Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ГодСмерти 1958 Дела ol6.128 => ol6.128 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
1
Места проживания
    Места проживания
    Петроград (Ленинград) 
    Год окончания 1925 
    Историк, краевед, литератор.
    Преподавал в Тенишевском училище.
    Преподаватель ин-та Истории Искусств.
    Научный сотрудник Петроградского отд. Центрального Бюро Краеведения
    при АН СССР.
    Был женат. Жена — Татьяна Николаевна Анциферова (1889–1929), урожденная
    Оберучева, историк.
    Вместе с целой плеядой ярких представителей свободомыслящей гуманитарной,
    естественно-научной и художественной интеллигенции Н.П.Анциферов был участником
    религиозно-философских объединений Петрограда (Ленинграда) "Воскресение",
    группировавшихся вокруг философа и педагога А.А.Мейера и игравших важную роль
    в духовной жизни Ленинграда и всей страны и являвшейся их попыткой заниматься
    независимой духовной работой без оглядки на власть.
    Из материалов дела 1929г.
    (надо иметь в виду, что здесь религиозно-философским кружкам придана
    неправомерно сильная политическая окраска):
         
    "Руководители "Воскресения" объединились и заняли резко враждебные
          Советам позиции сразу же после Октябрьской Революции.
          В январе 1918г. группа оформилась как активная единица, считавшая
          Октябрьский переворот черными днями в истории России, подвергающейся
          разорению ее неверными сынами-изменниками родины.
          Победа большевиков рассматривалась как временная узурпация власти
          безответственной кучкой вооруженных людей, творящих волю второй или
          третьей державы (вторая держава Германия, третьей державой считался
          Интернационал). К этому времени к группе примкнули:
          [Далее следует список из 16 человек, в том числе там указан Н.П.Анциферов
          и его жена].
          В этом составе на еженедельных собраниях заслушивались доклады
          политического характера о текущих событиях, о работе большевиков и об
          общем положении в стране.
          Докладчики призывали к верности Родине, против классовой борьбы,
          разрушающей национальное единство.
          Их доклады стенографировались, быстро размножались на пишущих машинках
          и распространялись среди населения.
          В марте 1918 г. руководители "Воскресения" получили большую сумму денег,
          которая использовалась на создание печатного периодического журнала с
          большим тиражом.
          Издание N 1 журнала, названного "Свободные Голоса" под редакцией
          А.А.Мейера и Г.П.Федотова в апреле 1918 г. явилось первым большим
          открытым выступлением группы против установившейся Соввласти с
          провозглашением своей программы и задач.
          Через "Свободные Голоса" группа обратилась к "русским людям" с
          предупреждением, что "Родина в опасности", "Отечество на краю гибели",
          с требованием к русской интеллигенции пробудиться к вере и выявить
         "Слово русское" и объединиться против большевиков за создание новой
          государственной и хозяйственной плоти (статья Н.П.Анциферова —
          "Россия и будущее", в журнале "Свободные Голоса" N 1).
          Задача пробуждения лучших людей народа — русской интеллигенции —
         "Воскресение Родины", возрождение подлинной веры, становятся идеалами
          организовавшейся группы.
          Под этими лозунгами скоро стекаются новые лица, и группа оформляется
          в организацию под символическим названием "Воскресение".
          После выхода N 2 журнала "Свободные Голоса", в июне 1918 г. группа
          решает прекратить его издание...
          Избирается новый метод борьбы — скрытый.
          На первый съезд ученых в Москве в начале 1919 г. "Воскресение"
          делегирует также и своих представителей — А.В.Карташева и Н.П.Анциферова,
          едущих официально как бы от Ленинградского Университета. Они обязаны
          были выяснить настроение съехавшихся в Москву делегатов —
          представителей многих ВУЗ-ов многих городов, провести с ними беседы и
          распространить "Свободные Голоса".
          После возвращения из Москвы информировавший о результатах съезда
          Н.П.Анциферов сообщил, что ему удалось распространить "Свободные Голоса",
          разговаривать с делегатами...
          Комплектуя постепенно состав "Воскресения" из наиболее проверенных,
          обработанных, "благонадежных" членов перечисленных выше кружков,
          за все время в состав "Воскресения" были введены следующие лица:...".
    Далее следует список из 34-х человек, среди которых имеется Н.П.Анциферов

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ