Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ГодСмерти 1958 Дела o14.296 => o14.296 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
2
Служение
    Служение
    Ленинград (Санкт-Петербург), Ленинградская Духовная Академия 
    Должность доцент кафедры истории Русской Церкви (с сентября 1949г.), профессор (с 1951г.), магистр богословия, член Учебного Комитета при Св.Синоде 
    Год начала 1949 
    Месяц начала 9 
    Год окончания 1953 
    День окончания 5 
    Месяц окончания 3 
    В 1949г. А.И.Макаровский был приглашен на должность доцента кафедры истории
    Русской Церкви в Ленинградскую Духовную Академию.
    Он занимал активную церковно-общественную позицию, способствовал усилению
    состава преподавателей Духовной Академии, порой преодолевая вместе с митрополитом
    Ленинградским и Новгородским, председателем Учебного Совета Московской
    Патриархии Григорием (Чуковым) категорическое несогласие уполномоченного.
    Так, одним из самых трудных было назначение профессора-протоиерея Василия Верюжского,
    который до своего примирения в 1946г. с Московской Патриархией
    был одним из руководителей иосифлян и чудом выжил в лагерях и ссылке.
    Еще 5 июня 1947г. о.Василию была присвоена ученая степень доктора церковной
    истории, но лишь в сентябре 1951г. он смог приступить к преподаванию в ЛДА,
    возглавив вновь созданную кафедру византологии и истории славянских Церквей
    (такой же кафедрой о.Василий заведовал в 1913–1918 гг.в СПбДА).
    Из резко негативного письма уполномоченного в Совет по делам РПЦ в апреле 1951г.[4]:
              
    Несколько месяцев назад доцент Ленинградской Духовной Академии
    А.И.Макаровский вошел в контакт с бывшим профессором Петербургской
               Духовной Академии протоиереем В.М.Верюжским. Поводом к их сближению
               послужило поручение, данное Верюжскому Патриархом: дать отзыв на
               диссертацию Парийского. Напомню, что Верюжский, бывший настоятель
               храма "Воскресение на крови", был репрессирован в свое время как
               заядлый иосифлянин и по возвращении в Ленинград ни разу не служил,
               продолжая оставаться враждебным к Советской власти и не желая
               участвовать в богослужениях, на которых за cоветскую власть молятся.
               Несмотря на это, или из уважения к этому, Патриархия всячески
               поддерживает Верюжского. Ему дали в Москве ученую степень доктора
               богословия, первую в Советском Союзе, его усердно желали продвинуть
               профессором в Ленинградской Духовной Академии, и только несогласие
               властей воспрепятствовало этому протежированию. При первых же встречах
               Верюжский заговорил с Макаровским, как с историком, о необходимости
               открытия в Ленинградской Духовной Академии специальности византологии
               и истории славянских Церквей. Это специальность самого Верюжского.
    Макаровский ухватился за эту мысль и стал уговаривать Верюжского
    кандидатироваться на эту кафедру, если она откроется.
               Верюжский ответил, что "наученный горьким опытом, палец о палец сам
               не двинет, но от предложения ему кафедры не отвернется".
               Тогда Макаровский составил петицию на имя Патриарха. В Москве к
               петиции отнеслись благоприятно. Митрополит Григорий ее поддержал,
               но высказал мнение, что "Кушнарев Верюжского не пропустит".
               Макаровский, как человек инициативный и понимающий, что требуется
               для Церкви, был митрополитом выдвинут, а Патриархом утвержден членом
               Учебного комитета при Патриархе. В Москве насчет кафедры византологии
               и истории славянских Церквей начали действовать очень осторожно.
               Сначала отдельным решением открыли с осени 1951г. кафедры этого
               предмета в Московской и Ленинградской Духовных Академиях.
               Потом на заседании Учебного комитета, первом с участием Макаровского,
    стали подыскивать формулу, как протянуть в академию Верюжского так,
               чтобы власть это проглядела и пропустила.
               Выход был найден во временном назначении Верюжского.
               Как видно, "трюк" был подхвачен и одобрен Патриархом как вполне
               соответствующий его собственным желаниям и направленности...
               Кафедра византологии интересна тем, что в ней ставятся непрерывно
    вопросы взаимоотношения Церкви и государства, затрагиваются
               общественно-философские проблемы.
               Кафедра рассматривает проблемы византийских влияний и заимствований
               в России. При желании она может быть обращена в острое оружие
               идеологического и политического характера...".

    30 октября 1951г. А.И.Макаровский защитил магистерскую (докторскую) диссертацию
    и получил звание профессора.
    Из статьи М.В.Шкаровского об открытии в Ленинграде духовных школ:
         "Владыка Григорий (Чуков) всячески содействовал подготовке преподавателями
          магистерских диссертаций, только после защиты которых они получали звание
          профессора. В результате в Ленинградской Духовной Академии состоялся ряд
          магистерских диспутов (защит диссертаций на соискание ученой степени
          магистра богословия):
          ... 30 октября 1951 г.— А. И.Макаровского... Все члены преподавательской
          корпорации не только преподавали, но и активно участвовали в
          церковно-общественной жизни:
          писали статьи в "Журнале Московской Патриархии", давали консультации
          различным отделам Патриархии, поддерживали научные связи с Ленинградским
          университетом, консерваторией, Публичной библиотекой, Академией наук,
          создавали новые учебники, распространявшиеся путем перепечатывания через
          заочный сектор по всей стране, участвовали в международной деятельности
          Церкви..."

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ