Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Санкт-Петербургская губ., с.Княжево Год начала1895 Год окончания1901
Первые годы жизни его в основном протекали в селе Княжеве, где мать его была
учительницей. Часто отец, который учительствовал в соседнем селе Хотыницы,
приходил в Княжево к жене и детям на
лыжах и проводил с ними свободное время. Иногда отец присылал за женой и детьми
извозчика с лошадкой, и Анна Ивановна с дочерью Тоней и маленьким Ваней
ехали к отцу в Хотыницы, а потом в церковь. Так как Василий Васильевич
был регентом, а Анна Ивановна пела в хоре, то буквально с пеленок маленький
Ваня присутствовал на богослужении, часами лежа на хорах и засыпая под звуки
церковных песнопений, а иногда и "подпевая" им.
С раннего детства Ваня охотно посещал храм, а дома играл в "батюшку".
С трехлетнего возраста всех благословлял. Часто бывая в храме, он постепенно
заучил много молитв, так что мог отслужить всенощную, совершить почти целиком
любую "требу" для кукол своих сестриц, "Крестил", "венчал" кукол, молился,
воздевая руки, над "больными" куклами Санкт-Петербургская губ., с.Хотыницы Год начала1901 Год окончания1913
В 1901г. после рождения младшей дочери Ольги Анна Ивановна перестала
преподавать, и всей семье, наконец, удалось соединиться, поселившись вместе
в Хотыницах.
Родители были для Вани и его сестер духовными наставниками, а затем и учителями.
Ваня Виноградов закончил 3-х годичную сельскую школу в Хотыницах, где преподавал
его отец. Отец Вани преподавал не только русский язык и арифметику, но на этих
же уроках давал понятие о явлениях природы и даже сопровождал уроки опытами
по физике. В книге для чтения содержались повествования из русской истории.
В школе была хорошая библиотека детских книг, прекрасные повести Авенариуса
на исторические темы. Дома в семье Виноградовых также была неплохая библиотека
Отец любил храм Божий и церковное пение, почитал духовенство.
Будучи регентом Екатерининской церкви, отец Вани обучал учеников и пению,
все его ученики пели в церковном хоре.
Раз в неделю школу посещал священник, настоятель Екатерининской церкви.
Каждый день в школе кто-нибудь из учеников читал перед уроками Евангелие на церковно-славянском языке.
Все члены семьи Виноградовых пели на клиросе, начиная с самого раннего возраста. кто-нибудь из учеников читал перед уроками Евангелие на церковно-славянском языке.
К заутрене в Екатерининскую церковь Виноградовы ходили всей семьей.
Ваня принимал деятельное участие в Крестном ходе на Пасху нес на полотенце
Евангелие, еще тяжеловатое для него. В первый день Пасхи Ваня с отцом поднимались
на колокольню звонить.
В годы учения в начальной школе у Вани начались первые опыты стихотворчества.
Впоследствии выражать свои чувства в стихотворной форме сделалось его потребностью,
особенно в дни пребывания его на фронте.
С военными неудачами России в Русско-Японской войне было связано некоторым образом
поступление Вани в реальное училище. Когда приблизилось окончание Ваней
сельской начальной школы, то отец задал ему вопрос: "Кем бы ты хотел быть, когда
вырастешь?". Ответ был давно готов: "Батюшкой!" "Видишь, сынок, если бы мы
отдали тебя в духовное училище (а это вообще и не так легко было сделать, т.к.
там учатся преимущественно дети лиц духовного звания), ты бы мог к моменту окончания
курса изменить свое мнение и захотеть пойти по другой специальности, сказать:
"Вот, родители послушались меня, еще десятилетнего дурачка, а теперь мне трудно
поступить в светское высшее учебное заведение". Если же ты окончишь светскую
школу (гимназию или реальное училище), и твое намерение быть батюшкой не изменится,
то мы даем тебе слово не возражать против того, чтобы ты поступил потом в Духовную
Академию". Ваня с дивным послушанием совету родителей, которых горячо любил,
поступил в 1-е Реальное училище в Санкт-Петербурге. Из воспоминаний архимандрита
Исаакия: "Я согласился с доводами моих родителей. Выбрано же было реальное училище, а не гимназия потому, что поражение России в тот момент многие приписывали отсталости нашей в области техники. Папа, любивший точные науки, был согласен с этим мнением и считал, что необходимо всемерно содействовать развитию в России технического образования. В Петербурге было три реальных училища. Первое было наилучшим из них. Главное же преимущество для нашей семьи заключалось в том, что при нем было общежитие для иногородних воспитанников"