Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ГодСмерти 1964
Дела ol6.158
    Молочковский Николай Алексеевич 
    Фамилия Молочковский 
    Неточная дата рождения 1886(1881?)г. 
    Место рождения Пензенская губ., г.Краснослободск 
    член религиозно-философского кружка 
    Специальность врач-невропатолог 
    Личный дворянин
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1932г.] [1932-1964гг.]
      Образование
        Пензенская Духовная Семинария
        Харьковский университет, медицинский факультет
        Год окончания 1910 
      Места проживания
        Ленинград (Петроград), ул.Карла Либкнехта, 19/21–35 
        Год окончания 1928 
        День окончания 16 
        Месяц окончания 11 
        Зав. приемным покоем амбулатории при заводе "Красногвардеец".
        Врач-невропатолог при Народном Доме.
        В 1920–1921гг. — член толстовского общества "Истинная Свобода".
        С 1918г. — участник религиозно-философского кружка "Содружество 5-ти"
        и других религиозно-философских кружков
      Аресты
        Ленинград 
        Год ареста 1928 
        День ареста 16 
        Месяц ареста 11 
        Арестован по делу религиозно-философского кружка А.А.Мейера "Воскресение"
      Осуждения
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР 
        22/07/1929 
        Обвинение "активный член "Содружества 5-ти", руководившего к/р церковно-монархической организацией "Братство Серафима Саровского", связанным с церковно-монархической к/р организацией А.А.Мейера "Воскресение"" 
        Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
        Приговор 3 года концлагерей 
        Групповое дело "Дело А.А.Мейера. Ленинград, 1929г." 
        Из материалов дела 1929г.:
              
        "В ноябре 1928 года после ликвидации в Ленинграде нелегальной антисоветской
               монархической организации под названием "Братство Серафима Саровского
               во главе с И.М.Андреевским (постановление Коллегии ОГПУ от 8 октября 1928 г.)
               поступили сведения, что В Ленинграде в течение ряда лет существовала
               подпольная контрреволюционная организация правой интеллигенции под
               названием "Воскресение".
               Во главе организации стояли бывшие активные деятели Петроградского
               религиозно-философского общества и за все время своего существования
               организация насчитывала до 110 членов.
               Руководители "Воскресения" объединились и заняли резко враждебные
               Советам позиции сразу же после Октябрьской Революции.
               В январе 1918г. группа оформилась как активная единица, считавшая
               Октябрьский переворот черными днями в истории России, подвергающейся
               разорению ее неверными сынами-изменниками родины.
              "Воскресение" было связано с парижской белой эмиграцией в лице...
               А.В.Карташева и активного деятеля Союза христианской молодежи в Париже
               Г.П.Федотова, которым регулярно посылалась информация о деятельности организации...
               Имея своей конечной целью свержение Советской власти,
               организация задачей текущего дня ставила создание крупного общественного
               движения против существующей политической системы.
               Пытаясь создать такое движение, организация широко использовала
               религиозные и националистические настроения той интеллигенции, которая
               благодаря своему враждебному отношению к Советской власти оказалась
               выбитой из колеи общественной жизни.
               Из этой интеллигенции организация по плану создавала целую сеть
               подпольных кружков, которыми руководили отдельные члены организации и
               для которых подлинные ее политические цели маскировались целями борьбы
               с культурной и религиозной политикой Советской власти.
               Помимо систематической антисоветской пропаганды в своих кружках,
               организация проводила широкую агитацию всюду, куда могли проникнуть ее
               члены (церкви, вузы, школы и частные квартиры) и распространяли
               антисоветские материалы, которые печатались силами и средствами
               организации.
               По делу привлекаются следующие:...".

        Далее следует список из 70 имен, среди них — Молочковский Николай Алексеевич.
        Из материалов дела:
               "Кроме "Братства Серафима Саровского"
               существует еще одно объединение, состоявшее из близких друзей Андреевского,
               оказавшее ему материальную и моральную поддержку в развитии созданного
               Андреевским "Братства"...
               Агентурной проверкой роли выявившегося кружка стало известно, что
               кружок действительно существует, что в последнее время он носит
               название "Содружество 5-ти" (по количеству членов) и состоит из
               Андреевского И.М., Алексеева-Аскольдова С.А.,
               Финне В.Н., Молочковского Н.А. и Сланского Б.В., составляющих как бы
               коллегию по руководству "Братством Серафима Саровского...
               С целью ликвидации "Содружества"... в конце ноября 1928 г. были арестованы:
               Финне В.Н., Молочковский Н.А. (врачи-психиатры) и Сланский Б.В.(студент
               Медицинского Института). При обыске у всех был найден различный материал,
               свидетельствующий об оформленном существовании "Содружества", антисоветская
               литература и один револьвер.
               Допрошенные по существу дела арестованные показали следующее:
               Начало "Содружество" получило в 1918 г., когда в него входили только
               Сланский В.В.(врач), Клименко Д.В (нотариус)
               и Молочковский Н.А. (врач). Они начали регулярно собираться
               на своих квартирах для совместного обсуждения политических событий из
               желания найти правильное отношение к Революции, а затем к последующим
               событиям: гражданской войне, голоду, антирелигиозной пропаганде и т. д.
               Одно время кружок начал принимать полутолстовскую окраску, причем Сланский
               даже редактировал издававшийся тогда в Москве периодический толстовский
               журнал, но в 1919 г. после вступления в "Содружество" новых лиц,
               главным образом, Андреевского и Алексеева-Аскольдова (монархистов по
               убеждению), "Содружество" изменило свое направление и стало
               ортодоксально-православным...
               Объединение оформилось под названием "Содружество" — "близких по духу
               людей", настроенных антисоветски, религиозных,интересующихся
               религиозно-философскими вопросами.
               Постепенно на заседаниях "Содружества" ... все пришли к мысли о
               необходимости вырвать молодежь из-под пагубного влияния новых школ,
               изыскивались способы борьбы. Тогда же была создана денежная касса —
               фонд для взаимопомощи и покупки необходимых книг...
               В 1927г. ... "Объединение" составлялось из 5 чел. — Андреевского,
               Финне, Молочковского, Алексеева-Аскольдова и Б.В.Сланского
               (сына В.В.Сланского), приняв на одном из заседаний название
               "Содружество 5-ти" и дав взаимное обязательство хранить свои собрания
               и деятельность в тайне.
               В 1922–23 гг. И.М.Андреевский... начинает создавать кружки молодежи...
               Втягиваются в эти кружки дети бывших дворян, состоятельных и религиозных
               родителей... Под влиянием Андреевского члены кружка дают обещание выполнять церковные праздники, знакомиться с
               жизнью святых отцов, втягиваются в церковную политику, слушают доклады
               Андреевского и других о церковном расколе, принимают Тихоновскую позицию и переходят к
               обсуждению явно политических вопросов.
               Вскоре доступ для новых лиц в кружок прекращается, вводятся строгая дисциплина
               и конспирация...
               В начале 1927 г. на одном из собраний кружка, устраивается молебен
               (служит священник Тихомиров) во время которого кружок переименовывается в
               братство, принимая имя последнего святого — Серафима Саровского...
               К этому времени Андреевский создает еще один кружок "подготовительный",
               куда попадает молодежь новой вербовки. Здесь она подвергается соответствующей
               предварительной обработке — проверяется. Члены одного кружка не подозревают
               о существовании другого, все окружено тайной, все боятся провала.
               Только наиболее подготовленные попадают из "подготовительного кружка"
               в "Братство".
               В 1925 г. к кружку Андреевского примыкают ряд преподавателей средних и высших
               учебных заведений, которые становятся активными помощниками Андреевского
               по дальнейшему развитию кружка...
               Вербовкой молодежи в "подготовительный кружок" занимается не только
               Андреевский и его непосредственные помощники, но и все члены "Братства" в
               большинстве занимающиеся в ВУЗ-ах, специально знакомящиеся со студентами,..
               Обвиняемый Молочковский, Николай Алексеевич, подтверждая в своих показаниях
               факт существования "Содружества 5-ти" и историю его возникновения
               в изложенной выше последовательности, сообщает, что собирались они в
               заранее назначенные дни в своих квартирах два раза в месяц, за исключением
               последнего времени, когда собирались иногда в силу различных обстоятельств
               только один раз в месяц. Денежный фонд составлялся из членских взносов
               "Содружества", покупки книг и др. надобностей...
               В отношении связи "Содружества" с деятельностью "Братства Серафима Саровского"
               Молочковский отрицает, что "Содружество" Братством руководило...
                 "В "Содружестве" знали, что Андреевский имеет ученические кружки,
                  что он заинтересовывает их преподобным Серафимом Саровским и
                  воспитывает в старом духе. "Поведение его мы не одобряли, считая
                  такую деятельность насилием над сырым человеческим материалом,
                  каким являются его ученики, но Андреевский ставил себя в роли
                  учителя и по отношению к нам".
            Отказываясь от дачи общей характеристики членов "Содружества" в отношении
            их политических убеждений, Молочковский сообщает:
                 "Все мы люди религиозные, а лично я признаю исключительно власть Бога"...".
        Из обвинения:
            "Молочковский Н.А.(бывший дворянин), Сланский Б.В. (бывший дворянин)
            [обвиняются] в том, что они являлись членами "Содружества 5-ти",
            существовавшего нелегально с 1918 г., оказывали материальную помощь
            "Братству Серафима Саровского" и совместно с его руководителем
            Андреевским, развивали его антисоветскую деятельность...
            В предъявленном обвинении сознались"
      Места заключения
        Ленинград, Дом предварительного заключения (ДПЗ) 
        Год начала 1928 
        День начала 16 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1929 
        День окончания 5 
        Месяц окончания 3 
        До вынесения приговора был освобожден под подписку о невыезде 05.03.1929г.
        После вынесения приговора был отправлен в Белбалтлаг
        Белбалтлаг, Медвежья Гора 
        Год начала 1929 
        Год окончания 1932 
        День окончания 24 
        Месяц окончания 3 
        Освобожден из лагеря 24.03.1932г.
      Места проживания
        Ленинградская о., г.Бологое 
        Год начала 1932 
        После освобождения жил в Бологом, затем в Чувашии, в Курской обл.
        Работал врачом
        Чувашия 
        Курская о. 
        Год окончания 1964 
    Кончина
      1964 
      Место Курская о. 
    Публикации ->

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ