Служение
Псковская о., Опочецкий у., с.Велье, Крестовоздвиженская церковь
Должность иподиакон, псаломщик
Год начала 1941
Год окончания 1943
Псковская о., Псковская Духовная Православная Миссия
Должность переводчик и псаломщик Миссии
Год начала 1941
Год окончания 1943
В 19411943гг. Георгий Радецкий служил псаломщиком и переводчиком в составе Псковской Духовной
Миссии в с.Велье и других приходах Псковской обл. при протоиерее Владимире Толстоухове.
Георгий Радецкий числился, кроме с.Велье, псаломщиком на приходах:
Покровской кладбищенской церкви г.Опочка, Успенской церкви
с.Святые (Пушкинские) Горы, храма Воскресения Словущего с.Вороничи
(близ с.Тригорское), с.Печане, Никольской церкви с.Синяя Никола и др.
Из воспоминаний участника Псковской Миссии протоиерея Георгия Тайлова [7]:
"Осенью 1941 г., к Дмитриевской субботе, во Псков прибыла группа
миссионеров: о.Владимир Толстоухов, его псаломщик иподиакон Георгий
Иванович Радецкий, Константин Гримм... и я....
Тогда штаб Миссии располагался в части Пскова, именуемой "У пролома",
в квартире протоиерея Николая Колиберского. [Он] вступил в должность
временно исполняющего обязанность начальника Миссии.
О.Владимир Толстоухов, который бывал в Пушкиногорском районе
(Пушкинские Горы до революции назывались Святыми Горами), уговорил
меня ехать туда с ним... в больнице нам дали лошадь чтобы мы смогли
добраться до г.Острова (55 км к югу от Пскова).
Лошадь везла наш багаж, а мы большую часть пути шли пешком.
В Острове мы нашли о.Алексея Ионова, который тогда проживал в
подвале какого-то дома, в ожидании, когда сможет переехать в церковный
дом на маленьком острове посреди реки Великой.
Отец А.Ионов помог нам получить транспорт до села Велье, где должен был
служить о.Владимир Толстоухов, и мы туда прибыли 4 ноября, к празднику
Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Мы отслужили утреню и литургию.
Пел хор из семи девушек и одного баса под управлением псаломщицы Ольги.
Церковь была переполнена народом.
На следующий день мне дали подводу и я вместе с моим псаломщиком Павлом
Павловым уехал в Печане. Это был погост в 20 километрах от Велья,
расположенный на горе у берега Великой...
В нем находится трехпридельный храм...
По нашем приезде нас поселили в комнате, где когда-то жил настоятель
храма о.Леонид Ильменский, приговоренный к 10 годам ИТЛ...
Церковь была еще в беспорядке. В ней уже служил о.В.Толстоухов,
но приделы пришлось восстанавливать мне....
Колхозники... взяли из церкви множество икон..., у них в
каждом красном углу висела икона, взятая из печанской церкви.
Пришлось съездить в Васильевское и поговорить с бывшими колхозниками:
"Верните церковные иконы в храм!", что они вскоре и исполнили.
На следующий день после нашего приезда в Печане, осторожно ступая
по льду, на этот берег пришли монахини. Они жили в деревне на
противоположном берегу реки Великой в бане, т.к. их никто не прописывал.
До 1928 г. они жили в Козьегорском монастыре Петербургской епархии,
но в этом году им было предложено вернуться в мир. Несогласные были
сосланы в Среднюю Азию.
Эту маленькую группу возглавляла монахиня Олимпиада (в миру Александра
Никифорова)...
Далее последовала наша поездка в Пушкинские Горы...
В Пушкинских Горах служил в маленькой кладбищенской церкви
о.Иоасаф Димитриев... Недалеко от него проживал о. Михаил Успенский,
академик, разбитый параличом уже 10 лет... В этом же поселке жила вдова
бывшего священника Савицкого, репрессированного в советскую эпоху.
По дороге мы заехали в поместье А.С.Пушкина Михайловское.
В Вороничах около Тригорского находился храм Воскресения Словущего,
где когда-то служил друг А.С.Пушкина свящ. И.Раевский...
Церковь сохранилась достаточно хорошо, ибо считалась собственностью
заповедника. Был даже один колокол и некоторые архивные документы.
Из них узнал, что в Тригорском (Георгиевском) была еще одна церковь,
которая сгорела в 1910г. Некоторые иконы были перенесены в соседний
Воскресенский храм. В Тригорском жили друзья Пушкина
Осиповы-Вульф, с которыми он общался во время своей ссылки в Михай-
ловское...
А служить приходилось часто, не в церквах только, а и по деревням.
Печанский приход когда-то был двухклирным, в него входило почти
100 деревень. Каждая деревня имела свои праздники, многие отмечали
Троицу, другие Николу, и еще были "обыденные" праздники, такие как
Анастасия Римлянина, Параскевы-Пятницы, Власия и другие.
Перед праздником надо было объехать все деревни, в каждом доме отслужить
краткий молебен, а в самый день праздника в церкви совершалась литургия
и молебен после нее...".
Из статьи в газете "Псковские Хроники" [6]:
"В собственноручных показаниях, написанных в конце 1944 г, о работе
переводчиком в управлении Псковской Православной Миссии Г.Радецкий
(заметим, что священник Георгий Иванович Радецкий и ныне здравствует
в г.Вильнюсе) перечисляет те вопросы, по которым он посещал немецкую
военную комендатуру г.Пскова:
"Я ходил с начальником Миссии протоиереем К.Зайцем и священником
И.Легким в военную комендатуру еще и для решения такого вопроса.
Немцы заняли под кинозал Казанскую церковь в г.Пскове.
Миссией по этому поводу был подан протест. К.Зайц говорил,
что это небывалая вещь, чтобы в храме устроить кино.
В комендатуре немцев такое заявление смутило. Но они свои действия
оправдывали тем, что у народа нет других увеселительных и
развлекательных возможностей, других подходящих помещений нет.
В этом факте комендант ничего плохого и богохульного не видит,
если русский народ посмотрит в храме какой-либо культурный фильм.
Отец Кирилл Зайц ответил:
"Тогда нечего смеяться над большевиками, когда они это делают,
а вы в этом случае хуже большевиков".
Также К.Зайц заявил, что, если эти безобразия не прекратятся,
он уедет из Миссии из Пскова. Об этом случае было сообщено
митрополиту Сергию, который в Риге предпринял соответствующие
шаги. Результат был, что для кино и театра построили новое
помещение, а церковь была передана Миссии"..."
Из воспоминаний о.Георгия Тайлова [6]:
"Мой помощник рижанин П.Павлов был учеником последнего класса
русской гимназии. Немцы сначала не хотели в Риге открывать занятия в
русских школах, но позже согласились с просьбой русской общественности.
Павлов, как и Радецкий и Гримм, покинул Миссию, вернувшись в Ригу
заканчивать курс гимназии.
Мы остались совершать свои обязанности с монахинями и певчими..."