Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ГодСмерти 1995 Дела o61.379 => o61.379 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
2
Места заключения
    Места заключения
    ИТЛ 
    Год начала 1945 
    Отбывал заключение в ИТЛ. Из его воспоминаний:
        
    "На второй неделе Великого поста случилось что-то совершенно непонятное.
         Меня привели к майору, начальнику лагеря... и тот повел со мной прямо-таки
         задушевную беседу:
           "... Ты у нас вроде бы самый честный — да дело даже не в этом. Фанатик
            ведь ты религиозный, и твои убеждения не позволят тебе воровать.
            Как там в заповедях-то? "Не укради"? Так что иди и принимай
            [продуктовый] склад".
         Вот ведь змий коварный! И не знал майор, что не так давно я случайно
         подслушал его разговор с "кумом" лагеря. Офицеры поспорили, что какие бы высокие
         убеждения не были у человека, но до предела изможденный, хронически
         голодный, он все равно соблазнится, если получит возможность, пусть
         незаконно, "подтырить хавку".
         И особенное иезуитство заключалось в том, что поставить меня на склад
         решили в дни Великого поста. Такой вот эксперимент. А я действительно
         был уже доходягой. Острое чувство голода не покидало меня ни на минуту.
         И спастись от этого мучительного истязания желудка можно было только
         молитвой. Что я и делал постоянно, хоть это и очень не нравилось
         руководству лагеря. В наказание меня посылали на еще более тяжкие работы,
         надолго заключали в карцер, где вообще, можно сказать, не кормили.
         Но тело-то можно сломить, а душу? Я однажды прямо так и сказал "куму":
            "Ну как ты запретишь мне постоянно творить молитву бессловесно —
             в уме и сердце моих"?
         Тот только рукой безнадежно махнул:
            "Фанатик он и есть фанатик".
         Но все же отступился от меня.
         И вот стал я главным человеком на продуктовом складе — такое искушение
         мне придумали.
         Поначалу я чуть в обморок не упал от нахлынувших на меня вкуснейших и
         давно забытых запахов. Ведь на складе хранились не только мешки с самой
         дешевой крупой для заключенных, подгнившей капустой и бросовой рыбешкой.
         В отдельном закутке для начальства стояли коробы со сливочным маслом,
         висела копченая свинина, даже коричневые круги колбасы лежали. И ящики с
         сахаром. Если хоть по чуть-чуть от всего этого богатства отщипнуть —
         скоро с дистрофией справишься.
         Только после утренней поверки все снова увидели меня в лагерной столовой.
         Я, как и все, хлебал баланду, зажевывая ее черствым куском суррогатного
         хлеба. И так продолжалось день, два, три, неделю.
         А потом меня снова вызвал начальник лагеря. С удивлением посмотрел на мою
         все такую же высохшую до предела фигуру, заострившийся нос и крякнул:
            "Неужто и вправду на складе ничем не попользовался?" — спросил недоуменно.
            "Так ведь Великий пост", — ответил я.
            "Вот уж действительно не в коня корм", — резюмировал майор и тут же
         с досадой распорядился перевести меня обратно на общие работы.
         Не удался, видишь ли, у него эксперимент.
         А уже приближалась Святая Пасха: шла Страстная седмица.
         Нашей бригаде выпала очень тяжелая работа: мы занимались выкорчевкой пней
         на большом участке...
         И тут кто-то сказал:
            "А ведь вот такие же дни для Христа тоже были самыми трудными.
             Не зря неделя называется Страстной".
         И все загомонили:
            "Семен, Семен, ты в религии силен, за это и сидишь, расскажи, что
             в эту неделю было с Иисусом".
         Где уж тут рассказывать, только бы дыхание перевести, но я все же,
         натужно работая ломом, начал говорить о страстях Христовых.
         Начал с Тайной вечери, а вот до Великой субботы добраться не успел:
         обед привезли. А после обеда товарищи отстранили меня от работы: уж очень
         интересно было им послушать, как это Сам Сын Господень попал в ад...
         Так Он победил смерть и дал людям возможность для спасения и вечной жизни.
         Тихо стало на поляне. И даже конвоир, все время прислушивающийся к моему
         рассказу, застыл, как соляной столб...
         На саму Пасху, в воскресение, нас не повели на работу, оставили в бараках.
         И мы стали праздновать Святое Воскресение Христово. Возможностей у нас
         было, конечно, мало, но накануне мы соединили все наши хлебные пайки,
         раздобыли немножко сахарного песка и из всего этого слепили общую пасху

         — благо хлеб мялся, как глина. На верхушке пасхи вылепили крест и обсыпали
         все сахаром. Вскипятили воду, заварили сбереженный чаек — и просто
         настоящий по лагерным меркам праздник у нас получился!
         И словно на воле, по всему бараку слышались самые главные, самые великие
         слова: "Христос Воскресе! Воистину Воскресе!".
         И забыли зэки все тяготы лагерной жизни, все стали такими благостными,
         добродушными, вспоминали вольную жизнь, родных и близких.
         Одним словом, Христос пусть на один день, но и нас будто бы выпустил
         из ада...
         Тут ко мне подошел один из лагерников и попросил выйти из барака.
         Я приоткрыл тяжелые двери. У входа стоял тот самый конвоир, который
         присутствовал при моем рассказе о Страстной седмице...
           "Спасибо тебе, — взволнованно произнес он. — Я послушал тебя, и будто
            в душе все перевернулось. И как это я до сих пор без Христа жил?
            А это тебе", — и он протянул мне красное пасхальное яичко"

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ