Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Служение Ленинград (Санкт-Петербург), Ленинградская Духовная Академия Должностьдоцент кафедры истории Русской Церкви (с сентября 1949г.), профессор (с 1951г.), магистр богословия, член Учебного Комитета при Св.Синоде Год начала1949 Месяц начала9 Год окончания1953 День окончания5 Месяц окончания3
В 1949г. А.И.Макаровский был приглашен на должность доцента кафедры истории
Русской Церкви в Ленинградскую Духовную Академию.
Он занимал активную церковно-общественную позицию, способствовал усилению
состава преподавателей Духовной Академии, порой преодолевая вместе с митрополитом
Ленинградским и Новгородским, председателем Учебного Совета Московской
Патриархии Григорием (Чуковым) категорическое несогласие уполномоченного.
Так, одним из самых трудных было назначение профессора-протоиерея Василия Верюжского,
который до своего примирения в 1946г. с Московской Патриархией
был одним из руководителей иосифлян и чудом выжил в лагерях и ссылке.
Еще 5 июня 1947г. о.Василию была присвоена ученая степень доктора церковной
истории, но лишь в сентябре 1951г. он смог приступить к преподаванию в ЛДА,
возглавив вновь созданную кафедру византологии и истории славянских Церквей
(такой же кафедрой о.Василий заведовал в 19131918 гг.в СПбДА).
Из резко негативного письма уполномоченного в Совет по делам РПЦ в апреле 1951г.[4]: Несколько месяцев назад доцент Ленинградской Духовной Академии
А.И.Макаровский вошел в контакт с бывшим профессором Петербургской Духовной Академии протоиереем В.М.Верюжским. Поводом к их сближению послужило поручение, данное Верюжскому Патриархом: дать отзыв на диссертацию Парийского. Напомню, что Верюжский, бывший настоятель храма "Воскресение на крови", был репрессирован в свое время как заядлый иосифлянин и по возвращении в Ленинград ни разу не служил, продолжая оставаться враждебным к Советской власти и не желая участвовать в богослужениях, на которых за cоветскую власть молятся. Несмотря на это, или из уважения к этому, Патриархия всячески поддерживает Верюжского. Ему дали в Москве ученую степень доктора богословия, первую в Советском Союзе, его усердно желали продвинуть профессором в Ленинградской Духовной Академии, и только несогласие властей воспрепятствовало этому протежированию. При первых же встречах Верюжский заговорил с Макаровским, как с историком, о необходимости открытия в Ленинградской Духовной Академии специальности византологии и истории славянских Церквей. Это специальность самого Верюжского.
Макаровский ухватился за эту мысль и стал уговаривать Верюжского
кандидатироваться на эту кафедру, если она откроется. Верюжский ответил, что "наученный горьким опытом, палец о палец сам не двинет, но от предложения ему кафедры не отвернется". Тогда Макаровский составил петицию на имя Патриарха. В Москве к петиции отнеслись благоприятно. Митрополит Григорий ее поддержал, но высказал мнение, что "Кушнарев Верюжского не пропустит". Макаровский, как человек инициативный и понимающий, что требуется для Церкви, был митрополитом выдвинут, а Патриархом утвержден членом Учебного комитета при Патриархе. В Москве насчет кафедры византологии и истории славянских Церквей начали действовать очень осторожно. Сначала отдельным решением открыли с осени 1951г. кафедры этого предмета в Московской и Ленинградской Духовных Академиях. Потом на заседании Учебного комитета, первом с участием Макаровского,
стали подыскивать формулу, как протянуть в академию Верюжского так, чтобы власть это проглядела и пропустила. Выход был найден во временном назначении Верюжского. Как видно, "трюк" был подхвачен и одобрен Патриархом как вполне соответствующий его собственным желаниям и направленности... Кафедра византологии интересна тем, что в ней ставятся непрерывно
вопросы взаимоотношения Церкви и государства, затрагиваются общественно-философские проблемы. Кафедра рассматривает проблемы византийских влияний и заимствований в России. При желании она может быть обращена в острое оружие идеологического и политического характера...".
30 октября 1951г. А.И.Макаровский защитил магистерскую (докторскую) диссертацию
и получил звание профессора.
Из статьи М.В.Шкаровского об открытии в Ленинграде духовных школ: "Владыка Григорий (Чуков) всячески содействовал подготовке преподавателями магистерских диссертаций, только после защиты которых они получали звание профессора. В результате в Ленинградской Духовной Академии состоялся ряд магистерских диспутов (защит диссертаций на соискание ученой степени магистра богословия): ... 30 октября 1951 г. А. И.Макаровского... Все члены преподавательской корпорации не только преподавали, но и активно участвовали в церковно-общественной жизни: писали статьи в "Журнале Московской Патриархии", давали консультации различным отделам Патриархии, поддерживали научные связи с Ленинградским университетом, консерваторией, Публичной библиотекой, Академией наук, создавали новые учебники, распространявшиеся путем перепечатывания через заочный сектор по всей стране, участвовали в международной деятельности Церкви..."