Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ГодАреста 1944 Дела oeb.66 => oeb.66 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
3
Служение
    Служение
    Гродненская губ., мест.Жировичи, Свято-Успенский Жировичский мужской монастырь 
    епископ 
    Должность настоятель 
    Год начала 1926 
    День начала 1 
    Месяц начала 1 
    Год окончания 1926 
    День окончания 12 
    Месяц окончания 11 
    Как только начались проблемы со здоровьем, он почти на год удалился в Жировичский
    монастырь Гродненской епархии, получив там должность настоятеля
    Волынская епархия 
    епископ 
    Должность епископ Кременецкий, викарий Волынской епархии 
    Год начала 1926 
    День начала 12 
    Месяц начала 11 
    12 ноября 1926г. епископ Симон был восстановлен в звании епископа Кременецкого,
    викария Волынской епархии, настоятеля Богоявленского Кременецкого монастыря и
    ректора Волынской Духовной Семинарии.
    Эти годы пастырства были осложнены требованиями паствы об украинизации богослужения
    и о допущении светских лиц контролировать внутрицерковные процессы.
    Владыка Симон заслужил репутацию "москвофила" и убежденного противника униатства
    и полонизации.
    С 1926г. до весны 1934г. владыка Симон постоянно возглавлял заседания
    учрежденного им 1 января 1926г. для развития миссионерского дела на Волыни
    Волынского епархиального Миссионерско-Законоучительского комитета.
    По инициативе владыки Симона переиздавались книги "Правда об унии", "Правда о
    Римской Церкви" и др. материалы по истории униатского вопроса для того, чтобы
    православные священники были в нем более грамотны, чем католические миссионеры.
    Сам владыка Симон был выдающимся антиуниатским проповедником.
    К 1927 году в Польше усилилось очередное наступление на права Православия,
    взят был курс на изъятие православных храмов, которые когда-то были переданы униатам.
    15–17 июня 1927г. под руководством епископа Симона состоялось Волынское Епархиальное
    Собрание, в котором приняли участие несколько десятков волынских православных
    священников, церковные старосты, общественные деятели, которое решительно
    осудило попытки украинизации Церкви, признало недопустимым разрешение внутрицерковных
    вопросов светскими людьми, богослужебным языком должен был оставаться церковнославянский.
    При этом признавалась необходимость грамотного перевода богослужебных книг
    на украинский язык и издание полноценного официального печатного органа Волынской епархии
    на украинском языке.
    В октябре 1927г. владыка Симон присутствовал еще на одном Волынском Епархиальном
    Собрании. Украинизация в Польше стала походить на насильственную кампанию,
    ведущую к внутрицерковным раздорам и даже расколу.
    В 1928г. происходили переговоры между иерархами ПЦП и активистами-украинизаторами,
    которые не привели к компромиссу.
    В июне 1929г. католические священники подали в суды Варшавы, Вильно, Гродно, Бреста
    и всех городов Волыни заявления с требованием передачи католикам 724 православных
    храмов и ряда монастырей, среди них — Почаевская Лавра.
    Православные, а вместе с ними и епископ Симон, начали действия по защите своих храмов.
    На Пасху 1930г. в Почаевскую Лавру прибыло 48 крестных ходов, насчитывающих около
    40 тысяч молящихся. Был экстренно созван Епархиальный съезд духовенства, который
    обратился к верховной польской власти с просьбой приостановить иск Римской курии
    и защитить законное наследие православных. Было написано специальное послание
    в Лигу Наций с извещением о творимых в Польше несправедливостях.
    Епархиальный съезд православного духовенства поручил епископу Симону поездку по
    епархии, чтобы призвать православное население к энергичной защите своих святынь.
    Но все же около 500 храмов и монастырей было отнято у православных.
    Полному разрушению динамитом подвергся собор Александра Невского в Варшаве, а на
    его месте был сооружен танцевальный зал. До 1936г. католики и униаты захватили
    15 православных храмов в Волынской епархии, 42 — в Гродненской, 10 — в Виленской,
    6 — в Полесской, 155 — в Варшавско-Холмской. Был разобран Крестовоздвиженский храм
    в Люблине, а камнем из его стен вымощена улица. В Польше было изъято 45 процентов
    православных храмов. Ксендзы стали поучать, что лучше быть "поганцем" (язычником),
    чем схизматиком (православным). В католических учебниках Православная Церковь
    трактовалась как "костел схизматичный, не истинный, фальшивый, не апостольский,
    что не дает спасения тем, кто принадлежит к нему". Рим готовил унию, а Папа Пий X
    мечтал о времени, когда "каждый поляк — католик".
    Во владыке Симоне большинство православных видели духовного лидера, способного
    противостоять неоуниатскому натиску.
    С 1931г. в Почаевской Лавре проводились ежегодные недельные Всепольские Миссионерские
    съезды, на которых председательствовал Преосвященный Симон.
    С 1932г. в противодействие униатским конференциям в Пинске было решено проводить
    в Почаеве ежегодные недельные Митрополитальные законоучительные курсы,
    где читались доклады, рефераты, проводились диспуты, образцовые уроки, давались
    практические рекомендации по преподаванию Закона Божия, издания новых учебников и пособий
    и пособий.
    Опасность со стороны униатства сплотила всех православных Польши.
    Особенно тяжело было в Волынской Семинарии, которую власти несколько раз пытались
    закрыть, разрешив преподавание лишь на польском языке.
    Епископ Симон часто посещал Семинарию, стараясь сохранить православный дух,
    защитить образовательные и воспитательные традиции семинарии.
    Польские власти настоятельно рекомендовали не допускать епископа Симона
    к преподаванию в Семинарии.
    10 сентября 1933г., в день прославления прп.Иова Почаевского в Почаеве готовился
    праздник 10-летия митрополичьего служения Волынского архиерея Дионисия (Валединского).
    На епископа Симона была возложена организация праздничных мероприятий.
    Он блестяще справился с организацией праздника. В Почаев прибыло около 20 тысяч
    паломников, делегации из других епархий. Епископы вышли из собора, чтобы
    благословить верующих. При этом украинские националисты начали скандировать лозунги
    об оставлении архиереем Дионисием Волынской кафедры. Один из украинских
    националистов — демонстрантов — попытался ударить Дионисия по голове палкой,
    но его руку удержал в последний момент казначей Лавры. Дионисий потерял сознание, и его унесли в собор.
    8 октября 1933г. под председательством Преосвященного Симона состоялся
    Епархиальный съезд Волынского духовенства. Съезд обратился к польским властям
    об оставлении митрополита Дионисия правящим архиереем. Съезд призвал признать
    церковнославянский язык священным и решительно отстаивать авторитет и честь
    Высшей Церковной власти от украинско-националистских демонстрантов.
    2 марта 1934г. в связи с отречением митрополита Дионисия от Волынской кафедры,
    епископ Симон получил назначение на Острожскую кафедру и переехал в Дермань,
    в местный Свято-Троицкий монастырь настоятелем.
    Назначение епископа Симона в глухой монастырь вдали от железной дороги было сделано
    по указанию правительства и напоминало заточение. Владыка безропотно снес
    незаслуженную обиду.
    По воспоминаниям, много слез было пролито кременчанами при прощании с дорогим владыкой.
    В день его отъезда Кременец буквально "потрясся": проводить любимого святителя
    на вокзал вышло все православное население — и дети, и молодежь, мужчины и женщины
    и глубокие старцы. Они поднесли владыке Симону на память мантию, облачение и
    чествовали прощальным образом

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ