Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Места проживания Петроград (Ленинград) Год окончания1925
Историк, краевед, литератор.
Преподавал в Тенишевском училище.
Преподаватель ин-та Истории Искусств.
Научный сотрудник Петроградского отд. Центрального Бюро Краеведения
при АН СССР.
Был женат. Жена Татьяна Николаевна Анциферова (18891929), урожденная
Оберучева, историк.
Вместе с целой плеядой ярких представителей свободомыслящей гуманитарной,
естественно-научной и художественной интеллигенции Н.П.Анциферов был участником
религиозно-философских объединений Петрограда (Ленинграда) "Воскресение",
группировавшихся вокруг философа и педагога А.А.Мейера и игравших важную роль
в духовной жизни Ленинграда и всей страны и являвшейся их попыткой заниматься
независимой духовной работой без оглядки на власть.
Из материалов дела 1929г.
(надо иметь в виду, что здесь религиозно-философским кружкам придана
неправомерно сильная политическая окраска): "Руководители "Воскресения" объединились и заняли резко враждебные Советам позиции сразу же после Октябрьской Революции. В январе 1918г. группа оформилась как активная единица, считавшая Октябрьский переворот черными днями в истории России, подвергающейся разорению ее неверными сынами-изменниками родины. Победа большевиков рассматривалась как временная узурпация власти безответственной кучкой вооруженных людей, творящих волю второй или третьей державы (вторая держава Германия, третьей державой считался Интернационал). К этому времени к группе примкнули: [Далее следует список из 16 человек, в том числе там указан Н.П.Анциферов и его жена]. В этом составе на еженедельных собраниях заслушивались доклады политического характера о текущих событиях, о работе большевиков и об общем положении в стране. Докладчики призывали к верности Родине, против классовой борьбы, разрушающей национальное единство. Их доклады стенографировались, быстро размножались на пишущих машинках и распространялись среди населения. В марте 1918 г. руководители "Воскресения" получили большую сумму денег, которая использовалась на создание печатного периодического журнала с большим тиражом. Издание N 1 журнала, названного "Свободные Голоса" под редакцией А.А.Мейера и Г.П.Федотова в апреле 1918 г. явилось первым большим открытым выступлением группы против установившейся Соввласти с провозглашением своей программы и задач. Через "Свободные Голоса" группа обратилась к "русским людям" с предупреждением, что "Родина в опасности", "Отечество на краю гибели", с требованием к русской интеллигенции пробудиться к вере и выявить "Слово русское" и объединиться против большевиков за создание новой государственной и хозяйственной плоти (статья Н.П.Анциферова "Россия и будущее", в журнале "Свободные Голоса" N 1). Задача пробуждения лучших людей народа русской интеллигенции "Воскресение Родины", возрождение подлинной веры, становятся идеалами организовавшейся группы. Под этими лозунгами скоро стекаются новые лица, и группа оформляется в организацию под символическим названием "Воскресение". После выхода N 2 журнала "Свободные Голоса", в июне 1918 г. группа решает прекратить его издание... Избирается новый метод борьбы скрытый. На первый съезд ученых в Москве в начале 1919 г. "Воскресение" делегирует также и своих представителей А.В.Карташева и Н.П.Анциферова, едущих официально как бы от Ленинградского Университета. Они обязаны были выяснить настроение съехавшихся в Москву делегатов представителей многих ВУЗ-ов многих городов, провести с ними беседы и распространить "Свободные Голоса". После возвращения из Москвы информировавший о результатах съезда Н.П.Анциферов сообщил, что ему удалось распространить "Свободные Голоса", разговаривать с делегатами... Комплектуя постепенно состав "Воскресения" из наиболее проверенных, обработанных, "благонадежных" членов перечисленных выше кружков, за все время в состав "Воскресения" были введены следующие лица:...".
Далее следует список из 34-х человек, среди которых имеется Н.П.Анциферов