским, подтверждением
    чему является то, что в следственных делах епископа Вениамина имеется документ —
    указ священнику "андреевского" течения о.Тимофею Стрелкову:
    "Прибыть для исполнения пастырских обязанностей настоятеля при храме св.Димитрия
    Солунского, что в Симском заводе Уральской (Челябинской) обл.", с его личной печатью
    и подписью:
    "Епископ Бирский, Управляющий Уфимско-Уральской епархией. 28 июня 1929г. Уфа".
    Епископ Вениамин служил в Симеоновской церкви Уфы — кафедральной для "андреевского"
    течения, жил в сторожке при храме.
    В Уфе Владыку Вениамина любили и почитали.
    Возглавляя епархию в течение 2-х с половиной лет, Владыка Вениамин принял
    энергичные меры по укреплению и распространению староцерковнического
    "андреевского" течения. Священнических хиротоний было всего около шести
    (по показаниям епископа на допросе), но течение укреплялось
    за счет перехода приходов из обновленчества и от "иоанновцев".
    В июне 1928г. произошел разрыв Владыки с участником его хиротонии епископом
    Иовом (Афанасьевым), который отошел от "андреевцев", был отстранен от
    управления Нижегородским викариатством Уфимской епархии и выбыл за пределы
    епархии. Потом епископ Иов вернулся, перейдя к иосифлянам (?) и получив
    от них благословение на управление иосифлянскими приходами всей епархии,
    стал к 1929г. именоваться "епископ Уфимский" (его признавали только два
    прихода, один из них при Крестовоздвиженском храме г.Уфы).
    Владыка Вениамин поддерживал постоянную связь с архиепископом Андреем (Ухтомским),
    находившимся сначала в ссылке в г.Кзыл-Орда в Казахстане, затем в заключении
    в Ярославле. Между архиереями происходила постоянная переписка, чаще всего
    переправлявшаяся через особых посыльных.
    Владыка Вениамин оказывал ссыльным архиереям — архиепископу Андрею (Ухтомскому)
    и епископу Аввакуму (Боровкову) посильную помощь деньгами, продуктами и проч.
    В свою очередь и Владыка Андрей старался поддерживать своего заместителя.
    Когда среди уфимских староцерковников возникли нестроения между почитателями
    разных автокефальных епископов, Владыка Андрей, стремясь успокоить паству, написал
    из Кзыл-Орды уфимцам послание:
    "Страшное время переживаем все мы... Я мучаюсь, когда слышу об огорчениях и
    разделениях между вами. Помните, что это для меня хуже всякой тюрьмы и умоляю вас:
    пожалейте меня и не губите святого дела разделениями и разномыслиями.
    Святитель Аввакум с любовию ко Христу служил народу Божьему;
    также и святитель Вениамин душу свою отдал на то же служение народу Божьему. —
    Потому прошу и умоляю вас молиться обо мне грешном и об них обоих и не делать
    между ними никакого разделения... "

    Нестроения удалось преодолеть: 26 мая 1929г. общее собрание Симеоновского прихода,
    в котором участвовало 238 прихожан, выразило Владыке Вениамину полное доверие.
    Владыка Вениамин не оставлял своим попечением и ташкентскую паству.
    В августе 1928г. он на довольно длительное время (более 3-х недель) выезжал
    в Ташкент.
    Из показаний на допросе случайного попутчика Владыки Вениамина 18-летнего
    Павла Мальцева:
    "2 августа 1928г. я со своим школьным товарищем Петровым Николаем Ермолаевичем
    поехал в Ташкент провести там каникулы. С нами вместе в вагоне ехал
    архиерей Вениамин. Петров был хорошо знаком с ним и прислуживал ему. С архиереем
    ехала еще одна монашка... Архиерей в Ташкенте в Соколовской даче снял два домика,
    где жили до его приезда человек восемь монашек. По приезде в Ташкент на вокзале
    архиерея встретили с большим почетом, были, преимущественно, монашки...
    На даче встретила нас группа монашек, одетых в черные костюмы, выстроившихся
    в две шеренги... По приезде на дачу архиерей прошел в дом, переменил свою мантию,
    взял в руки посох и говорил монашкам речь:
    "... Мы находимся на маленькой шлюпке, вокруг нас свирепствуют волны, мы должны
    бороться и пристать к берегу... ".

    Ни одного вечера не было, чтобы кто-нибудь к нему [архиерею] не приходил.
    Обыкновенно вечером пили чай в саду за большим столом, где просиживали часов до
    12 ночи, и в его кабинете.
    За время пребывания в Соколовской даче в течение трех недель я жил за счет
    архиерея, меня кормили, ничего не спрашивали...
    Выехал домой я вместе с Петровым, а архиерей остался там.
    На обратном пути Петров вез от архиерея решето винограду и письмо Кзыл-Ордынскому
    архиерею [Владыке Андрею (Ухтомскому)], который был предупрежден телеграфно Петровым.
    и встретил нас на вокзале, где Петров вручил ему письмо и посылку.
    Кроме того, Петров вез много писем по разным адресам в Уфу, их было штук шесть... "

    18 декабря 1928г. Владыка Вениамин в Симеоновском храме г.Уфы постриг
    во иночество с именем Неофит своего духовного сына Николая Куликова, члена автокефальной
    ташкентской общины, приехавшего из Ташкента.
    С конца 1928г. власти начали кампанию по закрытию Симеоновского храма.
    После появления в газете "Красная Башкирия" и др. газетах сообщений о готовящемся
    закрытии всех церквей народ поднялся на защиту храма.
    В декабре 1928г. толпа до 150 человек собралась у Симеоновской церкви. Верующие
    кричали:
    "Грабители-коммунисты насильно хотят закрыть и ограбить нашу церковь. Умрем,
    а закрыть не дадим!"

    22 февраля 1929г. собравшаяся толпа двинулась к зданию Горсовета с требованием
    не закрывать Симеоновскую церковь. В горсовет верующих не пустили, и толпа,
    в основном, состоявшая из женщин, направилась к клубу им.Ленина ("Дом Ленина"),
    где в это время происходила женская конференция, не имевшая никакого отношения
    к церковным делам. В этих волнениях было обвинено духовенство.
    21 марта 1929г. после вышеописанных беспорядков Владыку Вениамина вызвали
    на допрос и задали три вопроса:
    "Какая Вами говорилась проповедь в церкви относительно закрытия Симеоновской церкви?"
    "Что Вас понудило назначить верующим по этому случаю 3-х дневный пост и молиться?"
    "Какие Вами давались советы верующим, обратившимся к Вам по настоящему вопросу
    и вообще, что Вам известно о причинах, побудивших верующих к организованному
    выступлению с протестом против закрытия церкви, а также о самом факте выступления?"

    На все эти вопросы он своей рукой написал нижеследующие ответы:
    "Ответ 1:
    24 февраля 1929г. в воскресенье после обычной воскресной проповеди я обратился
    к верующим со следующими словами:
    "... Каждый христианин, читающий Евангелие, знает, что говорит Христос своим
    последователям, как они должны реагировать на все испытания, выпавшие на их долю...
    Христос ясно говорит... о победе мира духовного над раздражением сердечным, о
    том, что кротость и смирение есть оружие христианина. Наши благочестивые предки
    поступали так во все часы сомнений, недоумений, печали и т.п. Они обращались
    к Богу с горячей молитвой, налагали на себя пост, делали добрые дела и старались
    как можно меньше грешить. Господь слышал их молитвы и отвращал то или другое
    испытание. И я вас призываю к тому. К молитве и посту, хотя бы на три дня.
    Молитва и пост избавит многих христиан от ненужного раздражения, гнева, злобы и
    других нехристианских проявлений. Кто слушает голос мой, да выполняет то, что
    говорит ему его епископ. В смирении вашем усовершенствуйте души ваши".

    Ответ 2:
    "Лицам, обращающимся ко мне за советом, как им относиться к газетным сообщениям,
    я говорил, что придавать им особенного значения не следует, т.к. от слов до дела
    еще далеко, что надо больше молиться и любить других. Без любви к ближним и храмы
    теряют смысл".

    Ответ 3:
    "Мое личное мнение по поводу скопления народа в клубе им.Ленина таково:
    Эта толпа, состояла, преимущественно, из женщин, проявила женскую невыдержанность
    и легкомыслие, ... требуя от лиц, совершенно не причастных к власти — оставления
    храмов... Нельзя не заметить, что газеты действительно "пересолили",... и народ,
    прочитав о ликвидации всех храмов, чрезвычайно опечалился и взволновался...
    По моим сведениям и опросам некоторых о причине их хождения в Ленинский дом
    ... смотрю на это, как на наивное проявление своих просьб наивных женщин,
    решивших искать "главных начальников" в Ленинском клубе... ".
    По свидетельствам очевидцев и участников событий, после призыва епископа Вениамина:
    "В Симеоновской церкви происходило усердное моление верующих, подряд три дня
    сюда стекались массы людей". Вся церковь держала пост, как это было принято на
    Руси во дни общественных бедствий.
    В результате в 1929г. Симеоновский храм удалось от закрытия отстоять.
    О служении Владыки Вениамина на Пасху 1930г. свидетельствуют воспоминания
    исповедницы инокини Марии (Артемьевой; 1904–2003):
    Однажды к ней пришел ее двоюродный брат, прихожанин Симеоновской церкви, и
    говорит: "Пасху хотят у нас сорвать, чтобы торжества не было". Она — к епископу
    Вениамину, а Владыка сказал: "Это не страшно, Господь не допустит этого".
    На Пасху "те" пришли с духовым оркестром, встали в ограде церкви. Подошел момент
    крестного хода, стали выходить из церкви. Преосвященный Вениамин впереди, — а на
    праздник кто-то из церковных принес ему парчевое облачение епископа Андрея,
    (который давно находился в ссылке), оно яркое, блестящее, — Владыка в сияющем
    облачении вышел и возгласил: "Да воскреснет Бог и расточатся врази Его!... "
    Незваные гости замерли, "разинули рты", как выразилась матушка Мария, — и ничего
    не сделали.
    Вскоре после Пасхи (?) 1930г. епископ Вениамин с иеромонахом Неофитом совершили
    поездку в Рязань и Оренбург, чтобы проведать и поддержать находившихся там
    в ссылке монахинь ташкентской общины.
    Одним из результатов этой поездки явилось основание в Оренбурге "андреевской" общины.
    Из письма об этом иеромонаха Неофита (Куликова) от 4 июня 1930г. к сосланной
    в Чимкент уфимской монахине Саломии (Зелинской А.И.):
    "... Аз многогрешный вместе с Владыкой
    совершили двухнедельную поездку в города Рязань и Оренбург, где обитают в ссылке
    сестры ташкентской общины. Поездка прошла вполне благополучно, и вот ее результаты:
    поездка лишний раз подтвердила наше общее мнение, что церковная жизнь под
    управлением митрополита Сергия благодаря компромиссам идет и скоро, и верно, к
    замиранию...
    В Оренбурге часть христиан,... разочаровавшись во всех и вся, не доверяя ни тем,
    ни другим, совсем никуда не ходят, а собираются по домам и читают Слово Божие и
    самоопределяются...
    Не успели мы показаться туда, как к Владыке пришла кучка людей побеседовать с
    ним о своих нуждах. И в результате двух бесед организовали маленькую общину
    нашего направления мыслей и взглядов. Они просили время от времени наездом
    посещать их священнику для исповеди, причастия и преподания Слова Божия,
    для назидания в вере... И сколько таких людей плачущих и жаждущих в настоящее
    время в России, ой как много!...
    Теперь еще об Уфе... Симеоновская церковь — центр верующей Уфы, и слава о ней
    бежит далеко за пределы ее. За последнее время от Иоанна и епископа Павла
    (обновленческого) к нам присоединяются сельские приходы. Уставные службы, проповеди,
    акафисты, беседы, обеды по воскресным дням для нищих, народное пение, на которых
    и в которых отдыхает душа народа, привлекает их всех к нам в Симеоновскую
    (историческую) церковь для молитвы.
    Были дни, когда мы висели на волоске от смерти, но теперь немножко легче.
    Надолго ли? Дай Бог, подольше. В скором времени пришлю Вам артоса. Получили ли
    Вы, матушка Саломия, святую воду и вообще все посылки, посылаемые к Вам?
    Что у Вас нового? Какие у Вас нужды?...
    В[ладыка] В[ениамин] приветствует и благословляет Вас и подумывает о Вас.
    Простите грешного, иер[омонах] Неофит"

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ