Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ГодСмерти 1995 Дела oki.97 => oki.97 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
    Образование
      Московский Государственный Университет, филологический факультет, аспирантура
      Год окончания 1953 
      Будучи аспирантом филологического факультета МГУ, Андрей Чеславович работал
      в городском Педагогическом институте им.Потемкина
    Служение
      Москва, церковь Илии Обыденного 
      Должность алтарник 
      Год окончания 1995 
      Андрей Чеславович Козаржевский был православным, церковным человеком.
      Он помогал в храме, был знаком со многими священнослужителями.
      Любимыми московскими храмами Андрея Чеславовича, помимо родной церкви
      Илии Обыденного, были Елоховский собор, где с 1945г. он стоял на одном и том же
      месте — напротив Казанской иконы Божией Матери; Знаменская церковь в Переяславской,
      где пел его любимый хор Владимира Кондратьева; Вознесенская церковь на Серпуховке
      с хорошим мужским хором.
      "Без Церкви, богослужения с его бездонной богословской глубиной и эстетическим
      совершенством я не мыслю христианской веры", — писал Андрей Чеславович в своей
      "Автобиографии".
      Долгие годы он молитвенно общался со строгим и ученым монахом, митрополитом Рижским
      и Латвийским Леонидом (Поляковым), сердечно любил митрополита Сурожского
      Антония (Блюма) и своего духовника о.Серафима (Шенрока).
      Много лет доброе знакомство связывало его с матушкой Варварой, настоятельницей
      Пюхтицкого монастыря, и многими священниками.
      Уже после смерти Андрея Чеславовича его вдова Ирина Владимировна Барышева
      рассказывала, как в начале 1990-х годов они посетили выставку работ Павла
      Корина на Крымском валу. Там были представлены эскизы к картине
      "Русь уходящая". Для большинства посетителей выставки эта картина была
      символом, печальным образом поруганной родины, а для Андрея Чеславовича — его
      собственная жизнь, конкретные люди:
      "Этому я помогал на службе". "Эту парчовую ризу я видел и держал в руках",
      "Этого протодиакона я слышал много раз", "Эта монашка — знакомая нашей семьи".
      Много лет тому назад у Андрея Чеславовича было желание стать священнослужителем,
      но разные священники настойчиво советовали ему оставаться мирянином и
      в то же время посильно осуществлять определенную духовную миссию. Он это и
      делал на протяжении всей своей жизни.
      Из воспоминаний Елены Лебедевой, выпускницы МГУ, одной из последних студенток
      Андрея Чеславовича:
        
      "Во времена "застоя" Андрей Чеславович водил своих студентов в церковь Троицы в
        Никитниках в Китай-Городе, превращенной в то время в "музей", и читал лекцию
        о русской культуре в помещении "музея", а после говорил близким, что, может
        быть, побывав пусть и в закрытом храме и послушав его лекцию, человек "кастрюлю на
        икону не поставит"...
        Мы выползали на свет Божий из семидесятилетнего дремучего леса — грязные,
        изорванные, одичавшие, голодные души. Вера была нужна нам, как воздух,
        как Любовь, как сама Жизнь. Многим из нас именно на этом пути повстречался Андрей
        Чеславович — православный до последней капли крови человек. В нем не было
        всего того, что так часто встречается в некоторых людях, называющих
        себя православными и что так отталкивает искренне ищущую Бога молодежь от
        Церкви — ни ксенофобии, ни назойливых поучений, ни лицемерия. Свою веру
        профессор Козаржевский показал своею жизнью...
        За 40 лет работы на истфаке остался беспартийным...
        Валил с ног рак, а он читал лекции, принимал зачеты, по-прежнему "возился
        с людьми", и со складным стульчиком каждое воскресенье ходил на церковную службу.
        Пока не слег окончательно... "
    Места проживания 
[4]

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ