Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Места проживания Ярославская губ., г.Ростов Год начала1929
По благословению архиепископа Варлаама (Ряшенцева) сестры обители выехала в Туркестан Туркестан (Казахстан), г.Алма-Ата Год окончания1936
Из воспоминаний матушки Надежды: "Шел 1931 год. Валентина Сергеевна стала сильно болеть и с каждым днем слабеть... 19 июля в субботу после Всенощной Валентина Сергеевна тихо отошла ко Господу".
Матушка Надежда болела туберкулезом.
Из ее воспоминаний: "Приехал в ссылку тибетский врач-травник. Фрося стала спрашивать, в чем он нуждается, а он отвечал, что ничего ему не надо, все есть..., назвал себя "врач Хаджи-Мурат", а сам русский, православный. Пригласил нас к себе на обед. Фрося сказала ему, что я болею туберкулезом легких, каждую весну и осень кровью харкаю, а наш фельдшер удивляется, как это я живу, когда должна умереть. На это "Хаджи-Мурат" сказал: "Я тебя вылечу,... нужно выпить два лекарства. Один литр стоит 50 рублей.". Я говорю: "Такое дорогое лекарство я не могу купить". "А я с тебя и не возьму". Но я все равно отказалась. Тогда он сказал мне, что я грешу: Бог посылает врача, а я не принимаю. Так он заставил согласиться, и вылечил меня совершенно. Фросе обещал платить 50 рублей на ссыльных, а к Пасхе дал сразу 200 рублей устроить им разговенье... В 1933г. умерла моя мама. Мне сообщили после 40 дней. Мы с Фросей поехали в Москву, побыли на могилке. Потом поехали на Пионерскую к схиигумении Фамари, которая вернулась из ссылки. Она нас просила на обратном пути в Туркестан завезти посылку митрополиту Кириллу (Смирнову), который от нас жил в двух часах езды поездом. Вернувшись домой, мы отправились к нему, передали посылочку, но т.к. обратного поезда не было, Владыка нас оставил ночевать. Уложил нас у монахини Евдокии, и сам укрыл нас рясой. Мы стали просить Владыку нас исповедовать и причастить, но он, узнав, что мы Сергиевой церкви, отказал в исповеди. За вечерним чаем он спросил, почему заикается сестра Евфросиния. Она ответила, что стала заикаться после летаргического сна. Владыка просил рассказать сон. Фрося поручила мне. Во время рассказа Владыка плакал, а вечером нас исповедал. Мы ему говорили, что идем, куда наш духовный отец Митрофан ведет. Владыка ответил: "Идите, идите за ним, я его знаю. Он великий человек". Утром Владыка нас причастил и приглашал еще приехать... Готовила матушка Евдокия на керосинке, а керосин очень трудно было доставать. База керосиновая была здесь. Я работала в Туркестане от этой базы и просила своего директора-татарина разрешить им брать керосин с базы. Он разрешил отпускать им каждый месяц. Второй раз мы приехали к Владыке постом. Пели с ним канон: он и Фрося баском, а я уж чуть подпевала: "Господи, прежде даже до конца не погибну...". Причастились, на другой день уехали. Летом, ко дню прп.Онуфрия мы послали Владыке иконочку прп.Онуфрия, которую написал нам ссыльный художник, но в ответ получили печальное письмо от матушки Евдокии: Владыку увезли в новую ссылку в день прп.Онуфрия, 12 июня, когда он получил иконочку. Мы продолжали жить в Туркестане. Я работала и получала хорошую зарплату, обувь и материал, а дома шили одеяла. Ходили в храм в своей форме обительской, пели в хоре. Но вот церковь закрыли, и мы стали хлопотать с церковной старостой об открытии церкви. Ездили в Ташкент к архиепископу Борису, он принял нас очень хорошо и обещал помочь. Позже он писал нам, что мешает священник "красной" церкви. Старосту, женщину 60 лет, арестовали и расстреляли... Фрося как-то приходит и дает мне открытку с видом парка и длинной дорожки с надписью "Дорожка" и говорит: "Поедем в Москву". Так неожиданно мы с ней уехали в Москву в 1938г."