Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ГодСмерти 1983 Дела o28.1 => o28.1 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
3
    Рукоположение
      иерей 
      1921 
      День 1 
      Месяц 1 
      Место Петроград, церковь Покрова Божией Матери на Боровой 
      Кто рукоположил митрополит Вениамин (Казанский) 
      Был рукоположен во иерея 18 декабря 1920г./1 января 1921г.
    Служение
      Петроградская губ., Балтийская ж.д., с.Александровка (близ пос.Тайцы), церковь св. блгв. кн. Александра Невского 
      иерей 
      Год начала 1921 
      День начала 1 
      Месяц начала 1 
      Год окончания 1922 
      Балтийская ж.д., пос.Тайцы, церковь свт.Алексия митрополита Московского 
      иерей 
      Должность настоятель 
      Год начала 1922 
      Год окончания 1929 
      Месяц окончания 11 
      В 1922г. епископ Петергофский Николай (Ярушевич) назначил о.Петра настоятелем в
      пос.Тайцы. Деревянная церковь была заложена в 1904г. в честь рождения наследника
      престола. В 1916г. ее сменил каменный храм по проекту И.В.Экскузовича.
      Незадолго до ареста Владыки Вениамина и начала судебного процесса Господь
      привел о.Петра еще раз сослужить ему в Исаакиевском соборе и получить последнее владычнее
      благословение.
      С Тайцами были связаны видные представители петроградского духовенства,
      оказавшие на молодого о.Петра большое влияние.
      Первым из них надо назвать Владыку Григория (Лебедева)
      В 1923г. по определению Святейшего патриарха Тихона Владыка Григорий приехал
      в Петроград в качестве викария — епископа Шлиссельбургского.
      Владыка Григорий во многом определил дальнейший духовный и жизненный путь о.Петра.
      В августе 1925г. в Ленинград был назначен митрополит Иосиф (Петровых).
      В день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского
      30 августа/12 сентября состоялось его первое торжественное Богослужение
      в Лавре. Как и все участники соборного служения, о.Петр получил благословение
      нового Владыки. Первое служение для Владыки Иосифа оказалось и последним,
      Религиозный подъем, горячий прием новому Митрополиту (ибо знали, что он был
      близок к покойному патриарху Тихону) явно напугали власти, и его вынудили
      покинуть город.
      Весной 1927г. семья Белавских прощалась в Александровском храме с о.Иоанном
      Белавским. Погребение состоялось возле храма, где уже образовалось маленькое
      семейное кладбище Шишовых-Белавских.
      Когда митрополит Иосиф (Петровых) заявил о своем несогласии с позицией
      митрополита Сергия (Страгородского), изложенной в его известной декларации
      1927г., о.Петр, не колеблясь, принял сторону владыки Иосифа, который в то
      время жил на положении ссыльного в Николо-Моденском монастыре недалеко от
      г.Устюжна.
      Тайцы превратились в один из центров "иосифлянства".
      Во главе Петроградского духовенства, сохранявшего верность митрополиту Петру
      как Местоблюстителю, поддерживавшего митрополита Иосифа, встал архиепископ
      Гдовский Димитрий (Любимов).
      В 1928г. в Тайцах на втором этаже дома, где жил о.Петр, поселился епископ
      Гдовский Димитрий (Любимов), ставший во главе петроградских "иосифлян". В Тайцах
      часто бывали и служили епископ Нарвский Сергий (Дружинин) и настоятель храма
      Спаса-на-Крови — профессор Ленинградской Духовной Академии протоиерей Василий
      Верюжский. Совершались здесь и хиротонии, а в будние дни епископ Димитрий
      служил вдвоем с о.Петром.
      По поручению Владыки Димитрия о.Петр летом 1928г. ездил в северный Николо-Моденский
      монастырь близ Устюжны, где на положении ссыльного жил митрополит Иосиф. В эти
      же годы о.Петр как духовник часто посещал в Гатчине известную многим монахиню
      Марию (Лелянову), с молодых лет прикованную недугом к постели.
      Наступил 1929 год, о.Петру оставалось служить в любимой церкви последнее лето.
      По воспоминаниям очевидцев, в храме в это лето царила особая молитвенная тишина
      В 1929г. усилились аресты правящего духовенства, монахов и церковных мирян.
      Первым из семьи Белавских арестовали тестя о.Петра — протоиерея Василия
      Бондырева, 8/21 мая 1929г. он был расстрелян в тюрьме на Шпалерной.
      Сломленная горем вдова о.Василия Елизавета Александровна переселилась к дочери
      в дом о.Петра.
      Летом 1929г. о.Петр подолгу молился в алтаре, иногда сослужил Владыке Димитрию.
      По-прежнему приезжал епископ Сергий (Дружинин), бывали и другие священники
      из города
    Места проживания
      Балтийская ж.д., пос.Тайцы, ул.Юного Пролетария (Сегалевская) 
      Год окончания 1929 
      День окончания 28 
      Месяц окончания 11 
    Аресты
      Балтийская ж.д., пос.Тайцы, ул.Юного Пролетария (Сегалевская) 
      Год ареста 1929 
      День ареста 28 
      Месяц ареста 11 
      28 ноября 1929г. о.Петр был арестован по делу "иосифлян".
      После длившегося всю ночь обыска о.Петр был арестован чекистами вместе с архиепископом
      Димитрием, его келейником — диаконом Павлом Морозовым и монахиней Анастасией
      (Куликовой). При обыске была обнаружена и изъята часть "иосифлянского" архива.
      Большинство документов оказалось уничтожено.
      Матушке о.Петра позволили проводить мужа, она простилась с ним и получила
      последнее благословение Владыки Димитрия
      Через два с половиной месяца после ареста о.Петра скончалась его мать,
      Екатерина Дмитриевна.
      Вскоре матушка Ксения Васильевна с детьми и своей матерью переехали в другой
      дом, где сняли более дешевую двухкомнатную квартиру
      Аресты иосифлян продолжались. Уже был под стражей почти весь причт церкви
      Спаса-на-Крови во главе с настоятелем — протоиереем Василием Верюжским
    Осуждения
      Коллегия ОГПУ 
      03/08/1930 
      Статья ст.58–10 УК РСФСР 
      Приговор 5 лет ИТЛ 
      3 августа 1930г. решением Коллегии ОГПУ о.Петр получил пять лет лагеря,
      протоиерей Василий Верюжский — десять лет, Владыка Димитрий — расстрел,
      хотя впоследствии расстрел заменили пожизненным заключением. Другие иосифляне
      осуждены были на разные сроки лагеря, а священник храма Спаса-на-Крови
      о.Сергий Тихомиров и о.Николай Прозоров из храма на Пискаревке были расстреляны
    Места заключения
      Ленинград, тюрьма на ул.Шпалерной 
      Год начала 1929 
      День начала 28 
      Месяц начала 11 
      Год окончания 1930 
      В тюрьме на Шпалерной содержались многие иосифляне.
      По соседству с камерой, где был заключен о.Петр, сидел протоиерей Николай
      Чуков — будущий митрополит Ленинградский Григорий.
      С арестованными иногда разрешали свидания.
      Ленинград, пересыльная тюрьма на Нижегородской 
      Год начала 1930 
      Год окончания 1930 
      После вынесения приговора до отправки в лагеря ГУЛАГа заключенных поместили
      в пересыльную тюрьму недалеко от Финляндского вокзала на Нижегородской улице.
      Из пересыльной тюрьмы о.Петра и других заключенных повезли по железной дороге до
      Кеми, откуда по воде переправили на остров. Приехавшая в Кемь матушка Ксения
      видела как 24 сентября 1930 года арестантов погрузили в трюм старого парохода.
      Последнее, что видела матушка, это как охранник грубо толкнул ее мужа, вырвав
      чемоданчик с самыми необходимыми вещами
      Соловецкий лагерь особого назначения, Б.Соловецкий остров 
      Год начала 1930 
      Год окончания 1930 
      Первое время о.Петр с собратьями, проходившими по одному и тому же делу,
      находился на Большом Соловецком острове.
      К осени 1930г., однако, их перевели на остров Анзер
      Соловецкий лагерь особого назначения, остров Анзер, Голгофо-Распятский скит 
      Год начала 1930 
      Год окончания 1931 
      Арестованные были направлены в Свято-Распятский скит, где стоящий на высокой
      горе Голгофе огромный храм в честь Распятия Спасителя был превращен в барак
      для заключенных.
      Здесь о.Петру довелось работать сначала ассенизатором, затем вылавливать прибитые к
      берегу бревна. Однажды тяжелое бревно ударило по ноге, и батюшку долго потом мучили
      незаживающие раны. Особенно удручающе действовали вызовы к лагерному начальству,
      предлагавшему доносить на собратьев, отречься от сана. Грозили арестом матушки
      и тем, что отнимут детей. С Божией помощью о.Петр держался стойко, и вызовы
      прекратились. Великим благом было совместное заключение духовенства. Все тяготы
      лагеря облегчались взаимной поддержкой и молитвой. На Анзере с о.Петром были два
      епископа: Уфимский Андрей (Ухтомский) и Смоленский Иларион (Бельский). О.Петру
      удалось спрятать епитрахиль, а Владыке Илариону — мантию. Однажды, к великой
      радости, о.Петр нашел в бараке иерейский молитвослов. При службах строго
      соблюдалась конспирация. Так, в Крещенский сочельник 1931г. о.Петра
      благословили тайно совершить чин освящения воды. Для этого ему пришлось подняться
      с сосудом воды по шатким ступеням на дальнюю сторожевую вышку. Мела метель,
      завывал ветер, вышку качало, но о.Петр принес в барак освященную воду.
      Господь утешал о.Петра в скорбях, однажды о.Петр обнаружил на выступе в глубине,
      между стенкой барака и печью книжицу, это был Акафист Пресвятой Богородице
      "Нечаянная радость". С каким воодушевлением о.Петр молился!
      Соловецкий лагерь особого назначения, остров Анзер, Троицкий собор 
      Год начала 1931 
      Год окончания 1932 
      В 1931г. многих ссыльных, в т.ч. о.Петра и о.Василия Верюжского, с Голгофы
      перевели в Троицкий скит, расположенный здесь же на Анзере, а Голгофский храм
      позднее превратили в сыпно-тифозный барак.
      Троицкий скит был расположен на берегу морской бухты.
      О.Петр вспоминал, как вечерами они с о.Василием Верюжским любили бродить
      по берегу моря. Вскоре о.Василия увезли для какого-то дознания в Ленинград.
      Летом 1931г. о.Петру разрешили свидание с Ксенией Васильевной, которая
      из Кеми добралась до Соловков. Приезжавших на свидание родственников поселяли
      на главном острове в здании бывшей монастырской гостиницы. По этому случаю
      о.Петра доставили сюда с Анзера. Тяжким для матушки оказался обратный путь
      на материк, т.к. на Белом море разыгрался нешуточный шторм, жены и близкие
      заключенных молились и плакали, взывали о помощи к Святителю и чудотворцу
      Николаю. Ксения Васильевна всегда, вспоминая этот "рейс", говорила, что
      даже видавшие виды моряки сочли за чудо благополучное возвращение
      Белбалтлаг, пос.Надвоицы 
      Год начала 1932 
      Год окончания 1933 
      День окончания 19 
      Месяц окончания 8 
      В 1932г. о.Петр с группой заключенных был переведен на строительство Беломорского
      канала в район станции Надворицы и Май-губы. На тяжелые физические работы
      из-за болезни ног его не назначали. Здесь он выполнял отдельные технические
      канцелярские поручения, а потом ему доверили хранение и выдачу чертежей и
      материалов по строительству канала.
      Поначалу он жил в общем бараке, а за какое-то якобы неповиновение начальству
      помещен был даже в одиночный карцер.
      К концу срока заключенным разрешалось жить в частных домах с.Надвоицы.
      Поселили и о.Петра в одной из северных добротных изб, где хозяйка оказалась
      вдова дьякона. Дважды за время пребывания о. Петра на Беломорском канале
      к нему приезжала матушка с детьми. Ксении было девять, а Шурочке — четыре года.
      О.Петр был досрочно освобожден в связи с окончанием строительства канала,
      однако вернуться в родной дом в Тайцах он не мог, т.к. был "лишенцем".
      С рекомендательным письмом он приехал в Новгород, где осели многие "лишенцы"

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ